УДК 33:37;371

Губанова Е. В.

ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

Рассмотрены проблемы оказания дополнительных платных услуг в образовательном учреждении. Ключевые слова: платные образовательные услуги, образовательные учреждения.

В последние годы в образовательных учреждениях РФ оказываются платные дополнительные услуги, и даже наблюдается положительная тенденция их развития, но все-таки, для многих учреждений эта деятельность является новой, и потому на данном этапе ее организация - особенно актуальной.

Актуальность данной деятельности, в том числе, обусловлена введением в действие от 08.05.2010 г. ФЗ.№83: с 01.01.2012 года большинство образовательных учреждений РФ стали в основном бюджетными учреждениями, одной из отличительных черт которых, как учреждений нового типа, стало осуществление приносящей доход деятельности в соответствии с учредительными документами.

Платные дополнительные услуги являются неналоговыми доходами в рамках приносящей доход деятельности, и одним из наиболее доступным способом привлечения внебюджетных средств в ОУ, а также способом удовлетворения потребностей участников образовательного процесса: самих обучающихся и их родителей (законных представителей), и, отчасти, заказчиков образования, поскольку в рамках бюджетного финансирования не всегда можно это обеспечить.

Говоря о платных дополнительных услугах, нельзя не отметить наиболее существенную их особенность, которая состоит в ориентации на удовлетворение всех потребностей (или практически всех) потребителей услуг.

В рамках настоящей статьи постараемся определить основные подходы организации платных дополнительных услуг и предложить алгоритм их оказания в ОУ1.

К платным дополнительным услугам относятся:

1) образовательные услуги;

2) развивающие услуги;

3) оздоровительные мероприятия;

4) организационные услуги.

В таблице 1 представлено примерное содержание платных дополнительных услуг, которые могут оказывать образовательные учреждения2 с целью удовлетворения потребностей обучающихся и их законных представителей.

Нормативная правовая база организации платных дополнительных услуг

Нормативной правовой базой любой деятельности традиционно являются документы всех уровней образования: от федерального до институциональ-

ного. Так, на федеральном уровне организация платных услуг регламентируется:

ГК РФ (ст. 50, ст. 298);

Законом «Об образовании» (в действующей редакции), ст. 13 (п.1), 14, 16 (п.2), 32 (п.2), 41 (п.1,8), 47, 50 (п.4);

Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02. 1992 №>2300-1;

Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п.38)3;

Правилами оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования4;

Примерной формой договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг в сфере общего образования5.

На региональном и муниципальном уровнях образования, практически во всех субъектах РФ существует нормативная правовая база, регламентирующая данный вид деятельности в образовательных учреждениях. Поэтому при разработке институциональной нормативной правовой базы организации платных дополнительных услуг при анализе необходимо ее также учитывать.

На институциональном уровне, как было отмечено выше, согласно ст. 32 (п.2) «Ответственность и компетенция ОУ» закона «Об образовании», нормативная правовая база учреждения формируется им самостоятельно, в связи с чем для реализации данного направления, ОУ определяет необходимый перечень документов6 для её разработки.

Сроки и темпы организации платных дополнительных услуг определяются самостоятельно в каждом конкретном учреждении на основании маркетинговых исследований участников образовательного процесса, а также специфики, ресурсных возможностей учреждения, и наличием / отсутствием опыта работы в данном направлении.

Предложим примерный перечень документов (далеко не исчерпывающий, альтернативный), который может служить, на наш взгляд, основой формирования или коррекции существующей нормативной правовой документации.

1. Учредительные и правоустанавливающие документы.

Устав ОУ с перечнем платных дополнительных услуг7;

Лицензия на право ведения образовательных

© Губанова Е.В., 2013

Экономика образования ♦ № 4, 2013

Примерный перечень платных дополнительных услуг

Наименование платной дополнительной услуги / Содержание услуги

1. Образовательные услуги

Реализация основных образовательных программ в учреждениях профессионального образования с полным возмещением затрат на обучение за счет юридических и физических лиц;

Изучение учебных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных учебным планом;

Репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;

Различные курсы:

По подготовке к школе и поступлению в учреждения профессионального образования (ссузы, вузы),

По изучению иностранных языков (сверх обязательной программы), повышения квалификации,

По переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография).

2. Развивающие услуги

Различные кружки:

По обучению игре на музыкальных инструментах,

Фотографированию,

Кино-, видео-, радиолюбительскому делу,

Кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и так далее;

Создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и так далее, то есть всему тому, что направлено на развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;

Создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).

3. Оздоровительные мероприятия

Создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии, специальное обучение по коррекции психического здоровья и прочие;

Организация секций и групп по укреплению здоровья (волейбол, баскетбол, хоккей, фигурное катание, легкая атлетика, теннис, лыжи, общая физическая подготовка, различные игры и другие).

4. Организационные услуги

Организация досуга обучающихся (дискотеки, клубы по интересам, лектории, театр, концертная деятельность, экскурсии, туристические походы);

Организация профилактических и лечебных мероприятий, групп по коррекции физического развития;

Улучшение условий пребывания и питания и другие.

услуг, по которым оказываются (могут оказываться) платные дополнительные образовательные услуги;

Распорядительные документы (копии) органа управления образования.

2. Положения8.

Положение о платных дополнительных услугах в ОУ9;

Положение о расходовании внебюджетных средств в ОУ;

Положение о фонде внебюджетных средств и порядке его расходования;

Положение о порядке оплаты труда работников, привлекаемых к оказанию услуг, выполнению работ по предоставлению платных дополнительных услуг;

Положение об органе государственно-общественного управления;

Положение о......

3. Договора.

Договор об оказании платных дополнительных услуг (с потребителем)10.

Договор гражданско-правового характера (договор подряда)11.

Срочный трудовой договор.

Трудовое соглашение.

4. Приказы.

Об организационно-педагогических мероприятиях по введению платных дополнительных услуг в ОУ;

Об организации платных дополнительных услуг в ОУ;

О введении платных дополнительных услуг в ОУ с 00.00.0000 г.;

О внесении изменений в приказ «О введении платных дополнительных услуг в ОУ с 00.00.0000 г.»;

О контроле платных дополнительных услуг по направлению.....;

О результатах контроля платных дополнительных услуг по направлению.....;

О комплектовании групп;

5. Протоколы (копии или выписки) заседаний:

Представительного органа самоуправления ОУ (собрания трудового коллектива, совета учреждения, управляющего совета и др.);

Родительского собрания или комитета;

Педагогического совета;

6. Должностные инструкции работников, задействованных в оказании платных образовательных услугах.

7. Штатное расписание (дополнительное: по платным дополнительным услугам).

8. Тарификационный список.

9.Книга учета претензий и предложений по оказанию платных дополнительных услуг.

10. Документы финансово-хозяйственной деятельности:

Об оплате за платные дополнительные услуги;

Договор о материальной ответственности с лицом, осуществляющий прием денежных средств наличными;

План финансово-хозяйственной деятельности (годовой, полугодовой, на услугу и т.п.);

Сметы доходов и расходов по услуге и/или комплексе платных услуг;

11. Организационно-педагогические документы:

Учебный план;

Расписание платных образовательных услуг;

Дополнительные образовательные программы;

Рабочие программы по курсам, специальным дисциплинам и т.п.;

Методическое обеспечение;

12. Информационные документы:

Информационный стенд о платных дополнительных услугах;

Информация на сайте учреждения;

Как видно из представленного выше перечня документов, можно предположить, что объем работы достаточно большой.

Поэтому на этапе становления и/или развития данного вида услуг главной задачей руководителя является обеспечение качественной разработки (определения этапов) последовательности действий (выработка алгоритма) и последующая реализация, так как на него возложена определенная персональная ответственность за грамотную организацию и качество предоставляемых платных дополнительных услуг.

Таким образом, руководителю ОУ необходимо тщательно подойти к организации деятельности по введению/развитию платных дополнительных услуг, т.е. определить четкий алгоритм деятельности, необходимые мероприятия, сроки и этапы, сформировать профессиональную (компетентную) рабочую группу, рационально распределить обязанности внутри группы и т.п.

Этапы организации деятельности в образовательном учреждении по введению платных дополнительных услуг

При определении этапов деятельности по организации платных дополнительных услуг руководителю ОУ необходимо в полной мере осознавать комплексный характер (решение организационных, нормативно-правовых и финансово-хозяйственных вопросов) и значительный объем (как временной, так и содержательный) предстоящей работы. Поэтому его действия в этом направлении должны быть четко регламентированы.

В таблице 2 представлены примерные мероприятия, на наш взгляд, позволяющие эффективно организовать введение платных дополнительных услуг в ОУ.

Для организации деятельности по оказанию платных услуг, руководитель образовательного учреждения или уполномоченное лицо, выносит данный вопрос на заседание педагогического совета и органа государственно-общественного управления в ОУ13-14.

По итогам проведенных заседаний руководитель ОУ издает по учреждению приказ «Об организаци-

Мероприятия по организации платных дополнительных услуг в образовательном учреждении

1. Организационные вопросы

1.1. Рассмотрение вопроса на заседании педагогического совета и органа государственно-общественного характера управления. Руководитель ОУ, председатель органа ГОУ, рабочая группа

1.2. Издание приказа по ОУ «Об организационно-педагогических мероприятиях по оказанию платных дополнительных услуг в ОУ». Руководитель ОУ

1.3. Подготовка / обучение членов рабочей группы по организации деятельности в ОУ, связанной с введением платных дополнительных услуг. Ответственное лицо за данное направление по приказу ОУ

1.4. Анализ материально-технического обеспечения в ОУ. Заместитель руководителя ОУ по АХР, зав. кабинетами

1.5. Проведение маркетинговых исследований (анкетирование, письменный или устный опрос, изучение контингента обучающихся, изучение спроса дисциплин) по изучению потребностей участников образовательного процесса. Ответственное лицо за данное направление по приказу ОУ, классные руководители

1.6. Проведение родительских собраний.

1.7. Определение перечня дополнительных платных услуг. Рабочая группа

1.8. Определение перечня категорий, имеющих право на получение льгот.

1.9. Определение льгот, предоставляемых при оказании платных дополнительных услуг.

1.1 0. Определение сроков разработки дополнительных образовательных программ.

1.1 1. Рассмотрение вопроса на заседании педагогического совета и органа государственно-общественного характера управления по корректировке и принятия окончательного решения введения платных дополнительных услуг в ОУ. Руководитель ОУ, председатель органа ГОУ, рабочая группа

1.1 2. Издание приказа «О введении платных дополнительных услуг в ОУ с 00.00.0000 г.» Руководитель ОУ

1.1 3. Организация делопроизводства по оказанию платных дополнительных услуг в ОУ. Руководитель ОУ

2. Финансово - хозяйственная деятельность

2.1. Анализ документов федерального, регионального, муниципального уровней и иных организаций, имеющих отношение к введению платных дополнительных услуг в ОУ. Рабочая группа

2.2. Расчёт стоимости платных дополнительных услуг в соответствии с перечнем.

2.3. Составление прейскуранта цен на платные дополнительные услуги. Бухгалтер

2.4. Определение порядка и места оплаты за оказание платных образовательных услуг12.

2.5. Подготовка проекта плана финансово-хозяйственной деятельности в ОУ.

2.6. Подготовка обоснования потребностей материально - технического обеспечения для реализации отдельных видов платных дополнительных услуг. Заместитель руководителя ОУ по АХР

№ п/п Мероприятие С р о к Исполнитель/ Ответственный

3. Нормативно-правовое обеспечение

3.1. Анализ нормативной правовой базы на предмет введения платных дополнительных услуг в ОУ. Директор, юрист

3.2. Внесение изменений в Устав (при необходимости).

3.3. Определение перечня локальных актов, регулирующих введение и оказание платных дополнительных услуг в ОУ.

3.4. Разработка Положений в соответствии с перечнем (см. п.3.3. наст. Табл.).

3.5. Разработка /доработка договоров.

3.6. Разработка служебных и должностных инструкций.

онно - педагогических мероприятиях по введению платных дополнительных услуг в ОУ» или, как традиционно принято - «Об организации платных дополнительных услуг в ОУ». В образце 1 представлен примерный вариант данного приказа.

В соответствии с этим приказом начинается ра-

бота в образовательном учреждении по реализации основных мероприятий по организации платных дополнительных услуг.

С целью выработки единых позиций по достижению поставленной цели и решении поставленных задач, ответственное лицо за данное направление

Образец 1

Образовательное учреждение

№ 00 00.00.0000 г.

Об организационно - педагогических мероприятиях по введению платных образовательных услуг в ОУ или

Об организации платных дополнительных услуг в ОУ

В соответствии с решением педагогического совета ОУ, протокол.№00 от 00.00.0000 г. и согласованием зргана государственно-общественного управления ОУ, протокол №00 от 00.00.0000 г. ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить состав рабочей группы (Приложение 1).

2. Утвердить план мероприятий по организации платных дополнительных услуг в ОУ (Приложение 2).

3. Осуществить необходимые организационно-педагогические мероприятия в срок:

3.1. до 00.00.0000 г. провести анализ Устава ОУ лицензии ОУ (ответственные лица - Ф.И.О.);

3.2. до 00.00.0000 г. разработать проекты:

Положения о платных дополнительных услугах в ОУ;

Положения о............;

Договора на оказание платных услуг (с потребителем), срочного трудового договора и/или гражданско-правового договора (ответственные лица - Ф.И.О.);

3.3. до 00.00.0000 г. разработать служебные и должностные инструкции (ответственные лица - Ф.И.О.);

3.4. до 00.00.0000 г. разработать диагностический инструментарий для проведения исследований потребностей участников образовательного процесса;

3.5. до 00.00.0000 г. провести маркетинговые исследования с участниками образовательного процесса (ответственные лица - Ф.И.О.);

3.6. до 00.00.0000 г. провести родительские собрания (ответственные лица - классные руководители, Ф.И.О.);

3.7. до 00.00.0000 г. провести заседания методических советов / структурных подразделений (ответственные лица - руководители структурных подразделений, Ф.И.О.);

3.8. до 00.00.0000 г. провести анализ состояния материально-технической базы (ответственные лица -Ф.И.О.);

3.9. до 00.00.0000 г. подготовить аналитические материалы по готовности участников образовательного процесса ОУ введения платных дополнительных услуг (ответственные лица - Ф.И.О.);

3.1. до 00.00.0000 г. заслушать вопрос об организации платных дополнительных услуг в ОУ на заседании педагогического совета и органа государственно-общественного управления по итогам проведенных организационно-педагогических мероприятий (ответственные лица - Ф.И.О.).

2. Назначить ответственным за организацию платных дополнительных услуг (Ф.И.О.) и утвердить функциональные обязанности в соответствии с направлением (Приложение 3).

3. Контроль за исполнением настоящего оставляю за собой.

Руководитель учреждения, Ф.И.О.

С приказом ознакомлены:

обучает рабочую группу, состоящую из представителей администрации, руководителей школьных методических объединений/структурных подразделений и родительской общественности, членов органа государственно-общественного управления и др., то есть всех тех, кто непосредственно будет и должен принимать участие в организации платных дополнительных услуг. При этом следует учесть, что помимо рабочей группы, все структурные подразделения ОУ, будут иметь свой функционал, и решать свои, специфические задачи.

Так, рабочая группа:

1) изучает нормативные правовые и сопроводительные документы, имеющие прямое и/или косвенное отношение к организации платных дополнительных услуг в образовательном учреждении;

2) разрабатывает диагностический материал для выявления / изучения потребностей у обучающихся и их родителей (законных представителей), а также форм организации и продолжительности предполагаемого обучения;

3) анализирует ресурсное обеспечение в целом для развития данного направления, а также в соответствии с потребностями диагностируемых;

4) анкетирует педагогов на предмет их готовности к осуществлению платных дополнительных услуг и подготовки соответствующих образовательных программ;

5) определяет характер и объем работы, связанный с подготовкой введения платных дополнительных услуг;

6) продумывает вопрос о том, какие дополнительные исследования необходимо провести в образовательном учреждении, чтобы подготовить аргументированные предложения по конкретному содержанию предлагаемых платных услуг и их продолжительности, а также, кто, когда и как их будет

проводить и обрабатывать полученные результаты;

7) готовит аналитические материалы для рассмотрения и обсуждения на заседании педагогического совета и органа государственно-общественного характера управления.

Структурные подразделения / школьные методические объединения (творческие группы, кафедры):

1) обсуждают, какие могут предложить платные услуги, определяют сроки разработки дополнительных образовательных программ (курсов, кружков и др.);

2) проводят анализ ресурсного обеспечения с целью качественного предоставления платной услуги;

3) планируют деятельность по увеличению платных услуг в соответствии с развитием направления в перспективе.

Администрация образовательного учреждения обобщает полученные результаты, предоставляет их в рабочую группу, а затем выносит вопрос на заседание советов (педагогического и органа государственно-общественного управления (ГОУ)) для корректировки и окончательного принятия решения.

На основании решения заседания педагогического совета и согласования с представительным органом, руководитель приказом «О введении платных дополнительных услуг в ОУ с 00.00.0000 г.» (образец 2) легализует деятельность в учреждении.

Обобщая вышеизложенное, предложим обобщенный алгоритм оказания платных дополнительных услуг в образовательном учреждении, условно состоящий из трех этапов:

1. Организационный (предварительный):

1.1. Работа с участниками образовательного процесса.

1.2.Работа с органом государственно-обще-

Образец 2

Образовательное учреждение

указывается наименование учреждения

№ 00 00.00.0000 г.

О введении платных дополнительных услуг в ОУ с 00.00.0000 г.

В соответствии с решением педагогического совета ОУ, протокол №00 от 00.00.0000 г. и согласованием зргана государственно-общественного управления ОУ, протокол №00 от 00.00.0000 г. ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

1.1. Положение о......(Приложение 1);

1. 2.........................(Приложение 2);

1.3. Форму договора на оказание платных услуг с потребителем (Приложение 3);

1.4. Форму договора с административно-вспомогательным персоналом (Приложение 4);

1.5. Форму договора с педагогическими кадрами (Приложение 5); 1.6.............................(Приложение 7).

1.7. Перечень платных дополнительных услуг, их стоимость (прейскурант цен) на период с 00.00.0000 г по 00.00.0000 г. (Приложение 8).

1.9. Перечень........(Приложение 10).

2. Утвердить план-график поэтапного введения платных дополнительных услуг в ОУ (Приложение 11).

3. Утвердить:

3.1. учебный план на платные дополнительные услуги (Приложение 12);

3.2. расписание занятий оказания платных дополнительных услуг, место проведения занятий и ответственных (план-график) на период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 г. (Приложение 13);

3.3. список (списки) обучающихся / групп обучающихся, получающих платные образовательные услуги (Приложение 14);

3.4. дополнительные образовательные программы по оказанию платных образовательных услуг (Приложение 15);

3.5. рабочие программы педагогов по оказанию платных образовательных услуг (Приложение 16).

4. Классным руководителям (кураторам групп) обеспечить:

4.1. в срок до 00.00.0000 г. провести родительские собрания;

4.2. контроль посещения занятий по платным дополнительным услугам;

4. 3.................

5. Утвердить план финансово - хозяйственной деятельности по платным дополнительным услугам (раздел плана) на период с 00.00.0000 г. по 00.00.0000 г. (Приложение 17).

6. Утвердить формат книги претензий и предложений по организации платных услуг (Приложение 18).

7. Контроль за организацию финансово-хозяйственной деятельности возложить на.......(Ф.И.О.).

8. Назначить ответственным за организацию делопроизводства по платным дополнительным услугам......(Ф.И.О.).

9. Ответственному за оказание платных дополнительных услуг, Ф.И.О., обеспечить мониторинг качества предоставления услуг в соответствии с годовым планом работы ОУ.

10. Контроль за исполнением настоящего оставляю за собой. Руководитель учреждения, Ф.И.О.

С приказом ознакомлены:

Приложение 1 к приказу № 00 от 00.00.0000 г

ственного управления.

1.3. Аналитическая деятельность.

1.4.........................

2.1. Разработка нормативной правовой базы орга-

низации платной услуги.

2.2. Разработка дополнительных образовательных программ, рассмотрение их на заседаниях структурных подразделениях (кафедр /методических объединениях) с последующим согласованием на заседа-

нии педагогического совета.

2.3. Создание условий, гарантирующих охрану жизни и безопасности здоровья обучающихся и воспитанников и обеспечивающих качество образования, предоставляемых услуг.

2.4. Разработка плана финансово-хозяйственной деятельности в рамках оказания платных дополнительных услуг.

2.5. Составление сметы на каждый вид услуг и / или на комплекс услуг.

2.6........................................................

3. Внедренческий:

3.1. Нормативное правовое закрепление деятельности по оказанию платных дополнительных услуг в ОУ.

3.2. Заключение договоров с участниками образовательного процесса: потребителями, педагогами и административно-вспомогательным персоналом ОУ.

3.3. Оказание платных дополнительных услуг в соответствии с расписанием (сеткой занятий) и графиком работы исполнителей.

3.4. Контроль за соблюдением охраны жизни и безопасности здоровья обучающихся / воспитанников и обеспечением качественных услуг.

3.5...........................

В качестве заключения

Для эффективной работы по оказанию платных дополнительных услуг и их дальнейшего развития -выход на формирование маркетингового комплекса платных дополнительных услуг желательно данную деятельность осуществлять системно, а для чего планировать в рамках годового плана работы учреждения (самостоятельным разделом), а также в планы работы структурных подразделений ОУ.

Примечание

1 Алгоритм оказания платных дополнительных услуг можно также посмотреть в следующих источниках:

1) Буров В.П. Формирование комплекса дополнительных образовательных услуг в детском саду, «Руководитель автономного учреждения», N 3, март 2010 г. - [Электронный ресурс] - garantf1

2) Красовская Л.В. Платные дополнительные образовательные услуги. Локальные акты в образовательном учреждении (рекомендации юриста из опыта работы). - М.: Планета, 2011. - С.125-126

3) Мусарский М.М. Внебюджетная деятельность школы: организационно-экономический и финансовый аспекты - М.:Сентябрь, 2010. - С.70-71

2 Вифлеемский А. «Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», N 11, ноябрь 2008 г. - [Электронный ресурс] -garantf1

3 Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г №196, с изменениями от 10.03.2009 г

4 Постановление Правительства РФ от 05.07.2011 г. №°505 (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 г.

5 Приказ Минобразования России от 10.07.2003 г. №2994.

6 Красовская Л.В. Платные дополнительные образовательные услуги. Локальные акты в образовательном учреждении (рекомендации юриста из опыта работы). - М.: Планета, 2011. - С.39-40

7 См. статью Боровик В.Г. Проверка оказания платных образовательных услуг / Справочник руководителя образовательного учреждения», .№9, 2011 г.

8 Представлены альтернативные положения, право выбора остается за ОУ.

9 Разрабатывается на основании Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.07.2011 г. №505 (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 г.

10 Разрабатывается на основании Примерной формы договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг, утвержденный приказом Минобразования России от 10.07.2003 г. .№2994.

11 В качестве комментария хотелось бы отметить, что предложены вариативные форма договора для заключения с административно-вспомогательным персоналом и педагогами. Руководитель ОУ принимает решение, по какой форме договора будет работать учреждение в рамках оказания платных услуг.

12 Зернова И. «Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложении», N 8, август 2009 г. - [Электронный ресурс] - garantf1

13 Это может быть любой орган, обладающий данными полномочиями, закреплёнными в Уставе ОУ, например, Управляющий совет, Попечительский совет и др.

14 На данных заседаниях идет информирование и разъяснение основных позиций, так как в большинстве учреждений это является уставной деятельностью в рамках реализации ФЗ.№83 от 08.05.2010 г.

PROVISION OF ADDITIONAL PAID SERVICES

The problems of providing value-added services in an educational institution. Keywords: paid educational services, and educational institutions.

Анализ деятельности школы по организации

платных дополнительных образовательных услуг

в 2012 – 2013 учебном году.

Сегодня выстроена четк ая модел ь учреждения, в которой представлены бюджетные и платные дополнительные образовательные услуги, представляемые школой.

Важной составляющей работы в этом направлении является знакомство с нормативно - правовой базой, определяющей возможность организации платных дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Прежде всего это: ст. 310,782 Гражданского кодекса РФ, ст. 13,14,19,45,50 Закон «Об образовании в РФ», Федеральный закон «О некоммерческих организациях » от 12.01.96 №7-ФЗ;

Ø Логика - 4 класс

Ø Развитие познавательных способностей – 2-4 классы

Ø Грамматика для любознательных - 4 класс

Ø Решение задач и тестов повышенной сложности по обществознанию - 9 класс

Ø Решение нестандартных задач по математике - 9 класс

Ø Новый курс совместных 3- предметов (информатика, физика, математика) по курсу: «ИМФознайка».

ПДОУ были охвачены 158 обучающихся МАОУ СОШ №19, что составляет 14% от общего количества учащихся. В их предоставлении было задействовано 12 педагогических работников. Все педагогические работники имеют стаж работы более 10 лет и высокую квалификацию.

Виды оказываемых услуг

Кол-во уч-ся

Ф. И.О

учителя

«Уроки веселого говорилки»

«Планета маленьких мыслителей

Развитие познавательных способностей

Вебер Неля Геннадьевна

Информатика, курс «ИМФознайка»

Математика, курс «ИМФознайка»

Физика, курс «ИМФознайка»

Решение задач и тестов повышенной сложности по обществознанию

Решение нестандартных задач по математике

Первая

высшая

«Грамматика для любознательных

высшая

Родители и обучающимися было отмечено, что обучение по всем направлениям велось качественно и на высоком методическом уровне.

В 2012–2013 учебном году повышенный интерес родителей был проявлен к курсам по подготовке детей к школе «Воскресная школа», «ИМФознайка». Цель курсов – всестороннее развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств, формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

В начале года был составлен и утверждён учебный план платных дополнительных образовательных услуг, который включает в себя следующие предметы:

    математика (логика) устная грамотность (уроки веселого говорилки) графические навыки (радуга) письменная грамотность (планета маленьких мыслителей)

Обучение велось по программе, которая предполагают развитие навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, развивают интерес и желание учиться в школе, а так же способность к анализу и синтезу, самооценки при выполнении работ . Занятия велись в соответствии с календарно-тематическим планированием , были чётко спланированы, проводились на высоком методическом уровне. Учитывался возрастной состав обучающихся. К каждому занятию готовилась в большом количестве яркая наглядность, раздаточный материал. На всех занятиях велась работа по развитию памяти, логического мышления, развитию мелкой моторики руки.

Для родителей были проведены консультации по проблемам обучению детей, даны рекомендации. .
За год было проведено 2 собрания для родителей. Родители могли получить ответы на интересующие их вопросы и проблемы у администрации МАОУ «СОШ №19». Два раза за обучение проводились открытые занятия.

Положительным итогом такой работы стал выбор родителей нашей школы местом продолжения обучения своих детей в 1-ом классе.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

    Обучение на занятиях велось качественно и на высоком методическом уровне. Наполняемость групп обучающихся на курсах в течение всего периода обучения показала, что платные дополнительные образовательные услуги востребованы родительской общественностью Администрация МАОУ «СОШ №19» готова рассмотреть запросы обучающихся и их родителей по предоставлению различного спектра платных дополнительных образовательных услуг на 2013 – 2014 учебный год.

Зам. директора по УВР

АНАЛИЗ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Оказание платных дополнительных образовательных услуг становится все более важным направлением деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений в условиях рыночной экономики и реформирования российского образования. Именно платные дополнительные образовательные услуги способствуют более полному удовлетворению возрастающих потребностей населения в образовании в условиях недостаточного финансового обеспечения за счет бюджетных средств. В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона "Об образовании" обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг. В свою очередь, муниципальные образовательные учреждения согласно п. 1 ст. 45 названного закона также имеют право оказывать данные услуги. Обратим особое внимание, что для той и другой стороны предоставление платных образовательных услуг является правом, а не обязанностью.

С 01 февраля 2012 года в образовательном учреждении организована деятельность по оказанию дополнительных платных образовательных услуг.

Платные образовательные услуги – это образовательные услуги, оказываемые сверх основной образовательной программы, гарантированной федеральным государственным образовательным стандартом. Они предоставляются с целью всестороннего удовлетворения потребности населения, улучшения качества услуг, привлечения дополнительных финансовых средств для их обеспечения, развития и совершенствования, расширения материально-технической базы учреждения.

Основными задачами, решаемые образовательным учреждением при реализации платным дополнительных образовательных услуг, являются:

    насыщение рынка образовательными услугами;

    более полное обеспечение права обучающихся и других граждан на образование;

    реализация дополнительных образовательных программ;

    адаптация и социализация дошкольников, учащихся;

    подготовка к поступлению в средние и высшие учебные заведения;

    развитие творческих способностей, оздоровление учащихся;

    привлечение школой дополнительных источников финансирования.

Планирование деятельности по оказанию дополнительных платных образовательных услуг осуществлялось с учетом запросов и потребностей участников образовательного процесса и возможностей учреждения.

Образовательным учреждением была проведена большая предварительная работа по формированию дополнительных платных образовательных услуг:

    изучен спрос в дополнительных платных образовательных услуг, определен предполагаемый контингент обучающихся и воспитанников.

    Внесены изменения в Устав образовательного учреждения.

    Разработана нормативно-правовая база (Положение «Об организации деятельности по оказанию дополнительных платных образовательных услуг МБОУ «СОШ №4», Положение «О порядке оплаты труда работников МБОУ «СОШ №4», привлеченных на договорной основе к выполнению работ по предоставлению дополнительных платных образовательных услуг»)

    Созданы необходимые условия для предоставления дополнительных платных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся и воспитанников в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами.

    Издан приказ об организации дополнительных платных образовательных услуг и назначен ответственный за организацию платных образовательных услуг (Узденова Л.С.)

    Оформлены дополнительные соглашения к трудовому договору с работниками, оказываемыми платные образовательные услуги; разработаны должностные инструкции.

    Составлен и утвержден учебный план, разработаны учебные программы, расписание занятий.

    Заключены договоры с потребителями и заказчиками.

    Утверждено штатное расписание, смета доходов и расходов.

Перечень и стоимость дополнительных платных образовательных услуг утверждены решением сессии местного самоуправления.

Дополнительные образовательные услуги в наибольшей степени были востребованы по следующим видам дополнительных платных образовательных услуг:

    «Баскетбол»

    «Волейбол»

    Коррекционные занятия по профилактике сколиоза и плоскостопия «Будь здоров!»

    «Законы русской орфографии»

    «Лингвистический анализ текста»

    «Интенсивный курс подготовки написания сочинения»

    «Путешествие по объединенному королевству»

    «Выбор профессии»

    «Английская литература»

    Дети и молодежь в англоязычных странах: жизнь, проблемы, права и обязанности»

    «Занимательный английский»

    «Узоры из бумажных лент»

    «Химия для любознательных»

    «Занимательная химия»

    «Школьное СМИ»

    «Юный фотограф»

    «Компьютерные информационные технологии»

    «Крепыш» (профилактика нарушений осанки и плоскостопия)

    «Волшебные краски»

    «Дельфин» (плавание)

    «Волшебная кисточка»

    Коррекционные занятия речевого развития «Речевичок»

    Методы и приемы решения задач по физике

    Решение задач повышенной сложности

    Современные проблемы классической механики

    Решение нестандартных задач

    Дополнительные главы из курса алгебры

    Обучение раннему чтению «Буквоежка»

По запросу родителей и обучающихся в области дополнительных платных услуг по состоянию на сентябрь 2011 года был утвержден перечень из 28 видов услуг. Но в связи с приведение в соответствие нормативно-правовых документов, изменением организационно-правовой формы учреждения, платные образовательные услуги начали оказываться 01 февраля 2012 года. Несвоевременность начала оказания платных дополнительных услуг привела к тому, что значительно сократился спрос на эти виды услуг. Если по состоянию на сентябрь желающих получать платные образовательные услуги было 430 человек, то по состоянию на февраль 2012 года количество потребителей сократилось до 135 человек. Причем, с каждым последующим месяцем количество потребителей уменьшалось. Одной из главных причин являлось затруднение по оплате через банкомат (очереди, ссылка на отсутствие времени).

Мониторинг посещения платных дополнительных услуг

Наибольшее количество потребителей дополнительных платных образовательных услуг выявлено среди воспитанников дошкольных отделений (44%). Наиболее востребованными оказались следующие виды платных услуг:

    «Будь здоров!»

    «Волшебная кисточка»

    «Крепыш»

Общие поступления от организации дополнительных платных образовательных услуг за 2011-2012 учебный год составили 29685,88 рублей. Доходы распределились следующим образом:

Статьи расходов

з/п, налоги

Чистая прибыль

Чистая прибыль будет направлена на развитие и совершенствование материально-технической базы по оказанию дополнительных платных образовательных услуг (приобретение канцтоваров).

      АНАЛИЗ УКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ШКОЛЫ

Развитие материально-технической базы школы – постоянная забота администрации школы.

Образовательное учреждение финансируется из регионального и муниципального бюджетов. Из регионального бюджета направляются финансовые средства на обеспечение государственного образовательного стандарта, которые включают следующие расходы:

      оплата труда и начисления на оплату труда (налоги);

      учебные расходы.

Объём финансовых поступлений из регионального бюджета устанавливается в соответствии с утвержденными нормативами. Из муниципального бюджета направляются финансовые средства на оплату услуг по содержанию имущества и коммунальных услуг. Нормативы и объёмы финансирования образовательного учреждения на эти услуги определяется согласно муниципальному заданию и плану финансово-хозяйственной деятельности.

В этом учебном году из средств муниципального бюджета образовательному учреждению были выделены следующие денежные средства:

Назначение

Сумма средств, руб.

На услуги по содержанию и коммунальные услуги;

В том числе на ремонт.

Анализируя финансирование образовательного учреждения за счет средств местного бюджета, можно сделать, что в последнее время финансирование сокращается.

В тесном сотрудничестве с родителями удается идти по пути ее совершенствования. В 2011-2012 году за счет родителей приобретены 2 новые классные доски, почти в каждый кабинет приобретены лампы дополнительного освещения досок, все учебные кабинеты отремонтированы за счет родителей.

В 2011-2012 учебном году образовательное учреждение стало участником государственной программы «Доступная среда», в рамках которой школе было выделено 1616781,11 рублей. Целью данного проекта – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках данного проекта образовательным учреждением проведены следующие мероприятия:

    Ремонт санитарных комнат и пандусного съезда – 1000257,11

    Приобретение мебели (школьные парты) - 9800

    Приобретение спортивного оборудования и инвентаря – 317524

    Приобретение тепловизионного устройства – 75000

    Приобретение компьютеров – 99900 (5 штук)

    Приобретение пандуса переносного - 25700

    Оборудован мини спортивный зал

Кроме этого, за счет республиканских средств была осуществлена поставка технологического оборудования на пищеблок на общую сумму 280703 рубля. Было поставлено следующее оборудование:

    Мармиты для 1-х блюд – 28521

    Мармиты для 2-х блюд – 38676

    Газовая плита – 54801

    Жарочный шкаф – 51795

    Ванна моечная 2-х секционная – 7405

    Холодильник Атлант – 9459

    Морозильная камера Полаир – 51065

    Электромясорубка – 23662

    Водонагреватель – 11657

    Весы электронные - 3662

С приобретением нового технологического оборудования возникли новые проблемы по установке этого оборудования. Для установки технологического оборудования и его подключения необходимо 59734 рубля. Данных средств из бюджета города пока не выделено.

В рамках реализации государственной программы «Школьный автобус» наше образовательное учреждение получило школьный автобус в феврале 2012 года (1283000 рублей).

В рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования в 2012 году нашему образовательному учреждению было выделено 6294400 рублей. На выделенные средства планируется проведение следующих мероприятий:

Ремонт канализации

Ремонт отопления

Ремонт кровли

Ремонт актового зала

Ремонт спортивного зала

Замена оконных блоков

Приобретение спортивного оборудования

Приобретение спортивного инвентаря

Приобретение учебников

Приобретение комплекта УМК

Приобретение кабинетов для начальных классов

Приобретение мебели для школьной столовой

Приобретение оборудования для медицинского кабинета

Компьютерное оборудование

На сэкономленные средства от проведения запроса котировок цен и открытых аукционов планируется дополнительно провести следующие виды работ:

    Ремонт рекреации 1 этажа старого блока

    Частичный ремонт отмостки

    Ремонт лестничных маршей

Таким образом, в этом учебном году материально-техническая база образовательного учреждения значительно пополнилась. Хотя остаются не решенными следующие проблемы:

    Не оснащены в полном объеме компьютерами учебные кабинеты

    Недостаточное количество проекторов

    Отсутствует локальная сеть, связывающая все учебные кабинеты с сервером

    Устарели станки в столярной и слесарной мастерских

    Устарело оборудование в кабинете технологии для девочек

    Отсутствует ограждение между школой и ДО №8

    Отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в дошкольных отделениях

    Требует капитального ремонта здание ДО №12

    Требуется реконструкция кровли ДО №22

    Замена оконных блоков и дверных блоков

    Ремонт пожарного водоема

    Приобретение лингафонных кабинетов

    Приобретение мобильных компьютерных классов

    Требуется замена школьной мебели и школьных досок

    Требуется ремонт тира для использования его в качестве спортивного зала.

В течение лета 2012 года были осуществлены плановые работы по подготовке школы и дошкольных отделений к новому учебному году. Силами сотрудников школы на родительские пожертвования были проведены следующие работы:

учебно работы МБОУ «Сакмарская средняя общеобразовательная школа» за 2011-2012 учебный год В 2011-2012 учебном году... «Скворечник». В 2011-2012 учебном году на базе МБОУ «Сакмарская СОШ» работала проблемная группа учителей...

Утверждаю

Директор _______ Н.П. Осипенко

27 августа 2013г.

График контроля дополнительных платных образовательных услуг на 2013-2014 учебный год

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

    Рассмотрение программ планых доп. образоват-х услуг на МО учителей предметников с целью определения несовпадения тем, содержащихся в доп. программах с темами основных курсов по соответствующим предметам. Корректировка программ в случае необходимости.

    Выступление на педагогическом совете школы с отчетом о работе групп пл.доп. обр. услуг в 2012-2013 уч.году. Планирование работы на 2013-2014г. Согласование программ пл. доп. обр. услуг

    Контроль формирования групп, определение количественного и списочного состава,

    Сбор договоров с родителями учащихся

    Контроль заключения договоров с педагогами доп. образования

    Подготовка материалов к общешкольному родительскому собранию,

с целью информирования родителей учащихся об организации работы пл.доп. обр услуг в 2013-2014 уч. году

    Предоставление педагогам полного пакета рабочих материалов (журналы, бланки квитанций, договоров, отчетов, график оплаты и т.п.)

    Контроль правильности оформления договоров с родителями учащихся, квитанций на оплату),

3) Проверка качества пл.доп. обр услуг гуманитарного цикла (посещение занятий)

1)Проверка журналов

2) Представление итогов работы в 1 четверти на педагогическом совете

1)Проверка журналов

2) Информирование общественности о работе групп пл. доп. образования в рамках Публичного отчета школы. Анкетирование родителей

Проверка качества пл.доп. обр услуг начальной школы и групп дошкольников (посещение занятий)

январь

февраль

март

апрель

май

1) Обновление нормативной базы и локальных актов в связи с возможным изменением законодательства в области образования или финансовой деятельности.

2)Проверка качества пл.доп. обр услуг естественно-научного цикла (посещение занятий)

3) Контроль сохранности количественного состава групп уч-ся

Проверка качества пл.доп. обр услуг по иностранным языкам (посещение занятий)

Контроль посещения занятий родителями учащихся в рамках общешкольного дня открытых дверей. Сбор отзывов о зянятиях.

1)Проверка журналов

2) Представление итогов работы в 3 четверти на педагогическом совете

1)Проверка журналов

2) Анализ поступления и расходования средств

Полученных от оказания пл.доп. обр услуг в 2013-2014 уч.году.

3)Сверка фин. документации с ГУ ЦБ Красносельского р-на за период 2013-2014 уч.год.

Анализ работы в 2013-2014 уч.году. Подведение итогов работы за год. Проведение анкетирования родителей учащихся с целью выявления потребности в пл.доп. обр услугах на 2014-2015 уч.год.

Разработка перчня пл.доп. обр услуг, в соответствии с пожеланиями родителей, контроль разработки образовательных программ

Ежемесячно:

    Контроль оплаты пл.услуг (сбор квитанций и их копий),

    Рассчет заработной платы педагогов доп. образования,

    Контроль выставления и оплаты счетов из доходов от оказания платных образовательных услуг, согласно предложенного педагогическим советом перечня расходов,

    Контроль посещения занятий пл.доп. обр услуг учащимися.

Еженедельно: Прием родителей учащихся и педагогов доп. образования по вопросам пл. доп. обр. услуг: Понедельник с 14:30 до 17:00

Зам. директора по иностранным языкам Н.В. Сизова

(ответственный за организацию платных доп. обр. услуг)