Некоммерческие организации имеют самые разные организационно-правовые формы (ОПФ), и порой сложно сделать однозначный выбор между ними. Перед регистрацией НКО нужно тщательно продумать, как будут регулироваться взаимоотношения между учредителями и членами некоммерческой организации, будут ли они нести ответственность и в каком объеме, вправе ли они вести предпринимательскую деятельность, кому будет принадлежать переданное в собственность НКО имущество и т.д.

Различные виды общественных объединений представляет собой частный случай НКО, поэтому порядок их регистрации и функционирования регулируется, в основном, ФЗ «О некоммерческих организациях». Тем не менее, с учетом специфики данного вида НКО отдельные правовые положения прописаны также в ФЗ «Об общественных объединениях»:

Под любым видом общественного объединения понимается «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Учредителями общественного объединения являются физические лица (не менее трех) и юридические лица – общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Виды общественных объединений

Общественные объединения могут иметь разные виды и создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия».

В отличие от многих форм НКО регистрация общественного объединения требует дополнительного пакета документов и более длительных сроков рассмотрения заявки. Из-за малейшей неточности в заявлении или представленных документах Минюст сразу же откажет в регистрации некоммерческой организации, а значит, всю процедуру придется начинать заново, причем деньги за уплату госпошлины (см. ниже) не возвращаются. Кроме того, отказ последует, если лицо, учреждающее общественное объединение, не может быть учредителем в соответствии с ФЗ или если ранее уже была зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.

Сроки регистрации общественного объединения в Москве и МО в 2020 году

Сотрудники компании «Юс Либерум» имеют огромный опыт работы в сфере регистрации некоммерческих организаций и готовы проконсультировать клиента по выбору наиболее правильной формы НКО, максимально соответствующей его задачам. Наши юристы обладают высоким уровнем квалификации, чтобы оказать всестороннюю помощь при регистрации НКО любого вида – общественных объединений, фондов, ассоциаций (союзов), учреждений, ТСЖ, ЖСК и т.д. Они подготовят требуемый комплект документов и представят ваши интересы во всех инстанциях – Минюсте РФ, Росстате, налоговой инспекции, внебюджетных фондах (ПФ, ФСС) и банках, – тем самым значительно сэкономив время и силы на прохождение всех этапов согласования.

Консультации специалистов компании «Юс Либерум» по вопросам, связанным с регистрацией общественного объединения, в том числе по выбору организационно-правовой формы НКО, проводятся БЕСПЛАТНО.

Услуги по регистрации общественного объединения

  • Подготовка документов, необходимых для государственной регистрации общественного объединения в Министерстве юстиции Российской Федерации, в том числе разработка устава НКО, структуры органов управления, определение целей и видов деятельности.
  • Представление подготовленных документов в Минюст РФ.
  • Представление в Минюсте РФ интересов заказчика, связанных с государственной регистрацией общественного объединения.
  • Постановка на налоговый учет.
  • Получение документов, подтверждающих факт государственной регистрации, в том числе свидетельства о регистрации общественного объединения.
  • Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата (коды статистики).
  • Изготовление печати.

Дополнительные услуги при регистрации НКО

  • Постановка на учет во внебюджетных фондах (ПФ, ФСС).
  • Открытие расчетного счета.
  • Предоставление юридического адреса для регистрации НКО.
  • Получение выписки из ЕГРЮЛ.

Перечень документов, необходимых для создания и регистрации общественного объединения

  • Название общественного объединения.
  • Паспортные данные учредителей – физических лиц, реквизиты учредителей – юридических лиц, включая паспортные данные исполнительного органа юрлица-учредителя.
  • Паспортные данные руководителя.
  • Цели, предмет деятельности и вид общественного объединения.
  • Адрес для регистрации (в случае, если адрес предоставляет заказчик).

Наши специалисты подготовят все необходимые документы для регистрации общественного объединения, а также организуют их заверение у нотариуса в любое удобное для заказчика время без очереди.

Преимущества регистрации общественного объединения с компанией «Юс Либерум»

  • Огромный опыт работы и взаимодействия с московским и областными подразделениями Минюста РФ.
  • Знание требования Минюста к содержанию учредительных и иных документов общественного объединения для прохождения всех этапов без замечаний.
  • Сопровождение и контроль процедуры регистрации общественного объединения.
  • Соблюдение установленных законом сроков регистрации.

Стоимость услуг по регистрации общественного объединения в Москве и МО

Услуги по регистрации Стоимость
Регистрация общественного объединения от 30 000 руб. – в зависимости от специфики НКО;
4 000 руб. – госпошлина.
Внесение изменений в учредительные документы общественного объединения 12 000 руб. – услуги;
800 руб. – госпошлина.
Юридический адрес для регистрации общественного объединения от 15 000 руб.
Внесение изменений в ЕГРЮЛ (смена директора) 8 000 руб.
Открытие расчетного счета 3 000 руб. как доп. услуга при регистрации
Получение свидетельств из внебюджетных фондов (ПФ и ФСС) 3 000 руб.
Получение выписки из ЕГРЮЛ 2 000 руб.
Проведение процедуры реорганизации общественного объединения от 60 000 руб.
Ликвидация общественного объединения от 80 000 руб.
Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания от 25 000 руб.
Получение кодов Росстата 2 000 руб.

По вопросам, связанным с , обращайтесь к нашим специалистам по телефонам: +7 (495) 507-99-13 , +7 (495) 642-45-97 .

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5).

Действие рассматриваемого закона распространяется на все общественные объединения, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и созданных ими некоммерческих союзов (ассоциаций) (ч.1 ст.2). Применительно к данной правовой норме можно задавать вопросы о целесообразности или нецелесообразности указанных исключений, но первая проблема, возникающая в связи с исполнением данного закона, заключается, на наш взгляд, в том, что действие закона без всяких существенных исключений распространяется на деятельность всех созданных общественными объединениями на территории РФ их структурных подразделений: и организаций, и отделений, и филиалов, и представительств, включая представительства иностранных некоммерческих неправительственных объединений (ч.2 ст.2)».

Суть проблемы в том, что общественное объединение, пройдя все бюрократические препоны и препятствия своего создания на федеральном уровне, по сути дела должно проходить все эти бюрократические процедуры и придирки также и на региональном уровне в каждом субъекте федерации при создании там либо региональной организации, либо отделения, либо филиала, либо представительства. Закон не уточняет и не разграничивает все эти формы внутренних подразделений общественного объединения. Закон лишь определяет, что процедура регистрации для всех этих подразделений в регионах одна и та же, что и на федеральном уровне (с незначительными упрощениями, как будет отмечено ниже).

Учредителями и членами общественного объединения могут быть физические лица (не менее трех) и юридические лица - общественные объединения (иные юридические лица - государственные органы и учреждения, предприятия и другие коммерческие организации - учреждать общественные объединения не могут). Вновь созданное общественное объединение должно прежде всего созвать учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором следует принять решение о создании самого объединения и о регистрации его устава, сформировать его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Резолютивная часть постановления съезда (конференции) должна, следовательно, выглядеть примерно так:

«1. Создать общественную организацию «Общество любителей живой природы «Зеленая планета»;

2. Утвердить Устав общественного объединения «Общество любителей живой природы «Зеленая планета».

Постановления о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов общественного объединения разумнее принимать отдельно.

С момента принятия таких решений объединение считается созданным (ст.6, 18).

Определить организационно-правовую форму общественного объединения необходимо с учетом поставленных целей и задач. При выборе организационно-правовой формы необходимо учитывать, что действующее законодательство разрешает создавать общественные объединения - юридические лица только в тех формах, которые прямо предусмотрены законом. Для упрощения процедуры выбора необходимо ответить на два вопроса:

1. Будет ли ваше общественное объединение основываться на членстве, и если будет, то юридические или физические лица будут являться членами объединения, либо те и другие вместе.

2. Кто будет являться учредителем объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

1. Общественная организация . Общественное объединение, основанное на членстве, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Членами организации могут быть физические и юридические лица (данное положение указывается в одном из пунктов устава). Высший руководящий орган - съезд (конференция). Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции). Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член не имеет права собственности на долю этого имущества. Структурные подразделения (отделения) осуществляющие свою деятельность на основе единого устава организации имеет право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними. В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества является союз (ассоциация). Территориальные же организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.;

2. Общественное движение. Общественное объединение, массовое , состоящее из участников и не имеющее членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками движения. Высший руководящий орган - съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом. От имени общественного движения права собственника имущества, поступающего в общественное движение, а также созданного и (или) приобретенного им за счет собственных средств, осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

3. Общественный фонд . Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся формированием имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных поступлений и использованием его на общественно полезные цели. Такое имущество не является собственностью учредителя или управляющего имуществом такого фонда. Руководящий орган формируется учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. От имени общественного фонда права собственника имущества осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

4. Общественное учреждение. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся оказанием конкретного вида услуг, соответствующим уставным целям. Управление осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). Общественное учреждение, созданное и финансируемое собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет право оперативного управления. Общественное учреждение получает имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). В отношении такого имущества общественное учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с его уставными целями. Общественное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом без письменного разрешения собственника.;

5. Орган общественной самодеятельности. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся совместным решением различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей. Такое объединение формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов и организаций. Субъектом права собственности в органе общественной самодеятельности является сам орган общественной самодеятельности, за которым после его государственной регистрации закрепляются права юридического лица.

Указанный перечень организационно-правовых форм является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Но при этом в этой же статье закона вводятся понятия политических общественных объединений: политических организаций, политических партий и политических движений, организационно - правовыми формами которых закон определяет ту же общественную организацию (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения) (ч.2 ст.7). Возникает вопрос - зачем установлено такое смешение понятий?.

Практика отвечает на этот вопрос многочисленными придирками чиновников различного уровня в том плане, что произвольно устанавливаются различного рода запреты на названия тех или иных объединений как политической организации или политической партии, или политического движения, и обосновывается это тем, что закон предусматривает только такие организационно-правовые формы, как общественные организации или общественные движения. И такие придирки из формальных очень быстро превращаются в принципиальные, препятствующие регистрации таких политических объединений и их структурных подразделений, в частности, на региональном уровне, для которых государственная регистрация является обязательной.

Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности.

В зависимости от территориальной сферы деятельности российские общественные объединения делятся на:

- общероссийские , которые имеют свои структурные подразделения (организации, филиалы, отделения и представительства) и таким образом осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации,

- межрегиональные, имеющие свои подразделения и осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ,

- региональные , деятельность которых осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ и

- местные , действующие в пределах территории органа местного самоуправления (ст.14).

Общероссийское общественное объединение может без специального разрешения использовать в своем названии наименования «Россия» или «Российская Федерация», или соответствующие словосочетания. Личное имя гражданина может быть использовано в названии объединения только с письменного согласия его или его законных представителей.. Название не должно оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Символика общественных объединений не должна совпадать с какой-либо государственной символикой и нарушать чьи-либо права на интеллектуальную собственность.

Еще одна проблема, над которой необходимо подумать до государственной регистрации, - как будут описаны в уставе направления деятельности организации. В отличие от коммерческих структур, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, общественные объединения могут иметь гражданские права, только соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Крайне принципиальным для регистрирующих и других государственных чиновников, кроме всего прочего, является требование вновь введенной статьи 12.1. закона о том, что в уставе политического общественного объединения в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов (ч.1 ст.12.1.). При отсутствии такого указания в уставе политическая организация не будет допущена к участию в выборах: избирательная комиссия откажет в регистрации кандидатов на выборные должности, выдвинутых этой организацией, равно как и в регистрации самой организации (в случае голосования по спискам избирательных объединений, блоков и политических партий).

Граждане, желающие создать именно политическое общественное объединение и участвовать в дальнейшем в выборах очень рискуют, если осмелятся каким-либо образом изменить указанную выше формулировку закона или что-то из нее исключить.

Проблема заключается в том, что, с одной стороны, закон гарантирует право граждан по своему выбору создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти, но, с другой стороны, ставит под условие государственной регистрации приобретение этим объединением права юридического лица (ч.ч.3,4 ст.3).

На практике указанная гарантия означает «чистой воды» фикцию, поскольку ни одно такое общественное объединение не сможет функционировать нормально, не будучи юридическим лицом: оно не сможет открыть свой счет в банке, не сможет арендовать помещение и т.д. и т.п., поэтому оно вынуждено добиваться государственной регистрации.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает только с момента государственной регистрации данного объединения (ч.4 ст.18).

Политическое общественное объединение подлежит государственной регистрации в обязательном порядке (ч.2 ст.21).

Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации, межрегионального - органом юстиции по месту нахождения постоянно действующего его руководящего органа, регионального и местного - органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.ч.3,4,5 ст.21).

С момента возникновения правоспособности, государственной регистрации в качестве юридического лица, законом прямо указывается, что для осуществления своих уставных целей общественное объединение имеет право:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными действующим законодательством;

в) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

г) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

д) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

е) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

ж) участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах;

з) выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).

Наравне с указанными выше правами общественное объединение несет определенные обязанности, среди которых:

а) соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

б) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

в) ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

г) представлять по запросу органа, регистрирующего, общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

д) допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

е) оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

Неисполнение вышеперечисленных обязанностей дает основание органу регистрирующему общественные объединения вынести руководящим органам общественного объединения письменное предупреждение с указанием конкретных оснований такого предупреждения.

Общий надзор за соблюдением законов общественными организациями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Вообще же контроль за соблюдением общественным объединением существующих норм и стандартов могут осуществлять различные органы государственного надзора и контроля (пожарные, экологические и иные).


Конституция РФ предоставляет гражданам право объединяться в организации различного вида для достижения возникших между ними целей. Одним из видов таких организаций является общественная организация. Законодательное понятие «общественная организация» закреплено в ГК РФ и ФЗ «Об общественных объединениях». Если не вдаваться в буквальное прочтение данного понятия в указанных нормативных актах, то простым языком, понятным для всех граждан, общественную организацию можно определить как некоммерческое объединение, организованное на добровольной инициативе граждан по принципу самоуправления для реализации общих желаний и целей, связанных с нематериальными потребностями. Иными словами, любой человек, обзаведясь хотя бы еще двумя единомышленниками, может организовать общественную организацию по интересам.

Законодательство РФ допускает существование общественных организаций без государственной регистрации, следовательно, в таком случае такая организация не будет являться юридическим лицом и не сможет выполнять хозяйственную деятельность самостоятельно и законно. Для создания общественной организации без образования юридического лица нужно всего лишь проведение собрания учредителей, на котором будет принято решение об образовании такой общественной организации. С момента принятия такого решения общественная организация является существующей законно. Однако если впоследствии через некоторое время учредители все же решат придать своей организации юридический статус, то документы для госрегистрации такой организации необходимо подать в территориальные органы Минюста РФ не позже истечения 3-х месяцев со дня принятого такого решения.

Территориальная сфера деятельности общественной организации

Если учредителями принято решение о госрегистрации общественной организации, то для начала, еще до подачи документов в территориальные органы Минюста РФ, учредителям стоит определиться с территориальной сферой деятельности их организации, так как этот момент должен быть отражен в наименовании организации.

По территориальной сфере общественные организации подразделяются на местные, региональные, межрегиональные, общероссийские и международные.

    Местная общественная организация (МОО) образуется для реализации своей деятельности на территории одного органа местного самоуправления.

    Региональная общественная организация (РОО) ведет свою деятельность исключительно на территории какого-либо одного субъекта РФ.

    Межрегиональная общественная организация (МОО) ведет свою деятельность на территории сразу нескольких субъектов РФ. В субъектах ведения деятельности общественной организации должны быть созданы территориальные подразделения (филиалы, представительства или отделения). В межрегиональной общественной организации не может быть создано территориальных подразделений в количестве, охватывающем более половины субъектов РФ.

    Общероссийская общественная организация (ООО) в своей деятельности охватывает более половины субъектов нашей страны, для чего в субъектах ведения деятельности обязательно должны быть созданы территориальные подразделения этой организации.

Для образования международной общественной организации необходимо образование хотя бы одного территориального подразделения организации за пределами РФ.

Порядок регистрации общественной организации

Регистрируемая общественная организация проходит несколько этапов:

    Принятие учредителями на учредительном съезде единогласного решения о госрегистрации своей организации;

    Представление в территориальный орган Минюста РФ необходимого пакета документации для госрегистрации общественной организации;

    Принятие территориальным органом Минюста решения о госрегистрации общественной организации и направления данного решения с комплектом документов, представленных заявителем, в УФНС для отражения в госреестре информации о госрегистрации общественной организации и присвоения ей ОГРН;

    Непосредственное внесение органом УФМС информации о зарегистрированной общественной организации в ЕГРЮЛ и о присвоенном номере ОГРН, и направление соответствующих подтверждающих свидетельств в территориальный орган Минюста;

    Оформление территориальным органом Минюста свидетельства с присвоенным учетным номеров общественной организации, и выдача подтверждающего госрегистрацию комплекта документов заявителю (учредителю) или его представителю по доверенности.

Стоимость и сроки регистрации общественных организаций

Документы, необходимые для составления комплекта документов для регистрации общественной организации

Юристам для подготовки полного комплекта документов для госрегистрации общественной организации необходима будет следующая информация и документация:

    Предполагаемое наименование общественной организации и территориальная сфера ее деятельности;

    Предмет и цели деятельности регистрируемой общественной организации, в том числе и коды деятельности по ОКВЭД;

    Документы на адрес места нахождения регистрируемой общественной организации (копия свидетельства права собственности на предоставляемое помещение от собственника помещения и гарантийное письмо от него в оригинале);

    Необходимая информация об учредителях общественной организации: копия разворота паспорта с фото гражданина и копия разворота его паспорта с отметкой о месте жительства, а также номер его личного ИНН;

    Информация о структуре регистрируемой общественной организации, а также о количественном и персональном составе каждого органа управления и контроля организации;

    Информация об учредителе, который будет выступать заявителем при государственной регистрации общественной организации;

    При регистрации межрегиональной, общероссийской или международной общественной организации понадобится также информация о создаваемых в структуре организации подразделениях, их местонахождении, структуре подразделения, количественном и персональном составе управления и контроля подразделения;

    Может понадобиться и иная информация или документация.

    Основные положения об общественных организациях

    Учредители и устав общественной организации

    Права и обязанности участника (члена) общественной организации

    Особенности управления в общественной организации

Понятие и основные положения об общественной организации

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит в § 6 "Некоммерческие корпоративные организации" Гражданского кодекса РФ целый раздел 3 "Общественные организации" (статьи 123 8 — 123 11):

Статья 123 4 . Основные положения об общественных организациях

    Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей

    Общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы.

    Участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

    Общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) в порядке, установленном настоящим Кодексом.

    Общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

Комментарий к статье 123 4 ГК

Ранее данное в Законе "Об общественных объединениях" понятие общественной организации не претерпело существенных изменений.

Общественная организация - это формирование, которое характеризуется следующими признаками:

    добровольность;

    самоуправляемость;

    некоммерческий характер;

    создано по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов;

    создано для реализации общих целей участников, которые одновременно являются уставными целями (другими словами, имеет целевую направленность деятельности).

Добровольность означает возможность для граждан без каких-либо препятствий и без учета внешних причин, без понуждений, проявив свободное волеизъявление, вступить в общественную организацию (стать его участником). Статья 30 Конституции РФ устанавливает: "каждый имеет право на объединение" и "никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем".

Самоуправляемость означает автономное, независимое функционирование организации и определение ее уставных целей по свободному выбору ее учредителей.

Некоммерческий характер предполагает, что извлечение прибыли не является основной целью деятельности общественной организации и что полученная прибыль не распределяется между ее участниками. Однако извлечение прибыли в принципе является допустимым. При этом предпринимательская деятельность может быть основным источником финансирования их деятельности, однако если целью таких организаций не является извлечение прибыли, то они все равно будут некоммерческими.

Запрет на распределение прибыли по существу означает ограничение правомочия распоряжения этой прибылью.

Создание организации по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, означает создание по волеизъявлению граждан числом не менее трех, которое прямо и однозначно выражено. Инициатива проявляется в виде действий по созданию организации, в определенном порядке.

Еще одним существенным признаком является то, что любая организация создается для реализации общих целей объединяющихся граждан.

Цели закрепляются в уставе общественного объединения. Общественные организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Учредителями общественной организации теперь могут быть только физические лица.

Учредители и устав общественной организации

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о требованиях к учредителям и содержанию устава общественных организаций:

Статья 123 5 . Учредители и устав общественной организации

    Количество учредителей общественной организации не может быть менее трех .

    Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Комментарий к статье 123 5 ГК

ГК устанавливает новое минимальное количество учредителей общественной организации - 3 человек (что соответствует положениям Закона "Об общественных объединениях").

Учредителями общественной организации могут быть любые физические лица, а не только граждане РФ.

Ограничения могут быть специально предусмотрены в законе. Например, в соответствии со статьей 2 Закона № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" правом на объединение в профсоюз обладают физические лица, достигшие возраста 14 лет и осуществляющие трудовую (профессиональную) деятельность. Граждане РФ, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Снимаются все ограничения по кругу лиц, которые могут быть учредителями, установленные ранее в Законе "Об общественных объединениях".

Статья устанавливает общие требования к содержанию единственного учредительного документа общественной организации — устава.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Наименования общественной организации должно содержать указание на характер их деятельности.

С учетом специальной правоспособности некоммерческих организаций (статья 49 ГК) и согласно статье 52 ГК в уставе общественной организации должны определяться также и место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также предмет деятельности юридического лица.

Права и обязанности участника (члена) общественной организации

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о правах и обязанностях участника (члена) общественной организации:

Статья 123 6 . Права и обязанности участника (члена) общественной организации

    Участник (член) общественной организации осуществляет корпоративные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 65 2 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уставом организации. Он также вправе на равных началах с другими участниками (членами) организации безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами.

    Участник (член) общественной организации наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65 2 настоящего Кодекса, также несет обязанность уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы.

    Участник (член) общественной организации по своему усмотрению в любое время вправе выйти из организации, в которой он участвует.

    Членство в общественной организации неотчуждаемо. Осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу.

Комментарий к статье 123 6 ГК

Общественные организации создаются по инициативе их учредителей. Учредители «автоматически», т.е. одновременно с момента создания организации, становятся их членами (участниками), приобретая соответствующий статус.

Основные права и обязанности участников общественной организации указаны в статье.

Управление в общественной организации

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о регулировании вопросов управления в общественных организациях:

Статья 123 7 . Особенности управления в общественной организации

    К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65 3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

    В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

    По решению общего собрания членов общественной организации полномочия ее органа могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

ВНИМАНИЕ!

Полезные ссылки по теме "Изменения в Гражданский кодекс — проект ГК РФ 2013 — 2014: Общественные организации в редакции Закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ"

Tags: общественные, корпоративные, организации, общественные организации, корпоративные организации, общественные корпоративные организации

Как пошагово открыть некоммерческую организацию

В прежнее время вопросами государственной регистрации ведала отдельная служба (ФРС). Но впоследствии ее упразднили, а фикции передали непосредственно Минюсту. В итоге произошли определенные изменения в процедуре:

  • регистрация организаций;
  • корректирование сведений, ранее указанных в учредительных бумагах;
  • реорганизация;
  • и, наконец, ликвидация.

Как бы там ни было, но интересует только один вопрос: как открыть некоммерческую организацию? Потребуется обратиться непосредственно в Министерство юстиции. Именно это ведомство занимается регистрацией НКО как российских, так и зарубежных, в том случае, если последние намереваются начать работу на территории страны.

В каждом регионе функционируют территориальные представительства Минюста, в ведении которых и находятся вопросы открытия тех или иных организаций. Подача пакета учредительных документов производится как лично основателями, так и посредством Почты России. В последнем случае бумаги отправляются заказным письмом вместе с описью.

В то же время в стране есть немало специализированных коммерческих организаций, которые могут полностью взять на себя все необходимые хлопоты за отдельную, разумеется, плату. В среднем их услуги в РФ обходятся в 15 тысяч рублей.

Что необходимо для открытия

Прежде всего, следует выполнить такую последовательность действий:

  • придумать название;
  • найти помещение, местоположение которого станет юридическим адресом;
  • определить направление деятельности;
  • зафиксировать решение об учреждении НКО.

Выбранное название организации должно указывать на характер ее деятельности. Закон запрещает использовать наименования государственных структур как полные, так и в виде аббревиатур.

Нахождение организации определяется по месту регистрации. В Госреестр юрлиц вносится юридический адрес, который должен находиться в пределах избранного для работы территориального образования.

Существует достаточно широкий перечень направлений деятельности. Это обстоятельство позволяет учреждающим НКО лицам подобрать наиболее подходящую форму.

Решение об учреждении организации принимается инициаторами единогласно на общем собрании, в той ситуации, если НКО решили создать несколько граждан. Тогда же необходимо утвердить устав и сформировать правление.

Только после проведения всех вышеизложенных предварительных процедур можно начинать собирать требующиеся документы.

Формы НКО

Религиозные или общественные организации. Они являются объединениями граждан придерживающихся общих взглядов, мировоззрения. Их задача удовлетворить потребности нематериального характера.

Благотворительный фонд. Данный тип организации отличается от вышеназванного тем, что членство в ней не осуществляется. Ее учреждают по инициативе как коммерческих структур, так и физлиц. В основе ее деятельности лежит сбор добровольных пожертвований, направляемых на следующие цели:

  • благотворительные;
  • социальные;
  • культурные;
  • образовательные и пр.

Также стоит упомянуть и некоммерческое партнерство. Эта форма НКО основана на членстве. Учреждать ее могут как граждане, так и юрлица. Основная задача – содействовать всем участникам организации в достижении различных значимых для общества целей.

Частное учреждение является НКО основанной одним гражданином или юрлицом. Его предназначение – осуществление следующих некоммерческих функций:

  • социально-культурные;
  • управленческие.

Стоит также упомянуть автономную НКО. Организация такого рода не имеет членства и создается для предоставления следующих услуг:

  • образовательные;
  • здравоохранительные;
  • культурные;
  • научные;
  • правовые;
  • спортивные и пр.

Ассоциация является объединением как юридических, так и физических лиц призванным защищать общие интересы.

Казачье общество. Это еще одна форма гражданской организации, действующей для обеспечения:

  • защиты прав;
  • сохранения традиционного жизненного уклада;
  • возрождения казачьего движения;
  • ведения хозяйственной деятельности;
  • развития культуры.

Общины коренных малых народностей РФ.

Специфическая форма организации, объединяющей лиц по таким признакам:

  • родственный;
  • территориально-соседский.

Целью существования является сохранение традиций, культуры и промыслов.

Каждая форма объединения имеет право после регистрации создать в других регионах:

  • филиал;
  • обособленное подразделение.

Они, в свою очередь, также должны быть зарегистрированы по месту собственного нахождения.

Читайте также: Как физическому лицу открыть валютный счет в Сбербанке

Необходимые документы

Подача бумаг на регистрацию должна быть осуществлена не позже чем через 3 месяца после учредительного собрания. Законодательство указывает, что следующие документы нужны в обязательном порядке:

  • заявление, заверенное нотариусом (форма РН0001);
  • учредительный договор или утвержденный устав;
  • постановление о создании (2 экземпляра);
  • документ, подтверждающий перечисление государственной пошлины;
  • справка о месте нахождения НКО.

В заявлении необходимо указать обязательно полные имена учредителей, их домашние адреса и номера контактных телефонов.

В качестве документа, содержащего информацию о местонахождении НКО, подойдут:

  • свидетельство о праве на недвижимость;
  • арендный договор;
  • письмо гарантийное и т. д.

Сроки рассмотрения и подача документов

Как свидетельствует практика, на рассмотрение уходит достаточно немало времени. В целом весь процесс можно разделить на такие этапы:

  • подготовка документов;
  • передача в органы Минюста;
  • регистрация НКО в госреестре;
  • постановка на учет в налоговой, Пенсионном фонде, службе занятости;
  • получение разрешения на печать и ее изготовление;
  • приобретение статуса НКО в ФНС.

Как можно понять, процедура довольно сложная и требует тщательной подготовки.

Чтобы избежать проволочек, крайне важно соблюсти все нормы профильного законодательства. Профессионально составленный пакет является гарантией того, что на открытие уйдет минимум времени. Сама по себе регистрация обычно занимает примерно 30 дней.

Пошлина составляет 4 тысячи рублей. Оплату разрешается провести через любой коммерческий или государственный банк в безналичном порядке. Выяснить реквизиты местного отделения Минюста нетрудно – достаточно посетить его официальный сайт.

Какие документы выдают госорганы

После того как вопрос будет решен положительно, в Минюсте формируют соответствующее постановление, на основании которого в налоговой службе вносятся данные о новом юридическом лице.

После этого учредителям останется только получить свидетельство о регистрации. С того момента организация признается субъектом, созданным юридически. Ее учредитель получает ИНН от ФНС. Затем ему придется еще забрать присвоенные организации статистические коды. Для этого потребуется предоставить заявление, выписку из госреестра юрлиц и свидетельство о регистрации там. В Росстат может обращаться не только сам учредитель, но и его представитель. У последнего должна быть доверенность, оформленная у нотариуса.

Как и всякое юридическое лицо, НКО, в свою очередь, обязана пройти учет в некоторых внебюджетных государственных фондах. Речь идет о:

Данная процедура обязательна в связи с тем, что формат деятельности НКО предполагает использование наемной рабочей силы. Важно понимать, что все необходимые сведения вышеназванные организации получают от налоговиков или Минюста. То есть учредителям останется только забрать свидетельства о регистрации.

Открывать счет в банке НКО не обязаны. Но стоит знать, что отсутствие его в дальнейшем может существенно утруднить работу. Все дело в том, что взаиморасчеты между юрлицами должны производиться исключительно в безналичной форме.

Только после получения всех упомянутых выше документов некоммерческая организация имеет право заниматься уставной деятельностью.

Вы занимаетесь общественно-полезным делом и желаете сделать свой труд профессиональным, объединить усилия с другими гражданами и создать общественную организацию? Мы можем дать Вам совет, как сберечь свое время и без лишней нервотрепки создать НКО.

Общественные отношения граждан регулируются действующим законодательством Российской Федерации, и при реализации прав граждан на объединение, создание, ликвидацию и (или) реорганизацию общественных объединений существуют определенные условия, определяемые законом. В этом множестве законодательных актов трудно разобраться без консультанта. Но первый шаг – желание, объединившись с другими, сделать нашу жизнь чуть лучше, Вы уже сделали.

Для государственной регистрации общественных объединений необходимы следующие документы:

  • 1. Устав общественной организации.
  • 2. Протокол общего собрания учредителей.
  • 3. Заявление о регистрации, включая сведения о руководящем органе.
  • 4. Сведения об учредителях-инициаторах создания НКО.
  • 5. Положение о филиалах (если есть).

Все указанные документы представляются в 2 экземплярах в Управление Министерства юстиции РФ по Тверской области, где регистрируется организация.

Прочие некоммерческие организации представляют следующие документы:

  • 1. Устав некоммерческой организации.
  • 2. Учредительный договор (если требуется).
  • 3. Протокол общего собрания учредителей.
  • 4. Заявление о регистрации.
  • 5. Сведения об учредителях-инициаторах создания НКО.
  • 6. Квитанция об уплате регистрационного сбора.

Все указанные документы подаются в администрацию муниципального образования, где регистрируется организация.

Но порядок регистрации – не главное, потому что есть некоторые моменты, которые необходимо знать с самого начала.

Согласно ГК РФ коммерческой считается организация, имеющая цель извлечение прибыли, занимающаяся предпринимательской деятельностью и распределяющая полученный в результате этой деятельности доход между своими участниками (акционерами, пайщиками и т.д.). Общественной же, или по другому некоммерческой организацией (НКО), называется организация, созданная для достижения уставных целей (интеграция, реабилитация, защита прав и т.д.), не имеющая целью извлечение прибыли, но занимающаяся предпринимательской деятельностью и использующая полученный в ее результате доход для достижения этих самых уставных целей. То есть основной целью деятельности НКО не может быть извлечение прибыли, а если в результате осуществления предпринимательской деятельности НКО и получила прибыль, то она не может быть распределена между учредителями и (или) членами.

НКО могут создаваться для достижения различных общественно-полезных целей. Не допускается создание организаций, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Деятельность НКО может осуществляться как в интересах всего общества, так и каких либо отдельных его групп или категорий.

Еще один очень важный момент, отличающий коммерческие организации от некоммерческих – акционеры или пайщики являются собственниками имущества АО, ООО и т.д. Члены же общественной организации собственниками ее имущества не являются и теряют свое право собственности при его передаче общественной организации, если иное не установлено законом или договором аренды, пользования и т.д.

Некоторые формы НКО (всех общественных объединений) могут быть неформальными, т.е. допускается их деятельность без государственной регистрации, но при этом организация, не приобретая статуса юридического лица, не может иметь в собственности или на основании иного вещного права обособленное имущество, нести права и обязанности, выступать от своего имени в суде. Только имея статус юридического лица, организация может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, выполнять обязанности (быть участником гражданского оборота, вести хозяйственную деятельность), быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица обязаны иметь самостоятельный баланс, бюджет или смету, состоять на учете в налоговых и других контролирующих и учетных государственных органах. Также они могут открыть и пользоваться счетом в банке.

НКО может вести предпринимательскую деятельность. К ней относятся, в частности: купля–продажа ТНП, оказание услуг (в том числе платных, по себестоимости или ниже себестоимости), сдача в аренду помещений, хранение денежных средств на депозитных счетах, приобретение и реализация ценных бумаг, участие в хозяйственных обществах и товариществах.

Законодательство не разъясняет, что значит «предпринимательская деятельность, соответствующая целям организации». Принятие решения всегда остается за руководителем (руководящим органом) организации, а в спорных, конфликтных ситуациях решение о соответствии осуществляемой деятельности уставным целям организации будет принимать суд.

В своей предпринимательской деятельности НКО руководствуются теми же законами, что и коммерческие организации. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень лицензируемых видов деятельности постоянно дополняется, поэтому руководителю НКО необходимо постоянно следить за изменениями в законах РФ.

НКО может быть учреждена только в тех организационно-правовых формах, которые определены федеральным законодательством.

На данный момент в России существует возможность создания организаций, не имеющих основной целью своей деятельности извлечение прибыли, в следующих формах:

  • 1. Общественная организация.
  • 2. Общественное движение.
  • 3. Общественный фонд.
  • 4. Общественное учреждение.
  • 5. Орган общественной самодеятельности.
  • 6. Некоммерческое партнерство.
  • 7. Учреждение.
  • 8. Автономная некоммерческая организация.
  • 9. Фонд.
  • 10. Ассоциация (союз).
  • 11. Религиозная организация.
  • 12. Товарищество собственников жилья.
  • 13. Потребительское общество.
  • 14. Союз потребительских обществ.
  • 15. Потребительский кооператив.
  • 16. Сельскохозяйственный кооператив.
  • 17. Союз сельскохозяйственных кооперативов.
  • 18. Профессиональный союз.

Членские организации более демократичны, подвижны, чем другие некоммерческие организации: высшим органом управления в членской организации всегда являются только общее собрание (конференция, съезд) членов, другие органы управления и контроля обязательно ему подотчетны; любой член организации может претендовать на участие в работе в выборных органах; информация о деятельности организации должна быть доступна для всех членов. Учредители такой организации ни в чем не отличаются от вновь принятых членов: учредителей-членов могут точно так же, как и других, исключить из организации; при голосовании члены-учредители могут остаться в меньшинстве, и будет принято решение, не отвечающее интересам учредителей. Законодательство запрещает давать членам-учредителям больше прав, чем другим членам организации. Для того чтобы защитить интересы учредителей, не допустить принятия решений, ведущих к изменению политики организации, но и, с другой стороны, искусственно не ограничивать приток новых членов, многие членские организации устанавливают «испытательный срок» для будущих членов. При наличии такой процедуры любое лицо, желающее вступить в члены организации, вначале становится кандидатом в члены (ассоциированным членом) на определенный заранее срок, и только потом, при условии отсутствия претензий к кандидату, его принимают в члены (действительные члены). В период кандидатства будущий член организации принимает участие во всех собраниях, мероприятиях, платит взносы и выполняет другие обязанности, но круг прав кандидата обычно значительно уже, чем у члена организации, и самое главное – он может не иметь права голоса при принятии решений на общих собраниях или не может быть избран в руководящие органы.

Правовой статус у рассматриваемых некоммерческих организаций в Российской Федерации регулируется:

«Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое–либо объединение или пребыванию в нем»

Статья 117. Общественные и религиозные организации (объединения);

Статья 118. Фонды;

Статья 119. Изменение устава и ликвидация фонда;

Статья 120. Учреждения.

Очень важно знать порядок и правила регистрации общественных объединений который регламентируется:

Министерство юстиции Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет среди ряда основных функций государственную регистрацию общероссийских и международных общественных объединений, отделений иностранных неправительственных объединений, а также юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Ликвидация общественных объединений Верховным Судом РФ осуществляется на основании ст.

29 и 52 Федерального закона «Об общественных объединениях». Это значит, что объединения ликвидируются не только как не прошедшие государственную перерегистрацию в установленный срок (ст. 52 Федерального закона), но и как не выполняющие требования ст. 29 Закона о ежегодном представлении в регистрирующий орган сведений о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Часть 2 ст. 29 указанного Федерального закона указывает на то, что непредставление обновленных сведений для внесения в единый государственный реестр в течение 3 лет влечет за собой обращение органа, зарегистрировавшего объединение, в суд с иском о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Надеемся, что предоставленные нами сведения помогут Вам начать свою деятельность. Если Вы нам напишите о своем опыте, то мы с удовольствием разместим эту информацию о себя на сайте.

Статья 6. Учредители, члены и участники общественного объединения

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом. Участники общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.