Вам требуется принципиально иное резюме, чем то, которое у вас было для исполнительской позиции. Вспоминайте все, что имело отношение к руководству или организаторской деятельности на предыдущих местах работы. На этом этапе не обращайте внимания на нюансы - заготовьте основу, а уже далее переходите к принципиально важным деталям.

Опыт руководства . В перечне должностных обязанностей необходимо указать управленческие функции: постановка задач, организация работы, контроль исполнения, ведение отчетности и т. п. Еще лучше, если у вас был опыт замещения руководителя на время отпуска, однако не забудьте указать изначально временный характер работы, иначе у рекрутера может сложиться впечатление, что вы уже были менеджером, но не справились.

Навыки . Несмотря на то, что сейчас вы претендуете на управляющую позицию, в первую очередь, необходимо быть хорошим специалистом в своей области. Поэтому сразу после того, как опишете административные и менеджерские функции, займитесь презентацией своих навыков как отличного специалиста.

Желаемая позиция . Не стоит позиционировать себя просто как менеджера - так вы ничего не сообщите потенциальному работодателю о должности, которую собираетесь занять. Конкретизируйте, руководителем какого отдела, сектора или направления хотите стать.

Достижения . При заполнении этого раздела следует помнить, что важны, в первую очередь, выраженные в цифрах и процентах. Но при этом не стоит забывать, что огромное значение имеет и правдоподобность приведенных цифр; ни в коем случае нельзя приписывать себе заслуги всего отдела. Если же у вас был свой проект, то здесь уже можно писать о соблюдении сроков, выполнении KPI, повышении производительности и т. п.

Акценты . Разумеется, важно по возможности подчеркивать соответствие вакансии, на которую откликаетесь, особенно если у вас есть что-то из перечисленных требований/характеристик, которые приводятся в вакансии. Такие мелочи окажутся дополнительным плюсом при равных шансах с другими кандидатами, поэтому для каждого работодателя резюме, которое вы отправляете, должно быть индивидуальным.

Обязательные пункты

Вот небольшой список действий, которые должны быть отражены в опыте работы - проверьте, все ли пункты в есть в вашем резюме:

  • опыт руководства коллективом;
  • обучение и мотивация сотрудников;
  • определение стратегий, постановка задач, расстановка приоритетов, распределение обязанностей, зон ответственности и т. п.;
  • контроль за выполнением задач, определение эффективности, выполнение KPI;
  • создание отчетной документации;
  • собственная эффективность.

Используя эту схему, вы можете сформулировать имеющиеся у вас навыки, чтобы работодатель видел - они «закрывают» все требования к руководителю.

Основные ошибки

1. «Выполнение всех обязанностей, соответствующих данной должности» . Человек, выполнявший работу, которая у него хорошо получалась, всегда с удовольствием об этом расскажет. В противном случае вывод один - он не любит свое дело и заниматься им не хочет. Зачем работодателю нужен такой сотрудник?

Как исправить : опишите функции (от 7 до 12 пунктов) и .

2. Бессистемно описанные навыки . Специалист, который хорошо знает особенности своей работы, всегда четко понимает, что из его опыта является главным, а что второстепенным. Резюме в стиле « что вспомнил, то и написал », где управленческий опыт перемешан с исполнительским, вряд ли заинтересует работодателя.

Как исправить : разделите навыки по категориям, а внутри каждого подраздела соблюдайте последовательность от общего к частному. Например, сначала вы указываете опыт управления как таковой, а потом уже необходимые варианты: дистанционное управление, мотивация, контроль, выстраивание бизнес-процессов, ведение документации и т. п.

3. Резюме под копирку . Вы должны понимать, что от вас хотят услышать. Чем более точно ваш портрет соответствует представлению о нужном сотруднике, тем больше шансов.

Оставьте в открытом доступе одно наиболее полное резюме, а при отклике на ту или иную вакансию используйте CV, предназначенное для конкретной компании.

Техника поиска

Необходимо помнить, что выжидательная позиция, скорее всего, не даст результата. Вы должны быть активны - недостаточно просто разместить резюме на работном сайте и ждать, пока пойдут отклики. Ищите своего работодателя и старайтесь его заинтересовать. Обратите внимание на , в котором вы должны подчеркнуть свои менеджерские качества и аргументировать готовность занять управленческую позицию. Можете также воспользоваться сервисом - в этом случае ваше резюме окажется в отдельной папке у рекрутера.

Для тех, кто впервые составляет резюме на руководящую позицию, есть прекрасный способ проверить его эффективность - . Развейте все сомнения и получите новую интересную работу!

Описание управленческого опыта

Омолоева Надежда Алексеевна-

директор МБОУ г. Иркутска СОШ №10 им. П.А. Пономарева

Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

В.В Путин

Опыт и роль - два слова, которые могут сказать о многом в жизни человека, а в жизни управленца -это два фактора, которые могут оценить деятельность в управлении организацией. Поговорим о роли директора школы. Кто-то считает, что директор школы – идол, восседающий на троне, окруживший себя приближенными и вершивший судьбы людей. А может быть, директор школы – Золушка, которой надо отвечать за все и в то же время успеть на бал.

Сложно находиться на мельнице между двумя жерновами, с одной стороны коллектив родителей, учителей, учеников, с другой – руководство образованием, социальное окружение. И главное для директора школы - найти ту золотую середину, в которой роль, выполняемая директором, будет оптимальна для всех.

Школа – это место жизни, а не место время препровождения, и я, как директор, стремлюсь сделать так, чтобы в школе было комфортно всем: ученики получали знания и занимались дополнительной подготовкой, родители были уверены в безопасности и качестве образовательного процесса, педагоги и персонал школы шли на достойную работу, не боясь за свое будущее.

Управлять живым организмом всегда сложно. Вроде бы и организм-то один, а душ-то в нем тысячи. И кто же главный в нем – ученик – учитель – родитель? Казалось бы, мир школы завязан на ученике. Но что может ученик без учителя? Каждый родитель хочет выбрать для своего ребенка лучшего учителя. Но где их взять - лучших-то? Вот здесь директор должен и проявить свои управленческие качества, выступить в роли садовода, который растит педагогов, необходимых в социуме, умеющих выполнять задачу по воспитанию высокоразвитой личности.

Мне, как и большинству директоров, досталась школа уже со сложившимся коллективом, в которой существовали свои правила и традиции, и самое главное это была родная мне школа. В ней я училась, проходила практику и начала свои первые шаги учителя начальных классов в 18 лет. Я поставила задачу: не потерять, а в дальнейшем развить и приумножить то, что есть. Надо было управлять так, чтобы интерес к школе только разрастался, ширился. Никому не нравится делать анализ – ни в больнице, ни в жизни, ни в работе, а ведь от этого зависит весь дальнейший маршрут.

Проанализируй, и будешь знать, куда двигаться – это стало моим первым правилом.

Школа – это группа единомышленников, а управление школой – это работа в команде. Не получится вкусный торт, если один его слой горький. И вот у меня есть команда, и это тоже живой организм. За три года и в нем произошли изменения, но моя группа управления остается командой, с которой удобно и комфортно работать, где каждый является профессионалом с большой буквы, не боится признать ошибки, стремится узнать новое. Мои заместители - это инициативные, творческие и деятельные девушки. Каждый год я стараюсь отправить их на разнообразные курсы повышения квалификации, отслеживаю их участие в семинарах и вебинарах различных уровней. Направляю для участия в профессиональных конкурсах, отсюда и следующее привило: профессиональный рост группы управления – престиж образовательного учреждения. Не надо бояться, что твоя команда в какой-то момент перерастет тебя, ведь я, как директор, расту вместе с ними, а за нами растет потенциал педагогического коллектива.

Наверное, нет ни одного образовательного учреждения, где отсутствуют подводные камни. В моей школе таким камнем были жалобы. Всю свою осознанную жизнь я росла и работала в нашем городе, и «истории» школы знала очень хорошо. Так что, идя работать директором, думала, что уж меня эта волна не коснётся, но не тут-то было. Они сыпались как из рога изобилия: необоснованные и беспочвенные, жестокие и несправедливые. Господи, сколько нужно было сил, чтобы всё это выдержать, но ни разу не возникло желание уйти. И, наверное, ни беседы с родителями и разговоры с коллегами повлияли на их исчезновение, а именно дела школы, открытость и доступность к управлению, владение информацией о жизни учреждения свели все эти жалобы на нет. Хотя и сейчас есть в моей школе «заноза» – учитель вечно всем недовольный – но это моя лакмусовая бумажка, всегда изменит цвет, если что-то не так. И именно эта «заноза» не дает мне пасовать перед трудностями. И всё равно, я считаю, что мне повезло с коллективом: рядом со мной – люди, готовые к новым изменениям, принимающие инновационные направления, внедряющие образовательные программы. Но в то же время - это люди, которые могут болеть, менять место жительства и место работы. Поэтому третьим правилом стало: не бояться брать молодых учителей. Конечно, проще пригласить опытного учителя, предложив ему комфортные условия. В рамках рыночных отношений это вполне приемлемый шаг для директора школы, болеющего за результат образовательного процесса. Да где ж их взять столько опытных? Так что вырастить своих профессионалов – это прекрасно.

Каждый год в мою школу вливается ручеек молодых учителей. Да, страшно, но когда-то и я пришла в школу начинающим учителем, и у меня что-то не получалось, но я благодарна своим наставникам, надеюсь, и мои «ручейки» будут с благодарностью вспоминать свои первые педагогические годы . «Помни, директор, - ты в ответе за тех, кого приручил». Не бросайте молодых учителей в свободное плавание. Ваше всевидящее око должно быть всегда над ними. Направляйте, подсказывайте, учите, возможно, заставляйте. И помните: как только вы отвернетесь от них, то вы их потеряете. Молодой учитель, как младенец, которому нужны заботливые руки. И уже на 2-ом году профессиональной деятельности они будут давать результат, продукт. Уже на второй год работы в школе учитель информатики стала лауреатом конкурса Педагогический дебют, учитель начальных классов- призер профессионального конкурса «Первый учитель» , учитель физической культуры – организатор спортивного клуба и школьного олимпийского движения, Педагог дополнительного образования – руководитель вокального ансамбля- победителя конкурса «Февральский ветер»

«Если б молодость знала, если б старость могла». Избитая фраза стала еще одним правилом управления с небольшими изменениями: « Когда старость знает, то и молодость может».

Современная школа – это здорово: новая инфраструктура, изменение материально-технической базы, рост педагогических кадров. Вот на этом росте мы и остановимся.

Как я уже говорила, у меня хороший коллектив профессионалов. Но всем нам знаком термин «профессиональное выгорание». Как не потерять то, что было изюминкой, креативной каплей в работе отдельных педагогов, как изюминку превратить в лозу, и креативной каплей наполнить кубок. Да, я директор, и мой пример будет главным в организации любого начинания. Так появилось еще одно правило: «Если не я – то кто?», и пока я его соблюдаю, наряду с высоким качеством образования учеников - высокие достижения педагогов на профессиональном поприще, а если к этому прикладывает руку команда, то результат удвоится, а может, и утроится. Так я сама будучи призером областного конкурса «Учитель года» не останавливаюсь на месте. Написала программу военно-патриотическому воспитанию и стала победителем в Иркутской области, с реализованным мною проектом «Миллион на добрые дела» вышла в финал муниципального конкурса, пишу эссе на городской форум и стала его призером, мои дети постоянные участники НПК «Эврика», Тропами Прибайкалья», «С Иркутском связанные судьбы».

С каждым годом учителя моей школы становятся более активными участниками различных конкурсов. Высокие места в конкурсах «Социальный педагог» на муниципальном уровне, в конкурсе «Мой лучший урок» на региональном уровне, стремление показать свою профессиональную компетентность – вот главное кредо педагогов нашей школы, и это еще один шаг для повышения качества образования в современной школе. Поэтому правило шесть звучит так: «Сохраняй, поддерживай и приумножай потенциал учителя».

Вы скажете, все это хорошо: команда управленцев, рост молодых кадров, профессионализм педагогического коллектива, но школа – это дети.

Да, школа – это дети, и за их образование, за становление личности несет ответственность наравне с родителями и школа. И родители делают выбор школы для своего ребенка на основании рейтинга школы в социуме. За последние годы рейтинг школы значительно возрос. Возросло число учащихся, участвующих в проектно-исследовательской деятельности.

С увеличением самостоятельности школ появилась возможность включать в учебный план школы предметы, направленные на расширенное познание мира и повышение культуры – это основы естественнонаучных исследований, организация профильного обучения в старших классах школы.

Так мы вошли в экспериментальную плащадку в Иркутской области по экологизации образовательного процесса и внедрению курсов «Учусь учиться», «Учусь общаться» Дзятковской. Также внедрили и апробировали курс «Байкаловедение» и «Экология» для учащихся 5-7 классов. Моимми учителями были написаны, зарегистрированы и введенных курсы «История Пожарного дела», «Основы медицинских знаний», «Выживание в экстремальных ситуациях» и др.

Получение учебных знаний становится более интересным и за счет улучшения материально-технической базы. Заказывая новое оборудование, мы прислушиваемся и к пожеланиям учащихся. Ученическое самоуправление – еще один орган в школьном организме.

Идеи школьных мероприятий, формы их проведения, рожденные фантазиями детей, воплощаются в жизнь. И как следствие еще одно правило – «От школы авторитарной к школе сотрудничества». Не бойтесь идти новыми дорогами: они приведут вас к успеху, главное, - правильно поставить цель.

Введение элементов игровой педагогики позволило вывести получение новых знаний на уровень знания через опыт, через эксперимент.

Организация длительных образовательных игр развивает индивидуальные характеристики учеников, раскрывает их как любознательных, доброжелательных и готовых самостоятельно действовать личностей.

Социальная обстановка микрорайона школы очень сложная. Сильная удаленность некоторых микрорайонов от школы – Падь Топка, Лыжная база, п. Парфеновка, Искра. Школа расположена среди старой жилой застройки. Итоги социальной диагностики микросоциума школы показали следующее:

пятая часть учащихся школы воспитываются в неполных семьях;

в связи с большой занятостью родителей воспитание детей дома осуществляется на низком уровне;

малообеспеченные и многодетные семьи составляют 40% контингента школы;

неблагополучных семей, учащихся находящихся в сложной жизненной ситуации - 10% от контингента.

20% детей имеют сложную жизненную ситуацию: дети с пьющими родителями, опекаемые дети, дети из социального приюта.

Контингент сокращался, количество преступлений росло, количество неблагополучных семей и «трудных» подростков увеличилось.

В связи с этим необходимо было принимать какие-то решения.

Так в школе разработана и успешно апробирована модель социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков. Наша школа, являясь культурным и образовательным центром микрорайона, выступает как бы в роли СОЛНЦА, которое обогревает, ласкает, дарит тепло и заряжает энергией не только каждого ребенка, но и взрослых. Основным девизом работы всего педагогического коллектива явились слова Ш.А. Амонашвили «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

Психологом школы разработана программа волонтерского клуба «Радуга», членами которого стали активные ребята учащихся 7-11 х классов. Профилактика негативных явлений в молодежной среде через реализацию принципа «Равный обучает равного» или «старший обучает младшего»

С ребятами волонтерами специальные занятия ведет психолог, готовятся тренинги и игры для учащихся начальной школы. Программа предназначена для привития навыков правильного поведения и умению, противостоять в трудных жизненных ситуациях. Именно погружение детей в мир общения как сложный процесс взаимодействия людей и навыков наблюдения, самонаблюдения и анализа могут создать условия для жизнеспособности, жизнестойкости, а также жизнерадостности детей.

П сихолог ом школы проводятся тренинговые занятия с учащимися «группы риска». Дети группы риска разделены на 3 подгруппы. Раз в неделю эти ребята приходят в актовый зал на тренинги. Разработана система занятий: «Быть уверенным – это здорово», «Новый взгляд» , «Жизненные навыки» , «Как стать успешным» На тренинге организуется взаимодействие между членами группы, позволяющее разрешать возникающие конфликты без ущерба для себя и окружающих, соблюдать законы и жить без насилия, учит позитивному общению После трех- пяти занятий среди «трудных» подростков к ним вводятся учащиеся волонтерских групп или ребята члены совета старшеклассников. Так на – равных, обсуждая проблемы и решая некоторые задачи, выражая вслух свои мысли и чувства, ребята учатся общению, учатся играть роли, спорить, оценивать и делать выводы. Ненавязчиво играя с детьми (особенно 1 младшей группы 2-6 классов) можно добиться больших результатов, чем читая им лекции и морали, вызывая родителей и ругая каждого за плохое поведение.

В нашей школе имеются классы для детей с ОВЗ СК К 7 вида , в которых еженедельно проводятся индивидуально- групповые занятия, целью которых являются психологическое сопровождение детей с отклонениями в у мственном и психическом развитии. Эти ребята особенно склонны к девиантному поведению, часто дезадаптированы в обществе . Поэтому педагоги стро ят свои занятия таким образом, чтобы показать альтернативу вредным привычкам, организовать активную деятельность, в которой дети узнают свои лучшие стороны.

В школе существует класс общеобразовательный разновозрастной, где обучаются дети из социально и педагогически запущенных семей поступившие в школу не по возрасту (в 10-16 лет). Создавая эти классы, мы долго думали, как их обогреть и заинтересовать, чтобы они ходили в школу и с желанием учились. Задача не из легких. И мои педагоги построили ученый процесс и воспитательную деятельность так, что эти дети не чувствовали себя ущербными. Сначала – индивидуальный учебный план 3 раза в неделю, затем и включение этих ребят в систему взаимосотрудничества и полноправное участие во всех делах школы. В этом классе ежедневно работает психолог по программе «Как стать успешным». И мы видим результат: 6 ребят закончили колу успешно и получили аттестат. Троих к их18 годам мы научили грамоте (читать и писать), т.к. пришли они в школу в 16 лет. Сейчас трое девчонок, которым по 17-20 лет, уже со детьми но заканчивают 9 класс и благодарят, что им дали такую возможность.

Сотрудничество с родителями – один из важных аспектов всей нашей деятельности. Эта работа ведется в нескольких направлениях:

консультирование родителей специалистами социально- психологической службы, педагогами школы. При первых консультациях составляется индивидуальная социальная карта семьи, генограмма семьи, проводится анкетирование, индивидуальная карта ребенка. Консультирование бывает как групповое так и индивидуальное исходя из проблемы.

Родительский всеобуч. Для классных руководителей разработана тематика родительских собраний и консультаций по сохранению здорового образа жизни.

Раз в четверть работает «Родительский клуб», которым руководит психолог школы. Приглашаются родители, дети которых находятся в трудных жизненных ситуациях. С ними проводятся психологические тренинги, деловые игры и упражнения. Так например, в тренинге «Я тебя понимаю» разработана система занятий по формированию позиции любящего взрослого для родителей учащихся начального звена. Предлагаются следующие темы занятий: Установление эмоционально- доверительного контакта между ребенком и родителем, развитие эмпатии, легко ли быть родителем, воспитание и ответственность.

«На войне можно победить в несколько месяцев, а культурно победить в такой срок нельзя, по самому существу дела тут нужен срок более длинный, и надо к этому сроку приспособиться, рассчитывая свою работу, проявляя наибольшее упорство, настойчивость и систематичность» - А.С. Макаренко.

При всей нашей работе кропотливой и невидимой внешне работе мы видим положительные результаты, которые также подтверждает социальный паспорт школы. Контингент вырос на 300 человек за 3 года, и это не только демографические показатели, это и повышение имиджа образовательного учреждения. Количество правонарушений сократилось втрое (за 2010 год – 10, за 2014 год- 2), количество детей состоящих на учете в ОДН сократилось на 16 человек, и количество пропущенных уроков без уважительных причин уменьшилось наполовину. Детям хочется идти в школу- и это главное.

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Этим и определилась необходимость создания кадетских классов на базе общеобразовательной школы. Целенаправленно изучая склонности и интересы учащихся и их родителей, учитывая социальный заказ общества в нашей школе был открыт первый кадетский класс. Класс получил статус «Класса пожарных кадетов» и обучение стало носить военно - патриотическую направленность. Цель открытия таких классов: формирование и совершенствование системы патриотического воспитания подростков, воспитание высокого чувства гражданской ответственности и патриотизма, осознание общественного и воинского долга, развитие высоких нравственных качеств, психологической устойчивости, физического воспитания, любви к Отечеству и готовности к его защите.

Военная, физическая, психологическая и другая специальная подготовка ведется по дополнительным программам за счет факультативных занятий, кружков и секций, военно-полевых сборов. Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, духовного, правового, физического, нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Таким образом, кадетство – особая составляющая учебно-воспитательного процесса, и кадетское воспитание является одним из важных условий создания системы гражданского становления личности в нашей общеобразовательной школе.

Так была создана экспериментальная программа «Кадетское воспитание как одно из условий создания системы гражданского становления личности в общеобразовательной школе»

Согласно программе развития школы «Проектирование инновационной модели школы гражданского становления личности» (2010-2015г.г.) в учреждении формируется система гражданского образования и партнерства в совместной деятельности всех участников образовательного процесса. В образовательном пространстве школы особую роль играют классы пожарных кадетов.

Кадетское воспитание, основанное на принципах гражданственности и патриотизма, не только повышает личную самооценку кадетов, но и способствует формированию авторитета среди обучающихся школы, формирует дисциплину и ответственность. Хотя изначально классы формируются из подростков с проблемами семейного воспитания, проблемами в обучении и поведении.

Одно из ключевых качеств личности каждого ученика школы - гражданское самосознание и гражданская позиция, формирование которого неразрывно связано с наличием кадетских классов.

То обстоятельство, что школа является на сегодняшний день не только образовательным учреждением, но и центром культурного развития микрорайона, побуждает педагогический коллектив школы находить новые современные формы обучения и воспитания детей.

Создание кадетских классов послужило важным обстоятельством формирования имиджа учреждения, повышения уровня социальной среды обучающихся и их родителей. Школа имеет своей целью упрочить и развивать кадетское образование.

Проведенное анкетирование среди обучающихся и родителей школы выявило следующие результаты: 82% детей общеобразовательных классов хотели бы учиться в кадетских классах; 25% считают, что кадеты должны стать военными (пожарными). По мнению родителей и обучающихся растет престиж таких профессий: военные, работники МЧС, работники МВД, поэтому кадетское воспитание позволит решить проблему выбора профессии.

В ходе данного эксперимента мы решаем следующие задачи: повышение воспитательной роли кадетов; организация совместной общественно-полезной гражданской деятельности как внутри школы, так и вне; формирование гражданско-демократического уклада жизни школы значимого для социума микрорайона. А также сетевое взамодействие и предпрофильное обучение.

Так как кадетский класс функционирует на базе нашей школы уже не первый год можно говорить уже о первых результатах.

Уже начали складываться первые традиции:

В декабре каждого года в День МЧС кадеты 7го взвода принимают Торжественную клятву кадета.

В мае проводятся ежегодные полевые сборы на базе ракетной дивизии в мкр. Зелёный.

В феврале каждого года красивый праздник кадетский балл

Ежегодно один из кадетских взводов принимает участие в городском слёте Пожарных дружин, на котором команда регулярно занимает призовые места. В 2014 году мы были первые в областном слете ДЮП и приняли участие во Всероссийских соревнованиях в г.Владивосток и стали третьими.

Проводится много разноплановых мероприятий по патриотическому воспитанию.

Налажена связь и ведётся активная совместная работа с городским Советом ветеранов. Работает клуб «Патриот» под руководством Головиной Надежды Ивановны.

Кадеты собирают архив кадетского движения, шефствуют над ветеранами предместья Марата. Встречи и экскурсии помогают детям узнать и связать прошлое, настоящее и будущее. Были организованы встречи с почетными гражданами г. Иркутска (В Распутин, Б. Говорин), ветеранами Афганской и Чеченской войны. Налажено сетевое взаимодействие с Усольским гвардейским кадетским корпусом России по Иркутской области.

Анализируя учебно- воспитательную работу в кадетских классах можно говорить, что учащиеся показывают более высокие знания по всем параметрам по сравнению с основным контингентом.

Состояние здоровья обучающихся - один из ключевых показателей эффективности образовательного процесса. Основные причины нарушения здоровья школьников нами видятся в следующем: стрессовая тактика педагогики; собственные перегрузки, увеличение объема информационной нагрузки; нерациональная организация учебного процесса. Состояние здоровья ребенка - важное условие успешного усвоения школьных программ по общеобразовательной подготовке. Комплексно- целевая программа «Здоровье в школу» направлена на формирование культуры здоровья детей, педагогов и родителей

На протяжении 5 лет в школе внедряется превентивная программа в 10-11 классах «Полезная прививка» в рамках проекта «Здоровая Россия». Кроме этого ведется курс «Этика и психология семейной жизни», основной нитью в котором проходит воспитание нравственно- здорового поколения; в начальной школе реализуется курс «Полезные привычки», дети обучаются навыкам гигиены, закаливания, противостояния давлению окружающих. Особый упор в этой программе делается на работу с родителями, их привлекаются для посещения уроков и анализа. С 2012 года в учебный план 2-3 классов введен курс «Разговор о правильном питании».

Одной из задач программы «Здоровье в школу» является улучшение материальной базы школы для сохранности здоровья школьников и педагогов:

Капитальный ремонт спортивного зала;

Организация питьевого режима- диспенсеры, питьевые фонтанчики на всех этажах;

В фойе выставлены теннисные столы для игр на переменах;

Установлены баньетки и мягкие стулья для сидения и отдыха;

Во всех кабинетах над досками устанавливаются лампы- подсветки;

Во всех кабинетах на окнах используются жалюзи;

В коридорах и кабинетах есть «зеленые» уголки из комнатных растений;

На улице построена детская и спортивная площадка;

Создан кабинет ОБЖ с уголком безопасности, тренажером по реанимации, медицинскими аптечками пои оказанию первой помощи;

Прошел лицензирование медицинский кабинет, приобретено необходимое оборудование для процедурного кабинета.

Обновлено всё спортивное оборудование;

Проведен капитальный ремонт системы отопления и замена окон и вентиляции;

Капитальный ремонт пищеблока.

«Мы выбираем здоровье» - это основная идея большинства внеклассных, общешкольных мероприятий. Традиционно в нашей школе проводится тематическая неделя «Мы голосуем за здоровый образ жизни». Главная цель этой недели не убеждать посредством лекций и бесед, а организовывать интенсивную привлекательную для всех детей внеурочную деятельность, ориентированную на формирование ценностного отношения к здоровью, устойчивого интереса к занятиям спортом.

Спорт является перспективным направлением нашей школы. В нашей школе 2 спорт зала. На спорт площадке постоянно проводятся соревнования по футболу и хоккею. Школьные спортивные команды являются участниками и победителями окружных и городских турниров. Действующий клуб кикбоксинга неоднократный участник как городских так и международных турниров. Занятость учащихся нашей школы в спортивных секциях составляет более 650 детей. Это еще раз говорит о привлечении молодых специалистов в школу. Из 6 педагогов дополнительного образования 5 молодых специалистов.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных мероприятий. Это дни здоровья, подвижные спортивные игры, спартакиады, велоэстофеты, веселые старты А, ну-ка парни! "", "" А, ну-ка девушки; катания на лыжах, санках, коньках.

В школе работает Пресс центр «РАДУГА». Который ведет выпуск газеты «Родительский клуб» 1 раз в четверть. Издаются буклеты для учащихся и родителей на различные темы, Газеты- плакаты для младших школьников Мини – презентационные брошюры .

Каждый класс ведет летопись «Как мы сохраняем свое здоровье», которая в конце каждого года представляется на суд всех учащихся. Идет обсуждение и предложения по сохранению и укреплению здоровья. Здоровый педагог- здоровый ребенок . Заботясь о сохранении здоровья своих коллег я создала сенсорную комнату психологической разгрузки. Организую выезды на туристические слеты и организую соревнования среди педагогов. А также у нас стало традицией дарить друг другу на дни рождения абонименты на посещение бассейна или фитнес клуба.

Качественное школьное питание – одна из важных составляющих здорового образа жизни наших детей. В школе созданы все условия для обеспечения учащихся горячим и витаминизированным питанием.

Педагоги, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Известная истина “Здоровый человек может быть счастливым, больной- едва ли” стала руководящим принципом в работе нашей школы, позволяющим сохранить здоровье подрастающего поколения и самих учителей.

В 2014 году ровно 3 года как я стала директором своей родной десятой школы. Как быстро пролетели эти годы. Многое сделано, немало делается еще больше предстоит сделать. Наверное, кто-то может гордиться тем, что удалось открыть новый компьютерный класс, сделать евроремонт, выиграть гранд, закупить новое мультимедийное оборудование, хотя это все тоже есть. А я горжусь своим коллективом, который сегодня способен творить, а не просто работать.

С моим приходом в школу мы перешли на новую систему оплаты труда.

Любые нововведения обычно вызывают опасения: как бы не было хуже. Особенно если они касаются перехода на новую систему оплаты труда. К переходу на НСОТ в мы готовились тщательно: узнавали нюансы у коллег из регионов, где уже работали по новой системе, искали нужную информацию в Интернете.

Сразу после перехода на НСОТ персонал школы почувствовал разницу: не у всех коллег зарплата увеличилась, кто-то даже почувствовал её уменьшение. Мне кажется, для того, чтобы переход был безболезненным для коллектива, важно, чтобы хорошо сработала администрация школы, тщательно продумала систему критериев оценки работы педагога. У нас в школе в конце каждой четверти завучи и руководители МО кропотливо на огромных «простынях» проставляют баллы, которые дают общую картину того, кто что сделал. Конечно, нужно заполнять очень много бумаг, впрочем, они были и до внедрения НСОТ.

В школе при разработке этих критериев рассудили, что нужно учитывать все сферы деятельности педагога, потому что образовательный процесс – это не только учебная часть, но и дополнительное образование и воспитательная работа. Так, у завуча по учебной части появился свой «шорт-лист», в который он за каждое проведённое мероприятие ставит учителю баллы, соответственно, подобные листы есть и у завуча по воспитательной работе. Баллы педагоги получают за участие детей в олимпиадах, научно-практических конференциях, за качественное заполнение классных журналов, успеваемость по предмету. Учитывается и методическая работа, подготовка рабочих программ, спецкурсов, открытые мероприятия, туристические походы, выходы в театры, посещение стадионов.

Окончательную оценку качеству работы учителя один раз в учебную четверть подводит комиссия, в которую входят директор школы, его заместители и руководители методических объединений учителей. На комиссии обсуждается справедливость выставленных баллов, а затем составленные коллегиально документы подписывает представитель профсоюза. Стоит отметить, что есть критерии, по которым баллы снимаются. Это могут быть обоснованные жалобы учеников или родителей, нарушения трудовой дисциплины, например удаление с урока учащегося. А за грубое нарушение трудовой дисциплины учитель может и вовсе лишиться стимулирующей надбавки. Теперь многие шероховатости критериев устранены. И по статистике сейчас в школе средняя зарплата учителя составляет 29000 рублей, а до введения НСОТ она была 14930 рублей. Значительно подросла и зарплата технического персонала школы: с 6692 до 9680 рублей. За три года работы по НСОТ ни одной жалобы от учителей не поступило.

Для себя решение многих школьных проблем я определила следующим образом: делать главное, а не срочное . То есть сегодня, сейчас делать то, что могло бы изменить школьное завтра. Здесь очень важным инструментом является мотивационный менеджмент руководителя: моральное и материальное поощрение.

Предлагаю «теорию заморозки»: «Беда системы образования не в том, что у нас неправильные стандарты, а в том, что наше образование «трясет», а ведь любая система, попавшая в зону нестабильности, в конце концов, разрушается». По моему мнению, вместо постоянных изменений и нестабильности, от которых устали педагоги, нужно «заморозить» учебный план 2008 года и финансирование уровня 2013 года. Если отменить процедуру аккредитации школ и убрать надзорные структуры, то система финансирования школы оздоровится. «От уничтожения этого звена ничего не изменится, а проверок станет меньше, и школе легче»

И самое главное во всем этом помнить, дети - наш самый ценный актив!

Знаете, почему летает Змей-Горыныч с такими маленькими крыльями? Да потому, что у него очень хороший руль – его хвост.

Так и в управлении школой не стыдно быть в хвосте, когда у тебя такие головы: родители, ученики и учителя.

Главное помнить: ты - у руля!

Мастер-класс Система тематических педагогических советов в ГОУ СОШ №282 с углубленным изучением французского языка Кировского района Санкт-Петербурга директор ГОУ СОШ № 282 Хмелева Т. М. Вы не можете научить детей тому, чего сами не умеете??? Значит надо учиться??? Давайте учиться вместе!!! Для менеджера любой сферы деятельности самым главным является человеческий ресурс . «Кадры решают все». Одним из условий повышения профессиональной компетентности педагогов является: Øвыстраивание системы тематических педагогических советов Ø мотивация педагогов на взаимодействие и принятие темы и целей педсоветов Вот этому я и посвящаю сегодня мастер-класс. Мы приняли за основу три составляющих профессиональной успешности педагогического коллектива: C Вклад педагогов в собственное саморазвитие C Вклад педагогов в развитие обучащихся C Вклад педагогов в развитие школы, системы образования района, города Далее нами была выстроена тематика педагогических советов . Мы определили для себя, что педагогический совет должен быть генератором интересных идей . Педагогический совет-это лаборатория педагогического мастерства , одно из условий развития инновационной работы в школе. Формы нетрадиционных педагогических советов, проведённых в нашей школе, отражены на слайде. Главное условие, предъявляемое к организаторам педсовета, - это доступно и образно представить информацию на педсовете, учитывая специфику педагогического коллектива. Сделать это позволяют: компьютерная поддержка в виде презентаций, web- сайтов, кинофрагментов, видеороликов; служба психологической поддержки ОУ; профессионализм и артистизм выступающих; Каждый педсовет проводится в соответствии с программой и имеет чёткую структуру : 1. Психологический тренинг, призванный мотивировать присутствующих на взаимодействие и принятие темы и целей педсовета 2. Научно-практическая часть (презентации, доклады, практикумы, открытые уроки, мастер-классы, тренинги) 3 Принятие решения педагогического совета И сейчас я предлагаю Вам стать непосредственными участниками фрагмента педсовета, посвященного разработке технологии процесса включения каждого педагога в инновационную деятельность ВЫ ГОТОВЫ??? Ну тогда вы члены педагогического коллектива моей школы. Уважаемые коллеги, для того, чтобы у нас сложилось взаимопонимание , давайте поближе познакомимся друг с другом. Мы это сделаем с помощью следующего приветствия, но приветствие будет необычным: Например, я говорю: «здравствуйте те, кто…» - любит детей вы отвечаете «здравствуйте» - любит свою работу - добрый не стесняйтесь - умный не скромничайте - находчивый - остроумный… Спасибо! Я верю, что здесь собрались именно такие люди. Для того, чтобы педсовет был продуктивным , разрешите мне предложить несколько правил : 1. Я предлагаю вам участвовать во всех упражнениях для того, чтобы вы пропустили через себя те проблемы, которые мы сегодня переживаем. 2. Постараемся, по-возможности, быть искренними . 3. Соблюдаем правила хорошего тона и уважительное отношение к мнению коллег. Итак, начнем: Сейчас вам будут розданы конверты , в которых находятся картинки . 1Выберите, пожалуйста, из них такие 9 картинок, которые необходимы вам в вашей сегодняшней профессиональной деятельности. 2Уберите 3 картинки, наименее значимые для вас на сегодняшний день. 3Уберите ещё три. 4Покажите, пожалуйста, оставшиеся 3. Я, надеюсь, у вас остались ученик - учитель и то, что вам необходимо в вашей профессиональной деятельности. Хочется верить, что инновационные технологии в образовании вошли в те 9 предметов, которые просто необходимы вам сегодня. Именно этому сегодня и будет посвящен наш педагогический совет……… Таким образом, люди уже настроены на восприятие информации и готовы к диалогу . И закончить свой мастер-класс я хочу словами Оскара Уайльда «Я не могу изменить направление ветра, но я могу развернуть паруса так, чтобы достичь своей цели» Оскар Уайльд Эти слова должны стать девизом любого менеджера, любого управленца!!! Уважаемые коллеги! Я очень надеюсь, что: мой мастер-класс оказался для Вас полезным, что вы получили заряд положительных эмоций и некоторые фрагменты вы сможете использовать в своей профессиональной деятельности. Директор ГБОУ СОШ № 282 Т.М. Хмелева Руководитель высшей квалификационной категории Система педагогических советов повлияла на качество образовательного процесса, а следовательно, и успешность педагогов и учащихся , что отражается в позитивной динамике по трём направлениям 1. ВКЛАД В СОБСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА 1.1. Рост квалификации педагогических работников (53- высшая квалификационная категория) 1.2. Рост профессионализма педагогов (поступление в аспирантуру -2чел, получение высшего образования-4 чел, рост количества публикаций - 11) 1.3. Успешное участие педагогов в разного вида и уровня конкурсах (32 человека) 1.4. Рост методической активности педагогов(методические разработки на всех кафедрах) 2.ВКЛАД В РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ 2.1. Высокое качество результатов обучения и воспитания (результаты ЕГЭ - два ученика показали стобальные результаты за 2 года(русский язык, английский язык) 2.2. Рост количества и качества достижений учащихся во внеучебной деятельности (по итогам олимпиад, конкурсов, социальных акций, участия в творческих и социальных проектах - 13 дипломов городских олимпиад, 68 дипломов районных олимпиад, 23 диплома Интернет-олимпиад) 3.ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОУ, СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА, города 3.1.Рост количества педагогов, обобщивших опыт работы 3.2.Рост количества публикаций в печати 3.3. Разнообразие форм и результативность распространения передового педагогического опыта по внедрению современных образовательных технологий, приобретение школой статуса инновационной площадки района. 3.4. Разнообразие видов современных образовательных технологий, используемых в ОУ 3.5. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся через использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе 3.6. Успешное участие школы в конкурсах различного уровня 3.7. Использование ресурсов школы другими ОУ 3.8. Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к школе

директор, консультант-тренер

ТОО «БКТ» (Бизнес-Консалтинг-Тренинг),

г. Алматы

Правильный прогноз тенденций рынка позволяет разрабатывать стратегии, предвидеть возможные барьеры на пути к успеху и оперативно находить способы их преодоления. Очень важно уметь мобилизовать все ресурсы в случаях трудностей и неудач, четко расставлять приоритеты анализировать различные альтернативы и находить оптимальные варианты решений. Эффективность бизнеса в первую очередь определяется управленческой компетенцией руководителей.

Управленческая (должностная) компетенция – это набор знаний, практического опыта, навыков и личностных качеств руководителя, позволяющий ему качественно решать определенные задачи для достижения определенных результатов.

Квалифицированное управление осуществляется на основе знаний, полученных при обучении и практического опыта. Основой управления являются знания, полезный опыт других компаний, собственный опыт руководителя, опробованные инструменты и навыки пользования ими . Практические знания в менеджменте имеют большую ценность, чем теоретические; полезный опыт скрупулезно изучается и передается дальше, а удачно разработанный инструмент для решения задач приносит гораздо больше пользы, чем научные теории.

Исходя из понимания сущности менеджмента, можно говорить о том, что наиболее востребованными управленческими компетенциями топ-менеджера являются:

1. Стратегическое мышление (системность, планомерность, умение предвидеть «картинку» – результат).

2. Знание базовых основ маркетинга для управления позицией компании на рынке.

3. Умение управлять финансовыми потоками в т.ч. использовать механизмы инвестирования в новые проекты.

4. Знание производства и операционной деятельности (закупок, логистики, складирования).

5. Понимание законов рынка, умение организовать маркетинг и процессы продаж.

6. Умение развивать новые продукты или услуги.

7. Понимание информационных технологий и подходов к автоматизации процессов.

8. Осуществление делового администрирования.

9. Знание профильного законодательства, регулирующего бизнес.

10. Навыки управления персоналом

11. Обеспечение безопасности – коммерческой, информационной, экономической, кадровой.

12. Поддержание связей с общественностью (формирование репутации и имиджа компании в обществе, в бизнес-сообществе или на рынке – на выбор).

В то же время любой руководитель выполняет определенное количество административных функций, таких как:

сбор и анализ информации;

  • принятие решений;
  • планирование;
  • организация;
  • координация;
  • контроль;
  • мотивация;
  • коммуникации.

Хороший менеджер должен быть и организатором, и товарищем, и наставником, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других. Он должен хорошо понимать возможности своих прямых подчиненных, их способ­ности для выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать принципы взаимодействия руководителей подразделений и работников внутри компании, развивать командную работу с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы. Невозможно совместить в одном человеке перечисленное выше многообразие навыков и качеств топ-руководителя, но можно четко определить перечень требований к конкретной должности руководителя с учетом специфики отрасли, особенностей системы управления и корпоративной культуры конкретной компании и целей ее развития.

Метод компетенций становится все более популярным в динамично развивающихся компаниях, так как предполагает использование единого языка в бизнес-процессах. Это эффективный путь описания работы, поскольку большинство из должностей может быть описано с помощью 10–12 индивидуальных компетенций. Например, международная строительная корпорация «Тармак» использует 10 компетенций, а управленческая модель компании «Ксерокс» включает в себя 32 компетенции.

В некотором смысле число компетенций, используемых в конкретной модели, не имеет значения, это зависит от особенностей отрасли, специфики компании, системы управления, корпоративной культуры и др. Число компетенций должно быть удобным для ведения управленческих работ и для оценки результатов деятельности руководителя.

В отечественной практике используются две основные группы компетенций, необходимых руководителю:

1. С пециальные компетенции – те умения и навыки, которые связаны с областью профессиональной деятельности. Например, финансовый директор должен уметь анализировать балансовый отчет, а руководитель группы программистов должен владеть важнейшими языками программирования.

2. Б азовые компетенции – группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека.

При определении базовых компетенций необходимо учитывать общую специфику управленческого труда, которая состоит в том, что:

  • работа руководителя не имеет четкого завершения по времени. Он всегда занят, поскольку организация ежедневно действует на рынке и постоянно находится под влиянием изменений внешней среды, где существуют риски и возможности, которые необходимо предвидеть, чтобы принять правильные и своевременные управленческие решения;
  • работа руководителя составляет основу процесса управления в любой организации и базируется на его знаниях, опыте и восприятии нового (применение передового опыта, новых приемов и методов в работе);
  • стиль управления руководителя формирует корпоративную культуру организации, кардинально влияет на ее имидж и деловую репутацию;
  • важной частью управленческого труда является соотношение затрат времени руководителей в соответствии с уровнями и функциями управления. Чем выше уровень, тем больше времени распределяется в пользу представительских коммуникаций: деловых встреч, переговоров и заседаний. Чем ниже уровень управления, тем больше времени руководитель проводит среди подчиненных в обстановке принятия оперативных решений в конкретном подразделении по конкретному вопросу.

Модель компетенций описывает должность руководителя в трех плоскостях:

  • видение (vision) – умение мыслить на стратегическом и тактическом уровнях, способность прогнозировать будущее и предвидеть появление проблем;
  • действие (action) – способность динамично и поступательно двигаться к достижению нужного результата (например, четкое планирование действий, настойчивость в стремлении к цели);
  • взаимодействие (interaction) – способность выстраивать такие отношения с окружающими, которые помогают добиваться наилучшего результата в работе (например, умение мотивировать подчиненных, способность работать в команде).

В 2007 году компания «Антропос-консалтинг» издала словарь-справочник «Компетенции руководителя» (автор В.Е. Субботин), в котором представлен наиболее полный перечень компетенций для разных должностных групп. Согласно мнению экспертов по разработке компетенций, деятельность руководителя можно условно разбить на несколько сфер компетенций:

  • Специальные профессиональные компетенции – компетенции, необходимые руководителю для решения вопросов, составляющих содержание процессов и функций, за которые он ответственен. Специальные компетенции отражают уровень владения вопросами, связанными с эксплуатацией оборудования, с процедурами и технологиями производственного процесса. По сути дела, это знания и навыки, относящиеся к определенной предметной области: например, финансам и бухгалтерскому учету, информационным технологиям, инженерному делу, химии, строительству и т.д.
  • Бизнес-компетенции – это компетенции общего характера, они необходимы руководителям в любой сфере деятельности. Эти компетенции составляют основное содержание программ MBA и включают в себя системный анализ ситуации, принятие стратегических решений, привлечение внешних и внутренних ресурсов компании для решения бизнес-задач, бюджетирование, прогноз доходов и расходов, снижение издержек предприятия, ведение отчетности и т.д.
  • Компетенции управления знаниями отражают способность менеджера работать с информацией, управлять информационными потоками, процессами обучения и развития в организации. Компетенции управления знаниями включают в себя такие навыки, как поиск информации, концептуальное, аналитическое мышление, решение проблем, понимание сущности процессов организационного развития, обеспечение процесса приобретения сотрудниками новых знаний и навыков.
  • Лидерские компетенции относятся к сфере руководства и управления людьми. Они отражают способность менеджера распоряжаться собственной властью, направлять деятельность подчиненных в определенное русло, оказывать подчиненным поддержку, проявлять к ним участие и наделять их полномочиями. Кроме этого, лидерские компетенции предполагают наличие у руководителя способности создавать у подчиненных состояние нацеленности на общую задачу, умений работать с разнородным коллективом, поддерживать творческую активность подчиненных и формировать в организации чувство общности.
  • Социальные, или межличностные компетенции относятся к способности менеджера строить и поддерживать оптимальные отношения с людьми (общественностью, акционерами и другими заинтересованными сторонами). Наличие указанной способности требует развития определенных социальных навыков, таких, как понимание других людей и их поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с окружающими, создания у людей должной мотивации, а также умения предотвращать и разрешать конфликты. В идеале, социально компетентный менеджер способен поставить себя на место другого человека, правильно оценить его ожидания и выстроить свое поведение с учетом этих ожиданий. Это способность вести себя социально адекватно.
  • Внутриличностные компетенции . В их основе лежат уверенность в себе, склонность влиять на среду своего обитания, стремление к улучшению и кардинальному изменению существующей ситуации, нацеленность на результат и саморазвитие, способность действовать в условиях неопределенности, развитое самосознание и навыки самоконтроля.

Очевидно, что для разных руководящих должностей каждая из перечисленных сфер компетенций имеет относительно разное значение. Например, для коммерческого директора необходимы межличностные компетенции; для директора по производству на первый план может выступать сфера технических компетенций; для генерального директора – лидерские компетенции. Относительная важность отдельных компетенций и их групп, конечно, не задается автоматически названием должности. Все зависит от особенностей компании и содержания должностных обязанностей.

Существуют и разные подходы к описанию компетенций. Покажем на примере использование разных подходов к составлению компетенции «Планирование». В словаре «Компетенции руководителя» указано, что планирование – это способность разработать эффективную программу собственной деятельности вынос .

Предлагаются следующие виды оценки этого качества у руководителя:

1. Способность организовать и спланировать собственную работу таким образом, чтобы эффективно использовать рабочее время, избежать ненужных усилий и уложиться в сроки.

2. Точная оценка времени, которая потребуется на выполнение того или иного задания.

3. Периодическое отслеживание темпов выполнения работы, при необходимости ее корректировка, чтобы уложиться в срок.

4. Способность уделять время анализу того или иного вопроса, но всегда помнить о том, что работа должна быть завершена вовремя.

5. Подготовка к деловым встречам, предварительное ознакомление с необходимой информацией.

6. Эффективное использование инструментов контроля времени (таймеры, календари, еженедельники).

7. Выстраивание последовательности выполнения отдельных задач в зависимости от их срочности и важности.

8. Планирование работы с учетом планов своих партнеров, если работа требует взаимодействия.

Бизнес-тренер З. Дмитриева в своей книге «Руководство сотрудниками и компанией» подчеркивает, что компетенции современного руководителя могут состоять из пяти компонентов:

1. Формальные требования (образование, состояние здоровья, юридические основания и др.).

2. Знания (обладание общими и конкретными знаниями в специальной области, сфере бизнеса и экономики, менеджмента, знание специфического рынка, регламента компании и т.д.).

3. Навыки и умения (способность выполнять действия, принимать решения, необходимые для эффективного исполнения обязанностей).

4. Установки (мировоззрение, взгляды и отношения, способствующие правильному исполнению обязанностей, например, установка «клиент всегда прав»).

5. Деловые и личностные качества (психологические характеристики личности и характера, способствующие выполнению функций руководителя).

В этом случае модель компетенций может выглядеть следующим образом.

Компетенция «Планирование»

1. Формальные требования: наличие образования, психическое здоровье, опыт работы в эффективно работающей бизнес-структуре, формальные требования по соответствию должности и другое.

2. Знания: владение методами стратегического, тактического и инвестиционного планирования, знание курса «Управление проектами», стоимостного анализа, оценки рисков, сценарного планирования и др., основных методик тайм-менеджмента. Знания об ограниченности и редкости ресурсов, в том числе на возглавляемом предприятии. Знания о бизнес-процессах, аналогичные программе МВА.

3. Навыки и умения: навыки составления стратегических, тактических, инвестиционных планов, управления рисками, самоорганизации, управления временем. Хорошее умение использования на практике инструментов планирования (методов операционно-ресурсного анализа, SWOT-анализа, сценарного планирования и др.). Навыки решения стратегических и тактических задач. Навыки работы с информацией. Умение выделять и формулировать бизнес-цели, расставлять приоритеты. Навыки пользования прикладными компьютерными программами.

4. Установки: понимание необходимости стратегического планирования в бизнесе, готовность следовать ранее поставленным планам и целям, желание развивать компанию.

5. Качества: системность мышления, аналитические способности, креативность, внимательность, объективность мышления, последовательность.

Несмотря на разность подходов и разное число составляющих разделов компетенции существуют единые требования к компетенциям, которые должны быть:

  • Исчерпывающими. Перечень компетенций должен полностью перекрывать все важные рабочие деятельности.
  • Дискретными. Отдельная компетенция должна относиться к определенной деятельности, которая может быть четко отделена от других деятельностей. Если компетенции перекрываются, будет трудно точно оценивать работу.
  • Сфокусированными. Каждая компетенция должна быть четко определена, и не нужно пытаться охватить слишком многое. Например, «техническая компетенция» должна быть совершенно конкретной.
  • Доступными. Каждая компетенция должна быть доступным образом сформулирована, истолкована одинаково всеми менеджерами, чтобы ее можно было использовать универсально.
  • Конгруэнтными. Компетенции должны укреплять организационную культуру и усиливать долгосрочные цели. Если компетенции кажутся слишком абстрактными, они не принесут пользы и не будут приняты менеджерами.
  • Современными. Система компетенций должна обновляться и должна отражать настоящие и будущие (предсказуемые) потребности организации.

Успешное управление состоит из следующих видов обучения: h ard skills и soft skills.

Формирование топ-менеджера как специалиста по управлению начинается с приобретения навыков, которые делятся на две группы: hard skills и soft skills (по аналогии с hardware и software в компьютерах). Hard skills – это «железо», те навыки, которые необходимы, чтобы выполнять свою работу на высоком профессиональном уровне. Это фундаментальные знания о механизмах функционирования бизнеса, понимание организации как целостной системы, экономики, маркетинга, финансов, а также производственные (профессиональные) навыки, используемые в непосредственной работе. Долгое время считалось, что эффективность работы зависит от уровня развития именно этих навыков. Большую роль при этом играет диплом академического образования, уровень интеллекта, количество сертификатов о прохождении специализированных курсов.

Многие руководители сосредотачивают свое внимание на развитии именно hard skills: технических знаний и навыков. Это связано с тем, что отечественным управляющим действительно не хватает качественных знаний по менеджменту и маркетингу, получить которые в нашей стране стало возможным в последнее время. Hard skills можно развивать, получая дополнительное академическое образование, в программах MBA и посещая различные семинары. Обучение hard skills позволяет в достаточно сжатые сроки получить необходимые руководителю знания по управлению развитием бизнеса, стратегическому планированию, операционной деятельности, моделированию преобразований и организационной структуре. В такие программы встроено много дискуссий и интерактивных семинаров, позволяющих на разборе конкретных ситуаций и в ролевых играх научиться применять полученные теоретические знания. В рамках программ обучения hard skills можно обменяться управленческим опытом в среде «себе подобных», узнать, как решается та или иная проблема или задача в других компаниях. Академические программы обучения, как известно, требуют больше времени и усилий; например, чтобы получить качественные знания по маркетингу, недостаточно посетить двухдневный семинар, нужно получить высшее или дополнительное образование продолжительностью несколько месяцев.

Однако только профессиональных знаний hard skills для успешной работы недостаточно. Переход в статус руководителя высшего звена не ограничивается овладением только техническими навыками. На практике часто менеджеры не справляются со своими обязанностями не по причине отсутствия опыта, а из-за неразвитых soft skills

Более высокий уровень управления требует владения более сложными качествами, навыками взаимодействия с людьми: умение общаться, выступать публично, убеждать в своей правоте, управлять своими эмоциями и эмоциями других, мотивировать. Все это в совокупности составляет soft skills, которые, в свою очередь, требуют от руководителя глубокой личностной перестройки.

Предполагаемая работа менеджера на уровне высшего звена управления требует, прежде всего, многообразных и многоуровневых коммуникаций, лидерских качеств, умения формировать и развивать управленческую команду, принимать решения в условиях неопределенности. Важность этих навыков связана с тем, что успешные управленцы до 80% своего времени общаются с другими людьми. Чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем меньшее значение имеют технические навыки, и тем большее значение приобретают навыки межличностные.

Особенностью приобретения soft skills является то, что р азвитие личностных навыков часто требует значительных усилий в работе над собой, поскольку надо менять существующую «картину мира», многолетние привычки и схемы поведения. Многим руководителям-практикам требуется больше времени для формирования новых навыков и умений. Имеющийся опыт и большое количество наработанных технологий затрудняют анализ поведения и поиска тех «зон роста», которые можно улучшить. Рождение новой личности (или новых soft skills) всегда связано с преодолением себя и воспитанием себя. Кроме того, порой мешает и страх изменений: если прежнее поведение работало, и работало достаточно успешно в течение многих лет, то, как окружающие воспримут эти изменения? Поэтому топ-менеджерам надо быть к готовыми к тому, что овладение реальными навыками soft skills может состояться после 3–5 месяцев обучения. Длительное обучение может быть востребовано тогда, когда надо не просто развить какой-то конкретный навык, а перейти на новый уровень управления (например, компания серьезно расширилась, резко усилилась конкуренция, нужна реорганизация бизнеса). В этом случае посещение единичных тренингов может оказаться неэффективной тратой времени. Такие программы также полезны управленцам, находящимся на пороге эмоционального выгорания, когда бизнес и работа перестают интересовать и радовать. Тогда получение новых находок и личностный рост позволяют преодолеть этот «управленческий кризис».