Перспективы построения системы профориентации в крупном индустриальном центре в условиях рынка
Захаров Н.Н. , Ректор Прикамского социального института, профессор

Профессиональная ориентация - это система научно-практической деятельности общественных институтов (семья, школа, предприятие, организация, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения, центры профориентации, служба занятости населения и др.), включающая решения комплекса социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач с целью формирования у школьников профессионального самоопределении, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, требованиям его к современному труженику. В условиях новых рыночных отношений актуальность профориентации возрастает: повышается потребность личности в оптимальном профессиональном самоопределении, рынок диктует новые требования к подготовке и переподготовке кадров и все это на фоне несформированного перспективного плана экономического развития России, отсутствия действенного механизма координации развития различных отраслей, регионов, предприятий и организаций различной формы
Профессиональная ориентация - это система научно-практической деятельности общественных институтов (семья, школа, предприятие, организация, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения, центры профориентации, служба занятости населения и др.), включающая решения комплекса социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач с целью формирования у школьников профессионального самоопределении, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, требованиям его к современному труженику. В условиях новых рыночных отношений актуальность профориентации возрастает: повышается потребность личности в оптимальном профессиональном самоопределении, рынок диктует новые требования к подготовке и переподготовке кадров и все это на фоне несформированного перспективного плана экономического развития России, отсутствия действенного механизма координации развития различных отраслей, регионов, предприятий и организаций различной В определении места и роли профориентации в управлении профессиональным самоопределением учащейся молодежи необходимо исходить из того, что управление предполагает целенаправленное воздействие как на социально-экономические условия (объективные факторы выбора профессии), так и на индивидуума (субъективные факторы).
Проблема профориентации в условиях общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе ее развития требует обеспечения планомерного ее проведения, координации действий государственных и муниципальных органов, школы, семьи, общественности и других социальных институтов, участвующих в ее решении, разграничения функций между ними, непрерывного и своевременного решения научных и организационных вопросов.
Управление - процесс, осуществляемый по определенной программе, предусматривающий достижение заданной цели (т. е. совпадение профессионального самоопределения и общественных потребностей в кадрах), учет исходного уровня профессионального самоопределения и его переходные состояния, систему корректировки на основе получаемой информации о функционировании системы управления (см. схему 1). Управление профориентацией включает подготовку и принятие решения относительно различных аспектов процесса профориентации, организацию практического осуществления решений, оперативное регулирование, контроль за реализацией решении, учет, подведение результатов, обработку и анализ управленческой информации, подбор, расстановку и обучение профориентаторов.
Процесс управления профессиональной ориентацией рассматривается нами как процесс двусторонний, основой которого являются отношения субъекта и объекта, где объектом выступает профессиональное самоопределение личности школьника, субъектом - социальные институты, но (действующие на его профессиональное самоопределение. Соответственно, управляемая система - это профессиональное самоопределение учащихся; управляющая - социальные институты, влияющие на него. Движущей силой управления профессиональной ориентацией выступает потребность личности в достижении заданной цели, т. е. профессиональное самоопределение, соответствующее индивидуальным особенностям школьника и потребностям в кадрах государства. Повышение эффективности профориентации требует определения научно обоснованных путей и условий управления ею, выявления его принципов, функций, структуры, методов
Основными принципами управления профориентацией являются: конкретность, оптимальность и эффективность, обратная связь, комплексность, системность, иерархичность, интеграция профориентационных воздействий, научность.
Профессиональная ориентация - это сложная динамическая система, в которой можно вычленить два уровня: общественный и личностный, находящиеся в тесной взаимосвязи и состоящие из совокупности определенных компонентов (подсистем). Игнорирование хотя бы одного из них может снизить качество профориентации в целом. Эти компоненты выполняют свои специфические функции и имеют между собой определенные связи и отношения.
Функционирование подсистем профориентации и управление ими направлены на сохранение их целостности и качественной определенности.
Принцип комплексного подхода означает система профориентационных воздействий, которая предполагает единство целей профориентации и направлений ее воздействия: взаимосвязь управления и самоуправления; учет основных факторов, внешних и внутренних, влияющих на профессиональное самоопределение школьников; планирование и координацию всех средств профориентации; охват системой профориентационных воздействий всех учеников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; взаимодействие сознания и чувств учащихся, их собственного опыта в приобретении знаний о мире профессий, пробы сил в будущей профессиональной деятельности; систематический анализ результатов профориентационного процесса и корректировку управления им с учетом тех задач, которые были поставлены.
Принцип иерархичности включает многоступенчатые и многоуровневые системы, которые делятся на элементы (звенья и ступени). Каждая ступень (уровень) управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.
Принцип интеграции связан с активизацией профориентационных воздействий на сознание, мотивы, склонности, эмоциональную сферу школьников, накопление ими социального опыта, приобретение определенных знаний, умений по овладению будущей профессией, с максимальным использованием своих творческих возможностей.
Принцип научности заключается в построении всей системы управления профессиональной ориентацией школьников на новейших данных науки управления с использованием достижений научно-технического прогресса, предполагает критическую оценку эффективности принимаемых решений, своевременное вскрытие противоречий, возникающих в процессе профессионального самоопределения учащихся, нахождение действенных способов их разрешения.
Территориально-отраслевой принцип - осуществление работы со школьниками с учетом потребностей государства в кадрах в целом и, прежде всего конкретного региона, области, города, района.
Итак, принципы управления профориентацией выражают характер требований к содержанию управленческой деятельности.
В диалектической взаимосвязи с принципами управления профориентацией находятся функции, раскрывающие суть и содержание управленческой деятельности на всех уровнях.
Функции характеризуют любой процесс управления (см. схему 2).

Схема 2

Стадия

Планирование

Организация

Координация

Контроль

Информационное обеспечение

Профпросвещение

Развитие интересов, склонностей учащихся в различных видах профессиональной деятельности

Профконсультация

Профадаптация


В профориентации это может быть управление профессиональным просвещением школьника и развитием их интересов, склонностей в целях формирования профессиональной направленности, профконсультацией и другими подсистемами. К основным функциям управления профориентацией относятся планирование, организация, координация, контроль, информационно обеспечение.
Планирование - установление целей управленческого воздействия, определение этапов его реализации, исполнителей, ресурсов. Организация - выбор структуры объекта и субъекта управления, реализация их взаимоотношений и действий. Координация - регулирований корректирование, активизация воздействий органов yпpaвления на формирование профессионального самоопределения школьников. Контроль - учет и анализ результатов управленческой деятельности. Информационное обеспечение - совокупность сведений о состоянии управляемой, управляющей системы и внешней среды. Оно включает информацию: о целях и задачах профессиональной ориентации, стоящих перед субъектом управления в данный момент и на перспективу; о потребностях народного хозяйства, культуры и науки в кадрах в настоящее время и на перспективу, а также о возможности приема абитуриентов в профессиональные учебные заведения; о реальном осуществлении профессиональных намерений выпускников школ; об эффективности общественного воздействия, направленного на личность, ее формирование, изучение и реализацию профессиональных интересов, склонностей и способностей.
Все перечисленные функции, действуя в единстве, направлены на осуществление профессионального самоопределения школьников. Например, в планировании (функция планирования) главным является постановка целен и задач в плане, который должен предусматривать средства их достижения, т. е. структуру органов управления (функция организации), что должно привести к согласованию между исполнителями (функция координации), а затем к постоянному наблюдению за ходом и сроками выполнения плана (функция контроля), к устранению выявленных при реализации плана недостатков (функция регулирования).
Таким образом, функции управления направлены на достижение определенной цели. Они отвечают на вопрос в том, что делается или должно делаться в системе управления.
Успешность управления профориентацией во многом определяется методами управления, которые представляют собой способы управленческой деятельности социальных институтов с целью воздействия на профессиональное самоопределение школьников.
Наиболее эффективным в управлении профориентацией является использование программно-целевого метода.
На основе главной цели и подцелей профориентации субъекты управления определяют комплекс мероприятий (систему управленческой деятельности) для достижения максимального результата по реализации поставленных целей.
Применение этого метода позволяет выявить реальные возможности ресурсов всех субъектов управления по подготовке школьников к выбору профессии, сконцентрировать и скоординировать управленческие воздействия, избежать их дублирования.
В неразрывном единстве с программно-целевым методом находится метод прогнозирования, который основывается на прогнозе в кадровой политике государства, учитывает современные и перспективные требования в работнику, тенденции научно-технического прогресса. С его помощью можно выработать научно обоснованные цели, задачи профессионального самоопределения учащихся, осуществить анализ, оценку и выбор оптимального решения.
Управление профориентацией школьников предполагает использование метода моделирования. Этот метод с помощью прогностической информации помогает создать соответствующие модели управления профориентацией в учебном заведении (школе, лицее, училище, колледже, вузе), микрорайоне предприятия, организации, районе городе, отрасли промышленности.
Наряду с указанными нами были использованы и методы, которые зарекомендовали себя в практике педагогического управления: организационно-распорядительные, психолого-педагогические, социально-экономические.
Организационно-распорядительные методы - приказы, распоряжения по профориентации с указанием, кто и что должен выполнять (в современных условиях - это в основном инструктивно-методические письма и рекомендации). Психолого-педагогические методы включают систематическое, ежегодное составление профориентационной характеристики школьников, их анкетирование. Социально-экономические методы - коллективные задания, новаторство, материальное стимулирование, экономическая ответственность, деятельность в условиях рынка.
Профессиональная ориентация школьников сможет достичь более эффективных результатов, если она будет приведена в единый устойчивый динамический механизм. В значительной степени этому способствует определение целей, принципов, функций профориентации, методов управления ею.
Возможно ли построить систему управления профориентацией в крупном индустриальном центре таком как Пермь?
Исходя из исторического опыта функционирования такой системы в 80-е годы прошлого века в областном центре, принципиального согласия всех социальных институтов о необходимости практической работы по совершенствованию профориентационной работы, безусловно, возможно.
Первые шаги уже сделаны - это создание в городе Перми Межведомственного совета профориентации во главе с заместителем мэра, проведение конкурса моделей профессионального самоопределения учебных заведений города в рамках выставки "Образование и карьера-2002", создание городского центра профориентации и многое другое.
Основываясь на тех методологических и теоретических принципах, рассмотренных выше, можно сделать попытку создания городской системы управления профориентацией.
Здесь необходимо предусмотреть несколько направлений как научно-методической, так и организационной работы.
Первое. Создание концепции управления профориентацией в условиях рыночных отношений и модернизации образования, профильного обучения учащихся.
Второе. Подготовка кадров профориентаторов, перераспределение функциональных обязанностей школьных психологов, социальных педагогов, заместителей директоров учебных заведений по воспитательной работе, координаторов этой работы в муниципальных образованиях и органах властных структур.
Третье. Создание кабинетов профориентации и всей материальной базы этой работы, ее научно-методического сопровождения.
Четвертое. Издание научно-популярного и методического журнала "Выбор" для учащихся, учителей и родителей, другой необходимой лиетратуры, профессиограмм, справочников и т.д. Создание профориентационного сайта, копьютеризация профориентационной работы в районах города Перми.
Пятое. Выстравивание вертикали и горизантали профориентационной работы. Координация деятельности центров профориентации учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, профконсультпунктов, кадровых агентств, отделов кадров предприятий и организаций, подразделений федеральной службы занятости и др.
Шестое. Формирование общественного мнения о важности координации усилий всех социальных институтов по формированию будущего кадрового потенциала города Перми. Введение номинации "Профориентатор" в конкурсе "Учитель года".
Седьмое. Создание рабочих групп, временных творческих коллективов, опытно-экспериментальных площадок по распространению передового профориентационного опыта, базовых учебных заведений, система грантов, финасовой поддержки интересных начинаний и т.д.
Восьмое. Материальное обеспечение всей профориентационной работы, выделение средств на развитие системы управления профориентацией в г. Перми отдельной строкой в бюджете города.
Новое, как говорится, - это хорошо забытое старое. Поэтому не надо создавать абсолютно новые модели управления: необходимо переосмыслить тот огромный опыт, который был накоплен в Перми в 70-80-е годы. Главное нельзя ждать, когда будут решены все проблемы (кадровые, организационные, материальные, методические и др.), а начинать работу по совершенствованию профориентационной работы немедленно, поэтапно.
Например, не требует больших финансовых вложений создание при городском межведомственном Совете по профориентации временной группы (комиссии) по пропаганде тех профессий, которые будут востребованы в условиях рынка в ближайшее время предприятиями, города, который мог бы организовывать массовые мероприятия, координировать графики посещения школьниками предприятий и учебных заведений, профконсультпунктов и Центров профориентации; обеспечивал бы школы информационными материалами о предприятиях различной формы собственности, учебных заведениях; организовывал бы выпуск и распространение оперативных профориентационных материалов о структуре вакансий, перспективах развития экономики региона (листовок, плакатов, проспектов, справочников), а также выпуск профессиографических материалов о массовых профессиях, потребность которых будет в ближайшие годы.
Группа по работе с родителями могла бы организовать профориентационную работу с родителями через средства массовой информации; координировать целенаправленную работу попечительских советов учебных заведений, корректирует планы работы профконсультпунктов и Центров профориентации и др.
Городской центр профориентации является рабочим органом при межведомственном совете. В его задачи входит методическое руководство профориентационной работой и ее обеспечение необходимыми материалами, проведение справочно-информационной, медицинской и психолого-педагогической консультации для учащихся и родителей по вопросам выбора профессии. Сотрудники центра профориентации принимают непосредственное участие в работе межведомственного совета, взаимодействуют с Центрами профориентации учебных заведений и профконсультпунктов в районах.
В задачи кабинета профориентации территориального центра входит изучение и распространение передового опыта работы.
Подразделения службы занятости и управления труда в соответствии со своей спецификой изучают потребности предприятий и организаций в кадрах, участвует в научно-обоснованном согласовании планов набора в учебные заведения, находящиеся на их территории, выявляет и анализирует профессиональные намерения учащихся старших классов школ; направляет работу социальных институтов по пропаганде профессий завтрашнего дня; способствует трудоустройству молодежи.
В проведении профориентационной работы должны активно участвовать районные структуры, начиная с межведомственных советов по профориентации, так и отделов и управлений районных администраций.
Отдел образования обеспечивает проведение профориентационной работы в школах и внешкольных учреждениях, контролирует ее проведение через методический кабинет, обеспечивает школы методическими материалами.
В целях методического обеспечения профориентационной работы школ микрорайона и осуществления их связи с межведомственным советом по профориентации создаются опорные школы, где накоплен опыт профориентационной работы и хорошо организовано профильное обучение учащихся.
Управление профориентацией в Перми можно представить как процесс, включающий пять уровней функционирования:
I уровень - региональный координационный совет профориентации молодежи (областной); II уровень - координационный совет профориентации (городской); III уровень - координационный совет профориентации (районный); IV уровень - координационный совет профориентации микрорайона (там, где есть условия и необходимость); V уровень - совет профориентации предприятия, организации, учреждения.
Главным критерием надежности системы управления профориентацией в городе является степень ее соответствия производственной структуре народного хозяйства данной территории. Выполнение целевой программы управления профориентацией, не требуя перестройки организационной структуры производства, происходит лишь за счет введения небольшого числа постоянных и временных органов управления.
Общее научно-методическое руководство профориентацией молодежи в Перми должен осуществлять городской центр профориентации, координацию профориентационной работы и руководство ею на предприятиях и организациях данной территории - координационные советы городов и районов. Им подчиняются советы профориентации предприятий, организаций и учебных заведений.
Каждый ответственный руководитель (председатель СПО соответствующего уровня) должен быть подотчетен только одному руководителю вышестоящего уровня. При таком подходе общение между ними происходит посредством прямых контактов. Это способствует взаимосвязи между руководителями и подчиненными и обеспечивает единство команд в системе управления.
В подготовке и принятии решений на всех уровнях принимают участие органы по труду, федеральной службы занятости населения, кадровые агентства. Исполнители и штабные подразделения подчиняются только своему вышестоящему руководителю. Структура управления характеризует степень участия каждой заинтересованной инстанции в проведении профпросвещения, активизации пробы сил учащихся в различных видах деятельности, профконсультации и адаптации их на основе возрастных особенностей, интересов и возможностей личности, потребности общества в кадрах.
Городская система управления профориентации молодежи должна предусматривать комплекс мероприятий для каждой из подсистем профориентации, устанавливает функциональные обязанности органов, служб, исполнителей, ответственных за работу по профориентации, определяет взаимодействие предприятий, школ, учебно-производственных комбинатов (УПК), учебных заведений, учреждений культуры в профориентационной работе с молодежью, уточняет роль каждой заинтересованной инстанции в проведении профориентационных мероприятий на основе возрастных особенностей, интересов личности и возможностей, потребностей общества.
Реализация городской системы должно осуществляться на базе "Комплексного плана управления профориентацией молодежи в г. Перми", составляемого на длительный срок на основе реальных потребностей предприятий и организаций в кадрах, демографической ситуации, складывающейся в регионе.
Таким образом, в Перми существует реальная возможность создания научно-методической системы управления профориентацией молодежи в условиях новых рыночных отношений.

Сегодня, когда окружающий нас мир как никогда изменчив и динамичен, мир профессий отражает все его экономические, социальные и даже политические изменения, а диктуемые им требования к личности постоянно изменяются, естественно, что ещё более остро встают проблемы профориентации школьников. В идеальной ситуации подросток должен быть активным, деятельным, уметь быстро подстроиться под ситуацию на рынке труда, успешно ориентироваться в многообразии профессий и примерно определять, насколько его личностные качества подходят под выбранную специальность. По факту же старшеклассники могут полагаться только на самого себя и непрофессиональную помощь родителей и друзей. По результатам многочисленны опросов и исследований до 70% выпускников из 9-11 классов практически не обладают знаниями о реальных потребностях и имеющимся на рынке труда спросе, а значит, за этим последует случайный выбор профессии, который повлечёт за собой растрачивание сил впустую с непонятным результатом, что в дальнейшем может привести к ненужным потерям времени и ухудшением самооценки школьника.

Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность школьника, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека, тогда как текущие проблемы профориентации школьников включают в себя:

Конечно же, здесь перечислены далеко не все имеющиеся проблемы профессиональной ориентации школьников и старшеклассников, но оценить по ним масштаб ситуации и необходимость действовать труда не составит.

По мнению доктора психологических наук, профессора кафедры психологии МГУ Пряжникова Н.С., всё более заметным становится стремление учитывать индивидуальные способности ребёнка при профориентации, а личностное самоопределение начинает приобретать формы профессиональной ориентации. Которая представляет собой внутреннюю готовность личности к самостоятельному и, что является одним из самых важных моментов, осознанному выбору одного из многих вариантов развития, как жизненного, так и профессионального. Выпускники начинают проявлять пусть небольшую, но всё же готовность рассматривать себя не только в настоящем времени, но и учитывая планы развития. Самостоятельно выявляя значимые именно для них смыслы определённой профессиональной деятельности.

Противоречия профориентации школьников

Для постепенного исправления общей ситуации с имеющимися проблемами профориентации школьников можно выделить следующие мероприятия, которые должны использоваться комплексно и на протяжении длительного времени без перерыва:

  1. Профессиональное просвещение школьников с целью расширения общего кругозора.
  2. Профессиография, т.е. изучение требований, предъявляемых различными специальностями к личным качествам работника. При передаче накопленных знаний школьникам, у тех появляются знания и навыки определения необходимости и востребованности специальности, перспективы карьерного роста, личностного развития, предполагаемой заработной платы, должностных обязанностях.
  3. Воспитание желания трудиться и выбирать наиболее необходимые обществу профессии с учётом индивидуальных характеристик путём профессиональной пропаганды.
  4. Развитие и улучшения индивидуальных качеств школьника (желание трудится, ответственность, чувство гордости за выбранную профессию, чувство долга перед окружающими и т.д.).
  5. Определение профпригодности для возможного прогнозирования овладевания старшеклассником различных профессий.
  6. Профессиональная диагностика для изучения личностных характеристик значимых для профессиональной деятельности качеств выпускника и мониторинга профилизации.

Результатом введения и поддержания подобных комплексных мер можно с большой долей уверенности предположить значительное увеличение количества однозначно определившихся с желаемым направлением профессиональной деятельности детей, а, следовательно, помочь им избежать множества ошибок и решить проблемы профессиональной ориентации школьников.

Выводы

В качестве заключения и обобщения всего вышесказанное можно с уверенностью предположить высокую эффективность повышения информированности школьников на соответствующих уроках, мероприятиях и индивидуальных консультациях с квалифицированными специалистами.

Несомненно, что огромное значение должно придаваться изучению психологии самоопределения. Только с помощью неё возможно комплексное решение остро стоящих проблем профориентации школьников. Эффективность профориентации выпускников школ может быть повышена путём актуализации субъективных желаний и позиции подростков, активным их включением в важную для развития личности деятельность и стимулировании личного выбора интересующих профессий. Большим подспорьем самоопределению подростка будет составление им предполагаемого карьерного пути, который приведёт к осознанному выбору профессии и осознанию факта, что он сам принял решение и готов нести за него ответственность, одновременно гордясь этим. Иначе, если такой выбор будет навязан сверху или сделан под влиянием сиюминутных обстоятельств, то не будет и успешного самоопределения наряду с решением проблемы профориентации. Профессиональное самоопределение это далеко не только факт выбора специальности, но и, в том числе, длительный динамический процесс формирования профессионала на протяжении всей жизни.

МКОУ «Н-Дженгутаевская СОШ»

Проблемы профессиональной ориентации школьников.

Гереева В.А.

В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе, мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые им к человеку, неуклонно меняются. В связи с этим проблема выбора профессии становиться все более актуальной для старшеклассника. Подросток вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Опрос приведенных данных показывает, что 65% опрошенных выпускников школ, не имеют представления о реальном спросе на специалистов на современном рынке труда. Значит, преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки и в результате этого старшеклассник, теряет время и веру в свои силы. Десятилетиями проблема профессионального самоопределения разрабатывалась теоретически и решалась на практике с позиций доминирующей установки на профессиональную среду, а не на личность старшего школьника и социальный заказ. Отсюда формы и методы профессионального самоопределения были рассчитаны не на конкретного, а на абстрактного школьника. Поэтому для большинства старших школьников характерны неустойчивые, ситуативные интересы к профессиональной деятельности, а также проблемы, связанные с определением и оценкой своей профессиональной перспективы; осознанием необходимости самостоятельного и ответственного выбора профессионального будущего, не владение способами изучения своих индивидуальных, личностных возможностей в соответствии с избираемой профессией и т.д. И в этой связи необходимо отметить основные противоречия, которые образовались между возросшими требованиями к выпускникам школы и уровнем их подготовленности к профессиональному самоопределению.

Проблемы профориентации школьников

Профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышению эффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию. Каждая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация школьников на любые профессии является проблемой медицинской и психологической. Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии.

Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность школьника, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека, тогда как текущие проблемы профориентации школьников включают в себя:

    Нестабильные всплески интереса к профессиям и труду.

    Отсутствие навыков определения, своих личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям.

    Затруднённые определение и оценка своих перспектив развития в различных профессиях.

    Гнетущая необходимость сделать выбор профессии самостоятельно и нести за него ответственность.

    Увеличившиеся требования к выпускникам школ и их недостаточный уровень подготовленности к профессиональному определению.

    Отсутствующая или неквалифицированная помощь в выборе профессии для школьника.

    Отсутствие постоянно действующей, широко распространённой программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями.

Конечно же, здесь перечислены далеко не все имеющиеся проблемы профессиональной ориентации школьников и старшеклассников, но оценить по ним масштаб ситуации и необходимость действовать труда не составит.

По мнению доктора психологических наук, профессора кафедры психологии МГУ Пряжникова Н.С., всё более заметным становится стремление учитывать индивидуальные способности ребёнка при профориентации, а личностное самоопределение начинает приобретать формы профессиональной ориентации. Которая представляет собой внутреннюю готовность личности к самостоятельному и, что является одним из самых важных моментов, осознанному выбору одного из многих вариантов развития, как жизненного, так и профессионального. Выпускники начинают проявлять пусть небольшую, но всё же готовность рассматривать себя не только в настоящем времени, но и учитывая планы развития. Самостоятельно выявляя значимые именно для них смыслы определённой профессиональной деятельности.

Противоречия профориентации школьников

    Имеющиеся потребности общества часто идут вразрез с личными планами и желаниями школьников. Даже зная о перенасыщении рынка труда представителями «модных» и «престижных» специальностей, выпускники школ осознанно затрудняют себе дальнейшее трудоустройство, выбирая их в качестве желаемой профессии.

    Выбранная профессия не всегда соответствует возможностям старшеклассника. Получив соответствующее образование и приступив к работе человек понимает, что выбор был ошибочным и для успешной реализации себя на данном поприще у него нет требуемых качеств личности. Смена профессии или переквалификация приводят к большим потерям времени и сил.

    Сочетание острой нехватки ведущейся профориентационной работы и необходимости обязательного выбора. К последнему классу школьники обычно осознают, что сложный выбор карьерного пути по душе приведёт к длительным последствиям.

    Отсутствие у школьников навыков планирования, прогнозирования вкупе с необходимостью выстраивать долговременные планы своей будущей жизни и карьеры одновременно. В такой ситуации выпускник школы более-менее может представлять желаемые жизненные пути и предполагаемые профессии, но способы достижения данных целей будут ускользать от него без посторонней помощи.

    Требование обязательного выбора набора сдаваемых государственных экзаменов для последующего поступления в учебные заведения и профессии накладывается на отсутствующее или недостаточное представление учащихся о многообразии имеющихся в мире профессий, что приводит к череде ошибок, таких как выбор будущей карьеры по степени её «престижности», за компанию с друзьями или просто по советам родителей.

    Потребность школьников в профессиональном обучении и отсутствие или недостаточная квалификации школьных психологов и профконсультантов, способных вести длительную профориентационную деятельность начиная с начальных классов и сопровождая ребёнка до самого выпуска.

    Желая попробовать себя в той или иной профессии, школьник понимает, что такой возможности в школе или ближайшем окружении просто не существует. Профориентационные уроки в игровой форме не проводятся, экскурсии на предприятия не осуществляются и т.д.

Для постепенного исправления общей ситуации с имеющимися проблемами профориентации школьников можно выделить следующие мероприятия, которые должны использоваться комплексно и на протяжении длительного времени без перерыва:

    Профессиональное просвещение школьников с целью расширения общего кругозора.

    Профессиография, т.е. изучение требований, предъявляемых различными специальностями к личным качествам работника. При передаче накопленных знаний школьникам, у тех появляются знания и навыки определения необходимости и востребованности специальности, перспективы карьерного роста, личностного развития, предполагаемой заработной платы, должностных обязанностях.

    Воспитание желания трудиться и выбирать наиболее необходимые обществу профессии с учётом индивидуальных характеристик путём профессиональной пропаганды.

    Развитие и улучшения индивидуальных качеств школьника (желание трудится, ответственность, чувство гордости за выбранную профессию, чувство долга перед окружающими и т.д.).

    Определение профпригодности для возможного прогнозирования овладевания старшеклассником различных профессий.

    Профессиональная диагностика для изучения личностных характеристик значимых для профессиональной деятельности качеств выпускника и мониторинга профилизации.

Результатом введения и поддержания подобных комплексных мер можно с большой долей уверенности предположить значительное увеличение количества однозначно определившихся с желаемым направлением профессиональной деятельности детей, а, следовательно, помочь им избежать множества ошибок и решить проблемы профессиональной ориентации школьников.

Выводы

В качестве заключения и обобщения всего вышесказанное можно с уверенностью предположить высокую эффективность повышения информированности школьников на соответствующих уроках, мероприятиях и индивидуальных консультациях с квалифицированными специалистами.

Несомненно, что огромное значение должно придаваться изучению психологии самоопределения. Только с помощью неё возможно комплексное решение остро стоящих проблем профориентации школьников. Эффективность профориентации выпускников школ может быть повышена путём актуализации субъективных желаний и позиции подростков, активным их включением в важную для развития личности деятельность и стимулировании личного выбора интересующих профессий. Большим подспорьем самоопределению подростка будет составление им предполагаемого карьерного пути, который приведёт к осознанному выбору профессии и осознанию факта, что он сам принял решение и готов нести за него ответственность, одновременно гордясь этим. Иначе, если такой выбор будет навязан сверху или сделан под влиянием сиюминутных обстоятельств, то не будет и успешного самоопределения наряду с решением проблемы профориентации. Профессиональное самоопределение это далеко не только факт выбора специальности, но и, в том числе, длительный динамический процесс формирования профессионала на протяжении всей жизни.


Российский Государственный Педагогический Университет имени А.И. Герцена

Проблема профориентации школьников и пути ее решения в педагогической науке.

Студентки 3 курса ОЗО
факультета Математики
Марковой Ю. Н.
Руководитель -
д.п.н. Гутник И.Ю.

Санкт-Петербург
2010
Содержание.
1. Введение.
2. Методологические и теоретические вопросы профессиональной ориентации.

        История становления профориентации.
        Вопросы теории и методологии профессиональной ориентации.
3. Проблема профориентации школьников.
4. Профессиональное просвещение учащихся.
4.1. Профессиональное просвещение в процессе обучения.
4.2. Профессиональное просвещение учащихся во внеурочное время.
5. Изучение школьников в целях профориентации.
5.1. Общая характеристика личности школьника.
5.2. Методы изучения школьников в целях профориентации.
6. Профессиональная консультация учащихся.
6.1. Задачи, содержание и формы профессиональной консультации.
6.2. Методы проведения профконсультаций.
7. Подготовка к труду и выбору профессии – важнейшая задача школы.
7.1. Мотивы выбора профессии у школьников.
7.2. Роль темперамента в профориентации.
7.3. Значение особенностей характера и самооценки для профориентации.
8. Вывод.
9. Приложение.
10. Список использованной литературы.

1. Введение.

Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации приобрели в настоящее время особую актуальность. Подчеркивается, что правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом.
Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выбранных в обществе (и принятых данным обществом) критериев профессионализма. Сущностью профессионального самоопределения является нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности. Профессиональное самоопределение возникает как психологическое новообразование в юношеском возрасте.
На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.
Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?
Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед школьниками.
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.
Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких.
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед ней возможности для приложения своих сил и способностей в самых различных областях деятельности на благо общества.
Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

2. Методологические и теоретические вопросы профессиональной ориентации.
2.1 История становления профориентации

Начало профориентации нередко относят к 1908 г. - к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию.
История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н. э. В Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.
В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили испытания водой и огнем. Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел знаменитый ученый древности Пифагор.
Данных, подобных приведенным выше, имеется много, и все они указывают на довольно ранний период возникновения элементов того, что сейчас принято называть профдиагностикой и профотбором. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно.
Однако если теперь посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только отмеченные выше профдиагностику и профотбор, но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную адаптацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться лишь позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук и научных направлений. Следовательно, приведенные выше исторические данные нужно рассматривать как указание не на историю, а на предысторию возникновения профориентации. История началась намного позже, в период развитого капитализма с его неизбежными спутниками - повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных масс рабочих. Именно в это время определилась практическая потребность в привлечении рабочей силы, ее обучении и распределении на различные трудовые операции в соответствии с индивидуальными различиями и особенностями людей.
В январе 1908 г. в г. Бостоне, как уже отмечалось выше, начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более детальное познание способностей школьников. Бюро вело свою работу в контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами.
В своей работе бюро руководствовалось следующими положениями:

      по значимости выбор профессии можно приравнять к супружескому выбору;
      профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный случай;
      никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления, без опоры на профконсультанта;
      молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу;
      выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий.
Один из основателей этого бюро Ф. Парсонс выделил три основных фактора успешности выбора профессии:
      правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений;
      знание того, что нужно для успешной деятельности по каждой из выбираемых профессий;
      умение соотнести результаты самооценки со знаниями требований профессий.
В России профориентационная деятельность начала развертываться в первые годы ХХ в. Педагогическим музеем учительского дома был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых людей идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся. Наряду с ответами учеников сведения о них собирались и через учителей. Однако наибольшее развитие профориентация молодежи в нашей стране получила после Великой Октябрьской революции. В 20-е годы прошлого столетия появились первые научные исследования отечественных авторов, посвященные выяснению причин выбора той или ионой профессии.
В Ленинграде в 1927 г. было организовано бюро профконсультации, которое наряду с практической деятельностью вело и научные исследования. Во-первых, была сделана попытка решать проблемы профориентации с помощью профконсультации и профотбора. Вторая важная идея - комплексный подход к оценке личности. Эта прогрессивная идея, как и идея диагностики, получила свое развитие в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, где вновь создаваемым центрам профориентации предписывается «выявлять психофизиологические особенности, способности и наклонности учащихся к определенным видам деятельности и разрабатывать на этой основе соответствующие практические рекомендации». Третья важная идея - единство практики, теории и методологии. Эта идея, к сожалению, долгие годы не получала последующего развития.
В разработке научно-педагогических основ профориентации большую роль сыграли выдающиеся педагоги и деятели народного образования Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко и др. Они помогли создать психолого-педагогическую основу для последующего развития путей осуществления профессиональной ориентации школьников. Проблема профориентации школьников решилась в тесном единстве с осуществлением политехнического образования, трудового воспитания и обучения.
Ряд исследователей предлагали всю профориентационную работу осуществлять через наркомпросы в рамках трудовой политехнической школы. Исключительно большое значение имело то обстоятельство, что в 30-е годы начала складываться система профориентации в учебно-воспитательном процессе школы. Однако на развитие профориентационной работы в это время отрицательное влияние оказало снижение внимания к вопросам трудового обучения школьников. Отмена трудового обучения в школе привела к свертыванию и профориентационной работы.
Начиная с 50-х годов значительно выросло внимание к проблеме профориентации, сложился и определенный подход. Этот подход можно назвать организационно- методическим. Все усилия, материальные средства, выпуск литературы были направлены в основном на улучшение организации профориентационной работы и совершенствование методики профориентации школьников.
В связи с ускорением научно-технического прогресса происходят новые качественные изменения и в профессиональной подготовке работников всех сфер. Важнейшая задача школы - подготовка молодежи к жизни, к активному участию в труде, правильному выбору профессии.

2.2. Вопросы теории и методологии профессиональной ориентации.

Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сама профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И это не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.
Понятие «профориентация» кажется ясным каждому, кто ознакомится с ним даже в первый раз - это ориентация школьников на те или иные професии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работыв целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.
Какие бы определения ни давались понятию «ориентация», ясно, что все они связаны с деятельностью по выбору основного направления, в рассматриваемом случае по выбору профессии. Если молодой человек пытается ориентироваться в мире профессий и начинает активно выяснять, насколько та или иная конкретная профессия соответствует его жизненным устремлениям, то в этом случае лучше говорить о его ориентации на профессию. Если же он становится объектом педагогического или иного воздействия с целью выбора подходящей для него и для общества профессии, то здесь лучше говорить об ориентации в смысле ориентирования его на профессию.
Отсутствие единой точки зрения на понятие профориентации объясняется еще и другими причинами. Например, тем, что это комплексная проблема, а потому подходы к ее определению могут быть различными. Если же на этот процесс посмотреть через призму психологической науки, то на первый план выступят психологические понятия и концепции, объясняющие особенности того или иного выбора. Еще один подход - социологический. При этом процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизнененной ориентацией, стремлением личности занять опредкленное место в социальной структуре общества, в социальной группе.
Изложенное выше понимание профориентации как единства практической работы и теории позволяет дать следующее ее определение. Профессиональная ориентация - это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации.
Теорию профориентации можно определить следующим образом: это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности.
Рассмотрим основные компоненты теории профессиональной ориентации школьников: факты, закономерности, принципы.
Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов, в профориентации мало. Поэтому одна из важнейших задач - собрать новые факты и дать им правильную интерпретацию.
Важный компонент теории профориентации - определенные закономерности. Познание закономерностей - это, в конечном счете, и есть то самое главное, ради чего обычно и предпринимаются научные исследования. Найденные закономерности обычно выражаются с помощью понятийного аппарата и специфического языка науки, отличающегося большей точностью, выразительностью, большими возможностями стыкования понятий профориентации с понятиями других наук и научных направлений, в том числе - с математикой.
Уровень развития каждой теории нередко определяется составом и качеством принципов, положенных в основу деятельности. Формулированию принципов профориентации уделяется немало внимания. Однако нельзя сказать, что разработка системы принципов завершена: предстоит еще много сделать для создания стройной, непротиворечивой системы, удовлетворяющей всем требованиям.
Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям личности и одновременно потребностям общества в целом в кадрах необходимых профессий выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии.
Принцип активности характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения (профессию надо искать самому).
Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличения заработка по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребности в жилье, отдыхе и т. п.

Под методологией профессиональной ориентации подразумевают учение об основных положениях, структуре и методах исследования научных проблем профессионального самоопределения и о совершенствовании практических методов воздействия на молодежь с целью оптимизации интересов личности и общества в вопросах выбора профессии.
К основным положениям, оказывающим существенное влияние на постановку всей профориентационной работы, относятся идеи концептуального характера. Одна из них - идея организации профессиональной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии.
К идее методологического характера относится идея дифференцированного подхода к проведению профориентационной работы с учащимися. Она предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференцированный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, а следовательно, и более эффективно.
К методологическим вопросам профориентации относятся и вопросы определения и развития системы профориентации. Система профориентации школьников - это организованная, управляемая деятельность различных государственных о общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопеделения школьников в интересах личности и общества в целом. Общая цель системы профориентационной работы - подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личностые интересы, так и общественные потребности.
В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы - это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, организация клубов по интересам, кружков технического творчества, анкетирование, применение тестов, написание учащимися рефератов, проведение с ними различных игр и др.
С педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога или педагогического коллектива. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как личностных, так и общественных потребностей. Соответственно чем большее число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше деятельность профориентационной работы педагогов, школы.

3. Проблема профориентации школьников.

Профориентационная работа среди школьников носит бессистемный, эпизодический характер. Профориентационные услуги не стали пока действенным средством формирования жизненного пути учащихся, построения их профессиональной карьеры. Эти тревожные тенденции подтверждаются рядом социологических исследований. Исследования профессиональных намерений и жизненных планов выпускников 2001 года, проведенные в 23 городах и районах Московской области, с участием 3122 учащихся девятых классов и 2255 учащихся одиннадцатых классов, показали, что лишь около 10 % выпускников намерены работать на производстве. Список выбираемых профессий очень беден, причем выбор профессий нельзя считать осознанным. Вызывает тревогу тот факт, что специальности, которые выбирает большинство опрошенных, не пользуются спросом на рынке труда. Похожие тенденции наблюдаются в Воронежской, Брянской, Ростовской, Челябинской, Ярославской областях. Прослеживаются и крайние тенденции. Например, в Воронежской области выявлена достаточно высокая нацеленность выпускников школ на карьеру и большие заработки без получения образования, а две трети опрошенных вообще не работали бы, если бы имели какие-либо доходы.
Анализ профессиональных планов и уровня готовности к выбору профессии выпускников общеобразовательных учреждений Ярославской области 2000/2001 учебного года показывает, что две трети выпускников не готовы к самостоятельному решению проблемы профессиональной подготовки или трудоустройства, а работать после окончания школы намеревается лишь 1 % выпускников. В целом по области выпускники 9-х, 11-х классов предпочитают профессии (специальности), которые, как правило, остаются невостребованными на региональном рынке труда: водитель, автомеханик (для юношей), бухгалтер, экономист, юрист (для девушек). В их выборе практически отсутствуют рабочие профессии. Из всех опрошенных выпускников лишь 2 % хотели бы выполнять обязанности промышленных рабочих и 1 % – квалифицированных работников сельского и рыбного хозяйства.
Социологические исследования, проведенные Департаментом ФГСЗН по Воронежской области, показывают, что выпускники средних школ ориентированны в основном на продолжение образования. Их доля за последние пять лет (1995–2000 годы) возросла с 81,5 % до 90,6 %. При этом удельный вес учащихся 11-х классов, планирующих получить высшее профессиональное образование, возрос с 64 % до 81 %. В то же время число лиц, желающих получить профессиональное образование в техникумах и профессиональных училищах, наоборот снизилось с 19,2 % до 6,7 % и с 11,4 % до 4,8 % соответственно.
По результатам исследований в 2001 году 73,7 % выпускников школ области определились с профессиональным выбором. При этом преобладают профессии экономического и юридического направления.
Желание большинства выпускников школ получить высшее образование гуманитарного профиля противоречит реалиям регионального рынка труда. В области растет дефицит рабочих кадров. Рабочими кадрами полностью укомплектовано лишь каждое 4 предприятие, а специалистами – 65 % предприятий региона.
Недостатки в работе по формированию у школьников устойчивой мотивации к труду кроются в отсутствии законодательной базы профессиональной ориентации, в неэффективных психолого- педагогических условиях ее проведения, в разобщенности органов управления образованием и службы занятости в регулировании объемов подготовки специалистов, определении перечня специальностей, востребованных рынком труда и др.
Ключевой задачей сегодня является подготовка школьников к профессиональному и карьерному росту, формирование у них способности самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально использовать при этом имеющиеся ресурсы. Для успешного решения этой задачи необходима интеграция образовательных учреждений, территориальных центров профориентации молодежи Минтруда и Минобразования России, региональных центров профориентации безработных граждан, органов управления образованием и департаментов федеральной службы занятости, районных и городских центров занятости населения, а также совместная профориентационная деятельность учительских коллективов и специалистов органов занятости населения, разработка современных технологий профориентационной работы, психодиагностических и тестовых методик, использование существующих бланковых и компьютерных методик, методических разработок Минтруда России по организации профориентационной работы со школьниками.
Другая задача – внесение в учебно-производственный процесс и учебные программы образовательных стандартов профессиональной ориентации.
Целью модернизации профессиональной ориентации школьников является формирование такой модели профессиональной ориентации, которая была бы способна актуализировать потребность у молодых людей в самореализации, обеспечить их занятость, социализировать личность через труд.
В ряде регионов накоплен положительный опыт профориентационной работы, направленной на конечный результат – трудоустройство молодежи.
На протяжении ряда лет центр профориентации при участии и поддержке департамента образования области занимается разработкой и апробацией аналогичного профориентационного курса для учащихся средних школ. В настоящее время курс введен в общеобразовательный процесс школ семи районов области (исходя из кадровых возможностей центра профориентации в консультировании и сопровождении учебного курса). Данный курс проводится в разных организационно-содержательных формах: как отдельный предмет в рамках образовательной области «Технология» за счет вариативной части учебного плана; часть некоторых специальных предметов («Основы экономики», «Этика и психология семейной жизни» и др.); программа по профессиональному самоопределению в межшкольных учебно-производственных комбинатах; цикл специализированных и тематических классных часов и внеклассных мероприятий. Предмет «Эффективное поведение на рынке труда» с 2000 года обеспечен учебно-методической литературой.
В Воронежской области с 1994 года работает областной центр профориентации и психологической поддержки безработных граждан. Среди граждан, которым оказываются профориентационные услуги, 35 % составляет молодежь в возрасте от 16 до 20 лет. Работу по профориентации учащейся молодежи центр строит в рамках ежегодных договоров о сотрудничестве между департаментом и главным управлением образования Воронежской области. Она осуществляется на основе утвержденной главой администрации области межведомственной региональной программы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения на 2001–2005 годы по нескольким направлениям:
- работа со школьными психологами (проблемы профессионального самоопределения и подготовки учащихся к труду) ;
- совместная работа с педагогами общеобразовательных школ (информационные консультации педагогам по вопросам оказания помощи учащимся в выборе профессионального пути);
- взаимодействие с родителями подростков (участие в работе родительских собраний).
В центре организуются индивидуальные консультации для учащихся школ и профессиональных учебных заведений, проводится углубленная психологическая диагностика, оказывается помощь в планировании профессиональной карьеры. На групповых информационных беседах школьники знакомятся с положением на рынке труда, получают информацию о востребованности специалистов, узнают о профессиях, важности грамотного подхода к выбору своей будущей профессии. Психологами центра разработаны тренинговые программы для молодежи: «Искусство сдавать экзамены», «Эффективное поведение на рынке труда», «Креативность мышления», «Уверенное поведение» и др. Эти более сложные формы работы используются с безработной молодежью.
К эффективным формам взаимодействия с учащимися можно отнести уроки карьеры, которые проводятся на базе информационного агентства. За год агентство посещают до 2000 учащихся.
Одним из видов взаимодействия различных структур являются ежегодные ярмарки учебных и рабочих мест для школьников. Обычно здесь присутствуют представители всех профессиональных учебных заведений города. Они широко информируют школьников об условиях приема и обучения, отвечают на интересующие ребят вопросы. Учреждения дополнительного образования приглашают к освоению основ профессий через систему кружков, секций, курсов. Учреждения профессионального образования ведут пропаганду обучения в летнее время навыкам профессий (по данным департамента в 2001 году проходили обучение более 400 подростков, на эти цели затрачено 85 тыс. рублей из областного бюджета). Представители городских предприятий и организаций предлагают рабочие места для несовершеннолетних в свободное от учебы время. Сотрудники центра профориентации организуют занятия по планированию профессиональной карьеры, информационные беседы с использованием видеоматериалов «Мир профессий», индивидуальное консультирование по вопросам выбора будущей профессии, диагностическое собеседование.
В течение последних нескольких лет развивается сотрудничество органов службы занятости населения с органами управления образованием, образовательными учреждениями. Профориентационная работа с молодежью направлена на получение базового профессионального образования и формирование адаптивного поведения на рынке труда. Для этих целей в ряде территорий в 2000–2001 годах учреждены центры профориентации молодежи (Красноярский, Ставропольский края, Республика Северная Осетия – Алания, Тюменская, Калужская области и др.).
Для молодых безработных граждан, не имеющих профессии, и подростков проводятся занятия по модифицированным программам социально-профессиональной адаптации «Школа профессионального самоопределения», позволяющие определять профессиональные склонности и способности и на основе диагностики вырабатывать алгоритмы действий по поиску работы, получению профессионального образования.
Безработной молодежи, не имеющей опыта работы, оказываются услуги по психологической поддержке в виде индивидуального консультирования с разработкой плана профессионального самоопределения. Проводятся тренинги личностного роста, адаптивного поведения на рынке труда.
По сравнению с 1995 годом в 2001 году профориентационные услуги получили в два раза больше молодых людей (1995 год – 1 млн 120 тыс. человек, 2001 год – 2 млн 380 тыс. человек).
Для дальнейшего совершенствования профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений целесообразно:
- инициировать принятие Государственной думой РФ поправок в статью 5 Закона РФ «Об образовании» в редакции: «Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, включая профессиональную ориентацию»;
- ускорить подготовку проекта постановления федерального правительства об утверждении «Положения о профессиональной ориентации населения в Российской Федерации»;
- включить в государственный стандарт общего образования учебные предметы, расширяющие знания о формировании рынка труда, мире профессий, профессиональном образовании, планировании карьеры (Махмудов, 2002).
Таким образом, профессиональная ориентация важна прежде всего для школьников, так как они стоят перед выбором дальнейшего жизненного пути.

4. Профессиональное просвещение учащихся.
4.1. Профессиональное просвещение в процессе обучения.

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия, оплата по единому окладу, оплата труда по конечным результатам труда и т. д.
Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию. Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессий и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.
В связи с этим перед школой, как и перед всем нашим обществом, стоит довольно сложная задача - исправить идущее вразрез с потребностями отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.
Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по пропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.
Проведение профессионального просвещения не нарушает логики изучаемого материала, а является конкретным выражением дидактического принципа связи обучения с жизнью.
Исходя из того, что профпросвещение - процесс активный, следует больше опираться на такие методы работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации. В частности, шире надо внедрять в практику не просто рассказы о профессиях и производствах, а осуществлять руководство самостоятельным изучением школьниками той или иной профессиональной деятельности. Кроме того, необходимо учитывать, что информация нередко лучше усваивается при ее подаче в определенной ситуационной форме, а не в виде текста (лекции, рассказа).
Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потере у них интереса к рабочим профессиям. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью.
Урок- основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация - составная часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному просвещению учащихся. При этом задача каждого учителя - увязать познавательные сведения о профессиях с темой и содержанием урока. Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников, звукозаписи, демонстарции кино- и диафильмов, применения плакатов, стендов, альбомов и т. д. Применение того или иного средства (или их комплекса) зависит от цели и содержания урока, возраста, знаний учащихся, и, наконец, от мастерствв самого учителя.
Учитель не только должен сообщать знания о профессиях, но и получать обратную реакцию о том, как они усваиваются детьми. Для этого при повторении пройденного материала среди прочих вопросов необходимо включать вопросы для проверки знаний учащихся о профессиях.
Такое повторение может углубить и систематизировать знания учащихся о профессиях, заставит их подумать о важности правильного выбора профессии, а следовательно, повысит эффективность профориентационной работы на уроке.

4.2. Профессиональное просвещение во внеурочное время.

Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочным мероприятиям. При этом большую роль играют школьные кружки, ученические производственные бригады, клубы по интересам и т. д.
Задача профпросвещения не сводится только к ознакомлению школьников с миром профессий, а состоит и в том, чтобы развивать и углублять профессиональные интересы ребят, прививать в конечном итоге любовь к профессии. Поэтому одним из ценных методов профпросвещения является практическая работа. К неурочным формам организации такой работы относятся кружковые занятия, малые группы по интересам, объединения школьников и т. д. Участвуя в них, школьники могут глубже понять сущность профессий, психологически подготовиться к трудовой деятельности, к сознательному выбору профессии.
Рассмотрим основные формы и методы работы по профпросвещению среди учащихся во вненеклассной работе.
Значительное место в этой работе занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители разных профессий, наставники. Такие беседы можно посвящать ознакомлению с одной какой-то профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости правильного выбора их для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.
Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:
- Общие сведения о профессии:
краткая характеристика отрасли, где применяется профессия; краткий исторический очерк и перспективы развития профессии; основные специальности, связанные с данной профессией; примеры биографий лучших представителей профессии.
- Производственное содержание профессии:
место и роль профессии, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
- Условия работы и требования профессии к человеку:
санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека,отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т. д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
- Система подготовки к профессии:
пути получения профессии: бригадно-индивидуальное обучение, учебные курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией.
5. Изучение школьников в целях профориентации.
5.1. Общая характеристика личности школьника.
и т.д.................

«Проблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни»
С.Л.Рубинштейн

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:

  1. Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
  2. Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности.
  3. Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс.
  4. Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.
  5. Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания.

Проблема выбора профессии стара как мир, а удачно выбранная профессия сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие.

Следовательно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессий.

В 1998 году в международный стандарт было занесено 9333 профессии, а в нашей стране специалисты насчитали около 7000 профессий. При этом ежегодно на рынке труда происходит обновление около 500 профессий.

Вместе с тем многие профессии «живут» от 5 до 15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. При этом необходимо учесть, что

  • раньше «идеальный» образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их «профессиональной» биографией, иногда это был собирательный образ, но все равно он обладал конкретностью, которая помогала процессу идентификации молодого человека.
  • Сейчас мы наблюдаем, что «идеальный образ профессионала» заменился на «идеальный образ жизни», то есть профессия выступает как средство для достижения желаемого образа жизни.

При всей неповторимости каждой жизни и судьбы люди на конкретных этапах своего развития испытывают определенные воздействия на организм и психику, сталкиваются с одинаковыми проблемами. Адаптация к этим воздействиям или решение этих проблем составляют содержание особых – критических – периодов нормального развития личности. «Кризис» в переводе с греческого обозначает – поворотный пункт, исход, решение. В этом смысле возрастной кризис понимается как резкий перелом, совокупность значительных изменений в ходе развития, за которыми следуют характерные перемены в поведении, образе мыслей и представлениях.

  • Какой Я?
  • Кем Я хочу стать?
  • Кем Я могу стать?
  • Какие у меня личностные качества?
  • Позволяет ли они мне стать тем, кем Я хочу?

Все эти вопросы ставит перед собой в ранней юности каждый человек, то есть перед ним встает проблема становления личностного и профессионального «Я».

Столкновение идеального жизненного замысла с реальностью, как она есть, провоцирует юношеский профессиональный кризис – переосмысление жизни, профессии и своего места в них.

Зачатки интересов можно наблюдать на первом году жизни (их основа – ориентировочная реакция и развивающиеся потребности):

  • Дошкольное детство – интерес к бытовым и трудовым операциям. Интересы дошкольника – непосредственны, неустойчивы и определяются конкретной ситуацией.
  • 1 – 2 класс – интерес ко всем видам работы в школе
  • 3 – 4 класс – дифференцируется интерес к работе в школе (любимые – нелюбимые предметы и т.д.) и появляется интерес к коллекционированию.
  • Подростковый возраст – интерес к общественной жизни, приключениям, спорт.

Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный и весьма подвижный процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии развития – первая из которых приходится на период обучения в школе, - это зарождение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности в мире труда и мире профессий.

Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности. Поэтому работа по профориентации должна быть направлена в двух противоположных направлениях:

  • с одной стороны необходимо расширять знания о многообразии мира профессий (так как в большинство молодых людей знакомы только с небольшим количеством профессий, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни – врач, учитель, шофер, продавец, телевизионный ведущий и т.д.)
  • с другой стороны помочь старшеклассникам как можно уже и конкретнее сформировать свой личный профессиональный план (для этого необходима диагностика профессиональных предпочтений и диагностика личностных качеств, т.е. осознание своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста как поиск, творчество и возможность выбора)

На что необходимо обратить внимание молодого человека в первую очередь:

  • Что такое профориентация?
  • Какова цель профориентации?
  • Необходимо осознать роль психолога-профконсультанта.

На следующем этапе достигаем понимания различия – что такое должность, специальность, вакансия, карьера, призвание. Далее, при выборе профессии, необходимо знать к какой группе относится выбранная им профессия.

В каждой профессии можно выделить 2 стороны:

  1. содержательную – специфические требования к личностным особенностям человека, то есть набор необходимых знаний и умений, которые поддаются воспитанию и тренировке.
  2. Динамическую – определенный темп выполнения, скорость, умение переключаться с одного типа задач на другой, концентрация внимания и т.д. (хотя перечень таких профессий не очень велик, но для их получения необходимо пройти специальный отбор).

Следовательно, можно разделить все профессии по признаку профессиональной пригодности (классификация Гуревича).

Первая группа профессий связана с абсолютной профессиональной пригодностью (то есть профессия предъявляет жесткие требования к личностным особенностям человека).

Вторая группа профессий требует относительной профессиональной пригодности (то есть данной профессией может обладать практически каждый человек, но при условии – желания, настойчивости, а значит приложения каких-то целенаправленных усилий).

Следующая, широко использующаяся в профориентации классификация Е.А.Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. В соответствии с этими признаками все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:

  • «человек – техника»
  • «человек – природа»
  • «человек – знак»
  • «человек – человек»
  • «человек – творческий образ»

Далее расширение знаний о мире профессий и своих предпочтениях можно продолжить определением профессионального типа личности. Согласно типологии личности американского психолога Дж.Голланда, различают шесть психологических типов людей:

  • реалистический
  • интеллектуальный
  • социальный
  • конвенциальный (стандартный)
  • предприимчивый
  • артистический

Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. Следовательно определенному психологическому типу личности соответствует профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

В психологии выделяют четыре основные стороны личности:

  • социально-обусловленная сторона, направленность личности (мировоззрение, убеждения, потребности, мотивы, интересы, идеалы, целенаправленность, моральные качества и др.)
  • уровень подготовленности психических процессов (наблюдательность, память, воображение, особенности мышления, внимания, чувств и воли)
  • темперамент и другие биологически и физиологически обусловленные черты психики (подвижность, возбудимость, сила протекания психических процессов, задатки, черты вызванные физическими недостатками, болезненными отклонениями).

На следующем этапе необходимо выяснить уровень мотивации (стимулы ради которых человек готов приложить свои усилия), то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок.

Продуктивность работы тесно связана с особенностями его темперамента. Поэтому необходимо познакомить учащихся с некоторыми свойствами нервной системы, показать их взаимосвязь и индивидуальными особенностями поведения личности, раскрыть ее значение в профессиональной деятельности.

Нельзя забывать, что человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных свойств и его способности формируются в деятельности, развиваясь на основе генетически определенных задатков. В настоящее время установлено, что генотип – определяет границы возможностей человека, которые он может достичь, теоретически, а среда и воспитание определяют в какой мере эти возможности будут реализованы человеком практически.

Мышление представляет собой обобщенную и опосредованную форму психического отражения человеком окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами.

Тип мышления – индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Профиль мышления отображает доминирующие способы переработки информации и уровень креативности (творческие способности), является важнейшей характеристикой человека и определяет его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Тема профессиональной молодежи, достаточно популярная в научной среде в советские времена, на фоне всеобъемлющей либерализации начала 1990 гг. потеряла свой интерес. В условиях рыночной экономики каждый должен был самостоятельно устраиваться в жизни, полагаясь главным образом на собственные силы.

О профориентации вновь вспомнили несколько лет спустя. К этому времени на рынке труда сложилась интересная ситуация: с одной стороны, острая проблема безработицы, особенно среди молодежи; с другой стороны, нехватка представителей целого ряда профессий, в первую очередь рабочих. Перед общественностью встала задача сбалансировать спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Один из методов решения этой задачи – профессиональная ориентация школьников – будущих представителей тех или иных профессий.

В МОБУ СОШ №1 второй год проводится исследование на тему профессиональной ориентации школьников и по сравнению с прошлогодним оно имеет более широкие рамки: если первое исследование охватило лишь выпускников школы, то во втором принимали участие учащиеся 7, 9 классов.

Оба исследования проводились по одной схеме. В не выделились 5 содержательных частей:

  1. Профессиональный выбор учащихся и его обусловленность;
  2. Ценностные ориентации школьников в профессиональной сфере;
  3. Выбор школьниками учебного заведения;
  4. Возможности реализации профессиональных планов учащихся.

Профессиональный выбор учащихся и его обусловленность .

Ключевой момент исследования – это выяснения того, какую профессию школьники собираются приобрести в будущем. Разнообразие выбранных профессий и сфер деятельности впечатляет – более 60 наименований. Для дальнейшего анализа все варианты профессионального выбора школьников были объединены в 12 основных групп (плюс вариант «другое»).

Выбор профессии учащимися разных классов

(в % от опрошенных учащихся того или иного класса).

Профессии 7 кл, % 9 кл, % 11 кл, %
Инженер 6,2 9,3 19,5
Художественные специальности 30,5 26,3 13,4
Естественно-научные специальности 4,9 7,7 6,7
Экономические специальности 14,8 22,3 24,5
Социальная сфера 9,5 4,6 9,2
Гуманитарные специальности 15,4 16,1 15,9
Медицина 9,5 5,3 11,1
Юриспруденция 20,3 14,6 9,5
Военные и правоохранительные органы 7,2 5,0 4,2
Менеджеры 12,5 14,2 16,7
Программисты 13,4 14,6 9,7
Рабочие 6,5 18,0 4,2

Однако не все учащиеся осуществили свой профессиональный выбор. Многие либо сомневаются в нем, либо вообще еще не решили, какую профессию приобретут в будущем. Это касается не только 7 и 9-классников, но и выпускников, причем среди последних уверенность в выборе профессии практически не отличаются от прошлогодней ситуации.