Ряд грузоотправителей регулярно наносят убытки Свердловской железной дороге. Мошенники перевозят нефть под видом других грузов.

По словам пресс-секретаря Пермского региона обслуживания СвЖД Галины Ибрагимовой, ещё в прошлом году в результате проверок и испытаний изъятых проб груза оформлено пять коммерческих актов на компании ООО «Прогресс» и ООО «Экспресс». В их перевозочных документах было указано наименование груза – конденсат из природных газов, в то время как результаты исследований показали, что изъятые образцы являются сырой нефтью.

«В результате несоответствия наименования груза произошло снижение стоимости перевозок, в связи с чем грузоотправителям ООО «Прогресс» и ООО «Экспресс» были предъявлены штрафы, суммарный размер которых составил более 5,3 млн руб. Однако штрафы не были добровольно оплачены, поэтому ОАО «РЖД» предъявило иски в арбитражный суд», – отметила Галина Ибрагимова.

В прошлом году состоялось три судебных заседания, в ходе которых ООО «Прогресс» было заявлено ходатайство о проведении независимой экспертизы груза.
Прежние пробы груза проводились в Центральной химико-аналитической лаборатории Пермского районного нефтепроводного управления филиала ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы». После проведения судебной экспертизы решением Арбитражного суда Пермского края иск ОАО «РЖД» на сумму более 1,3 млн руб. был удовлетворён. Но лишь частично – в размере 50% от заявленных требований.

Тем не менее такой ход событий ООО «Прогресс» не удовлетворил, и грузоотправитель подал апелляционную жалобу. Однако постановлением апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пермского края было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО «Прогресс» – без удовлетворения, после чего решение суда вступило в законную силу. Остальные иски 2011 года сейчас рассматриваются арбитражным судом.

Факты несоответствия наименования грузов, в том числе и по перевозке нефти, обнаруживаются регулярно. По словам первого заместителя начальника департамента безопасности ОАО «РЖД» Григория Григорьева, раньше такие схемы жили благодаря отсутствию государственных стандартов на определения грузов.

«Когда происходят плановые проверки на железной дороге, то берутся пробы. Однако по причине отсутствия ГОСТов сравнить полученный результат было не с чем, так как не было эталона. Недобросовестные перевозчики этим пользовались, прописывая технические условия (ТУ) того или иного груза так, как им удобно, беря за основу нефть. После же в суде они доказывали свою правоту на основе заполненных ими же ТУ, в которых нефть была прописана как газовый конденсат, – отметил Григорий Григорьев. – Тем не менее мы надеемся, что в будущем таких случаев будет значительно меньше, поскольку с 1 июля текущего года правительством всё же были установлены государственные стандарты на определения данных грузов».

Григорий Григорьев добавил, что схема недобросовестной перевозки грузов работает также по причине того, что погрузка нефтепродуктов производится грузоотправителем на территории своего предприятия, а ОАО «РЖД» принимает груз к перевозке уже на выставочных путях в опломбированных грузоотправителем цистернах.

«Дело в том, что в соответствии с правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов все данные, в том числе и наименование груза, указываются в перевозочных документах грузоотправителем, а перевозчик на основании уже заполненных документов производит расчёт стоимости перевозки. Это правила Устава железнодорожного транспорта РФ, в котором прямым текстом сказано, что перевозчик имеет право, но не обязан проверять достоверность сведений, указанных грузоотправителем в железнодорожных накладных, в том числе и наименование груза, чем, в свою очередь, пользуются недобросовестные грузоотправители», – отметил первый заместитель начальника департамента безопасности.

Галина Ибрагимова также заметила, что в текущем году прецедент вновь повторился – мошенники воспользовались старой схемой, тем не менее были пойманы Пермским ЛУМВД России на транспорте. После испытаний изъятых проб груза, проводившихся в той же лаборатории, опасения железнодорожников оправдались, и на грузоотправителя ООО «Экспресс» было оформлено 6 коммерческих актов о несоответствии наименования груза, после чего предъявлены штрафы на общую сумму более 4 млн руб. В ближайшее время иски ОАО «РЖД» к ООО «Экспресс» будут предъявлены в арбитражный суд.

«Цели таких грузоотправителей понять сложно, и кого они пытаются обмануть, тоже не совсем понятно, ведь они уже не раз попадались на одной и той же схеме, – сказал Григорий Григорьев. – Между тем штрафы, налагаемые на таких горе-мошенников, в пять раз превышают изначальную стоимость перевозки груза».

С 5 по 7 июня в Челябинске на базе Южно-Уральского регионального центра безопасности РДЖ департамент безопасности проводил школу по обмену передового опыта. Присутствовали: начальник безопасности Сергиенко Александр Иванович, первый заместитель начальника Мартынов Павел Евгеньевич, заместители начальника – Григорьев Григорий Леонидович и Воеводкин Сергей Геннадьевич, так же начальник охраны объекта Миронов Юрий Константинович.

Школа передового опыта – это обмен мнениями по безопасности на транспорте ЖД. На мероприятии присутствовали начальники центров безопасности 17 железных дорог.

Консорциум "Интегра-С " представил на встрече Геоинформационную систему безопасности ЖД. Она позволяет контролировать тысячи километров путей и обеспечивает Управление дороги достоверной информацией о состоянии территориально удаленных мостов и вокзалов. Использование технологий распределенных систем приводит к изменению методов управления объектами, как на уровне отдельных предприятий, так и на общенациональном уровне.

В настоящее время системы успешно внедряются на четырех железных дорогах России – Куйбышевской, Южно-Уральской, Забайкальской и Приволжской. Необходимо отметить, уникальность распределенной системы безопасности Южно-Уральской железной дороги, объединяющей 7 вокзалов, 5 мостов, 2 центра управления перевозками и узел связи. В ближайшее время интегрированная интеллектуальная системы безопасности ЮУЖД объединит более 30 объектов, такие как: Управление ЮУЖД, ИВЦ ЮУЖД, ЖД Вокзал ст. Челябинск, ЖД мост через р. Тобол, ЖД Мост через р. Урал и многие другие. В перспективе планируется дальнейшая интеграция объектов.

Начальник Южно-Уральского регионального центра безопасности Ляпин Ю.Ю. вручил генеральному директору Консорциума "Интегра-С" Куделькину Владимиру Андреевичу благодарность за организацию "Сетевой школы безопасности" на базе Южно-Уральского регионального центра.

Вчера «Локомотив» объявил о подписании контракта с бывшим спартаковцем, который уже работает на португальском сборе железнодорожников.

Еще месяц назад вас можно было представить где угодно, но только не в «Локомотиве». Как возник этот вариант?

Позвонили знакомые люди, с которыми я работаю, и сказали, что поступило такое предложение. Я подумал и решил, что продолжить карьеру в «Локомотиве» - хорошая идея, - сказал 21-летний нападающий корреспондентам «CЭ» и «Советского спорта».

- А кто из клуба вышел на этих ваших знакомых?

Точно не знаю. Да это и не так важно.

Кто ваш агент?

Никто, его нет. Работаю с разными людьми, но своего агента не имею.

А Юрий Белоус считает по-другому.

Это его мнение, пусть думает, как хочет. Я читал его заявления в прессе, но комментировать их не хочу.

Стало быть, расставание с «Ростовом» вышло не совсем гладким.

Разумеется, клуб хотел с этой сделки что-то получить, и, когда я ушел, за спиной возникли разговоры.

- «Ростов» пытался вас удержать?

Пытался. Даже предложение какое-то было, но «Локомотив» - все-таки совсем другой уровень. При всем уважении к моей бывшей команде надо быть объективным.

Говорят, у руководства ростовчан большие долги перед игроками. Это так?

Да не в них дело, хотя они действительно есть. И сейчас мне еще кое-что должны.

До недавнего времени вы принадлежали «Спартаку». От него было предложение о продлении контракта?

Кто вас не видел в команде?

И разговора не получилось?

Произошло так. Мы сыграли последний матч при Лаудрупе, и на следующий день после его увольнения, когда я сидел в столовой, подошел Карпин и без всякого вступления сказал: «Ты тренируешься с дублем и играешь там же». Он вообще не говорил ничего. Не видел никого, кроме своих испанцев.

Но пару игр вы тогда провели действительно не лучшим образом.

Вы имеете в виду матч с «Москвой»? Для человека, который чуть ли не впервые вышел на краю защиты, сыграл нормально. Да, пару раз Самедов прошел, но о провале говорить бы не стал.

Тем не менее позицию в итоге поменяли.

Да, сейчас я скорее крайний полузащитник или даже нападающий, учитывая схему «Локомотива». Могу сыграть и слева, и справа.

Кто ваши конкуренты в новой команде?

Игнатьев, Майкон, Торбинский. С ними очень интересно играть.

С Коусейру общение наладили?

Конечно. Он знает подход к каждому.

Не многовато в нынешнем «Локомотиве» спартаковцев?

Да, так получилось. Кого знал? Шишкина, Андрея Иванова, немного Тарасова, здоровались раньше с Сычевым.

Что в вас увидел Лаудруп в 2008 году?

Сложно сказать. Но его доверие меня окрыляло. Чувствовал, что все получается, был задор, желание прогрессировать. На тренировки ходил с удовольствием.

То есть работа с датчанином - пока одно из самых ярких воспоминаний в карьере?

Знаете, что мне в нем понравилось? Он умел доносить до игроков свою мысль без всяких заумностей и премудростей. Фактически «на пальцах» объяснял, куда бежать, как открываться. Со стороны звучит просто, а на деле даже опытные игроки узнавали много нового.

Его увольнение стало неожиданностью?

Еще какой! Поиграй мы с ним еще полгода, команда получилась бы на загляденье. Нужно было время. Но такое у нас бывает часто.

Сезон-2010 вы доигрывали в молодежном составе «Спартака». А затем отправились в клуб из Новочеркасска «МИТОС». Объясните, почему выбор пал на команду второго дивизиона?

Вариант с «МИТОСом» в какой-то момент был единственным. Я следовал логике событий. Ничего запретного не совершил.

В то время специалисты были о вас куда более высокого мнения и со спортивной точки зрения не могли понять, что вам делать во втором дивизионе.

Иногда необходимо сделать шаг назад, чтобы совершить два вперед.

История, которую окрестили «делом Григорьева», на вашем состоянии отразилась?

Сложно поверить. Вот пришли в «Ростов», сыграли вы с «Локомотивом», забили гол, а на следующий день - скандал. Каким было ваше состояние?

Да мне все равно было. Мое дело - играть в футбол.

То есть вы такой вот флегматичный человек, который ничем не интересовался?

Нет, я спрашивал у руководства, в чем дело, но внимания на этом не заострял. Делом моей жизни это точно не стало.

Свидетельские показания у вас брали?

Какие-то бумажки присылали, да.

7 марта заседание арбитражного суда в Лозанне. В интернете обещают онлайн-трансляции. Будете следить?

Если будет возможность, посмотрю.

Следственный комитет объявил в розыск Алексея Крапивина, совладельца группы компаний «1520». Против него дал показания важный свидетель по делу полковника Захарченко. Война за РЖД началась?

Как сообщает корреспондент « «, Следственный Комитет России обьявил в розыск Алексея Крапивина , сына Андрея Крапивина, покойного советника экс-главы РЖД Владимира Якунина. Считают, что Крапивин может быть фигурантом коррупционных схем, связанных с РЖД.

Ранее был арестован партнер Алексея Крапивина по бизнесу, другой совладелец группы компаний «1520» господин Маркелов. Его и его подельников (Бориса Ушеровича и др.) подозревают в даче многомиллиардной взятки Захарченко. У Маркелова помимо «1520» есть и собственный бизнес, связанный с поставками РЖД: он владеет 80% крупнейшего поставщика топлива ПКП «Мобойл», что в 2017 году получил подряды РЖД на 13 млрд руб.

Вскоре после его ареста на сотрудничество со следствием пошли несколько сотрудников «1520». В их свидетельских показаниях промелькнули известные фамилии чиновников, которым владельцы крупнейшего подрядчика РЖД передавали крупные суммы денег и квартиры стоимостью в миллионы долларов.

Узнав про арест партнера, Алексей Крапивин тут же порывался бежать за границу, но не успел, и ему приходится, по всей видимости, прятаться сейчас где то на просторах России — может, в степях Забайкалья, а может, в Мурманской тайге.

Крапивин-младший с малых лет связан с РЖД. Его отец работал с Якуниным с 2007 года, и именно Владимир Иванович рекомендовал его на пост директора Первой Грузовой Компании (ПГК), дочернего предприятия РЖД. Затем ввел Крапивина-старшего в совет директоров крупного поставщика оборудования для РЖД, предприятия «Трансмашинхолдинг».

В 2007 году Крапивин-старший в приятной компании Маркелова и Ушеровича сотрудничали со Столичным Торговым Банком Германа Горбунцова, созданным под тендеры РЖД. Банкир Горбунцов потом будет свидетельствовать не в пользу своих партнеров, не исключено, что в связи с этим на него совершат покушение. Ранее Горбунцову принадлежал «Интерпрогрессбанк» с репутацией ну очень сомнительной.

Досотрудничались они до того, что из РЖД пропал миллиард долларов , и Горбунцова сделали крайним. Он бежал из России, а остальные партнеры стали главными держателями акций банка, откуда с их счетов огромные денежные потоки утекали в офшоры.

Владимир Якунин

Через эти же крапивинские офшоры РЖд работала со шведской компанией «Бомбардье транспортейшн», производящей поезда и самолеты. Компания поставляла систему микропрофессорной централизации стрелок и сигналов Ebilock-950, торговля шла через офшор Rambo Management и британскую фирму-прокладку Multiserv Overseas Limited, которая как будто бы выигрывала тендер на поставку.

Владельцем Multiserv Overseas Limited была компания Multiserv Management LLP, владельцем которой был бизнесмен Юрий Ободовский. Эта офшорная схема Крапивина стала известна после публикации секретных документов панамской юридической фирмы Mossack Fonseca, одного из крупнейших в мире регистраторов офшорных фирм. Десятки миллионов евро оседали в офшорах.

Офшоры Крапивина участвовали и в других серых схемах, например, в молдавской, когда за три года, с 2011 по 2014 гг. из России были выведены 22 млрд. долларов! Redstone Financial Ltd и Telford Trading S.A. получили на свои счета в швейцарском банке CBH Compagnie Bancaire Helvetique SA $277 млн. Не исключено, что здесь мог быть задействован и Интерпрогрессбанк. Вся эта офшорная империя после смерти отца досталась Алексею Крапивину. Поэтому и пришлось удариться в бега?

Идет война народная — война за РЖД

В 2016 г. на рынке появилась компания «Спецтранстрой», которая стала одним из основных подрядчиков РЖД. Недавно она получила серьезный подряд от РЖД на строительство «Северного широтного хода» (СШХ), железнодорожной ветки на Ямале, строительство которой обсуждали более десяти лет. РЖД отказались выступать полноправными инвестором этого проекта, подряд на постройку получил «Спецтрансстрой». Следует понимать, что СШХ это мегапроект, стоимостью 130 миллиардов казенных рублей, и просто так, с бухты-барахты, такие тендеры не вручают.

«Спецтрансстрой» получал громадные заказы от РЖД, по обьему не уступающие акционерным обществам семейства Ротенбергов. Получается, что между Рельяном и Ротенбергами намечается нешуточное противостояние? Еще бы, РЖД — такой лакомый кусок! Но кто в таком случае стоит за Рельяном? Ходят слухи, что это Искандер Махмудов, по мнению злых языков, небезызвестный в криминальных и бизнес-кругах предприниматель.

Общий объем госзаказов, полученных только для «Спецтрансстрой» к началу этого года насчитывал больше 25 миллиардов. И это еще без учета СШХ.

Помимо «Спецтрансстроя» в состав концессии по строительству «Северного Широтного Хода» вошла компания «КРП-Инвест», дочернее предприятие РЖД. Одним из учредителей «КРП-Инвест» является ГУ «Желдорреммаш МПС России», которого с 2004 года … не существует. Значит, 34% акций принадлежит компании, которой нет? Но ведь они все-таки кому-то принадлежат?

Сегодня существует только одно АО «Желдорреммаш», якобы 100% предприятие РЖД. Однако его управляющая компания — ООО «Локотех», учредителем которой является «Трансмашхолдинг».

Сегодня «Трансмашхолдинг» принадлежит бизнесмену Искандеру Махмудову, Поговаривают, что «Спецтрансстрой» тоже может принадлежать Махмудову, потому что именно с его помощью компания была вообще допущена к тендерам.

Махмудов со своим партнером Андреем Бокаревым получают огромные тендеры от московского метро, что связывают с благосклонностью к ним мэра Москвы Сергея Собянина и Сергея Чемезова, главы «Ростеха».

Похоже, что РЖД стало на всех не хватать. Недавно компания отказалась стать инвестором по строительству моста на Сахалин. Предложила передать этот проект частным инвесторам. Глава РЖД Олег Белозеров не хочет оказаться между молотом и наковальней?

«Наезд» силовиков на «1520», возможно приведет к ослаблению позиций Владимира Якунина. И кто тогда сойдется в битве за РЖД? Ротенберги и Махмудов? Пока они мирно делили наследство Якунина. Однако мир там, где водятся большие деньги, недолговечен.

Если силовики поймают Алексея Крапивина и вскроют его офшорную империю, то это может сыграть на руку Искандеру Махмудову и фирме «Спецтрансстрой». Чем ответят олигарху братья Ротенберги?

В № 33 «Новой газеты» был опубликован материал Ольги Романовой , в котором рассказана история Максима Блинкова, «бросившего вызов Системе — судам и ФСБ». Блинков — бывший начальник производственного участка Московской дирекции по управлению терминально-складским комплексом. Эта структура входит в состав Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» (ТСК РЖД), которая контролирует работу привокзальных комплексов.

В частности, Блинков координировал логистическую работу станции Москва-Товарная-Павелецкая, куда приходят и откуда отправляются в дальнейший путь контейнеры из разных регионов и из-за рубежа. 13 июля 2012 года на Павелецком вокзале в ходе спецоперации ФСБ он был задержан при получении денег от коммерсанта Ляпина и впоследствии осужден на полтора года за коммерческий подкуп. Производивший задержание оперативник ФСБ Алексей Чепайкин также был осужден — на два года за превышение должностных полномочий (он четырежды ранил из травматического пистолета убегавшего Блинкова).

Продолжение расследования позволяет сделать вывод, что эта история — не про сопротивление системе, а про междоусобную войну внутри ФСБ. Эпизод на Павелецком вокзале — только одно ее звено. Настоящий приз в этой войне — контроль за теневыми финансовыми потоками, которые генерируют столичные вокзалы вне правового поля.

Вокзал для троих

Справка «Новой»

Ключевые объекты транспортной инфраструктуры принадлежат ОАО «РЖД» и контролируются сетью структурных подразделений. Привокзальные объекты подчинены механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, которая контролируется своей региональной дирекцией (в Москве это — Московская дирекция по управлению терминально-складским комплексом), а та, в свою очередь, — Центральной дирекцией по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» (ТСК РЖД).

Курируют деятельность всех подразделений ТСК РЖД управление «Т» ФСБ РФ (контрразведка на транспорте), а также территориальные службы контрразведывательного обеспечения объектов транспорта и связи ФСБ (в Москве — СКРООТС УФСБ).

В начале лета 2012 года в УФСБ по Москве и Московской области обратился учредитель ООО «ТрансЕвроСтандарт» Павел Ляпин, осуществлявший коммерческую деятельность на территории станции Москва-Товарная-Павелецкая, с заявлением о совершении против него преступления.

Коммерсант утверждал, что начальник производственного участка Максим Блинков требовал от него перечисления денег в размере 300 рублей за отправление каждого контейнера с территории станции. Эти деньги должны были быть выплачены на счет предоставленной Блинковым фирмы-однодневки сверх официальных платежей по договору поставки, заключенных с механизированной дистанцией — филиалом ОАО «РЖД».

В противном случае начальник производственного участка, сообщалось в заявлении бизнесмена, обещал «неблагоприятные условия для работы», которые будут выражаться в простое автотранспортных средств, сверхнормативном хранении контейнеров и платном отстое платформ».

«Когда поступившая информация нашла свое подтверждение, было принято решение задокументировать преступление», — вспоминает Алексей Чепайкин, оперативник СКРООТС УФСБ (см. справку «Новой» ).

На встречах Блинкова и Ляпина, проходивших под контролем службистов, было установлено, что практика получения денег с коммерсантов была регулярной. Оперативники сообщили руководству, что можно раскрыть всю цепочку, если расширить круг объектов разработки.

«Лежать! Москва! ФСБ!»

10 июля Павел Ляпин под контролем оперативников вновь встретился с Максимом Блинковым, а также начальником товарной станции Москва-Павелецкая Татьяной Сорочинской. Целью встречи было обсуждение изменений в условиях хранения контейнеров на станции, а также получение реквизитов новой фирмы-помойки, на которую отныне требовалось переводить деньги.

Из показаний Ляпина: «<…> Они сказали, что мне надо перевести деньги на счет одной фирмы. <…> На мой вопрос, является ли фирма «белой» (легальной), Блинков сообщил, что нет; что ему приходится работать с фирмами, «которые ему дают» . Этой фирмой было ООО «Диалог-Информ». Также они предложили мне снизить расходы по хранению контейнеров на станции путем оказания неких «услуг», которые заключаются в том, что стоимость хранения будет взиматься неофициально».

На следующий день коммерсант вновь встретился с Блинковым: собеседники условились, что ближайшая выплата будет произведена в наличной форме. Ляпину придется привезти 32 100 рублей за неделю нормальной работы. (Блинков в тот же день собирался уехать в Крым: по его словам, после задержания из его машины пропали 250 тысяч рублей «отпускных».)

В день предполагаемой встречи сотрудниками 1-го отдела СКРООТС УФСБ бизнесмену были вручены денежные средства, обработанные люминесцентным порошком, а также звуко- и видеозаписывающая аппаратура, которую он должен был встроить в транспорт.

План оперативного эксперимента, разработанный и утвержденный руководством Чепайкина, в частности, майором Сергеем Кабайловым, мягко говоря, не соответствовал высоким стандартам работы ФСБ. В операции должны были участвовать только два сотрудника — один страхующий, второй — собственно Чепайкин, определенный как исполнитель. Чепайкину надлежало спрятаться в багажнике автомобиля (ведь именно в машине коммерсанта должна была состояться встреча между Блинковым и Ляпиным) и в нужный момент выскочить оттуда, чтобы провести задержание с поличным.

Сначала все шло по плану. Блинков сел в машину, на оперативной съемке (есть в распоряжении редакции. А. С. ) хорошо видно, что они с Ляпиным обсуждают не бутылку коньяка, а, скажем так, логическую взаимосвязь между количеством контейнеров и размером выплат. Блинков берет в руки деньги, выходит из автомобиля и пропадает из поля зрения. В этот момент раздается крик: «Лежать! Москва! ФСБ!» — и звучит первый выстрел из травматического пистолета. Чепайкин утверждает, что выстрел был предупредительный, в воздух, Блинков — что чекист сразу стрелял в него на поражение. На следующих кадрах хорошо видны отступающий Блинков с заведенной за спину правой рукой, в которой были деньги (он их потом выбросил), и наступающий Чепайкин, который держит оружие наведенным на Блинкова. Слышны выстрелы, после чего оба исчезают из кадра.

Чепайкин утверждает, что раненый Блинков умудрился наотмашь нанести чекисту несколько ударов, после чего забежал в ближайшее административное здание, где забаррикадировался в одном из кабинетов. Во время погони Чепайкин снова стрелял и дважды попал Блинкову в спину. Через 15 минут оперативно-следственная группа произвела задержание.

В общем, спецоперация была провалена. Более того, Чепайкин и его коллеги в этот момент сами уже находились в разработке коллег из УСБ.

По словам Блинкова, майор Кабайлов уже проводил с ним «неформальную» встречу-вербовку, еще до того, как в деле появилось заявление Ляпина. Блинков на сотрудничество с ФСБ не пошел. После столь неприятных встреч многие люди обращаются в УСБ ФСБ, которое часто оставляет такие жалобы без внимания. Считается, что ворон ворону глаз не выклюет, но вот если дело доходит до дележа добычи…

Факт вот в чем: в материале Ольги Романовой был опубликован фрагмент из телефонной беседы двух сотрудников ФСБ, предположительно, между Сергеем Кабайловым и руководителем 1-го отдела СКРООТС УФСБ Михаилом Миргородом. Чекисты весьма нелестно отзываются о действиях Чепайкина в ходе задержания и обсуждают возможность «отредактировать» видеозапись оперативного мероприятия на Павелецком вокзале. Вопрос: кто мог сделать эту аудиозапись? Известно, что она была приобщена к делу сотрудниками УСБ.

Также в деле существует видеозапись камер наружного наблюдения из офиса коммерческой фирмы, расположенного поблизости от места стрельбы. Записи эти якобы были изъяты чекистами и впоследствии пропали (как и записи 15 видеокамер, расположенных на вокзале), но сотрудник коммерческой фирмы, ранее знакомый с Блинковым, успел сделать копии и сумел «донести их до правильных людей». Как следует из материалов уголовного дела, этими людьми также оказались сотрудники УФСБ, поскольку запись поступила от этого ведомства.

По ходу следствия

Итак, 13 июля на Павелецком вокзале проводились сразу две спецоперации. По их результатам впоследствии были начаты два расследования, каждое из которых окончилось обвинительным приговором — в отношении Блинкова и в отношении Чепайкина.

Юго-Западным следственным отделом на транспорте Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета (ЮЗСОТ ММСУТ СКР) в отношении Блинкова было возбуждено уголовное дело по признакам коммерческого подкупа (п. «а», ч. 4 ст. 204 УК РФ), а также применения насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ).

Максим Блинков был помещен в спецблок «Матросской Тишины». От дачи показаний он отказался.

Вскоре заявления в СКР подали два других коммерсанта, работавших на Павелецкой, — учредитель ООО «Скороходы» Сергей Красильников и владелец ООО «Агентство логистических решений» Андрей Воробьев.

Оба в своих заявлениях утверждали, что по требованию Блинкова они перевели деньги на счет ООО «Диалог-Информ».

Следователем СКР Дмитрием Карцевым были возбуждены уголовные дела и по этим фактам, после чего все эпизоды соединили в одно производство — уголовное дело № 2/905.

В день задержания Максима Блинкова были допрошены несколько сотрудников товарной станции. В том числе — начальница Татьяна Сорочинская. Свидетельница, приступившая к работе на Павелецкой несколькими месяцами ранее, согласилась сотрудничать со следствием и дала довольно обстоятельные показания:

«<…> Блинков как-то мне сказал, что если я и он не начнем искать для дирекции каналы заработка денег, то нас не поймет и уволит заместитель начальника дирекции по коммерческим вопросам терминально-складских комплексов Московской дирекции ОАО «РЖД» Артем Григорьев. <…> Все денежные средства, поступающие от коммерческих организаций сверх официальных платежей, направляются на подставные фирмы, реквизиты которых дает Блинкову лично Григорьев. <…> Со слов Сорокина С.В. (заместитель начальника механизированной дистанции. А. С. ) мне стало известно, что покровительство противоправным действиям Григорьева оказывает заместитель руководителя Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» Бегларян.

То, что практика «откатов» на Павелецком вокзале была поставлена на поток, подтвердили и результаты обысков по месту работы и проживания Максима Блинкова. Прежде всего — изъятый архив электронной почты начальника производственного участка.

Переписка в основном содержала набор компаний — наименований фирм-однодневок и их реквизитов. Наибольшее любопытство следователей, конечно, вызывало ООО «Диалог-Информ», на счет которого потерпевшими и переводились «сверхнормативные» платежи.

И вот тут следствие заинтересовала одна деталь — письма с «реквизитами ромашки» (так ООО «Диалог-Информ» называлось в документах) Максим Блинков не писал самостоятельно, а лишь пересылал ранее полученные от некоего Андрея Новикова.

В одном сообщении Новиков изложил лаконичный, но в то же время довольно характерный текст: «Я так понимаю, они будут платить на диалог. <…> Внимание: платежи до 600 тысяч, не больше! В день! <…> Запрещена оплата: платежи за третьих лиц! Агентские договора! Переуступки прав требования и т.д. <…> Оборудование, товары — не строительного назначения! <…> КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ: ТРЕБОВАТЬ НДС К ВОЗМЕЩЕНИЮ, НДС к зачету из бюджета».

Чепайкин «расшифровывает» этот текст: «Операции не больше 600 тысяч в день — возможность избежать передачи сведений в финансовую разведку (Росфинмониторинг. А. С. ), запрет на возмещение НДС — возможность избежать проверок налоговой».

Отмечу, что многие компании, реквизиты которых пересылались коммерсантам, имели расчетные счета в ОАО «Мастер-Банк» — кредитном учреждении, лишенном Центробанком лицензии за участие в сомнительных операциях.

Что же до ООО «Диалог-Информ», то счет этой компании был открыт в ООО «Судостроительный банк». Следственная группа нагрянула и туда, где несколько дней производила выемку документов и изучала сведения о движении денег по счету ООО «Диалог-Информ».

Банковские проводки (часть из них есть в редакции ) привели членов группы в восторг: только в течение двух кварталов на счет фирмы-помойки поступило около 1,7 млрд рублей. Судя по движению денег, «Диалог-Информ» переводила полученные средства на другие фирмы-помойки, и они обналичивались по подложным договорам. Особый интерес вызывают две компании — ООО «Уран-Сервис» и ООО «ВистЛайт», которые получали сотни миллионов на счета, открытые в том же Судостроительном банке.

Часть компаний, которым ООО «Диалог-Информ» переводило деньги, по данным ЕГРЮЛ, уже прекратили свою деятельность путем слияния с другими «помойками» и перерегистрации в различных регионах России.

В перечне плательщиков встречаются компании, сотрудничавшие с Москвой-Товарной-Павелецкой и другими товарными станциями Москвы, а также иные контрагенты ОАО «РЖД».

Крупная рыба

Присовокупив к показаниям фигурантов дела результаты обыска в Судостроительном банке, следствие направилось в Центральную дирекцию — именно там, очевидно, стоило искать истинных бенефициаров преступной схемы.

В начале осени из уголовного дела были выделены материалы в отдельное производство. Новое уголовное дело (№ 2/259) было возбуждено в отношении неустановленных лиц из числа сотрудников ТСК РЖД.

Впоследствии этих неустановленных лиц Алексей Чепайкин «идентифицирует» в письме на имя директора ФСБ Александра Бортникова: «На этапе предварительного следствия была установлена причастность руководства ТСК ОАО «РЖД», а именно Сергея Хронопуло и его заместителя Мхитара Бегларяна, к незаконному получению денежных средств, которые вымогались у коммерсантов начальником товарной станции Блинковым М.А. и впоследствии, по их указанию, перечислялись на расчетный счет ООО «Диалог-Информ» <…>».

6 сентября 2012 года был допрошен Мхитар Бегларян — выпускник Ереванского государственного университета, бывший руководитель фонда «Транспортная безопасность», пришедший в ОАО «РЖД» в 2010 году.

Он полностью отверг версию об участии в преступной схеме, отметив, что «информация о деятельности коммерческих компаний поступает в Московскую дирекцию, таких дирекций по России 17, и контролировать все участки не представляется возможным; что все платежи от коммерческих организаций осуществляются на счет ОАО «РЖД».

Разговаривать с «Новой» Мхитар Бегларян отказался, попросив «больше никогда не звонить на этот номер».

Допрашивать Хронопуло — генерал-лейтенанта Службы внешней разведки (СВР) запаса — следствие даже не стало.

Чепайкин говорит, что «не успели».

Перевод стрелок

26 сентября 2012 года, спустя 20 дней после начала следственных действий в ТСК РЖД, 517-й военно-следственный отдел Следственного комитета (ВСО СКР) возбудил уголовное дело (№ 33/05/0161-12Д) по признакам превышения должностных полномочий в отношении Алексея Чепайкина (п.п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ).

По версии следствия, Чепайкин во время задержания Блинкова причинил последнему «физическую боль, нравственные и моральные страдания и существенно нарушил его права и законные интересы, а также совершил действия, явно выходящие за пределы установленных законом служебных полномочий сотрудника ФСБ России».

Вскоре после возбуждения уголовного дела на Чепайкина вышли сотрудники УСБ ФСБ (их имена известны редакции ).

В ходе переговоров (записи есть в редакции ) они стали предлагать Чепайкину «сдать» свое начальство в обмен на прекращение уголовного дела. Из письма Алексея Чепайкина на имя Александра Бортникова: «<сотрудник УСБ> сообщил, что уголовное дело в отношении меня было возбуждено по инициативе его подразделения, <…> путем шантажа и угроз он склонял меня дать информацию о фактах коррупционных проявлений со стороны руководства моего отдела и оперативных сотрудников. Он озвучил конкретных лиц, которые представляют для него интерес».

Чепайкин отказался от сделки с «особистами» — потому что был уверен: уголовное дело против него перспектив не имеет. «Как можно обвинять меня в превышении, если на «потерпевшем» висела статья 318 (насилие в отношении представителя власти. А. С. )?» — вспоминает Чепайкин.

Но 9 апреля 2013 года первый заместитель начальника ЮЗСОТ ММСУТ СК РФ Лиджиев своим постановлением прекратил уголовное преследование Максима Блинкова в совершении им преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ.

Отдельно стоит процитировать мотивировочную часть данного решения: «Догоняя Блинкова, Чепайкин упал и, возможно, таким образом причинил себе телесные повреждения».

Расследование же уголовного дела против сотрудников ТСК РЖД фактически прекратилось. Чекисты решили работать параллельно с СКР: следственная служба УФСБ возбудила уголовное дело (№ 290954) в отношении неустановленных лиц из числа сотрудников ТСК РЖД по признакам мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).

Однако расследовать это уголовное дело вскоре оказалось некому — в течение короткого времени от должности были освобождены начальник СКРООТС УФСБ по Москве и Московской области Станислав Рыжков, руководитель 1-го отдела службы Михаил Миргород, а также оперативные работники, участвовавшие в расследовании уголовных дел.

Промежуточные результаты

Судебное следствие длилось один день — судья Репникова не стала вызывать для дачи показаний всех участников процесса, ограничившись исследованием материалов предварительного следствия.

Рассмотрение дела по существу в таком виде обычно происходит в случае признания вины подсудимым и заключения досудебного соглашения. Однако Максим Блинков виновным себя не признал. Но любопытен не только формат судебного заседания — судья Репникова сочла недоказанными обвинения в коммерческом подкупе по заявлениям Красильникова и Воробьева, оставив лишь один эпизод коммерческого подкупа, и вынесла приговор — полтора года лишения свободы. С учетом содержания под стражей он уже отбыл свой срок.

Чепайкин спустя полгода был приговорен Московским гарнизонным военным судом к двум годам лишения свободы. 14 марта этого года апелляционная коллегия Московского гарнизонного военного суда, рассмотрев апелляционную жалобу Алексея Чепайкина на приговор от 6 декабря, оставила решение суда первой инстанции в силе. Экс-сотрудник ФСБ в ближайшие несколько недель будет этапирован в колонию для отбывания наказания.

В общем, в этой войне пока пострадали только рядовые исполнители. А оба расследования, претендовавшие на попадание в новости федеральных телеканалов, — о грандиозной коррупционной схеме на столичных вокзалах и об «оборотнях в погонах» в руководстве московского управления ФСБ на транспорте, — окончились результатом с нулевой суммой.

P.S. «Новая газета» направила запрос в РЖД и обязательно опубликует ответы.