Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Центр образования №1»

Основы религиозных культур и светской этики

(Модуль «Основы светской этики»)

Открытый урок по теме:

«СОВЕСТЬ»

Стрельбицкая В.В.

Учитель начальных классов

МБОУ «ЦО №1»

г.Тула

СОВЕСТЬ

Цель урока: сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслениии нравственного понятия «совесть».

Задачи урока:

    Обучающие:

Формировать навыки работы с терминами;

Совершенствовать умение работать с источниками;

    Развивающие:

Продолжить развитие и становление интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков;

Обучать элементам творческой деятельности;

    Воспитывающие:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, поддержки;

Акцентировать внимание обучающихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Оборудование: мультимедиа, карточки "Собери пословицу", карточки с афоризмами, карточка "Найди пару", текст рассказа А.Гайдар "Совесть", толковые словари.

Ожидаемые результаты:

Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Формы организации познавательной деятельности:

    коллективная;

    фронтальная;

    групповая.

Эпиграф урока : Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон

Ход урока.

І. Оргмомент. Мотивация.

Добрый день, ребята!

Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов.

На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я?

Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

ІІ. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение. По ходу чтения появляются слова "разум", "воля", "совесть".

Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

Что главное, скажите в человеке?

Конечно, разум- первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел

«разум» на дерево)

Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: - Воля на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

(прикрепляю карточку со словом «воля» на дерево)

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: (пауза )…

Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

( добро, любовь, терпение, уважение, ласка, забота, сострадание, улыбка, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, спокойствие, скромность, тактичность )

(Высказывания учащихся – выбираем одно самое главное качество)

Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть!

(прикрепляю карточку со словом «совесть»)

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

Прочитайте эпиграф урока.

Самое главное украшение человека – чистая совесть. Цицерон

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Что такое совесть?

2.Нужна ли человеку совесть?

3.

4.Какая совесть бывает чиста?

Сформулируйте тему урока. (Совесть).

Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

( Что такое совесть?

Нужна ли она человеку?

Что значит поступать по совести?

Что значит "чистая совесть"?)

ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

    Работа с определениями.

Что такое совесть? Попробуем дать определение.

(Моделирование понятия “совесть”. Работа в парах)

Перед вами высказывания (на листочках) известных людей, посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из каждого высказывания, запишите его на карточку.

1.« Совесть - лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» Паскаль Блез

2. «Закон , живущий в нас , называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» Кант И.

3.«Совесть - это наш внутренний судья , безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» Гольбах П.

4.«Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла » Дени Дидро

5.«Совесть – это внутренний голос , предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. Генри Луис Менкен

Выполнив задание, на экране возникает следующая запись: Совесть-это…

2. Работа со словарем.

1. Во время работы групп с афоризмами, 2 ученика работают по словарю В.Н. Даля, находят определения.

Обратимся к словарю В.Н. Даля.

« Совесть - внутрен нее сознание добра и зла, тай ник души, в котором отзывает ся одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступ ка, чувство, побуждающее к истине и добру».

Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).

Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.

Как вы видите, это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Паскаль, Кант, Бальзак, Цицерон и др.

3. Заглянем в историю слова «совесть».

Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть , что значит, знать, ведать.

Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.

Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный, ....)

Совестливый – поступающий по совести.

Добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный.

Итак, совесть это чувство, свойственное только человеку, чувство ответственности за свои поступки перед самим собой и перед другими людьми.

4. Работа со статьей учебника стр.48.

    Прочитайте первый абзац статьи.

Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).

Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).

С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

Демокрит писал : СЛАЙД

Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя...

Демокрит

    Толкование слова стыд (словарь Даля). СЛАЙД

Стыд - это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка.

Какие слова можно подобрать к слову стыд? (позор, сопереживание)

Подберите однокоренные слова. (Стыдливый, постыдный, стыдливость)

Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

А есть ли в их значении какое-то различие?

Чем отличается стыд от совести? СЛАЙД

Помогите заполнить таблицу.

Совесть

Стыд

( Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой , даже если люди тебя не осудили).

Проверка по эталону. СЛАЙД

5. Чтение и обсуждение рассказа А.П.Гайдара «Совесть» СЛАЙД

Читают по ролям подготовленные учащиеся

Беседа по тексту.

Что делала девочка в роще?

Почему она не пошла в школу?

Дети всегда в таких случаях не ходят в школу?

Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да, шла украдкой, пряталась от знакомых),

Так почему Нина не пошла в школу? (ей было стыдно, она боялась получить двойку),

Кого встретила Нина в роще?

Почему она помогла мальчику?

Почему Нина заплакала?

Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Что ей помогло?

Какими словами заканчивается рассказ?

6. Работа со статьей учебника стр.49. СЛАЙД

Прочитайте 1 абзац.

О чем вы узнали?

(Совесть – заставляет размышлять о своих поступках,

критически оценивать свои поступки,

напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,

игнорирует хитрые оправдания,

заставляет говорить о себе правду.)

- Что значит поступать по совести?

Пример: в Шотландии на задней площадке трамваев и автобусов есть небольшой ящик. Этот специальный ящик там для того, чтобы положить туда свою плату, если кондуктор занят на другом конце трамвая или автобуса и не может подойти к вам. Он называется "ящик совести". Можно с интересом наблюда ть за людьми, когда они выходили из трамвая. Если кондуктор не дошел до них, они клали свой трех-пенсовик или шестипенсовик в тот ящик. Когда я заговорил с кондуктором о ящике, он сказал: "Ящик совести полный каждый день.»

Когда человек осознает, что он в беде, его совесть начинает помогать ему. Ваша совесть может одобрять ваши поступки или разоблачать их. Совесть - полицейский. Она страж вашей души.

7) Работа в паре. "Собери пословицу". СЛАЙД

Взаимопроверка по эталону (слайд).

8) Работа с текстом учебника с. 49. СЛАЙД

Какие 2 главных чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).

Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).

Заполним таблицу:

Удовлетворённость

своим поступком

Неудовлетворённость

своим поступком

Мука совести, раскаяние

Удовлетворенность и спокойствие

Совести в человеке поручено два дела:

- Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

- После ошибки совесть срабатывает как тревога: « Так нельзя! Исправься! ».

Совесть как заноза.

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Нечистая совесть подобна занозе, которая постоянно напоминает о себе, ноет и зудит, лишая человека радости и покоя. Если занозу не вытащить сразу, она будет нарывать и если не умело её загнать глубже будет только хуже.

Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде.

Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить.

Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

V . Обобщение знаний. Работа в группе .

Игра «Найди пару». СЛАЙД

Ребята, перед вами предложения (на карточках), вы должны найти вариант подходящий по смыслу и соединить их стрелками:

Поступать вопреки своим убеждениям.

Жить по совести

Жить честно, справедливо.

Поступать без зазрения совести

Делать что-либо хорошо, добросовестно.

Жить со спокойной
совестью

Жить спокойно, не испытывая угрызения совести.

Поступать против совести

Поступать без стыда, без стеснения.

Делать на совесть

Самопроверка по эталону.

Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

Составление треугольника совести. СЛАЙД

Треугольник совести, который имеет ступени решения проблемы.

Ты размышляешь над тем, что совершил.

Эта мысль тебя преследует.

Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.

Ты исправляешь положение.

Наступает мир с самим собой

Запомните, бессовестных людей нет! Просто совесть таких людей очерствела, как кожа после мозоли или ожога, где зарубцевавшиеся ткани становятся нечувствительными.

Не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем!

Составьте словесный собирательный образ совестливого человека. СЛАЙД

Портрет совестливого человека

    Он все делает по совести, стыдится поступать… (нечестно, несправедливо .)

    Это – человек… (справедливый, добросовестный, ответственный.)

    Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)

    Он не совершает поступков … (которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

    Он не пройдет мимо … (беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

    Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно ), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние ).

    Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков ).

    Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости ).

    Отвращает его от… (дурных поступков и действий ).

Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них:

Случалось ли вам испытывать угрызения совести?

Было ли стыдно за свои поступки?

Всегда ли вы поступали по совести?

VІ. Рефлексия.

    Вернемся к таблице «Знаю – хочу узнать – узнал».

    Что вы узнали сегодня на уроке, отметьте в таблице.

    Продолжите фразу. СЛАЙД

VІІ. Итог занятия.

Наш урок хочется закончить словами: "Всегда, во всём, как светильником, пользуйтесь руководством совести".

Совесть.
Словно ненаписанная повесть.

Всех поступков, помыслов сердец, Нас порою обличает совесть. Это кара или дар Небес?

Для кого-то этот голос громок: Слышит он души упрек немой, Совершив проступок или промах - Сразу же теряет свой покой.

А другой - уже тот глас не слышит (Он любое зло себе прощал): Что бы ни случилось, ровно дышит Человек, что совесть потерял.

Знаем, что она - бывает чистой; А еще способна укорять; И в делах раскаяться и в мыслях (даже тайных) может заставлять.

Как маяк дана нам Духом Божьим Совесть, чтоб могли свой видеть путь: Можно - жить по совести, а можно - Навсегда дать совести уснуть.

Совесть - это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких. (Гольбах П.)

Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла. (Дени Дидро)

Совесть это-

Совесть это-

Совесть это-

Совесть это-

Совесть

Нина не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Собери пословицу

Без рук, без ног – калека,

а грызёт.

Совесть без зубов,

живи по совести.

Кто чистую совесть имеет,

без совести – полчеловека.

Говори по делу,

в том и совесть.

В ком есть стыд,

тот спокойно спать ложится.

Собери пословицу

Без рук, без ног – калека,

а грызёт.

Совесть без зубов,

живи по совести.

Кто чистую совесть имеет,

без совести – полчеловека.

Говори по делу,

в том и совесть.

В ком есть стыд,

тот спокойно спать ложится.

Собери пословицу

Без рук, без ног – калека,

а грызёт.

Совесть без зубов,

живи по совести.

Кто чистую совесть имеет,

без совести – полчеловека.

Говори по делу,

в том и совесть.

В ком есть стыд,

тот спокойно спать ложится.

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?

МКОУ Нижневская СОШ

Районный конкурс научно-исследовательских работ для обучающихся 8-11 классов образовательных организаций Куртамышского района

«Познавай, думай, исследуй»


Номинация: социальные и исторические науки

(обществознание, краеведение)

Тема: Д олг и совесть в судьбе человека.

Выполнила: Томилова Лолита 8 класс

Научный руководитель: Тельминова Г.А.

учитель истории и обществознания

2017 год

Оглавление

Введение……………………………………………………………………... 3

Совесть……………………………………………………………………….. 5

Особенности проявления долга…………………………………………….. 6

Долг. Общественный и моральный…………………………………………..7

Учителя, ученики участники Великой Отечественной войны…..8

Заключение…………………………………………………………………… 10

Список литературы………………………………………………………….. 12

Приложение 1…………………………………………………………………..13

Цель работы: сформировать представление уч-ся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.

Задачи исследования:

    познакомиться с архивными материалами об учителях, учениках участниках Великой отечественной войны.

Гипотеза : Насколько человек понимает значимость нравственных ценностей, морали в жизни, настолько и чувствует себя ответственным за свои поступки

Место проведения исследования:

    село Нижнее, библиотека, школьный и сельский краеведческий музеи.

Объекты исследования

    литература по данной теме, газетные статьи, фотографии из семейного альбома.

Срок проведения исследования: сбор материала, его обработка январь-апрель

Методы исследования:

    Встречи с родными;

    Посещение музеев;

    Беседы;

    Изучение фотографий.

На уроках обществознания мы познакомились с такими понятиями как долг и совесть. И задумались над вопросом: Что наша жизнь: долг? И что такое совесть? И как их определить? Впрочем, не будем торопиться с определениями. Давайте подумаем о сути, о главном.

Долг, как утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом.

Во-первых, вступая в отношения с окружающими и обществом, мы приобретаем тем самым определенные объективные обязанности;

Во-вторых, приобретаем ответственность, то есть столь же необходимую объективность эти обязанности постоянно выполнять.

Ну, например, мы ученики. Есть ли у нас обязанности? Несомненно, есть. Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, одноклассники, есть просто окружающие люди, есть наш дом, село, Родина, Земля. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым человеком, перед всем обществом у нас есть определенные объективные обязанности и ответственность. Слово «объективные» означает независимые от нашего личного желания, то есть, хотим мы или не хотим, но непременно должны выполнять свои обязанности. Иначе мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей, а то и беды для окружающих, да и для самого себя.

Кто из нас не знаком со своим внутренним голосом, называемым совестью, которая то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения! Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупный и беспристрастный. Подобно тому, как голодный не может убедить себя в том, что он сыт, а изнурённый трудом – убедить себя в том, что он бодр и полон сил и энергии, так и мы не можем убедить себя, что поступили хорошо и правильно, когда совесть обличает нас в том, что мы поступили плохо.

Совесть является нравственным сознанием человека. Итак, совесть – это способность различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра.

Совесть - особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг.

Мы провели опрос среди учащихся нашей школы. Ребята отвечали на вопросы:

    Что такое долг?

    Что такое совесть?

    Можете ли вы привести примеры человека исполнившего свой моральный долг?

Было опрошено 82 учащихся. Итоги опроса показали, что:

71 % понимают что долг, это обязанность перед человеком или страной;

23 % - что это денежный долг;

6% - просто не знают, что ответить.

Только 48 % знают, что такое совесть и 42 % могут привести пример человека исполнившего свой моральный долг.

Поэтому цель нашей работы – изучить понятия долг и совесть, и познакомиться с судьбами людей нашего села, исполнившими свой моральный долг.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

    изучить научную литературу по данной теме;

    сравнить понятия долг и совесть;

    познакомиться с архивными материалами об учителях, учениках участниках Великой Отечественной войны.

Для достижения цели мы посетили краеведческий музей, где познакомились с архивными материалами, встретились с родственниками учителей, участников Великой Отечественной войны, изучили литературу по истории нашего района и использовали учебные и методические материалы по темам «Долг и совесть».

Мы хотим, чтобы наш поиск помог напомнить жителям нашего района, о людях, пронесли в своем сердце всё побеждающую любовь к отечеству.

Совесть

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель.

О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,

Свидетель и судья!

В. Жуковский

Главная функция совести - самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек - это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования.

Совестливый человек никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Тихий, но настойчивый голос совести - мощнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая есть предостережение и укор со стороны собственного «я».

Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям, существующим в обществе.

Совесть – чувство индивидуальное. Это ответственность за мир перед собой. Она не жаждет снискать тебе ничьей благодарности, не жаждет ничего выгадать и не окупается, а – стоит, требует от тебя жертв. Совесть, как сказано, интересуется тем, что поистине, безусловно.

Совесть – это отсутствие посредников в виде всего формального и условного между людскими делами и судящих их. Угрызения совести – чувство своей вины, вины перед самим Добром. С тех пор как человек научился различать добро, т.е чувствовать сострадание и судить о справедливости независимо от норм, автономию от стыда обретает и его совесть. Совесть грызет, когда о проступке знаешь ты один. Страх обнаружения, похоже, помогает чьей- то совести проснуться. Но все-таки этот страх скорее заглушает совесть, а когда совесть перевешивает страх, то и хочет обнаружения, жаждет – сознаться, покаяться.

Можно сказать еще, что совесть – это страх быть достойным осуждения, хотя бы этот страх был всеми вокруг и презираем, расценивался как слабость или трусость.

Совесть, увы, не столько направляет, сколько судит. Обычно придаешь своим проступкам меньше значения, чем потом обнаруживает в них совесть. Ведь видишь в первую очередь все то, что хочется и что легко видеть. Но вот что важно понимать. Совесть знает не всю полную моральную правду, а лишь то, что ты сам, по правде, думаешь; совесть – еще не закон, а честный судья, – закон же и может и должен совершенствоваться. Не надо пытаться подкупать судью, себя не обманешь. Но думать, что по правде добро и зло – тот, же долг совести.

А теперь о долге. Что наша жизнь: долг?

Ответ: «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить». Т. Карлейль (1795-1881)- английский публицист, историк.

Особенности проявления долга

1. Добровольность. В зависимости от степени осознания необходимости, справедливости, важности долга и, следовательно, от отношения к нему, его требования могут осуществляться на разном уровне добровольности: от выполнения по принуждению или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности. Подлинно моральным долгом является свободное следование общественно-необходимым требованиям и личным обязательствам, независимо от внешних или внутренних принуждений.

2. Активная гражданская позиция. Люди нравственного долга активны, деятельны, не проходят равнодушно мимо морального ли иного ущемления прав другого человека, они крайне чувствительны к любой несправедливости и активно утверждают в жизни добро. Нравственный долг пробуждает у таких людей чувство личной сопричастности всему происходящему в мире, стремление вносить посильный вклад в общее дело.

3. Множественность долгов. Существует сложная «иерархия» долгов; долг перед обществом, перед коллективом, перед семьей, перед друзьями, перед самим собой. Это порождает определенные трудности, связанные с необходимостью выбирать какой из долгов надлежит выполнить в первую очередь, особенно если они противоречат друг другу.

Долг. Общественный и моральный.

Долг - внутренне принимаемое добровольное обязательство.

Наука предлагает различать в долге две стороны: долг общественный и долг моральный.

Общественный долг - это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять.

Моральный долг - это когда человек сознательно предъявляет моральные требования к самому себе. Заметьте: не кто-то другой (начальник, окружение и.т.д.), а именно сам к себе. Поэтому нет ничего крепче морального долга. Осознавая его, человек действует по внутреннему побуждению, мужественно, смело, стойко. Вот из всего этого и состоит моральный долг. В повседневном общении мы нередко говорим: долг учителя, долг руководителя, долг человека и долг Солдата.

Долг включает в себя осознание своей ответственности перед другими людьми, перед обществом, перед самим собой и Родиной. Иначе говоря, в долге осмысляется, переживается отношение человеческой личности к другим (ближним и дальним), к обществу.

В. Соловьев писал, есть «должное отношение ко всему». А должное отношение выражается, прежде всего, в том, что индивид выполняет свои обязанности наиболее оптимальным для данной ситуации образом, а не чисто формально, «для галочки». Сознание долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долга деградируют многие общественные отношения. Впрочем, оскудевает и духовная жизнь личности. Не случайно во все времена большим уважением пользовался Человек Долга.

Чем же обусловлена обязательность требований долга? Ответ на этот вопрос зависит от мировоззренческих установок личности.

Для верующего эта обязательность определяется волей самого Бога, а для неверующего на первый план выходит зависимость личности от общества, вне которого существовать он просто не может (не выживать, а осуществлять полноту бытия). Один человек выполняет предписания общественного долга, опасаясь осуждения общества или даже наказания с его стороны. Он не нарушает его потому, что хочет заслужить общественное признание, похвалу, награду. Другой – потому, что убежден: пусть это трудная, но все же великая и нужная обязанность. И, наконец, для четвертого исполнение долга является его внутренней потребностью, вызывающей нравственное удовлетворение. Последний вариант – наивысшая вполне зрелая ступень в развитии общественного долга, внутренняя потребность человека, удовлетворение которой составляет один из условий его счастья.

Человек – существо общественное. Он порожден обществом и необходимо выполняет в этом обществе определенные социальные роли. Обязанности выступают перед человеком как продиктованные общественной необходимостью. Без них невозможно функционирование общества, коллектива, политических и других организаций. Выполнение человеком соответствующей социальной роли есть способ самоутверждения его как личности, гражданина, члена коллектива и т.д.

Нравственная потребность – быть верным долгу – большая сила. Долг ориентирует на исполнение также нравственных норм, которые представляют собой как бы извне предложенную человеку программу поведения; он выступает как обязанность человека перед обществом, коллективом .

Философы утверждают, что высшее проявление морального долга как раз и состоит в умении преодолевать противоречие между своими желаниями и долгом. Нередко бывает, что выполнить долг трудно, а может быть, и опасно и человеку хотелось бы уклониться от его выполнения, но он преодолевает себя, свою слабость, лень, трусость, и тогда моральная ценность выполненного долга становится значительно выше. Следовательно, для выполнения морального долга человеку нужно, во-первых, действовать осознанно, добровольно, Во-вторых, иметь мужество преодолевать себя, смело идти к цели. Осознание морального долга помогает достигнуть такого состояния души, когда долг не тягостен и дисциплина слагается сама собой. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придает стойкость человеку, делает его поступки осознанными, а не импульсивными. Мы знаем таких людей, читали о них. Они - люди высокого морального долга.

В этом году наша страна празднует юбилей - 72-летие Победы в Великой Отечественной войне. Прошли годы, но нам нужно помнить подвиг нашего народа, гордиться его мужеством и стойкостью.

Мы исследовали данные об учителях, учениках нашей школы которые не побоялись встать на защиту Родины и с честью выполнили свой моральный долг.

Большаков Глеб Максимович (пр. 1) родился в 1918 году в деревне Ярки Куртамышского района. На фронте с первого дня войны. Был несколько раз тяжело ранен. Глеб Максимович награждён орденом «Красной звезды», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». После войны работал Заведующим РОНО в Казахстане, директором школы в с. Нижнее, учителем истории.

Фомин Павел Григорьевич (пр.2)начал войну под Москвой в 1941 году. А потом был долгий, тяжёлый путь до Кенигсберга. Павел Григорьевич награждён орденом «Красной звезды» и орденом «Славы». Педагогический стаж Фомина Павла Григорьевича более 30 лет. Он работал в Нижнёвской школе учителем математики и физики.

Мальков Александр Петрович (3)- его и сейчас помнит старшее поколение нашего села как «Петровича». В 1941 году он уходит на фронт. Был ранен, лежал в госпитале. 1945 год – год Победы Александр Петрович встретил в Чехословакии. Он награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

На фронт уходят и учащиеся нашей школы. Один из них Лешуков Сергей Венедиктович (4).

Ему было всего 17 лет, когда он в тяжелый для Родины момент, не задумываясь, пошел добровольцем на фронт. 4 августа 1944 года. На огромном поле аэродрома, впереди грозных машин, выстроился личный состав полка дальних бомбардировщиков. В строю плечо к плечу стоят члены одного экипажа: командир корабля младший лейтенант Александр Белоусов, штурман младший лейтенант Борис Соломин, второй пилот младший лейтенант Николай Додор, стрелок-радист Алексей Клюкин, воздушные стрелки Анатолий Муравьев и Сергей Лешуков. Из рук старшего офицера командир полка принял боевое красное знамя. Летчики поклялись у шелкового полотнища полковой святыни беспощадно уничтожать фашистских захватчиков. С этого дня началась история боевой авиационной части. Много героических дел совершил личный состав полка дальних бомбардировщиков на пути к Победе. И самым ярким, немеркнущим является подвиг 16 апреля 1945 года. В этот день над Берлином пролег последний огненный маршрут комсомольско-молодежного экипажа бомбардировщика, повторившего подвиг капитана Гастелло. Командиром экипажа, вошедшего в бессмертие, был младший лейтенант Александр Белоусов, Сергей Лешуков – воздушным стрелком-радистом. В тот день тяжелая машина прорвалась сквозь шквальный огонь зенитных орудий и яростные атаки немецких истребителей. Бомбы были сброшены на цель. Однако машина была подожжена. Летчики могли спасти свою жизнь, выбросившись из горящего самолета с парашютами. Но внизу враг, и они могли бы попасть в плен. «Лучше смерть, чем позорный плен», - решили юные советские патриоты, и командир корабля, передав в эфир: «Горим. Прыгать не будем. Идем в атаку!» - направил пылающий самолет на подземный склад боеприпасов врага. Экипаж погиб, но, уничтожив смертоносное оружие врага, спас тысячи и тысячи советских воинов, дав им возможность штурмовать Берлин, - логово фашистского зверя.

Подвиг героев не забыт. В те дни полковой поэт сложил песню, а боевые друзья героев распевали:

Они не погибли, их смерти не верьте,

Они, как и прежде, с нами в бою.

Летят по великой дороге бессмертья

В кипении битв за Отчизну свою.

4 августа 1969 года в день 25-й годовщины части, на том месте, где полку было вручено боевое Красное знамя, был открыт памятник - однополчанам: с высокого постамента взлетает в голубое небо грозный самолет (5-6).

На митинге личного состава авиационного полка, который был проведен у памятника героям, в центре немецкого города Букова, Варвара Дмитриевна – мать Сергея Венедиктовича Лешукова, рассказала о детстве и юности своего сына, о том, что он с малых лет готовил себя к подвигу.

Боевые друзья Сергея Венедиктовича Лешукова поделились своими воспоминаниями о боевых буднях, охарактеризовали своего друга как человека большой души и отзывчивого сердца, оптимизма с улыбкой на юном лице, бесстрашного и умелого в бою воздушного бойца.

Варвара Дмитриевна и ветераны авиационного полка возложили к подножью памятника букеты живых цветов, как символ бессмертия героев-авиаторов, отдавших свои жизни за счастье грядущих поколений.

Заключение

Анализируя методическую литературу, мы узнали значение понятий общественный и моральный долг. Изучая архивные документы и записывая воспоминания родственников учителей, учеников участников войны мы познакомились с прекрасными примерами выполненного морального долга, долга перед Родиной, перед близкими и родными людьми.

Выполняя эту работу, мы соприкоснулись с боевой и трудовой славой учителей и учеников нашей школы, одолевших вместе со всем советским народом в жестоких и кровавых боях, подлого и сильного врага, перед которым пала на колени почти вся Европа.

Стремительно бежит время. И вот мы уже скоро станем свидетелями и участниками 72-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Огромная любовь к Родине, вера в справедливую победу и лучшее будущее помогли бойцам выстоять и победить, а труженикам тыла, где оставались старики, женщины и дети, неимоверным трудом обеспечить фронт всем необходимым. Поэтому наш долг заключается в том, чтобы помнить героев, участвующих в Великой Отечественной войне.

Теперь наш долг не забыть тех, кто в годы Великой Отечественной войны служил в Красной армии, и тех, кто в боевых действиях не участвовал, а трудился в тылу.

Мы - наследники великой победы 1941-1945 годов. Поэтому наш общественный моральный долг - помнить тех, кто подарил нам мирное небо над головой. Мы обязаны уважать, почитать участников Великой Отечественной войны, и нам нужно не забывать своих земляков, ставших на защиту Родины, среди которых были учителя и ученики нашей школы.

Мы надеемся, что наша работа поможет в проведении классных часов, внеклассных мероприятий для нового поколения.

Наш долг - помнить, контролировать это будет совесть!

Список литературы.

    Учебник Обществознание, Москва «Просвещение» 2009 , под редакцией Боголюбова, Никитина

    Музейные архивы

    Книга «Солдаты победы 1941-1945» , «Парус-М» 2000, под редакцией Папулова, Усманова, Устюжанина.

    Воспоминания родных и близких учителей, участников Великой Отечественной войны.

    Мужество, отвага и… любовь. Сборник. М., «ПАЛЕЯ», 1997.

    Статья из газеты «Советское Зауралье».

    http://www.schoolbase.ru/ - Всероссийский школьный портал

    http://www.rusedu.ru

Приложение

    Большаков Глеб Максимович

    Фомин Павел Григорьевич

    Мальков Александр Петрович

    Младший сержант Сергей Лешуков

    Торжественное открытие памятника в ГДР

6. Памятник героям в центре немецкого города Букова




Совесть – это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.






УдовлетворённостьНеудовлетворённость Вызывает спокойную, чистую совесть. Человек осознает, что он справляется со своими моральными обязанностями, нет нарушений долга, отступлений от нравственных правил. Рождает собой муки совести, раскаяние. Человек сожалеет о случившемся, хочет исправить ошибку и не совершать подобного в будущем. Здесь совесть соединяется с чувством вины и стыда.




СОВЕСТЬ ЗАСТАВЛЯЕТ размышлять о своих поступках ЗАСТАВЛЯЕТ размышлять о своих поступках КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ свои поступки КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ свои поступки НАПОМИНАЕТ об обязанностях о долге об ответственности ИГНОРИРУЕТ хитрые оправдания ИГНОРИРУЕТ хитрые оправдания ЗАСТАВЛЯЕТ говорить о себе правду ЗАСТАВЛЯЕТ говорить о себе правду


Самое главное украшение чистая совесть. Цицерон Честь это внешняя совесть, а совесть это внутренняя честь. Шопенгауэр А. Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Овидий Лучше краска на лице, чем пятно на сердце. Сервантес Чистая совесть есть постоянный праздник. Сенека

Долг и совесть

Тепкина Е.В.

МБОУ СШ № 10, г.Архангельск


  • Что такое долг и совесть?

С.И.Ожегов:

«Долг – обязанность; взятое взаймы».

«Долг - все должное, что должно исполнить, обязанность».


«Самое главное украшение – чистая совесть».

«Совесть – когтистый зверь, скребущий в сердце».

А.С.Пушкин


Вода все отмывает,

а грызет.

Совесть без зубов,

кроме нечистой совести.

От человека утаишь,

у кого совесть нечиста.

Вечно живёт в страхе тот,

а от совести нет.


способность отличать хорошие поступки от плохих, и испытывать за плохой поступок чувство вины перед самим собой.


Портрет совестливого человека

  • Он все делает по совести, стыдится поступать…
  • Это – человек…
  • Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает…
  • Он не совершает поступков…
  • Он не пройдет мимо …
  • Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то …, и они вызывают у него… .
  • Совесть побуждает человека следовать….

  • Что такое долг и совесть?
  • Определить отличие между совестью и стыдом.
  • Что помогает человеку поступать хорошо и правильно?


Домашнее задание

1). Подобрать пословицы о долге и совести;

2). Сообщение «Муки совести в судьбе известных литературных героев»;

3). Нарисовать рисунок на тему «Долг и совесть».








Включить эффекты

1 из 8

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Долг и совесть" поможет в воспитании у учеников чувства совестливости, ответственности, толерантности к поступкам других людей через знакомства с понятиями совесть, стыд и долг, с пониманием важности этих качеств человека. Приведены стихотворения и рассказ о совести.

  • Долг;
  • Стыд;
  • Совесть.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Ермилова О.В.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Проблема урока:
Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?

Слайд 2

Долг

Долг - обязанности, которые необходимо выполнять вне зависимости от своих желаний.

  • долг денежный
  • моральный долг
  • профессиональный долг
  • Слайд 3

    Стыд

    • Стыд - чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.
  • Слайд 4

    Что такое совесть?

    Мама, что такое совесть?

    Про хорошие дела –
    Жизнь их нам с тобой дала.
    Кто по совести живёт –
    Никого не подведёт.
    Совесть – клад души твоей,
    Яркий лучик света в ней.
    Это путеводный свет.
    Он спасёт тебя от бед.
    Он в тебе всегда горит,
    Он твой самый прочный щит.

    Самое главное украшение человека – чистая совесть. (Цицерон_

    Слайд 5

    Совесть и стыд

    • Совесть – способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать перед собой чувство вины.
    • Стыд - чувство вины перед другими, например, за неисполненный долг.
  • Слайд 6

    Тема урока: «Когда мучает совесть?»

  • Слайд 7

  • Слайд 8

    ​ А.П. Гайдар «Совесть»​

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    «Долг и Совесть»

    Цель:

    Задачи:

    • коллективная;
    • фронтальная;
    • групповая;

    Ожидаемые результаты:

    Оборудование:

    • презентация

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Повторение.

    3. Открытие новых знаний.
    /слайд 4/

    Что такое совесть?
    - Мама, что такое совесть?
    - Совесть, дочка, - это повесть.
    Про хорошие дела –
    Жизнь их нам с тобой дала.
    Кто по совести живёт –
    Никого не подведёт.
    Совесть – клад души твоей,
    Яркий лучик света в ней.
    Это путеводный свет.
    Он спасёт тебя от бед.
    Он в тебе всегда горит,
    Он твой самый прочный щит.
    (А. Лопатина, М. Скребцова) (Ответы детей)

    • А еще говорят:
    б) Ответ на вопрос урока.

    Игра «Соответствие» /слайд 9/

    4. Рефлексия.

    Урок подходит к концу.

    Теперь я знаю … .
    Теперь я умею … .

    5. Домашнее задание. С.23

    6. Итог. /слайд 14/

    Совесть.

    Словно ненаписанная повесть.


    Яна Кузовлева

    /слайд 15/

    «Долг и Совесть»

    Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

    Задачи:

    • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
    • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
    • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

    Формы организации познавательной деятельности:

    • коллективная;
    • фронтальная;
    • групповая;

    Ожидаемые результаты:

    • Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
    • Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
    • Осознавать, для чего людям нужна совесть.

    Оборудование:

    • учебник «Светская этика» Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева
    • презентация

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок.

    2. Повторение.

    • О чем вели речь на предыдущем уроке? (О долге и совести) /слайд 1/
    • Какую проблему урока определили для себя? (Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?) /слайд 1/
    • В каких случаях мы используем слово долг? (денежный, профессиональный, моральный) /слайд 2/
    • В таком случае, что можно сказать о слове «долг»? (употребляют в нескольких значениях, но…) /слайд 2/
    • Если человек пытается отстраниться, уйти от оказания помощи, поступить согласно своим прихотям и желаниям, но вопреки своему долгу? (Этот поступок признают плохим)
    • Как поступают чаще всего с таким человеком? (От человека, нарушившего свой долг, люди отворачиваются)
    • В таком случае, что появляется у человека? (Чувство вины перед людьми или чувство стыда) /слайд 3/
    • Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)
    • Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.
    • Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)

    3. Открытие новых знаний.
    а) Работа с понятием “Совесть". /слайд 4/
    -Что такое совесть? Послушайте стихотворение, оно поможет найти ответ на вопрос.
    Что такое совесть?
    - Мама, что такое совесть?
    - Совесть, дочка, - это повесть.
    Про хорошие дела –
    Жизнь их нам с тобой дала.
    Кто по совести живёт –
    Никого не подведёт.
    Совесть – клад души твоей,
    Яркий лучик света в ней.
    Это путеводный свет.
    Он спасёт тебя от бед.
    Он в тебе всегда горит,
    Он твой самый прочный щит.
    (А. Лопатина, М. Скребцова) (Ответы детей)

    • А еще говорят: Самое главное украшение человека – чистая совесть.
    • Найдите в словаре учебника значение слова. /слайд 5/
    • Сравните эти понятия. (долг и совесть)
    б) Ответ на вопрос урока.
    • Легко ли поступать по совести?
    • Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт". Почему?
    Сегодня ответим на вопрос: Когда мучает совесть? /слайд 6/

    Послушайте рассказ А.П.Гайдара «Совесть». /слайд 7-8/

    Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. - Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? - Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

    • Почему сердце Нины Карнауховой грызла беспощадная совесть?
    • Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.
    • Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)
    • Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)

    Игра «Соответствие» /слайд 9/
    А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике. (с.22) /слайд 10/
    Какие важные дела совершает совесть?

    1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
    2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!".

    Делаем вывод: «Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью». /слайд 11/
    Как поступить в данной ситуации? /слайд 12/

    4. Рефлексия.

    Урок подходит к концу.
    Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения:
    Теперь я знаю … .
    Теперь я умею … .
    Теперь я (буду) не буду … . /слайд 13/

    5. Домашнее задание. С.23

    6. Итог. /слайд 14/
    На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».

    Совесть.

    Словно ненаписанная повесть.

    Всех поступков, помыслов сердец, Нас порою обличает совесть. Это кара или дар Небес? Для кого-то этот голос громок: Слышит он души упрек немой, Совершив проступок или промах - Сразу же теряет свой покой. А другой - уже тот глас не слышит (Он любое зло себе прощал): Что бы ни случилось, ровно дышит Человек, что совесть потерял. Знаем, что она - бывает чистой; А еще способна укорять; И в делах раскаяться и в мыслях (даже тайных) может заставлять. Как маяк дана нам Духом Божьим Совесть, чтоб могли свой видеть путь: Можно - жить по совести, а можно - Навсегда дать совести уснуть.
    Яна Кузовлева
    -А чтобы ваша совесть не уснула, помните всегда слова философа Марка Аврелия …
    /слайд 15/
    -Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни. /слайд 16/

    Скачать конспект