Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.

Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру.

Понятие бюджетного бухучета

В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации.

К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.

Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом.

Специфика бюджетной организации с точки зрения учета

Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:

  • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
  • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
  • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
  • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
  • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет

Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Отдельные планы счетов

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

  • классифицирует доходы;
  • распределяет виды расходов;
  • показывает, из какого источника организация финансируется;
  • какой вид деятельности является целевым;
  • синтетические и аналитические счета;
  • поступление и выбытие объектов.

Законодательное регламентирование

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

  1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
  2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
    • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Откуда берутся деньги

Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

  • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
  • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
  • средства по медстрахованию;
  • собственные доходы учреждения и др.

Отличия в отчетности

Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.

Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:

  • каждый месяц – от 1 до 5 документов;
  • каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
  • ежегодно – от 10 до 30 бланков.

Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:

  • баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
  • баланс самого учреждения – по форме 0503730;
  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
  • отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
  • данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
  • информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.

Отражение средств на балансе

Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:

  1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
  2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
  3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
  4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.

Учет - это составная часть управления экономическими процессами и объектами, сущность которого состоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических объектах и процессах, отражении этих сведений в учетных регистрах.

Бухгалтерский учет в сфере государственного управления носит название «бюджетный учет».

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств. Так определяется это понятие в Бюджетном Кодексе РФ и Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.06 г. №25н (в новой Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 №148н, определение бюджетного учета не приводится ввиду его очевидности).

Кроме бюджетного (бухгалтерского) учета организации государственного сектора экономики должны осуществлять налоговый учет, а также возможно ведение управленческого учета в зависимости от сферы интересов организации и осуществляемой ею деятельности. Бюджетный, управленческий и налоговый учет представляет собой сложную информационно-технологическую систему, которая служит информационной базой для принятия управленческих решений.

К основным задачам бухгалтерского учета в бюджетных организациях относятся:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • определение финансового результата деятельности бюджетного учреждения, фактическая оценка степени исполнения бюджета;
  • контроль целевого расходования средств;
  • предупреждение необоснованных затрат;
  • обнаружение нарушения плановой и финансово-бюджетной дисциплины;
  • контроль за наличием и сохранностью материальных и денежных средств;
  • выявление скрытых резервов.

Проводимая реформа государственного сектора экономики отвела бюджетному учету особенную роль, так как он становится связующим звеном во взаимодействии всех участников бюджетного процесса.

Унификация учетных инструментов и интеграция счетов бюджетного учета и кодов бюджетной классификации в едином Плане счетов бюджетного учета позволяет оптимизировать систему отражения экономической информации, а также помогает проводить анализ активов, обязательств и операций по экономическим потокам. Действующий План счетов бюджетного учета позволяет формировать требуемую международными стандартами полную и прозрачную информацию. Кроме того, установлены единые правила и требования относительно ведения бюджетного учета всеми участниками бюджетного процесса РФ.

В настоящее время осуществляется непрерывное и активное реформирование бюджетного процесса. В бюджетное законодательство постоянно вносятся многочисленные изменения и дополнения, связанные с регулированием порядка применения бюджетной классификации, ведения учета, составления и представления отчетности бюджетными учреждениями, а также вносящие коррективы в документы, освещающие особенности налогообложения и уплаты НДС, налога на имущество организаций, ЕСН и др. Это обстоятельство требует повышенного внимания к изменениям в нормативных документах, регламентирующих бюджетный учет.

Рассмотрим комплекс основных документов, являющихся нормативной основой бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

Единые методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. с последующими изменениями. Кроме того, современные требования ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности определены в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, зарегистрированном в Минюсте РФ 12.02.2009 № 13309, (далее - Инструкция №148н). С введением Инструкции № 148н была отменена Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10.02.06 г. №25н, которая устарела в ходе меняющейся экономической ситуации.

Инструкция № 148н устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - органы казначейства), а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение бюджетов (далее - финансовые органы).

Действие Инструкции по бюджетному учету №148н распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

Однако работникам бухгалтерских служб бюджетных учреждений при организации работы необходимо пользоваться не только упомянутым нормативным актом, но и, как уже отмечалось, оперативно отслеживать изменения законодательной и нормативной базы, в той или иной степени касающиеся механизма действия бюджетной системы. К подобным законодательным актам относятся Письма Министерства финансов РФ, а также ежегодный Федеральный закон «О Федеральном бюджете» на соответствующий период и другие документы.

Требования к ведению бюджетного учета регламентированы Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) и нормативными документами по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, перечисленными выше. При этом основными являются следующие:

  1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.
  2. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  3. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, сформированный на основании утвержденного Плана счетов бюджетного учета.
  4. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
  5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

Субъектами бюджетного учета являются все участники бюджетного процесса.

Объекты бюджетного учета определяются относительно используемого метода учета .

Вообще, в практике бухгалтерского учета известны четыре метода учета. Они выделены международной организацией бухгалтеров, занимающейся разработкой Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в государственном секторе.

Кассовый метод применяется уже несколько столетий. Предусматривает регистрацию всех событий кассовых поступлений на счета бюджетов и кассовых выбытий со счетов бюджетов. При этом в рамках бухгалтерского учета никакие активы и обязательства, кроме средств бюджета, учету не подлежат. Кроме того, в кассовый учет обязательно внедрялся также учет бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, т. е. этапов санкционирования.

Модифицированный кассовый метод как вариант был использован в Инструкции об исполнении бюджета №15н. В данном случае в дополнение к простой регистрации денежных потоков и остатков средств бюджета были введены счета для регистрации некоторых дополнительных активов и для регистрации обязательств .

Модифицированный метод начислений, при котором операции регистрируются не по потокам денежных средств, а при их осуществлении сразу (начисляются доходы и расходы, признаются активы и обязательства). В данном случае имеет место одна особенность - метод не предусматривает начисления амортизации, т.е. нефинансовые активы либо активы, приобретаемые при модифицированном методе начислений, после их приобретения сразу списываются на расходы. Сделано это было для облегчения учета, однако породило проблему учета фактической стоимости активов.

Метод начислений, при котором все операции признаются в момент их возникновения, но все активы списываются на расходы в том периоде, в котором они используются, т.е. пропорционально в течение всего срока полезной службы, что связано с начислением амортизации.

Таким образом, по методу начислений объектами учета служат: активы, обязательства, доходы, расходы, финансовый результат, счета по учету санкционирования расходов и юридические обязательства.

По кассовому методу объектами учета являются: кассовые поступления, кассовые выбытия, финансовый результат и расчеты, финансовые активы и обязательства, связанные с кассовыми поступлениями и выбытиями, а также счета по учету санкционирования расходов и юридические обязательства.

Подробная классификация объектов бюджетного учета содержится в Плане счетов бюджетного учета, который действует согласно Инструкции по бюджетному учету №148н от 30.12.2008 г. и является единым для двух областей бюджетного учета:

  • учета исполнения бюджетов;
  • учета исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений.

В настоящее время, согласно Инструкции по бюджетному учету №148н, метод начислений используется для учета операций по текущей деятельности бюджетными учреждениями (главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств), а кассовый метод по-прежнему используется органами, организующими исполнение бюджетов (финансовыми органами) и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнение бюджетов (органами казначейства) .

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ руководитель бюджетного учреждения обязан:

  1. согласовать с главным бухгалтером и утвердить перечень лиц, имеющих право подписывать первичные учетные документы. Напомним, что все документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами;
  2. утвердить для организации работы бухгалтерской службы следующие локальные нормативные документы:

    • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для своевременного и полного ведения бухгалтерского учета и представления отчетности;
    • формы первичных учетных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
    • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
    • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
    • порядок контроля за хозяйственными операциями и др.

Кроме того, согласно действующей Инструкции № 148н, руководитель (заместитель руководителя):

  • обязан присутствовать при нанесении инвентарных номеров на объекты основных средств (п. 19 Инструкции № 148н);
  • должен присутствовать при маркировке специальными штампами предметов мягкого инвентаря. При этом маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя (п. 59 Инструкции № 148н);
  • если в учреждении принято, что наличные денежные средства для выплаты заработной платы выдаются из кассы раздатчикам, то руководитель учреждения утверждает список этих лиц своим приказом. Его копия должна находиться в кассе учреждения, а с раздатчиками обязательно заключается договор о полной материальной ответственности (п. 105 Инструкции № 148н);
  • при обнаружении пропажи или уничтожения первичных документов и регистров бюджетного учета руководитель учреждения должен приказом назначить комиссию по расследованию причин происшествия. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждает руководитель (п. 6 Инструкции №148н).

Согласно п. 166 Инструкции № 148н авансы под отчет сотрудникам учреждения могут выдаваться только по распоряжению руководителя. Чтобы получить аванс, нужно подать письменное заявление, указав в нем назначение аванса и срок, на который выдаются подотчетные суммы.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ (п. 2 ст. 6), руководитель в зависимости от объема учетной работы имеет право:

  1. учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  2. ввести в штат должность бухгалтера;
  3. передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  4. вести бухгалтерский учет лично.

Другими нормативными документами, в том числе Бюджетным кодексом РФ, за руководителями бюджетных учреждений также закрепляются права получателей, в частности в пределах ассигнований, предусмотренных в утвержденной распорядителем смете доходов и расходов:

  • получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды;
  • разрешать выдачу авансов и заработной платы работникам учреждения;
  • расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения;
  • утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты о списании пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством;
  • решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Кроме того, руководитель бюджетного учреждения имеет право на:

  • заключение хозяйственных договоров (кроме случаев, когда действующим порядком предусмотрена централизованная поставка отдельных видов материальных запасов);
  • принятие кадровых решений - прием и увольнение работников, повышение окладов, установление надбавок и доплат, разрешение на совмещение и совместительство, а также на заключение договоров гражданско-правового характера (с лицами, не являющимися работниками учреждений) - при наличии выделенных бюджетных ассигнований по соответствующей статье расходов.

Руководители несут ответственность:

  • за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ);
  • за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  • за уклонение от ведения бухгалтерского учета, а также за искажение бухгалтерской отчетности и несоблюдение сроков ее представления и публикации (ст. 18 Закона № 129-ФЗ).

За указанные нарушения руководитель бюджетного учреждения может привлекаться к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ, главный бухгалтер обязан:

  1. обеспечивать соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ;
  2. обеспечивать контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Кроме того, главный бухгалтер:

  • осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности организации и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации;
  • руководит разработкой и осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение государственной и финансовой дисциплины;
  • организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением;
  • организует учет исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (оказания услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;
  • присутствует при нанесении инвентарных номеров на объекты основных средств (п. 19 Инструкции № 148н);
  • должен присутствовать при маркировке специальными штампами предметов мягкого инвентаря (п. 59 Инструкции № 148н).

Согласно Инструкции №148н, подпись главного бухгалтера должна обязательно присутствовать:

  • в денежных и расчетных документах, финансовых и кредитных обязательствах;
  • в содержательной части авансового отчета;
  • в оформляющей части таких документов, как Книга учета животных, Книга регистрации боя посуды, Книга учета бланков строгой отчетности, Реестр ценных бумаг, Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке.

Главный бухгалтер вправе требовать от руководства создания необходимых условий для выполнения служебных обязанностей; вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению ее деятельности; запрашивать информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей; привлекать к решению возложенных на него задач специалистов других отделов с согласия соответствующих руководителей.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики учреждения, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ (п. 2 ст. 6), бухгалтерский учет в учреждении может вести бухгалтерия, как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Если организация небольшая, то бывает достаточно одного штатного бухгалтера. Учреждение может и не иметь в своем штатном расписании ставки бухгалтеров. В этом случае, оплата услуг по ведению бухгалтерского учета производится на основе договора гражданско-правового характера. Руководитель организации может также вести бухгалтерский учет лично.

Особенностью передачи (полностью или частично) функций по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях является то, что делается это, как правило, на основании решения собственника имущества - соответствующего главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств.

Централизация бюджетного учета (то есть функционирование централизованных бухгалтерий) может осуществляться на основании конкретного нормативного распорядительного документа, принятого соответствующим органом государственной власти (министерством, ведомством, органом государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления), если это не противоречит текущему законодательству.

Пример структуры бухгалтерии крупного бюджетного учреждения приведен в Приложении 2 .

Рассмотрим обязанности основных членов бухгалтерской группы бюджетного учреждения.

Заместитель главного бухгалтера по начислению заработной платы выполняет работы по начислению в установленном порядке всех видов заработной платы; осуществляет ввод данных для начисления заработной платы работникам предприятия в компьютерные системы (оклады, премии, приработки, материальная помощь, социальные льготы), выдачу справок работникам предприятия по вопросам начисления заработной платы и других выплат и удержания из них, обработку первичной документации по соответствующим участкам учета (приказы, листки о временной нетрудоспособности, премии, выплаты за сверхурочную работу, отпуска, распоряжения), начисление налоговых платежей в бюджеты различных уровней, отчисления во внебюджетные фонды, производит сверку по платежам с налоговыми органами, пенсионным фондам, фондом социального страхования, фондом обязательного медицинского страхования, а также осуществляет контроль за сохранностью бухгалтерских документов, подготовка данных для составления отчетности и оформление их для передачи в архив.

Заместитель главного бухгалтера по материальной части осуществляет учет основных средств, заполняет карточки с характеристикой на каждый объект основных средств, начисляет амортизацию, ведет учет материальных ценностей, принимает отчеты о расходе материалов, ведет оборотные ведомости и мемориальные ордера, заполняет договора о материальной ответственности с подотчетными лицами, осуществляет контроль за проведением инвентаризаций товарно-материальных ценностей.

Данный работник бухгалтерии вместо главного бухгалтера может присутствовать при нанесении инвентарных номеров на объекты основных средств (п.19 Инструкции № 148н), а также при маркировке специальными штампами предметов мягкого инвентаря (п.59 Инструкции № 148н).

Заместитель главного бухгалтера по материальной части вправе требовать от подотчетных лиц надлежащего хранения и учета материальных ценностей, проводить ревизии, вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с выполнением обязанностей, предусмотренной должностной инструкцией.

Заместитель главного бухгалтера финансовой группы ведет работу по обеспечению строгого соблюдения финансовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания с бухгалтерского баланса дебиторской задолженности и других потерь; осуществляет подготовку платежных поручений и контроль за своевременной оплатой по ним, оформление первичной документации (обработка и оплата счетов, счетов-фактур поставщиков), выставление счетов, счетов-фактур, актов клиентам, контроль оплаты клиентами счетов (ежедневно), контроль возврата актов выполненных услуг от клиентов, участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления экономии бюджетных средств.

Бухгалтер-кассир осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность; оформляет документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства в банке по чекам организации; осуществляет выдачу из кассы наличных денег и бланков строгой отчетности работникам предприятия; сдает в соответствии с установленным порядком денежные средства в банк, получает в банке выписки по расчетному счету, обеспечивает бесперебойную работу касс предприятия, контролирует отсутствие нарушений правил торговли в работе касс, составляет кассовую отчетность, принимает все меры для обеспечения сохранности вверенных ему денежных средств и денежных документов и предотвращения ущерба.

Бухгалтер-кассир несет ответственность:

  1. за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
  2. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
  3. за причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Ведущие бухгалтера выполняют следующие функциональные обязанности:

  1. Осуществление приема и контроля первичной документации по соответствующим участкам бухучета и подготовка их к счетной обработке.
  2. Оформление первичной документации.
  3. Осуществляет приём и обработку документов для начисления заработной платы, ведёт лицевые счета сотрудников и карточки персонифицированного учёта налогов, готовит расчётно-платёжные и платёжные ведомости и представляет их для проверки главному бухгалтеру.
  4. Ведение складского учета, анализ дебиторской и кредиторской задолженности перед поставщиками, акты сверки с поставщиками.
  5. Ведение участка «услуги сторонних организаций», анализ дебиторской и кредиторской задолженности, акты сверки со сторонними организациями.
  6. Составление книги покупок.
  7. Подготовка данных по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности.
  8. Оформление бухгалтерских документов для их архивирования.
  9. Выполнение работ по формированию, ведению и хранению бухгалтерской информации.

Кассиры осуществляют контроль за исправностью и правильной эксплуатацией контрольно кассовых машин, записывают показания счетчиков, получают от покупателей деньги за товары, осуществляют продажу входных билетов и талонов на оказание услуг, готовят денежную выручку по окончании рабочего дня, составляют кассовый отчет и сдают выручку бухгалтеру-кассиру вместе с кассовым отчетом. Нигде, никогда и ни в какой мере не разглашает известные ему сведения об операциях по хранению ценностей, их отправке, перевозке, охране, сигнализации, а также служебных поручениях по кассе.

Кассиры имеют право вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными должностной инструкцией обязанностями; требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

Все операции, проводимые бюджетными учреждениями (финансовыми органами, органами казначейства), оформляются первичными документами, форма и перечень которых приводится в приложении № 2 к Инструкции по бюджетному учету № 148н. При этом все применяемые первичные документы подразделяются на 2 группы.

Первую группу составляют 20 унифицированных форм первичных документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД).

Вторую группу формирует 21 специальная форма первичных документов, относящихся к классу 05 «Унифицированная система бюджетной финансовой, учетной и отчетной документации» ОКУД, с указаниями по их применению. Среди них:

  • формы документов, связанные с бюджетной спецификой учета материальных ценностей;
  • формы документов, связанные с бюджетной спецификой учета кассовых операций и заработной платы;
  • Прочие специфические формы документов.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Все первичные документы, поступающие в бухгалтерию, должны подвергаться проверке работниками бухгалтерии. Бухгалтерская обработка документа, поступившего в бухгалтерию организации до записи данных в учетные регистры, проводится в три этапа.

На первом этапе проводится проверка документа по существу. Такая проверка заключается в установлении законности осуществляемых хозяйственных операций, целесообразности их проведения и взаимоувязке отдельных показателей документа. Документы по операциям, которые противоречат действующему законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, не принимаются к бухгалтерскому учету и передаются главному бухгалтеру для принятия решения. Главный бухгалтер должен поставить в известность руководителя организации о незаконности хозяйственной операции.

На практике между руководителем организации и главным бухгалтером организации нередки случаи возникновения разногласий по поводу осуществления той или иной хозяйственной операции. В случае возникновения разногласий первичные учетные документы по таким операциям могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю ответственность за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и отчетность.

На втором этапе проводится формальная проверка документа на наличие обязательных реквизитов, заключающаяся в установлении правильности использования бланка установленной формы, в проверке полноты и правильности заполнения всех необходимых реквизитов документа. В первичных документах в обязательном порядке должны присутствовать наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их личные подписи и расшифровка подписей.

На третьем, заключительном этапе, проводится:

  • группировка документов - процесс обработки документов, при котором документы группируются в пачки, однородные по экономическому содержанию документов. Целью группировки документов является подготовка сводных данных по движению отдельных видов имущества и обязательств организации за отчетный период;
  • арифметическая проверка, состоящая в проверке арифметических результатов итогов и правильности отражения количественных и стоимостных показателей документов;
  • таксировка, заключающаяся в переводе натуральных и трудовых измерителей в обобщающий денежный измеритель. Таксировка проводится непосредственно в первичном документе путем умножения соответствующего количества в натуральном измерителе на цену за одну единицу;
  • контировка - процесс проставления в бухгалтерском документе корреспонденции счетов по хозяйственной операции, осуществленной на основании данного документа.

Документы, прошедшие проверку и принятые к учету, рекомендуется помечать отметкой, исключающей их повторное использование и формирование повторных бухгалтерских записей. Если первичные документы обрабатываются вручную, на документе проставляется дата записи в учетный регистр, при обработке документа с применением вычислительной техники на документе ставится оттиск штампа контролера, ответственного за обработку документа.

Что касается наличия печатей, то в соответствии с государственным стандартом «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (ГОСТ Р6.30-2003), утвержденным постановлением Госстандарта России от 03 марта 2003 года № 65-ст, печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, предусмотренных специальными нормативными актами, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами или на копиях документов.

Печати должны присутствовать также там, где это предусмотрено учетной политикой предприятия (графиком документооборота), действующим законодательством, договором или соглашением сторон по обязательству (сделке).

Например, наличие печатей на актах приемки выполненных работ (услуг) необходимо в случае, если это определено условиями хозяйственного договора (письмо Госналогинспекции по г. Москве от 10 февраля 1995 года №11-13/2072 «О первичных документах по отражению хозяйственных операций»).

Все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, согласно Положению о документообороте, подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки «Получено» или «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

Во все первичные документы не допускается внесение неоговоренных исправлений. Если в документе допущена ошибка, она исправляется корректурным способом. При составлении документа вручную, неправильная запись перечеркивается одной чертой так, чтобы можно было прочесть исправленный текст, сверху делается правильная запись, которая оговаривается надписью « исправлено» и подтверждается подписью лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. При составлении документа с помощью средств вычислительной техники, если ошибка обнаружена на стадии составления документа, документ следует переделать, если же ошибка обнаружена позже, исправление делается аналогичным способом.

Следует обратить особое внимание на то, что внесение исправлений в кассовые и банковские первичные учетные документы не допускается. Если в документе обнаружена ошибка, следует составить новый документ. Внесение исправлений в кассовую книгу допускается, исправления делаются корректурным способом и должны быть заверены кассиром и главным бухгалтером организации.

Запрещается использовать для записи простой карандаш.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для ведения бюджетного учета в учреждениях (финансовых органах, органах казначейства) применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели (всего более 50-ти позиций), которые приведены в приложении № 3 к Инструкции №148н. Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения, утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:

  1. Журнал операций по счету «Касса»;
  2. Журнал операций с безналичными денежными средствами;
  3. Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
  4. Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  5. Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
  6. Журнал операций расчетов по оплате труда;
  7. Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
  8. Журнал по прочим операциям;
  9. Главная книга.

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

В органах казначейства и в финансовых органах ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.

При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами казначейства учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах.

Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, производится в следующем порядке:

  • ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «исправлено»;
  • ошибочная запись, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;
  • ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно», оформляются Справкой (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев в одну папку (дело). На обложке следует указать: наименование учреждения (органа казначейства, финансового органа); название и порядковый номер папки (дела); отчетный период - год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в папке (деле).

В случае пропажи или уничтожения первичных учетных документов и регистров бюджетного учета руководитель учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничтожения.

При необходимости для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.

Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем учреждения. Копия акта направляется в вышестоящее учреждение (орган) по ведомственной принадлежности.

Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Инвентаризация проводится учреждением (органом казначейства, финансовым органом) в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, где даются методические указания о порядке проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно:

  1. при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже собственного имущества учреждения, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  2. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  3. при смене материально ответственных лиц;
  4. при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  5. в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  6. при реорганизации или ликвидации организации;
  7. в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

  1. излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на увеличение финансирования;
  2. недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на уменьшение финансирования.

Перечень форм первичной учетной документации и регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей, необходимых для проведения инвентаризации в бюджетном учреждении приводится в Приложениях 2 и 3 к Инструкции по бюджетному учету № 148н.

Автоматизация бюджетного учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных документов и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета.

В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета в учреждении операции формируются в базах данных используемого программного комплекса. При выведении регистров бюджетного учета на бумажные носители допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа, при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограмме) содержат соответствующие реквизиты и показатели регистров бюджетного учета, предусмотренные Инструкцией №148н и утверждающим документом соответствующего финансового органа.

Требования, предъявляемые к программным средствам для автоматизации бухгалтерского учета бюджетных учреждений следующие:

  • соответствует требованиям к ведению учета, регламентированным нормативными документами по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях;
  • оперативная поддержка законодательства;
  • полнофункциональный комплекс готовых решений по автоматизации основных участков бюджетного учета;
  • единый взаимосвязанный технологический процесс обработки документации по всем разделам учета с составлением баланса;
  • работа в едином информационном пространстве;
  • единый документооборот;
  • однократный ввод данных;
  • использование государственных классификаторов;
  • обмен данными с казначейскими системами;
  • обмен данными с системами типа «Клиент-Банк»;
  • формирование бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде;
  • возможность подключения внешних отчетов, сохранение любой отчетной информации в виде excel-файлов;
  • другое.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что представляет собой бюджетный учет?
  2. Каковы основные задачи бюджетного учета?
  3. Какими нормативными документами регламентируется организация и ведение бюджетного учета?
  4. Перечислите основные требования к ведению бюджетного учета.
  5. Что представляет собой «метод начисления»?
  6. Каковы права, обязанности и ответственность руководителя бюджетного учреждения?
  7. Каковы права и обязанности главного бухгалтера бюджетного учреждения?
  8. Какие группы форм первичных учетных документов применяются бюджетными учреждениями?
  9. Какие требования предъявляются к оформлению первичных документов?
  10. Опишите порядок проверки первичных учетных документов в бухгалтерии.
  11. Назовите основные виды учетных регистров бюджетного учета.
  12. Опишите порядок внесения исправления в первичные учетные документы.
  13. Каков порядок исправления ошибки, обнаруженной до момента представления бухгалтерского баланса и не требующей изменения данных в журналах операций?
  14. Каков порядок исправления ошибочной записи, обнаруженной до момента представления баланса и требующей изменений в журнале операций?
  15. Как исправляется ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бюджетная отчетность в установленном порядке уже представлена?
  16. Каков порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов?
  17. Какие основные требования предъявляются к автоматизации бухгалтерского учета бюджетных учреждений?

Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта « » компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Вид организации

Базовый нормативный правовой акт

План счетов

Состав отчетности

Коммерческие организации

Закон «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Государственные (муниципальные) учреждения

Приказ Минфина России «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

Приказ Минфина России «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

приказ Минфина России «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19-21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24-26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1-5 форм),
  • поквартально (около 5-10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

12. Понятие и оценка нематериальных активов.

Пунктом 23 Инструкции №25н установлен порядок отнесения объектов к нематериальным активам (НМА). К НМА по определению, относятся объекты, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям: - у объекта отсутствует материально-вещественная структура; - имеется возможность идентификации объекта от другого имущества; - объект используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения; - срок полезного использования объекта, превышает 12 месяцев; - не предполагается последующая перепродажа данного имущества; - наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у учреждения на результаты интеллектуальной деятельности или права учреждения на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау). Объекты НМА отражаются в учете по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость НМА определяется как стоимость фактических затрат на их приобретение (изготовление), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками. Исключение составляют НМА, приобретенные (изготовленные) в рамках деятельности, приносящей доход и облагаемой НДС. В этом случае НДС, уплаченный поставщикам и подрядчикам, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ, может быть предъявлен к вычету. Стоимость приобретения (изготовления) нематериальных активов включает в себя: - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу); - суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов нематериальных активов; - таможенные пошлины, регистрационные сборы, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, связанные с уступкой (приобретением) исключительных (имущественных) прав правообладателя; - вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены объекты нематериальных активов, в соответствии с условиями договора; - иные расходы, непосредственно связанные с приобретением объектов нематериальных активов и доведением их до состояния, пригодного к использованию в установленных целях; - расходы по изготовлению (материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и так далее).

Если НМА были получены учреждением на безвозмездной основе, то их первоначальная стоимость определяется исходя из рыночной стоимости этих объектов на дату принятия к учету.Все расходы учреждения, связанные с формированием первоначальной стоимости объектов нематериальных активов при их поступлении, предварительно собираются на счете 0 106 02 320 «Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы». Изменение первоначальной стоимости объектов нематериальных активов производится лишь в случаях модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов нематериальных активов. Бюджетные учреждения проводят переоценку стоимости объектов нематериальных активов в сроки и в порядке, которые устанавливаются Правительством РФ. Переоценка производится путем пересчета их балансовой стоимости по состоянию на начало отчетного года и сумм амортизации, начисленной за все время использования объектов на установленный коэффициент. Каждому объекту нематериальных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется в регистрах бюджетного учета и не обозначается на объектах.