Проблемы трудоустройства молодежи - актуальная тема в современном обществе. Ведь они связаны с проблемами привлечения квалифицированных кадров и влияют на наше экономическое благополучие.

Молодежь - будущее нашей страны. По логике, именно молодые специалисты должны быть наиболее востребованы при трудоустройстве. Но на практике порой оказывается иначе.

Молодежь и безработица

Возрастные рамки социально-демографической группы, называемой молодежью, выделить сложно. Условно относят к молодым людям лиц от 14 до 29 лет. Но ведь молодость - это не только возраст, но и социальный статус, сопряженный с конкретным видом деятельности человека, будь то учеба, служба в армии или работа. Проблема трудоустройства современной молодежи стоит остро еще и потому, что этот круг лиц составляет треть от общего числа безработных. Статистика здесь неумолима, а ведь еще существует скрытая безработица, определить рамки которой практически невозможно.

Почему молодежи так сложно устроиться на работу?

Сразу определим, что по закону граждане до 16 лет не могут признаваться безработными. Так же как и лица трудоспособного возраста, но учащиеся по очной программе.

На сегодняшний день в России более 22 % молодого населения. Конечно, похвально стремление подростков к получению высшего образования. Но проблемы молодежи во время трудоустройства начинаются уже после того, как молодой специалист выходит из ВУЗа с дипломом. Найти вакансию практически нереально, поэтому многим приходится работать не по специальности.

Проблемы трудоустройства молодежи в России связаны еще и с конкретными особенностями данной социальной группы. Молодым людям приходится несладко и в других сферах: социальное самоопределение, проблемы с жильем, сложности адаптации к экономической среде, и т. п. Складывается парадокс: российская молодежь, самая перспективная и сильная категория, оказывается одновременно и самой уязвимой.

У них и у нас

В зарубежной практике активно повышают возрастной порог, с которого человек должен начать свою трудовую жизнь. У нас же все наоборот: вступать на этот тернистый путь молодые люди вынуждены все раньше и раньше. По официальным данным, свой первый заработок получают более 80 % лиц до 18-ти лет. С одной стороны, в подростке должна вырабатываться инициативность и трудовая мотивация, однако с другой у него нет возможности получить надлежащий уровень образования, что автоматически снижает уровень будущей квалификации.

Распределение кадровой политики происходит неравномерно: чаще всего молодежь задействована в предпринимательской сфере и сфере услуг. Тогда как на производстве и в бюджетной отрасли остро чувствуется нехватка кадров. Чем дальше молодежь уходит в теневую экономику, тем сильнее страдает весь трудовой потенциал нашей страны. Согласитесь, с данной точки зрения, решение проблемы трудоустройства молодежи представляется весьма и весьма необходимым.

Специфика рынка молодежного труда

  • Отсутствие баланса между спросом и предложением. Это связано с колебанием трудовой ориентации молодых людей, которым сложно подчас определиться с выбором будущей профессии.
  • Низкая конкурентоспособность. У молодежи на всем трудовом рынке - самый высокий риск потерять уже существующую работу и не найти новую.
  • Отсутствие четких представлений об уровне молодежной занятости. На этом фоне количество лиц, нигде не работающих и не посещающих учебные заведения, неуклонно растет.
  • Высокая вариативность. На трудовой рынок приходят разноплановые специалисты. Однако на многие профессии спрос отсутствует, поэтому большинству приходится кое-как трудоустраиваться по специальностям, далеким от полученного образования. Многие вынуждены даже в срочном порядке проходить переподготовку.
  • Неудовлетворительные условия труда. Каждый пятый выпускник, поступивший на работу, увольняется уже в первый год, из-за плохих условий, характера труда или банальной неудовлетворенности выбранной профессией.
  • Проблемы трудоустройства молодежи женского пола стоят еще более остро. По статистике, среди выпускников больше девушек, однако при приеме на работу во многих отраслях работодатели чаще всего предпочитают мужчин.

Политика работодателей

Дополнительные проблемы трудоустройства молодежи возникают из-за повышенных требований, которые предъявляются к кадрам без квалификации. Многие работодатели просто считают молодых людей бесперспективным, относятся к ним без должного уважения и не видят возможностей дальнейшего роста.

Конечно, решение проблемы трудоустройства молодежи в данном случае - задача государства. Важно обеспечить социальную поддержку выпускников, смягчив для них критерии приема на работу или обеспечив гибкий трудовой график тем, кто еще учится. Возможность трудоустройства даже без опыта работы - еще один принципиально важный критерий, так как в противном случае получается замкнутый круг.

Частое явление в системе занятости молодежи - по факту специалист трудоустроен, а юридически он до сих пор находится в состоянии безработицы. Работодатель дает ему возможность трудиться лишь неполный день или официально вовсе не регистрирует. Многие эксперты считают, что решением данной проблемы может стать развитие малого и среднего бизнеса - особенно в малонаселенных пунктах.

А продуктивна ли система образования?

На государственном уровне сложно переоценить степень важности, которым обладает своевременное трудоустройство молодежи. Проблемы и перспективы его являются отражением эффективности самой образовательной системы. Ведь нет ничего хорошего в том, когда государство вкладывает средства в обучение и подготовку молодых специалистов, а потом переобучает их заново и финансово содержит как безработных.

Поэтому заинтересованность в труде выпускников по специальности - задача самих учебных заведений. Необходимо проводить постоянный мониторинг рынка, тесно сотрудничать с кадровыми инстанциями, и конечно, внедрять грамотную информационную политику с самими молодыми людьми.

Так ли плохо работать не по специальности?

В высших учебных заведениях, увы, часто выпускники получают лишь базовые знания, а вот уровень практических навыков минимален. Впрочем, это связано еще и с тем, что динамичный рынок труда меняется буквально каждый день. Профессия, которая была востребована в начале обучения, к моменту получения диплома может оказаться никому не нужной. Поэтому работать молодые люди идут не туда, куда «нужно», а туда, где можно хорошо заработать и продвинуться по карьерной лестнице.

Однако получить недостающие навыки даже в принципиально иной сфере и частично решить этим проблемы занятости трудоустройства молодежи сегодня совсем несложно. Есть масса переквалификационных курсов, да и работодатели часто предоставляют возможность предварительного обучения.

Конечно, лишние знания еще никому не вредили. Вспомните хотя бы Леонардо да Винчи: он прославился, благодаря своему художественному таланту. Однако знаменитый мастер еще сделал массу открытий в медицине, механике, литературе и естественных науках. Это, пожалуй, лучший пример того, как разносторонне развитому человеку удалось подойти к решению проблемы трудоустройства с различных сторон.

Профессии для молодежи: предложение и спрос

На сегодняшний день в производительном труде молодые специалисты практически не заинтересованы. Наибольший интерес вызывают такие сферы занятости, как менеджмент, программирование, предпринимательство, юридическая и экономическая отрасль. Спросом пользуются и творческие профессии.

Наиболее остро проблемы по трудоустройству молодежи стоят в сельской местности и малонаселенных городах. Частая смена специальности приводит к нарушению баланса профессиональной структуры. Продуктивному рабочему труду предпочитается материальная выгода. Все это на повышении экономики страны положительно сказаться, конечно же, никак не может.

Самые востребованные сферы деятельности для молодежи включают в себя продажи, информационные технологии, экономическую отрасль. С другой стороны, молодым специалистам предлагаются должности администраторов, секретарей, бухгалтеров. Грамотный выпускник с техническим образованием тоже никогда не останется без работы.

Проблема трудоустройства молодежи и пути ее решения

Поскольку проблема эта стоит достаточно давно, государство постоянно совершенствует пути выхода из кризиса на рынке молодежного труда. Создаются специальные службы занятости, задача которых - регулировать и оперативно решать все вопросы в трудовой отрасли. Именно трудоустройство молодежи является самым приоритетным направлением таких центров занятости, которые присутствуют в каждом регионе.

С целью решить проблемы трудоустройства молодежи открываются также узкоспециальные биржи труда. Их задача - помочь подросткам найти постоянную или хотя бы временную работу. Помимо этого, в социальных учреждениях широкого профиля можно получить интересующую информацию и юридическую поддержку, пройти психологический тренинг и еще массу других полезных услуг. Все это делается для того, чтобы создать благоприятные условия для интеграции молодых специалистов в трудовой рынок и помочь им снизить социально-экономическую напряженность.

Какие конкретно меры предпринимаются?

Проблемы трудоустройства молодежи и пути их решения весьма разносторонни. Государством проводится целый ряд мер в данной отрасли:

  • Создаются правовые предпосылки для того, чтобы предотвратить рост безработицы.
  • Молодым специалистам помогают пройти социально-психологическую адаптацию и выйти на современный трудовой рынок.
  • Молодежь стараются трудоустроить, исходя из способностей и индивидуальных интересов каждого.
  • Проводится широкая политика правового просвещения.
  • Осуществляются профилактические меры в сфере правонарушений среди подростков.
  • Всячески поддерживаются молодые семьи.
  • Обеспечивается свобода выбора профессии и охрана труда молодого специалиста.
  • Молодежь защищена от ничем не аргументированного отказа в приеме на работу или увольнения, на законодательном уровне.

Причем каждый человек может рассчитывать на помощь в поиске подходящей работы и всяческую поддержку в данной отрасли совершенно бесплатно.

Гарантии молодого специалиста

Если вы молодой специалист, достигший возраста 18-ти лет и оказавшийся без работы, вы обязаны знать, на что вправе рассчитывать.

  • Получение услуг по профориентации, повышению квалификации и переподготовке. Напомним, абсолютно бесплатно.
  • Психологическая и социальная поддержка в службе занятости.
  • Компенсация финансовых затрат, если вас направили на обучение или работу в другой город.
  • Бесплатное медицинское обслуживание при трудоустройстве.

На выплате компенсаций стоит остановиться отдельно. Государство гарантирует безработным молодым специалистам не только выплаты по безработице, но и стипендии на этапе прохождения профподготовки или переподготовки. При этом вы можете участвовать в общественном труде, который оплачивается. А если вы согласитесь по предложению службы занятости полностью переехать для трудоустройства в другой населенный пункт, государство обязано возместить все материальные затраты.

На какие профессии можно устроиться?

Проблемы молодежи во время трудоустройства часто связаны с тем, что подросток просто не знает, на какую сферу стоит обратить свое внимание. Рекомендуем смотреть не только на предполагаемую зарплату, но и отталкиваться от собственных интересов и навыков. В целом выбор профессий, на которые можно пойти даже без квалификации, не так уж мал.

Много молодежи устраивается курьерами. Если вы отлично знаете свой город, это станет плюсом, если нет - появится возможность исследовать все незнакомые участки. К тому же это отличный способ поддерживать хорошую физическую форму.

Промоутер - вакансия для тех, кто хорошо ладит с людьми и умеет убеждать в своей правоте. Дополнительным преимуществом станет возможность улучшить навыки общения, что обязательно пригодится в будущей, более серьезной профессии.

Девушкам, да и парням тоже, можно устроиться приходящей няней. За границей это одна из самых востребованных подростковых профессий, предполагающая самый настоящий заработок. А чем мы хуже? Если есть таланты к преподавательству, можно также попробовать себя в качестве репетитора. Умение находить общий язык с детьми, терпение и настойчивость скажутся на такой работе наилучшим образом.

Если вы социальный и общительный человек, можно всегда найти подработку в кафе или ресторане. Ну а тем, кто привык проводить время в одиночестве или обществе компьютера, можно попробовать себя в роли копирайтера. Конечно, для этого необходимы творческие задатки и отличное чувство языка.

Проблемы трудоустройства молодежи в России могут коснуться каждого выпускника. Поэтому желательно еще на этапе учебы заняться мониторингом рынка и поиском будущего рабочего места. А когда придет время профессиональной практики, стоит заводить как можно больше полезных знакомств и всерьез присмотреться к потенциальным вакансиям.

В идеале, молодому человеку не мешало бы еще до поступления в вуз проанализировать экспертные прогнозы: востребована ли данная профессия, будет ли она популярна после окончания обучения, есть ли уверенность в последующем удачном трудоустройстве и т. п.

Конечно же, не стоит забывать о саморазвитии и отстаивании собственной жизненной позиции. Искусству преподносить себя с лучшей стороны, в том числе, и на собеседованиях, тоже нужно учиться.

Кто нужен современному рынку?

Жаловаться на социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи бессмысленно. Сегодня рынок труда испытывает потребность в активных и креативных молодых людях, с разносторонним потенциалом. Поэтому юным специалистам ничего не остается, как можно точнее соответствовать данным тенденциям, повышать или вовсе менять свою квалификацию, заниматься самообразованием и постоянно отстаивать свое место под солнцем.

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара. Такие данные приводит в своей работе Е.И. Холостова .

Большое количество инвалидов в нашей стране неизбежно создает проблемы их трудоустройства и занятости, в силу разных обстоятельств. В первую очередь это отсутствие физической способности осуществлять некоторые функции, присущие здоровому человеку.

В соответствии со ст. 1, ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В толковом словаре даются их следующее понятие трудоустройства:

Трудоустройство – “устройство кого-нибудь на работу, содействие в таком трудоустройстве” .

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и не менее важной.Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов к их различным видам. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает “ненужными” огромное количество людей.

Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности. Она не только является способом экономически обеспечить своё существование, но и возможностью реализации своих способностей,в том числе и творческих. Трудовая деятельность является фактором приобщения человека к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

На сегодняшний день в обществе существует определённый стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако нельзя забывать о том, что среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми.

Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы по причине ограниченности своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, были приняты законы и подзаконные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости: “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

Причинами инвалидности признаются:

1. Общее заболевание

2. Инвалидность с детства

3. Трудовое увечье

4. Профессиональное заболевание

5.Заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий.

6. Ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте .

Отклонения отнормы в жизнедеятельности инвалида разнообразны. Среди них: нарушение двигательной функции,нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии; нарушение зрения, слуха,обаяния или осязания; Психические расстройства, нарушение памяти, внимания, речи, мышления.

Каждое ограничение имеет свою степень выраженности

1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности.

2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств

3 степень – неспособность к трудовой деятельности.

Критерием для определения группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты и помощи.

Для установления первой группы инвалидности – способности третьей степени. Для второй группы – способности второй степени. Для третьей группы – способности первой степени .

Работодатели часто отказываются принимать на работу инвалидов: в связи с лишними затратами; психологическими особенностями инвалидов, а так же в связи с необходимостью лечения. Так же важным фактором является отсутствие возможности привлечения к дополнительным. Отсутствие желания понять проблемы людей, имеющих инвалидность и войти в их ситуацию играет решающую роль в трудоустройстве данной категории населения.

В Российской Федерации решением вопроса занятости населения занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Данная организация занимается предоставлением проф. ориентационных услуг и проводитознакомление с имеющимся банком вакансий. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить “Индивидуальную программу реабилитации” при условии отсутствия у него третьей степень ограничения к трудовой деятельности.

Человек,имеющий инвалидность обладает рядом психологических факторов, отражающих его положение на рынке труда, а так же формирующих их отношение к обществу. Инвалиды относятся к категории мало мобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, по причинеимеющихся недугов и в результате неприспособленности к окружающей среде.Важную роль играет отсутствие специализированного оборудования для инвалидов, разрыв привычного общения.Это влечёт за собой ряд последствий, а именнонаступление одиночества, возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменения в поведении.

Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Инвалид,имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства. Поэтому, инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) Установление квоты для приема на работу инвалидов и выделение минимального количества специализированных рабочих мест для них;

2) Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;

3) Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;

4) Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям.

Для трудоустройства инвалидов должны создаваться специальные рабочие места со специализированным техническим оснащением с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия:

1. Профориентация;

2. Психологическая поддержка профессионального самоопределения;

3. Обучение или переобучение;

4. Повышение квалификации;

5. Содействие трудоустройству;

6. Квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов,

7. профессионально-производственная адаптация.

Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. Если доступ инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью будет ограничен, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества.

Для инвалидов, которые не способны участвовать в основном процессе занятости создаются специализированные предприятия. В России в настоящее время существует около 1,5 тысяч таких предприятий. Специализированные предприятия обычно предназначены для определенных категорий инвалидов со значительными потерями функций организма:нарушение зрения, умственного развития и двигательного аппарата. Однако трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению занятости инвалидов.

Инвалиды зачастую опасаются перемещения на основной рынок труда из-за возможной неудачи в трудоустройстве на обычные не специализированные профессии, после чего перед ними вновь встанет проблема получения специализированной работы. К тому же инвалиды бояться потери определенных льгот, которые они получают, работая на специализированном предприятии. Работники специализированных предприятий зачастую становятся важной рабочей силой, обладают высоким профессионализмом и положительно влияют на производительность, доходы и прибыль предприятияв следствии чего руководители таких предприятий обычно не хотят отпускать работников. Целью руководителей специализированных предприятий может являться достижение определенного уровня занятости инвалидов с целью получения определенных налоговых и других льгот, таким образом, они заинтересованы в сохранении этих рабочих, какой бы ни была их производительность.

Таким образом можно сделать вывод. Трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности.Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя. Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, что бы ощущали себя на равных со здоровыми.


Библиографический список

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская АН.; Российский фонд культуры; – 3-е изд, стереотипное –М., 1996.
  2. Присецкая Н.И. Изменения в законодательстве Российской Федерации, повлиявшие на возможности получения реабилитационных услуг и трудоустройства. – М, 2005.-с 6-7
  3. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы.- М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2007.-с 173
  4. Шептулина, Н. Н. Работник-инвалид: особые требования и гарантии// Справочник кадровика. – 2008. – N 2 – С. 22
Количество просмотров публикации: Please wait

Одной из самых уязвимых на рынке труда категорий граждан является молодежь — выпускники среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. И это понятно, ведь у молодых людей, впервые вышедших на рынок труда, нет опыта работы, еще недостаточно серьезна мотивация к трудовой деятельности, а полученная профессия не всегда востребована работодателями. Залог успешного профессионального старта для начинающих специалистов - это вера в свои силы, поддержка государства и работодателей.

Одним из шагов на пути к решению проблемы трудоустройства является участие выпускников в мероприятиях активной политики занятости населения — «Временное трудоустройство выпускников среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые» и стажировке выпускников. В настоящее время в нашей области проходит акция для молодежи «Моя первая работа», которая включает ярмарки вакансий с участием работодателей, видеособеседования с использованием скайп-связи, имидж-мастер-классы, групповые консультации с применением интернет-технологий и многое другое.

— Стажировка - это временная занятость, организованная специально для выпускников - молодых специалистов, — пояснила нам начальник отдела ОГКУ «Пучежский ЦЗН» Ольга Николаевна Спирина. — Получив диплом, выпускник обращается в Центр занятости населения, где сотрудниками подбирается перечень предприятий для прохождения стажировки. Участниками стажировки могут быть выпускники средних профессиональных учебных заведений, не работавшие ранее и не достигшие 20-летнего возраста.

Стажировку выпускнику можно пройти в организациях — юридических лицах (кроме государственных и муниципальных учреждений), у индивидуальных предпринимателей, где возможна организация рабочего места для прохождения стажировки по полученной выпускником профессии (специальности).

— Для этого создается временное рабочее место?

— Да, работодателю необходимо создать временное рабочее место для прохождения стажировки сроком до шести месяцев и заключить договор об организации стажировки с Центром занятости населения. На период стажировки с работником также заключается срочный трудовой договор с соблюдением всех правил трудового законодательства.

Одним из привлекательных условий участия в данном мероприятии является возмещение работодателю затрат на оплату труда стажера из средств областного бюджета (не более 7500 рублей в месяц плюс страховые взносы в государственные внебюджетные фонды).

— Ольга Николаевна, а молодые специалисты получают какую-либо материальную поддержку в данном случае?

— При реализации направления «Временное трудоустройство выпускников среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые» молодым специалистам выплачивается материальная поддержка из расчета 850 рублей в месяц.

У выпускников появляется прекрасная возможность зарекомендовать себя на предприятии, научиться работать в коллективе, а в перспективе - получить постоянную работу. Всем известно, что на любом предприятии периодически происходит смена кадров: кто-то уходит на пенсию, а кто-то в декрет, появляются вакантные места для работы.

Перспективы трудоустройства после окончания временного трудоустройства, конечно же, в первую очередь зависят от самого выпускника — насколько он проявит свои профессиональные качества, активность, грамотность и готовность к трудовой деятельности. Если работодатель будет доволен его работой, то появляется перспектива дальнейшего сотрудничества.

Кстати, данные направления реализуются службой занятости уже не первый год. В 2016 году 3 выпускника смогли принять участие в этих программах. Благодаря долголетнему сотрудничеству и взаимопониманию с работодателями центром занятости заключены 2 договора с ООО «Ришелье» и СПК «Верный путь». Отрадно, что 2 выпускника получили постоянное трудоустройство по профессиям «швея», «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Теперь что касается этого года.У Артема Ш., выпускника Нижегородского индустриального техникума, самостоятельный поиск работы не увенчался успехом. Пройдя собеседование в нескольких организациях и не получив предложения на работу, юноша обратился в Центр занятости населения за содействием в трудоустройстве. Результатом работы стало заключение договора с ООО «Ришелье» по временному трудоустройству выпускника СПО по полученной профессии «Мастер сухого строительства». Он приступил к работе с 20 марта.

В ООО «Ришелье» стажируется Анастасия К. по профессии «швея». Первые навыки Настя получила в колледже.

— Меня тепло приняли в коллективе, помогают и подсказывают, как правильно применить полученные знания. Вообще работа моя нравится.

По словам инженера-технолога Надежды Алексеевны Маловой, Настя не боится трудностей, стремится выполнить любую работу добросовестно, качественно, что в нашем деле немаловажно. Думаю, у нее все получится.

Молодежи, на самом деле, много не нужно. Им требуется одобрение и поддержка. Когда ребята видят, что их работы находят одобрение, у них буквально «крылья вырастают». Именно участие в данных программах дает понять выпускникам, что они способные и обязательно добьются успеха в профессии и, конечно, накладывают на них и определенную ответственность за полученное дело.

Полученная работа для этих ребят — это не просто вакансия, стажировка или подработка. Работа для них сейчас — это старт всей профессиональной карьеры. От того, каким будет этот старт, зависит их успех в будущем.

Условия и факторы, содействующие трудоустройству выпускников Бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Вологодской области "Великоустюгский автотранспортный техникум"

Проблема трудоустройства выпускников учреждений среднего профессионального образования достаточно остро стоит в условиях современных тенденций развития рыночной экономики. Каждый выпускник рассчитывает найти работу по профилю полученной специальности, получать достойную заработную плату (которая сегодня, к сожалению, зачастую ниже уровня обеспечения нужд и потребностей молодых специалистов) и видеть перспективу карьерного роста.

В данной публикации мы постарались выделить, с какими основными проблемами сталкивается выпускник, устраиваясь на работу:

1. дефицит рабочих мест по полученной специальности (профессии) (например, на данный момент выпускников экономических специальностей выпускается гораздо больше, чем их востребовано на рынке труда);

2. низкий уровень заработной платы (как правило, из-за отсутствие стажа и квалификации);

3.завышенные требования со стороны работодателей (наличие стажа, дополнительных умений, высокой квалификации специалиста(например, хорошее владение иностранным языком или умение работать со сложным программным обеспечением ПК и т.д.);

4. несоответствие компетентности выпускников требованиям работодателя (недостаточно высокий уровень знаний и умений);

5. низкий общественный статус некоторых профессий (специальностей).

Ряд выпускников, на наш взгляд, также "виноваты" в том, что не могут найти работу. Причины этого следующие:

1. нежелание работать по полученной специальности (например, учеба ради получения документа государственного образца - диплома) порядка 5-7 % выпускников открыто заявляют, о том, что не пойдут работать по полученной профессии и им было нужно только образование);

2. завышенный уровень притязаний (требуется сразу высокая заработная плата, карьерный рост и т.д.);

3. низкий уровень активности при трудоустройстве (одним из "простых" решений является постановка на учет в Центры занятости) как правило, 1-2 выпускника, буквально через 1-2 месяца, а то и раньше становятся на учет в Центры занятости. При последующем собеседовании выясняется, что они практически не проявляли активности, пытаясь найти работу;

4. нежелание повышать квалификацию (как правило, студенты считают что их квалификация достаточно высока, забывая о том, что дополнительно знание основ быстрого набора текста или курсы секретаря-референта значительно увеличивают их шанс трудоустройства);

5. низкий уровень профессиональных знаний и умений.

Стоит отметить, что о данных проблемах говорилось и 5 и 10 лет назад, но, несмотря на активную работу учебных заведений по трудоустройству выпускников, эти проблемы актуальны до сих пор.

В нашем техникуме с 2011 года стала функционировать Служба по трудоустройству выпускников. Были определены основные направления работы, определены основные задачи службы, такие как:

Разработка и реализация системы содействия трудоустройству выпускников техникума;

Мониторинг и сбор актуальной информации о состоянии рынка труда (постоянная работа с местным Центром занятости, работа с объявлениями в газетах и социальных сетях, общение с выпускниками, нынешними директорами предприятий). До недавнего времени студенты нашего техникума проходили производственную практику на одном из крупнейших предприятий страны по ремонту военной техники - «Муромтепловоз». За 5 лет прохождения практики разными курсами, ряд студентов – выпускников остались работать на данном предприятии;

Проведение систематических исследований о потребности в кадрах предприятий и организаций на перспективу;

Заключение договоров между техникумом и предприятиями, по организации стажировок и производственных практик для студентов;

Привлечение работодателей к разработке образовательных программ и проведения производственной практики учебных заведений, с возможным последующим трудоустройством выпускников;

Участие в мероприятиях, направленных на трудоустройство выпускников (ярмарки вакансий для студентов и выпускников и т.д.);

Разработка и реализация программ (проектов), направленных на адаптацию выпускников на рынке труда;

Проведение просветительской работы с выпускниками с целью позитивного изменения трудовых установок, формирования мотиваций в процессе поиска работы;

Развитие социальных компетенций и навыков в процессе поиска работы.

Условия, способствующие трудоустройству выпускников, созданные на базе БОУ СПО ВО "Великоустюгский автотранспортный техникум":

1. Информирование студентов , начиная с первого года обучения о состоянии отрасли, в которой предстоит работать будущему выпускнику, как в целом по Российской Федерации, так и конкретно по региону, обозначение проблем и перспектив развития отрасли, уровня средней заработной платы и т.д. Выпускник должен знать с какими трудностями он столкнется при устройстве на работу. (Например, в нашем техникуме уже на 1 курсе студентам обучающимся по специальности "Экономика и бухгалтерский учет", преподаватели специальных дисциплин рассказывают о высокой конкуренции в данной среде, необходимости дополнительной подготовки, развитии навыков работы на компьютере, в том числе работа со специальными программами. Обращается внимание на возможность временного трудоустройства не по профилю образования, с последующим поиском работы по полученной специальности).

2. Постоянное обновление оборудования и применение новых технологий. Не секрет, что развитие практически любой отрасли идет непрерывно и быстрыми темпами. Еще 10 лет назад, ноутбук был предметом роскоши, а сегодня у каждого третьего студента в руках на перемене планшет или смартфон. За последние 10-15 лет, производственные базы предприятий обновились на 60-80 процентов, большое количество электронного оборудования, зачастую иностранного производства "заставляют" руководителя образовательной организации тратить большие финансовые средства на закупку нового оборудования, чтобы выпустить квалифицированного специалиста, который без дополнительного переобучения сможет работать на современном оборудовании.

3. Дополнительное обучение по смежным (дополнительным) профессиям. Чем большим количеством профессиональных знаний и умений обладает выпускник, тем легче ему найти работу. Студенты, обучающиеся в нашем техникуме по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" помимо основной специальности и получения профессии "Водитель автомобиля категории В и С", также могут пройти дополнительное обучение и получить свидетельство по дополнительным профессиям: "Автоэлектрик", "Специалист по шиномонтажным работам" или "Оператор линии комплексного диагностирования технического состояния автомобиля".

4. Включение в образовательные программы учебных дисциплин , обучающих применению технологий трудоустройства, умение анализировать современный рынок труда. В нашем техникуме успешно апробированы следующие дополнительные учебные дисциплины (курсы) для студентов выпускных курсов: "Технология поиска работы", "Основы предпринимательской деятельности".

5. "Качественное прохождение" производственных практик и стажировок во время обучения . Необходимо отметить, что данное условие обеспечивается только комплексным взаимодействием представителей учебно-производственной работы (например, заведующим практикой) и работодателями. Руководители многих предприятий начинают отбор претендентов для работы с 3 курса, привлекая их вначале для прохождения производственной практики, а затем и для постоянной работы. В то же время, администрации образовательной организации необходимо отслеживать качество прохождения производственной практики. (Со слов директора одного из предприятий нашего города: "Я готов принимать на работу ваших выпускников, готов оплачивать им получение высшего образования с перспективой карьерного роста, но сначала я должен оценить, как они работают и хотят ли они работать вообще?").

6. Участие представителей работодателей в разработке профессиональных образовательных программ, программ практик и программ Государственной итоговой аттестации, как того требуют Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Именно работодатели знают и понимают какими знаниями и умениями должен обладать выпускник, на какие учебные предметы необходимо обратить больше внимания, с какими основными проблемами сталкиваются студенты, пришедшие на практику и выпускники, пришедшие устраиваться на работу. Наш техникум активно сотрудничает в этом направлении с представителями многих автотранспортных предприятий области.

7. Работа с сетью информационных ресурсов , предоставляющих актуальную информацию о рынке труда и подготовке кадров. Необходимо создавать базу вакансий, работать "на перспективу", т.е. готовить тех специалистов, которые будут востребованы через 3 - 4 года. К сожалению, данное направление работы осложняется тем, что работодателю нужны специалисты "уже сейчас", а "не завтра" и как правило нужны 2-3 специалиста, а не группа выпускников в 15-25 человек. И вот тут может пригодиться рассмотрение вопроса о целевом обучении студентов, заключении договоров с предприятиями, и последующей отработкой выпускниками затраченных на обучение средств. Мы проводили подобное обучение, правда, договора заключались на подготовку студентов заочной формы обучения. Кроме того, важно доводить до молодежи информацию об успешных специалистах, мастерах своего дела, которые являются их ровесниками по возрастной группе, о людях которые уже получили Почетные грамоты, стали победителями каких-либо профессиональных конкурсов, смогли открыть свое дело и т.д.

Работа Службы по трудоустройству выпускников нашего техникума была неоднократно положительно оценена специалистами в области трудоустройства, работодателями и студентами выпускных групп. В частности, в январе 2014 года в областном конкурсе "Лучший центр трудоустройства выпускников - 2013" Служба по трудоустройству выпускников нашего техникума была отмечена Дипломом 2 степени среди 36 средних учебных заведений Вологодской области.

В заключении, следует отметить, что в данной публикации были затронуты только некоторые аспекты трудоустройства. Вторичные факторы, такие как предоставление субсидий и жилья молодым специалистам, перспективы развития "малых городов" в сравнении с мегаполисами и т.д. заслуживают отдельного рассмотрения.