В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ) автономными учреждениями считаются некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией (далее - РФ), субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, спорта и физической культуры, а также в иных сферах. То есть автономные учреждения в основном осуществляют свою деятельность в «некоммерческих» сферах. А согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 174-ФЗ основной деятельностью автономного учреждения является деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых данное автономное учреждение создано.

В настоящее время законодательство предполагает два варианта создания автономных учреждений: либо путем учреждения, либо путем преобразования из государственного (муниципального) унитарного предприятия/государственного учреждения.

Создание автономного учреждения «с нуля» происходит на основании решения соответствующего органа управления, в подчинении которого находится данное автономное учреждение. В этом случае решение о создании автономных учреждений федерального подчинения принимает Правительство РФ, а решение по созданию автономного учреждения, находящегося в подчинении субъекта РФ или муниципального образования, принимает соответствующий субъект РФ/муниципальное образование.

Если же в автономное учреждение преобразовывается государственное или муниципальное учреждение, то решение должно быть принято именно тем соответствующим органом, в подчинении которого они находятся.

Наибольший интерес представляет создание федеральных автономных учреждений. Их создание или реорганизация регулируются нормой Постановления Правительства РФ от 10.10.2007 № 662 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения» (далее - постановление № 662). Согласно п. 2 данного постановления решение о создании федерального автономного учреждения принимает Правительство РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти. Если же создается федеральное автономное учреждение путем изменения статуса существующего федерального государственного или казенного учреждения, то решение принимает Росимущество. Кроме того, постановление № 662 указывает, что в этом случае федеральной службе или федеральному агентству не требуется получать разрешения или согласования процедуры с профильным федеральным министерством, в подчинении которого они находятся.

Согласно п. 3 постановления № 662 федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения. Также он осуществляет текущий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью федерального автономного учреждения.

Органом управления, осуществляющим руководство текущей деятельностью федерального автономного учреждения, является его руководитель (исполнительный орган), который назначается на должность по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения. На основании ч. 2 ст. 8 Закона № 174-ФЗ в федеральном автономном учреждении высшим органом управления является наблюдательный совет, а также иные необходимые органы управления, связанные с отраслевой спецификой федерального автономного учреждения (ст. 10 Закона № 174-ФЗ).

Пример 1

Свернуть Показать

В федеральном автономном учреждении - академическом театре драмы - имеются следующие органы управления: генеральный директор, назначенный на должность Министерством культуры России, наблюдательный совет из 7 человек (отвечает за руководство вопросами финансово-хозяйственной деятельности, одобрение крупных сделок, утверждает и контролирует выполнение программы деятельности и т.п.), художественный совет (отвечает за репертуар театра) и попечительский совет (спонсоры и инвесторы). Все вышеперечисленные органы управления и их полномочия отражены в уставе федерального автономного учреждения.

В автономное учреждение может быть преобразовано и унитарное предприятие. Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161-ФЗ) решение о реорганизации государственного унитарного предприятия принимает собственник его имущества. Согласно ст. 29 Закона № 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества. В ряде случаев в автономные учреждения преобразуются те унитарные предприятия, которые по характеру и направлению своей деятельности не могут приносить прибыль.

Автономное учреждение, независимо от уровня подчиненности, наделяется имуществом, необходимым для выполнения им своих функций. Собственником данного имущества являются РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ имущество закрепляется за автономными учреждениями на праве оперативного управления. Однако это не означает, что автономное учреждение вообще не распоряжается никаким имуществом и даже канцелярские товары оно должно списывать только после получения одобрения от учредителя. Автономное учреждение не может распоряжаться следующим имуществом:

  • недвижимым имуществом, закрепленным за автономным учреждением учредителем или приобретенным учредителем в централизованном порядке или же на условиях централизованного финансирования;
  • земельными участками, полученными автономным учреждением на праве бессрочного пользования;
  • особо ценным движимым имуществом, отчуждение которого производится в специальном порядке (например, музейные фонды);
  • особо ценным движимым имуществом, без которого автономное учреждение не сможет осуществлять свою деятельность;
  • некоторыми категориями движимого имущества, стоимость которых составляет: для федеральных автономных учреждений - от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., для автономных учреждений субъекта РФ - от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб., для муниципального автономного учреждения - от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. Вопрос стоимости некоторых категорий движимого имущества вызывает неоднозначное толкование, так как его стоимость, приведенная выше, закреплена в Постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее - постановление № 538). Однако существует и норма, установленная Постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений» (далее - постановление № 337) в размере более 500 тыс. руб., причем независимо от того, какому уровню власти данное автономное учреждение подчинено. Какое же постановление Правительства РФ автономные учреждения должны использовать в работе? В этом вопросе мнения разделяются: так как постановление № 337 не отменено, его можно и нужно использовать в работе. Но постановление № 538 введено в действие уже после изменения законодательства об автономных учреждениях, и поэтому действует только оно и надо руководствоваться им.

По мнению автора, так как оба вышеуказанных постановления действуют и с целью избежания путаницы, необходимо, чтобы балансовая стоимость особо ценного движимого имущества была установлена учредителем и прописана в уставе автономного учреждения.

Пример 2

Свернуть Показать

Спортивно-оздоровительный комплекс является автономным учреждением, находящимся в подчинении субъекта РФ. В уставе данного автономного учреждения зафиксировано, что особо ценным является движимое имущество стоимостью от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Такая формулировка не противоречит норме постановления № 538.

Самостоятельно автономное учреждение может распоряжаться следующими категориями имущества:

  • недвижимым имуществом, приобретенным автономным учреждением за счет собственных средств, или же указанное в ст. 3 Закона № 174-ФЗ «недвижимое имущество, не относящееся к закрепленному за учреждением учредителем (собственником)». Но такое в принципе невозможно, так как представляется сомнительным, что какое-либо юридическое или физическое лицо подарит автономному учреждению объект недвижимости.
    Однако направления расходования выручки, полученной за счет оказания автономным учреждением платных услуг, должны быть закреплены в его уставе;
  • движимое имущество, не включенное в категорию особо ценного движимого имущества. Согласно ст. 298 ГК РФ таким имуществом не может считаться имущество, приобретенное автономным учреждением за счет внебюджетной (приносящей доход) деятельности. Однако законодатель не разъяснил, как быть с приобретенным, например, объектом недвижимости? Остается только надеяться, что данная неясность будет разрешена уже в ближайшее время;
  • материальные запасы, приобретаемые автономным учреждением для обеспечения своей текущей деятельности.

Пример 3

Свернуть Показать

Автономное муниципальное учреждение — детская и юношеская спортивная школа — приобрело за счет осуществления внебюджетной деятельности бывшую базу отдыха предприятия под летний спортивный лагерь. Данная база будет считаться собственностью автономного учреждения, так как денежные средства на ее приобретение учредителем не выделялись.

Учредитель (собственник) также может изъять находящееся в оперативном управлении или бессрочном пользовании (это земельные участки) имущество у автономного учреждения. Процедура изъятия может быть «запущена» в тех случаях, когда автономное учреждение не использует выделенное ему имущество.

Пример 4

Свернуть Показать

Автономному учреждению - высшему учебному заведению, находящемуся в федеральной собственности, - был выделен земельный участок размером 2 га для создания учебно-производственной базы. Однако автономное учреждение его не использовало и земельный участок простаивал. После проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности был выявлен факт неэффективного использования данного объекта вверенного федерального имущества и по решению федерального органа исполнительной власти земельный участок был изъят.

Особенности финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) автономных учреждений

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ государственное (муниципальное) задание для автономных учреждений формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами его уставной деятельности. Учредители устанавливают задания для автономных учреждений с учетом следующих расходов: расходов на содержание особо ценного имущества, расходов на развитие автономных учреждений в рамках государственных целевых программ. Безусловным является финансирование учредителями уставной деятельности автономных учреждений. То есть автономное учреждение получает гарантированное и обязательное бюджетное финансирование на основании разработанного учредителями (на всех уровнях государственного управления) государственного задания и полученных для его выполнения субсидий. Согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ учредителями должны быть утверждены порядок и условия формирования заданий для автономных учреждений, а также порядок их субсидирования.

Пример 5

Свернуть Показать

Муниципальный орган управления разработал в целях финансирования муниципальных автономных учреждений следующие документы: типовую смету муниципального автономного учреждения, типовое задание на год, порядок субсидирования деятельности бюджетных учреждений, а также формы отчетности по использованию полученных денежных средств.

Для федеральных автономных учреждений задания формируются на основании общей формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». Данное постановление облегчает жизнь как финансово-экономическому блоку федеральных ведомств, так и самим автономным учреждениям. В частности, состав показателей должен быть единообразным для автономных учреждений одной отрасли, вводится механизм качества предоставления государственных услуг автономным учреждением, финансируются только те государственные услуги, которые включены в утвержденный перечень государственных услуг.

Система финансирования автономных федеральных учреждений включает в себя несколько типов субсидирования (но может быть использована и для автономных учреждений других уровней):

Первый тип — целевые субсидии. Данные субсидии предоставляются на определенные цели и/или ликвидацию стихийных бедствий.

Второй тип — субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием автономным учреждением государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственным заданием. Это наиболее объемная категория субсидий.

Третий тип — разовые целевые субсидии. Такие субсидии направляются на финансирование мероприятий федеральных (региональных или муниципальных) целевых программ.

Если федеральное автономное учреждение создано путем преобразования бюджетных учреждений или ФГУПов, то согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания» ему выделяется отдельная выравнивающая субсидия сроком на 3 бюджетных года.

Уменьшение субсидирования для автономных учреждений возможно только при уменьшении государственного задания (ч. 2.2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Во всех иных случаях уменьшения бюджетного финансирования автономных учреждений не допускается. Согласно ч. 2.1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ автономное учреждение не имеет права отказываться от выполнения государственного (муниципального) задания. Если же по каким-либо причинам происходит отказ, то последствиями может быть смена собственником руководства данного автономного учреждения.

Финансово-хозяйственная деятельность автономных учреждений находится под полным контролем его учредителей. А согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ автономное учреждение не является распорядителем бюджетных средств. То есть если оно выделяет бюджетные средства другому юридическому лицу, то должно осуществлять это в рамках договорных отношений. Напрямую, через автономное учреждение, главный распорядитель бюджетных средств не может осуществлять бюджетное финансирование. Такой вывод изложен в письме Минфина РФ от 05.03.2011 № 03-03-06/4/16.

Пример 6

Свернуть Показать

Через федеральное автономное учреждение «Объединенная школа рукопашного боя» проводилось финансирование школ рукопашного боя в регионах РФ, что является нарушением бюджетного законодательства. Проверка Росфиннадзора квалифицировала это как нецелевое и неправомерное расходование средств федерального бюджета. Если бы «Объединенная школа рукопашного боя» перечисляла денежные средства региональным школам на основании договоров (на проведение соревнований, отборочных игр и т.п.), то к ней не было бы претензий.

Учредитель (собственник) также контролирует осуществление автономными учреждениями крупных сделок. Для сделок с имуществом автономного учреждения крупной сделкой, согласно ст. 14 Закона № 174-ФЗ, считается сделка по реализации, передаче в залог или иному отчуждению имущества автономного учреждения, если стоимость реализуемого или передаваемого имущества превышает 10% от балансовой стоимости активов учреждения по его бухгалтерской отчетности на последнюю дату. Но как поступить учредителю в тех случаях, когда и сделка крупная, и имущество не отчуждается (например, при приобретении ценных бумаг, при участии в капитале другого юридического лица, при получении кредита и т.п.). В этих случаях законодательство разрешает учредителю самостоятельно устанавливать размер крупной сделки, подлежащей согласованию с ним. Для этого учредитель должен разработать механизм согласования крупных сделок. Представляется возможным иметь соответствующий ведомственный орган (комиссию) по согласованию крупных сделок автономным учреждениям. Это снизит риски совершения неправомерных сделок и повысит ответственность соответствующих управленческих структур.

Кроме выполнения заданий собственников (учредителей), автономные учреждения могут оказывать платные услуги. Наиболее распространенной платной услугой является предоставление высшего образования на платной основе. Порядок определения размера платы за оказание платных услуг определяется учредителем автономного учреждения и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 02.12.2009 № 984 «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти платных услуг». Сам расчет платы за оказание платных услуг определяется на основании приказа Минфина РФ от 22.10.2009 № 105н «Об утверждении Методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений» и не может превышать экономически обоснованных расходов на оказание услуги. Под экономически обоснованными затратами нужно понимать следующие затраты: затраты на оплату труда, затраты на приобретение расходных материалов, затраты на коммунальные платежи, другие затраты на содержание и использование имущества, общехозяйственные расходы. С учетом отраслевых специфик перечень затрат может быть дополнен.

Налоговые аспекты деятельности государственных (муниципальных) автономных учреждений

Налог на прибыль

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ субсидии, выделяемые собственником (учредителем) автономным учреждениям, считаются средствами целевого финансирования и не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Автономное учреждение обязано вести раздельный учет доходов и расходов, получаемых от бюджетной и внебюджетной деятельности. Автономное учреждение не имеет права уменьшать доходы, полученные от внебюджетной деятельности на величину расходов, финансирование которых осуществляется за счет выделенных субсидий (письмо Минфина РФ от 31.01.2011 № 03-03-06/4/3).

Автономному учреждению, в соответствии с требованиями налогового законодательства, необходимо разработать учетную политику для целей налогообложения по налогу на прибыль и разработать регистры (счета) налогового учета. Налогообложение коммерческой (внебюджетной) деятельности автономных учреждений по налогу на прибыль не отличается от такого же налогообложения коммерческих организаций.

Упрощенная система налогообложения

Ее могут применять автономные учреждения в сфере образования в случае, если их доходы по итогам девяти месяцев года, в котором подано заявление о переходе на УСН, не превысили 45 млн руб. (п. 2.1 ст. 346 НК РФ). Если величина дохода по итогам налогового (отчетного) периода превысит 60 млн руб., то автономное образовательное учреждение должно перейти на общую систему налогообложения прибыли согласно статье 346.13 НК РФ.

Пример 7

Свернуть Показать

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования по итогам полугодия получило доход 46 млн руб. По итогам 9 месяцев его доход составил 63 млн руб. Таким образом, по итогам года (налогового периода) данное автономное образовательное учреждение должно уплачивать налог на прибыль на общих основаниях.

Согласно требованиям ст. 346.11 НК РФ автономное образовательное учреждение освобождается от уплаты налога на прибыль, НДС и налога на имущество.

Согласно ст. 346.12 НК РФ не имеют права переходить на упрощенную систему налогообложения следующие категории автономных образовательных учреждений:

  • автономные образовательные учреждения, имеющие филиалы или представительства;
  • автономные образовательные учреждения, у которых средняя численность работников за отчетный (налоговый) период превысила 100 человек. При этом под численностью в 100 человек понимается штатная численность;
  • автономные образовательные учреждения, у которых стоимость основных средств и НМА превышает 100 млн руб. (за исключением земельных участков).

В состав налоговой базы при расчете УСН не включается целевое финансирование и субсидии, выделяемые собственником.

Налог на добавленную стоимость

Автономные учреждения осуществляют операции, облагаемые НДС, в общем порядке, установленном главой 21 НК РФ. Однако в соответствии со ст. 145 НК РФ автономные учреждения могут воспользоваться льготой по НДС. Льготой могут воспользоваться те автономные учреждения, у которых за три предшествующих подаче заявления на пользование льготой календарных месяца сумма выручки от реализации не превысила в совокупности 2 млн руб.

Пример 8

Свернуть Показать

Театр, являющийся автономным учреждением субъекта РФ, в течение января - марта получил совокупную выручку в размере 1 700 000 руб. (700 000 руб., 600 000 руб. и 400 000 руб.). В апреле в налоговую инспекцию им было подано заявление с просьбой разрешить использовать льготу по НДС, так как полученная им совокупная выручка за три календарных месяца, предшествующих подаче данного заявления, не превысила 2 млн руб.

Автономное учреждение использует льготу по НДС в течение последующих двенадцати месяцев после ее получения. И в течение этого периода оно не может отказаться от льготы. Если автономное учреждение решило продлить льготу, то по истечении двенадцати месяцев (законодательство не «привязывает» этот срок к календарному году) оно представляет в налоговый орган баланс, выписку из книги продаж и надлежащим образом заверенную выписку из журналов полученных и выставленных счетов-фактур. На основании этих документов автономное учреждение подтверждает то, что в течение двенадцати месяцев сумма полученной выручки (без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца) не превышала 2 млн руб.

Пример 9

Свернуть Показать

Театр, являющийся автономным учреждением субъекта РФ, в течение 12 последовательных календарных месяцев получил выручку в размере 1 200 000 руб. За каждые три последовательных календарных месяца выручка составляла 300 000 руб. И так как выручка за двенадцать последовательных календарных месяцев не превысила 2 млн руб., театр может продлить льготу по НДС.

К сожалению, на практике встречаются ситуации, когда автономное учреждение не подает документы на продление пользования льготой, так как считает, что это происходит автоматически или же «по умолчанию», ввиду его статуса государственной (муниципальной) структуры. Однако получение льготы по НДС никоим образом не связано со статусом. В случае отсутствия подтверждающих документов или при их неполной комплектности автономное учреждение теряет право на льготу по обложению НДС.

Льготный режим по ряду налогов не означает, что автономные учреждения вообще освобождаются от их уплаты. Они являются такими же налоговыми агентами и налогоплательщиками, как и коммерческие организации, и на них распространяются аналогичные обязанности и права, связанные с исчислением и уплатой налогов.


Руководитель автономного учреждения назначается учредителем и действует без доверенности от имени автономного учреждения, утверждает штатное расписание, план финансово-хозяйственной деятельности, представляет годовую бухгалтерскую отчетность для утверждения наблюдательным советом автономного учреждения, издает приказы и дает указания, которые должны обязательно исполняться всеми работниками автономного учреждения, а также представляет интересы автономного учреждения и совершает сделки от его имени.

В разработанных Минфином России «Принципах реструктуризации бюджетного сектора», в соответствии с которыми осуществляются преобразования сети государственных и муниципальных учреждений в РФ, указано, что «для обеспечения возможности эффективного контроля за администрацией государственных (муниципальных) учреждений новой организационно-правовой формы необходимо утверждение типового контракта с руководителем такого учреждения. В контракты должны включаться конкретные индикаторы результативности деятельности учреждения, а также предусматриваться ответственность за превышение объемов принимаемых обязательств в части бюджетного финансирования над доведенными до учреждения лимитами бюджетных обязательств, за нарушение установленного порядка учета и отчетности и т.д. Нарушение условий контракта должно служить основанием для его досрочного расторжения (отстранения от должности руководителя учреждения)».

На федеральном уровне формы типовых контрактов с руководителями автономных и бюджетных учреждений пока не утверждены. Однако субъект РФ или муниципальное образование вправе своим нормативным правовым актом утвердить форму трудового договора с руководителями автономных, бюджетных и казенных учреждений (пример типового договора с руководителем автономного учреждения приведен в приложении 5).

В соответствии с трудовым законодательством РФ трудовой договор с руководителем автономного учреждения может быть заключен либо на неопределенный срок, либо на срок, не превышающий 5 лет.

Учредитель автономного учреждения вправе снять с должности руководителя автономного учреждения в случае неудовлетворительной работы по основаниям, не противоречащим положениям Трудового кодекса РФ и положениям, зафиксированным в трудовом договоре между руководителем автономного учреждения и его учредителем. В частности, в форме типового трудового договора, приведенной в приложении 5, к таким основаниям относятся:

О невыполнение государственного (муниципального) задания по вине руководителя автономного учреждения;

О допущение руководителем автономного учреждения задержки более чем на три месяца выплаты работникам заработной платы, пособий, установленных законодательством и нормативными правовыми актами РФ (субъекта РФ, муниципалитета) и коллективным договором, а также образования задолженности автономного учреждения по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты более чем за три месяца;

О неиспользование по целевому назначению закрепленного за автономным учреждением имущества или выделенных автономному учреждению бюджетных средств на приобретение недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Законом № 83-ФЗ в п. 27 ст. 30 для бюджетных учреждений установлена норма, согласно которой руководитель бюджетного учреждения несет персональную ответственность за просроченную кредиторскую задолженность бюджетного учреждения . В заключенном с руководителем бюджетного учреждения трудовом контракте предусматривается условие о расторжении договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ в случае возникновения у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимое значение, определенное органом, выполняющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Аналогичное условие может быть предусмотрено трудовым договором с руководителем автономного учреждения по решению его учредителя. В соответствии с п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 17 Закона об автономных учреждениях руководитель автономного учреждения при совершении крупных сделок или сделок с заинтересованностью обязан получить предварительное одобрение другого органа управления автономным учреждением - наблюдательного совета. В случае если крупная сделка или сделка с заинтересованностью совершена с нарушением данного требования, руководитель автономного учреждения несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения таких сделок, причем независимо от того, были ли эти сделки признаны недействительными.

Приложение 10

к постановлению Правительства Москвы

от «___» __________ 2010г. №________

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

С РУКОВОДИТЕЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

(примерная форма)

«________________________________________________»

Москва «____» _________ 20__

_____________________________(указывается Департамент, Комитет, управление, Префектура, Управа района) в лице ______________________ (указывается должность, фамилия, имя, отчество руководителя Департамента, комитета, управления, Префекта, главы Управы района ), именуемый далее «Работодатель», действующий на основании Положения, с одной стороны, и

________________________________ (указывается фамилия, имя, отчество, паспортные данные физического лица ), назначенный на должность _____________________________ (указывается наименование должности - директор, генеральный директор и т. п. в соответствии с уставом учреждения ) государственного автономного учреждения города Москвы «__________________» (указывается наименование государственного автономного учреждения города Москвы ) (далее - Учреждение) и именуемый в дальнейшем «Руководитель», с другой стороны, заключили настоящий трудовой договор (далее - трудовой договор) о нижеследующем:

1. Предмет трудового договора

1.1. Настоящий трудовой договор регулирует отношения между Работодателем и Руководителем, связанные с исполнением последним обязанностей Руководителя Учреждения.

1.2. Правовые отношения между Работодателем и Руководителем регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об автономных учреждениях» иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Учреждения и настоящим трудовым договором.


2. Трудовая функция, права, обязанности Руководителя Учреждения

2.1. На Руководителя Учреждения возлагается текущее руководство деятельностью Учреждения в пределах компетенции Руководителя учреждения, определяемой в соответствии с Уставом Учреждения и действующим законодательством Российской Федерации .

2.2. Руководитель организует выполнение решений Работодателя и Правительства Москвы по вопросам управления Учреждения, которые принимаются Работодателем и Правительством Москвы в пределах компетенции учредителя Учреждения, установленной Уставом Учреждения. Данные решения Работодателя и Правительства Москвы являются обязательными для Руководителя Учреждения.

2.3. Руководитель организует выполнение решений Наблюдательного совета, которые в соответствии с Уставом Учреждения являются обязательным для исполнения Руководителя Учреждения.

2.4. Руководитель самостоятельно решает вопросы руководства текущей деятельностью Учреждения, отнесенные к его компетенции настоящим договором, Уставом Учреждения, законодательными актами Российской Федерации.

2.5. Руководитель без доверенности действует от имени Учреждения, в том числе:

Представляет интересы Учреждения во всех органах государственной власти и местного самоуправления, организациях любых форм собственности;

В соответствии с гражданским и бюджетным законодательством совершает сделки от имени Учреждения;

Утверждает штатное расписание Учреждения и утверждает должностные инструкции работников Учреждения;

Заключает трудовые договоры с работниками Учреждения;

В пределах своей компетенции утверждает внутренние документы Учреждения;

Выдает доверенности на право представительства от имени Учреждения, в том числе доверенности с правом передоверия;

2.9.11.5. О распоряжении недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за Учреждением учредителем или приобретенными Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;

2.9.11.6. О внесении недвижимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящегося у Учреждения особо ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда);

2.9.12. Согласовывать с Работодателем создание и ликвидацию филиалов, открытие и закрытие представительств Учреждения;

2.9.13. Согласовывать с Департаментом имущества города Москвы и Работодателем распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за Учреждением учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества, а также распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества;

2.9.14. Согласовывать с Департаментом имущества города Москвы и Работодателем внесение Учреждением денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передачу этого имущества иным образом другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (в части внесения недвижимого имущества);

7.4.1. Согласовывать с Работодателем сделки с имуществом Учреждения, в совершении которой имеется заинтересованность, если лица, заинтересованные в ее совершении, составляют большинство в Наблюдательном совете Учреждения;

7.4.2. Обеспечивать составление, утверждение и выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;

2.9.15. Обеспечивать составление и утверждение отчета о результатах деятельности Учреждения и об использовании закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества;

2.9.16. Обеспечивать раскрытие информации об Учреждении, его деятельности и закрепленном за ним имуществе, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Устава Учреждения;

2.9.17. Соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка Учреждения;

2.9.18. Соблюдать трудовую дисциплину;

2.9.19. Соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

2.9.20. Бережно относиться к имуществу Учреждения;

2.9.21. Незамедлительно сообщить Работодателю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Учреждения;

2.9.22. Проходить аттестацию в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы и Работодателем;

2.9.23. Обеспечивать целевое использование средств, предоставляемых Учреждению из бюджета города Москвы;

2.9.24. Обеспечивать исполнение договорных обязательств по выполнению работ , оказанию услуг и поставку выпускаемой продукции, в том числе для государственных нужд;

2.9.25. Обеспечивать сохранность, рациональное использование, своевременную реконструкцию, восстановление и ремонт закрепленного за Учреждением имущества;

2.9.26. Принимать необходимые меры по выполнению в Учреждении правил техники безопасности и требований по защите жизни и здоровья работников Учреждения;

2.9.27. Обеспечивать наличие мобилизационных мощностей и выполнение требований по гражданской обороне ;

2.9.28. Возлагать при необходимости временное исполнение своих обязанностей на своего заместителя или другого работника Учреждения;

2.9.29. Выполнять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством и Уставом Учреждения.

2.10. Руководитель Учреждения имеет право на:

2.10.10. Изменение и расторжение Договора в порядке и на условиях, которые установлены действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

2.10.11. Предоставление ему работы, обусловленной Договором;

2.10.12. Рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда;

2.10.13. Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

2.10.14. Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени , предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

2.10.15. Полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

4.2. Заработная плата выплачивается Руководителю Учреждения лично в месте выполнения им работы по адресу: _________________________________, либо путем перечисления денежных средств на банковский счет Руководителя Учреждения.

4.3. Заработная плата выплачивается Руководителю Учреждения дважды в месяц:

в срок до ____ числа расчетного месяца

в срок до ____ числа месяца, следующего за расчетным.

4.4. Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

4.5. Руководителю выплачивается премия в размере _______________% от должностного оклада. Расчет размера премии Руководителя производится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Премия выплачивается Руководителю только при условии платежеспособности Учреждения в расчетах с третьими лицами и при отсутствии задолженности Учреждения перед работниками по заработной плате.

4.6. В период действия настоящего Трудового договора Руководитель пользуется всеми видами государственного социального страхования . Руководитель имеет право на другие социальные гарантии и льготы, действующие в Учреждении.

4.7. Руководителю предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.

5. Режим и место работы Руководителя Учреждения

5.1. Руководителю устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 (сорок) часов. Выходными днями являются суббота и воскресенье.

5.2. Время работы устанавливается с ___ часов __ минут до ___ часов __минут.

5.3. Время перерыва для отдыха и питания устанавливается с ___ часов ___минут до __часов __минут. Время перерыва для отдыха и питания в рабочее время не включается и не оплачивается.

5.4. Общегосударственные праздники Российской Федерации являются нерабочими днями. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

5.5. Руководителю ежегодно предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 (двадцать восемь) календарных дней. Право Руководителя на использование оплачиваемого отпуска за первый год работы возникает по истечении шести месяцев его непрерывной работы в Учреждении. По соглашению Сторон оплачиваемый отпуск (или его часть) может быть предоставлен до истечения шести месяцев.

5.6. По соглашению между Работодателем и Руководителем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на две части, при этом хотя бы одна каждая из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

5.7. Руководителю устанавливается ненормированный режим работы.

5.8. В связи с установленным ненормированным режимом работы Руководителю Учреждения предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 3 (три) календарных дня.

5.9. Местом работы Руководителя является место нахождения Учреждения: ___________________________.

6. Срок действия трудового договора и начало работы

6.1. Дата начала работы: _____________________.

6.2. Настоящий трудовой договор в соответствии со ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации, заключен на срок ____________(не более 5 лет).

7. Ответственность сторон трудового договора

7.1. Ответственность Руководителя Учреждения:

7.1.1. Руководитель Учреждения несет перед Учреждением ответственность в размере убытков, причиненных Учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований Федерального закона «Об автономных учреждениях» и Устава Учреждения, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

7.1.2. Руководитель Учреждения несет перед Учреждением ответственность в размере убытков, причиненных им Учреждению в результате совершения сделки, в которой имелась его заинтересованность и которая была совершена с нарушением порядка, установленного Федеральным законом «Об автономных учреждениях».

7.1.3. Руководитель несет полную материальную ответственность за прямой, действительный ущерб, причиненный Учреждению. Руководитель несет ответственность перед Учреждением за убытки, причиненные ему виновными действиями (бездействием) Руководителя, если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами. Расчет убытков производится в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

7.1.4. За дисциплинарные проступки Руководитель несет ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

7.2. Работодатель несет материальную и иную ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации в случаях:

Незаконного лишения Руководителя возможности трудиться;

Причинения руководителю ущерба в результате увечья или иного повреждения здоровья, связанного с исполнением им своих трудовых обязанностей;

Причинения ущерба имуществу Руководителя;

В других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

8. Прекращение и изменение трудового договора

8.1. Настоящий трудовой договор может быть прекращен и изменен по основаниям и в порядке, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации и настоящим трудовым договором.

8.2. Руководитель Учреждения имеет право досрочно расторгнуть настоящий трудовой договор, предупредив об этом Работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц.

8.3. Трудовой договор может быть расторгнут досрочно по инициативе Работодателя по основаниям, установленным трудовым законодательством.

8.4. В случае прекращения трудового договора с Руководителем Учреждения в соответствии с пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) Руководителя ему выплачивается компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка.

9. Заключительные положения

9.1. Все изменения и дополнения к настоящему Договору являются действительными в случае оформления их в письменном виде и подписания Сторонами или их уполномоченными представителями.

9.2. Споры между Сторонами, возникающие при исполнении Договора, рассматриваются в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

9.3. По всем вопросам, не урегулированным настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

9.4. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

1. В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.

2. Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения устанавливается уставом автономного учреждения, но не может быть более чем пять лет.

3. Одно и то же лицо может быть членом наблюдательного совета автономного учреждения неограниченное число раз.

4. Руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения участвует в заседаниях наблюдательного совета автономного учреждения с правом совещательного голоса.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Членами наблюдательного совета автономного учреждения не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.

6. Автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета автономного учреждения вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета автономного учреждения.

7. Члены наблюдательного совета автономного учреждения могут пользоваться услугами автономного учреждения только на равных условиях с другими гражданами.

8. Решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем автономного учреждения. Решение о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, предусмотренном уставом автономного учреждения.

9. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения могут быть прекращены досрочно:

1) по просьбе члена наблюдательного совета автономного учреждения;

2) в случае невозможности исполнения членом наблюдательного совета автономного учреждения своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине его отсутствия в месте нахождения автономного учреждения в течение четырех месяцев;

3) в случае привлечения члена наблюдательного совета автономного учреждения к уголовной ответственности.

10. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях:

1) прекращаются досрочно в случае прекращения трудовых отношений;

2) могут быть прекращены досрочно по представлению указанного государственного органа или органа местного самоуправления.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Вакантные места, образовавшиеся в наблюдательном совете автономного учреждения в связи со смертью или с досрочным прекращением полномочий его членов, замещаются на оставшийся срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения.