Факторы, обуславливающие многообразие социальных технологий. В социальной работе в качестве внешних факторов рассматриваются социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренними факторами выступают нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека или группы людей. На результат действий, как известно, могут оказывать влияние неконтролируемые факторы, связанные со спецификой социальной среды. Среди них можно выделить экономическое положение, господствующие социально-психологические явления, а также субъективные факторы, обусловленные особенностями личности или социальной группы. К социальной среде относят все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей. Следующим фактором, обусловливающим многообразие социальных технологий, является различный уровень квалификации, профессионализма, опыта и многих других качеств, которыми должны обладать специалисты разработки и исполнения социальных технологий.

Классификация социальных технологий и ее значение. технологии поиска стратегии управления;

Технологии социального моделирования и прогнозирования;

Информационные технологии;

Внедренческие технологии;

Обучающие инновационные технологии;

Технологии прошлого опыта. По сфере использования можно различать следующие социальные технологии:

Социально-экономические;

Социально-политические;

Социальные;

Духовные.

Критерии для классификации: масштабность воздействия социальных технологий, область общественной жизни, степень новизны, сфера применения и пр. Вопрос о классификации социальных технологиях является сложным и дискуссионным. Как в разработке, так и типизации существуют различные подходы. Они диктуются как различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области, так и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.

Принципы классификации социальных технологий работы с молодежью. К технологиям социальной работы с молодежью относят: Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости. Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения; Арт-терапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений; Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий; Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы; Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций; Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества; Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях..



Структурная модель типов технологий и технологий социальной работы с молодежью (диагностико-прогностический этап это этап диагностики объекта, определе­ния его социально-педагогических проблем и построения прогноза вероятного раз­вития, воспитания, изменения, этап выбора оптимальной технологии следует после диагностико-прогностического этапа. Имея необходимую информацию об индивиду­альности клиента и его социально-педагогических проблемах, социальный педагог определяет цель социально-педагогической работы с ним и выбирает технологию.
Эта технология должна обеспечить наиболее полное достижение прогнозируемой цели. Не случайно такие технологии называют целевыми., этап подготовки к реализации выбранной технологии, технологии необходим для выявления материальных, технических, организационных и методи­ческих аспектов, возникающих в связи с необходимостью обеспечения эффективно­сти реализации выбранной (разработанной) социально-педагогической технологии.реализационный это основной этап, ради которого предусматривает­ся и проводится весь комплекс предшествующих мер, экспертно-оценочный это этап, позволяющий оценить результат реализа­ции социально-педагогической технологии и всей выполненной работы.).

Главное назначение социальных технологий - регулирование социальных процессов в различных общностях с помощью специфических средств. Многообразие социальных процессов, а следовательно, и технологий их регулирования, обусловлено широким спектром социальной деятельности в целом и социального обслуживания, различаясь по целям, функциям, характеру и результатам.
Для каждого вида социальной деятельности создается особая технология. Социальные технологии для различных областей социальной сферы - медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, социального страхования, системы образования и социального обслуживания - обладают своей спецификой.
Поэтому речь не может идти о какой-то универсальной технологии, а идет о множестве технологий, каждая из которых сообразуется с конкретной деятельностью, с целями, которые социальный работник поставил перед собой и которые он стремится достичь.
1. Многообразие социальных технологий
Любая социальная технология, будучи конкретно направленной на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.
Все это вместе взятое определяет содержание социальной технологии, придает ей однозначность и обусловливает проявление общих требований к технологическому процессу. Технологизация любого процесса возможна при наличии следующих условий: во-первых, процесс должен иметь определенную структуру сложности, которая позволяет расчленить его на относительно обособленные части; во-вторых, должны иметься средства, позволяющие так оптимизировать действия социального работника, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий и времени.
Несмотря на то, что в социальных технологиях диапазон различий, дифференциации может быть достаточно большим, что определяется как сложностью индивидуального объекта социальной работы, так и ее творческим характером, по сути эти различия не затрагивают общего алгоритма, фиксирующего предельные границы дифференциации, переход за которые чреват игнорированием опыта, последовательности, закономерности и правил, что приводит к снижению эффективности социального действия.
Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.
В процессе осуществления социальных технологий может изменяться объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых технологий.
Усложнение общественных отношений предопределяет не только разнообразие социальных технологий, но и диалектическое единство стереотипных повторяющихся и творческих действий. Это соотношение зависит от видов социальных технологий. Если стереотипность процедур предпочтительна в производственных технологиях, то в социальных технологиях она применима в основном лишь на организационном уровне, тогда как в частных технологиях, в конкретных условиях, она невозможна и даже вредна.
Любая социальная технология используется адресно и сопровождается теми или иными нюансами. Она не может быть спроектирована или внедрена без учета особенностей как объектов, так и субъектов социальной деятельности. Для решения даже одной и той же социальной проблемы не только возможно, но и необходимо разрабатывать и внедрять «набор» социальных технологий. Примером может служить разнообразие технологий медицинского обслуживания населения, обусловленное спецификой медучреждений. Это государственная и муниципальная системы медучреждений, это страховая и частная, с точки зрения источников финансирования медучреждений, это технология оказания срочной медицинской помощи, медицинской реабилитации, лечения различных заболеваний, их профилактики и т.д. Кроме того, разнообразие технологий медицинского обслуживания обусловливается тем, что каждый больной - это своя технология решения его проблем со здоровьем.
Еще более конкретно и наглядно можно представить специфику социальных технологий на следующем примере. Чтобы решить задачу социальной защиты семей с детьми-инвалидами, необходимы определенные объективные и субъективные предпосылки и условия. Речь идет о таких случаях и предпосылках, без которых невозможно ни поставить, ни решить проблему. Если представить три семьи, имеющие детей инвалидов, то в каждой из них свои особые условия: заболеваемость ребенка, его возраст, степень обеспеченности жильем, материальный уровень, полнота или неполнота семьи, психологический климат, помощь других родственников и т.д.
У всех таких семей проблема общая - инвалидность ребенка, но условия у всех разные, поэтому процесс работы с этими семьями не может быть одинаков. В одном случае нужна психотерапия, в другом - медико-социальная реабилитация, в третьем - материальная помощь.
Таким образом, высоко значимы не только технологии, предназначенные для решения одной и той же проблемы, но и те, которые обеспечивают решение проблемы каждой конкретной семьи.
Следующим фактором, обусловливающим многообразие социальных технологий, является различный уровень квалификации, профессионализма, опыта и многих других качеств, которыми должны обладать специалисты разработки и исполнения социальных технологий.
Итак, многообразие социальных технологий обусловлено:

  • обширностью социальных отношений и видов социального действия;
  • системным, сложным характером объектов социальных технологий;
  • разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;
  • различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

2. Классификация социальных технологий
Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации.
Типология как научный метод, основой которого является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа, выполняет важную методологическую функцию. Основные логические формы, используемые типологией, - тип, классификация, систематика.
Типология в социальной работе:
а) выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий;
б) выполняет прогностическую функцию (на основе творческой переработки используемого на практике инструментария открывает возможность прогнозировать результат применения тех или иных технологий в различных условиях);
в) выполняет ориентировочную функцию.
В основе классификации и типизации социальных технологий лежат те же принципы, которые используются в любой другой практической деятельности.
Как правило, в качестве оснований в классификациях выбираются признаки, наиболее существенные для объектов классификации. В этом смысле классификация выявляет существенные сходства и различия между явлениями и имеет важное познавательное значение.
Для классификации социальных технологий, наиболее ценными являются их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий.
Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже самые простые из них имеют сложную внешнюю и внутреннюю структуры (микро- и макроуровни и т.д.), в результате чего любая их классификация не может быть однолинейной и представляет собой сложное разветвление.
Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

  • степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);
  • масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);
  • сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);
  • степень зрелости социальных объектов;
  • инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;
  • область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;
  • уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);
  • цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

Вопрос о классификации социальных технологий является сложным и дискуссионным. Как к разработке, так и типизации социальных технологий существуют различные подходы. Они диктуются не только различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области, но и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.
Например, В.В. Богдан и В.Н. Иванов предлагают следующую классификацию социальных технологий:

  • технологии поиска стратегии управления;
  • технологии социального моделирования и прогнозирования;
  • информационные технологии;
  • внедренческие технологии;
  • обучающие инновационные технологии;
  • технологии прошлого опыта.

Академик МАИ В.И. Банерушев, принимая в качестве основания для классификации уровень социального пространства, на котором применяются технологии, предлагает следующую классификацию:

  • глобальные технологии;
  • демографические;
  • экономические;
  • военные;
  • технологии продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф.

Взяв за основу сферу использования, можно получить такую классификацию социальных технологий:

  • социально-экономические;
  • социально-политические;
  • социальные;
  • духовные.

Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами.

Термин «технология» известен более всего из материально-производственной практики, и, прежде всего, из промышленного применения технологий. Первоначально под технологией подразумевалась не только деятельность по преобразованию природных объектов, но также и общетехническая дисциплина, изучающая взаимодействие средств труда и сырья, материалов. В тоже время этот термин никогда не означал понятия техники в смысле совокупности искусственных материальных средств человеческой деятельности и уже с древнейших времен означал искусство, мастерство, умение.

Достаточно широкая трактовка понятия «технология» дана болгарским философом Н. Стефановым, который отмечал: «Там, где человек активно и целенаправленно относится к окружающим его процессам, где он стремится сознательно и планомерно изменять природную и социальную среду, там, в принципе, возможна технология».

В общем смысле слова технология представляет собой «совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта». Таким образом, технология - это не просто комплекс знаний о способах и средствах, не просто совокупность инструментов, но совокупность упорядоченная, укорененная в некоторой методологии, в некотором системном принципе, включающим указание на общую и конкретную цели.

Технология алгоритмизирует деятельность, поэтому может быть многократно использована, воспроизведена и тиражирована для решения сходных задач и создается, в том числе, для дальнейшего «перенесения» в другие области. Создание технологии гарантирует заданные свойства продукта, обеспечивает рациональность самого процесса деятельности. Такое прочтение термина, пришедшего из сферы материального производства, изначально акцентирует внимание на ее преобразующем характере (в отличие от чисто познавательного). Но при этом из поля зрения ускользает тот факт, что объектом технологизации выступает не столько система инструментальных технических средств, сколько сам человек, осуществляющий деятельность. В таком случае технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной степени - мерой развития человека. Это можно объяснить тем, что технология выступает в виде стандартов-запретов, правил, норм, а также апробированных средств, способов и приемов целесообразной человеческой деятельности, позволяющих достигнуть заданных результатов.

Технология воплощает в себе социальную форму практики, способы регулирования, контроля и управления взаимодействием между предметом труда и орудием труда, его технологическим содержанием. Причем, если объективной природной предпосылкой технологии являются природные процессы, которые обусловливают ее «вещественный каркас», то соответствующим социальным аналогом технологии выступает коллективная общественная практика, где материально-вещественные компоненты проявляют свою технологическую силу и раскрывают свое социальное значение. Общественная практика объединяет их в определенное целое, которое образует технологический способ освоения социального пространства.

В ходе развертывания научно-технической и информационной революций значительно усилилось внимание к социальным компонентам технологий и появилась возможность распространить технологический подход на все стороны общественной жизни: экономику, социальное управление, образование, воспитание, политику и др. Причем в каждой из них, разработка технологии основывается не просто на обобщении эмпирического опыта, а на новейших достижениях современной науки и техники.

Социальная технология - совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть, по сути социальная технология - это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации. Также социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Социальные технологии представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата.

Социальные технологии в широком смысле слова – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.

В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.

Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.

Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.

Но существует множество определений и трактовок самого термина «социальные технологии». Наиболее основополагающими можно назвать следующие характеристики:

1. Социальные технологии являются научной дисциплиной из многообразного цикла управленческих и социологических дисциплин. Это специально организованная область знаний о способах, процедурах и методах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях все нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.

2. С другой стороны, социальные технологии представляют собой способ осуществления деятельности на основе ее рационального и оптимального расчленения на процедуры, операции с их последующей координацией и синхронизацией выбора основных средств, методов и методик их выполнения.

3. Социальные технологии – это метод управления социальными процессами и явлениями, который обеспечивает систему их воспроизводства в определенных параметрах – свойства, качества, объемов, целостности деятельности.

Социальные технологии – элемент человеческой культуры, зависящий от менталитета народа и его языка. Социальные технологии возникают в процессе эволюции человеческого общества или создаются искусственно. Социальная технология - совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть по сути социальная технология - это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации. Социальные технологии различают в тесной зависимости от сфер общественной деятельности, в которых используются.

Социальные технологии могут быть:

Собственно социальными (достижение социальной справедливости «кто не работает, тот не ест»; защита незащищённых слоёв населения);

Экономическими (оценка способностей человека; интеллектуальная оптимизация труда работника; «рядовой выходит в управленцы», иными словами, персонал получает власть и ответственность);

Управленческими (развитие управленческих систем и порядка коллективной деятельности организаций; выделение личной стратегии);

Политической (гарантии дальновидности и взвешенности политических решений);

Духовной сфере (культурные запросы и интересы людей; реагирование на тенденции, связанные с общественной и культурной жизнью; наличие экономических предпосылок для решения существующих проблем).

Социальные технологии, которым все более уделяется внимание на государственном уровне, могут быть связаны с работой с обществом в целом, с семьёй, подрастающим поколением, женщинами, пенсионерами, с технологиями социального предвидения, адаптации, творческого развития, профилактического значения и экономической поддержке людей, а также социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские.

Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общественно полезного результата при наименьших затратах. Социальные технологии, являясь связующим звеном между социологической теорией и методологией, с одной стороны, и социальной практикой - с другой, обеспечивают научно обоснованный выбор оптимальных способов воздействия субъектов управления на объект с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Объектом социальной технологии выступают: работники, с их социальными качествами, мотивами поведения, социальными ролями, целями и ценностями, малые и большие социальные группы, различные организации и социальные институты общества, а также социальная реальность (как «моментальный фотоснимок», конструируемый участниками в соответствии с их взаимными ожиданиями).

Предметом являются социальные процессы:

Внутриличностные процессы (например, процесс самовоспитания);

Процессы, происходящие непосредственно между двумя или несколькими индивидами (например, процесс лидерства);

Процессы, происходящие в отношениях между индивидом и группой (например, процессы адаптации или дезадаптации);

Процессы, происходящие внутри группы (например, процессы организации или дезорганизации);

Процессы, происходящие в отношениях между группами (например, процессы национального самоопределения или интернационализации);

Процессы, происходящие внутри отдельного общества (например, процессы социальной мобильности, дифференциации и ассимиляции);

Процессы, происходящие внутри человечества или глобального общества (например, процессы демилитаризации или межгосударственной интеграции).

Как видим, нижнюю границу образуют внутриличностные процессы, которые соприкасаются непосредственно с психическими и психофизиологическими процессами, верхнюю - глобальные социальные процессы.

Таким образом, можно констатировать, что термин «социальная технология» еще не завершил свое становления. Различные подходы к его определению отражают соответствующие значимые аспекты социоинженерной деятельности.

Использование социальных технологий определяет эффективность процесса управления малыми группами, крупными коллективами, обществами, позволяет эффективно влиять на развитие социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства. Социальные технологии определяются типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных и революционных процессов, национальным менталитетом, представленным лингвистическими концептами, типами коллективов, социально-психологическими группами объектов социальных технологий.

Социальные технологии должны рассматриваться с разных сторон.

С одной стороны, как средство практического достижения поставленных целей, как системное и направленное целеполагание, основанное на социологическом анализе материала, упорядочиваемого императивами технологичности. Здесь выявляется незавершенность феномена многофакторности социологического упорядочивания, оптимизации и организации, процесс и объект не только трансформируется в нужном направлении, но и показывают исследователю новые грани, свойства, качества и отношения. А это означает реальный процесс трансформации социального и социологического знания.

Однако и этим процесс превращения знания не исчерпывается. Он продолжается при приме нении результатов социального моделирования, анализа эффективности, учета разных форм обратной связи, внесения корректив и поправок. Дальнейший процесс, связанный с генерализацией моде лей, выражения их в языке математики, информатики, логики, дает новый уровень превращения знания, характеризуя исходную социальную и социологическую информацию об объекте под новым углом зрения. Достигнутая экспликация характерологических черт объекта «запускает» новый виток. И так виток за витком происходит наслоение новой информации.

С другой стороны, социальные технологии - это деятельность людей, реализация их социальной энергии, интеллекта, выражения способностей, умений и даже желания делать что-либо определенным образом. Эти социальные действия осуществляются в конкретных социальных условиях, реализация - через специфические социальные институты и социальные организации. Здесь социальные технологии выступают как разновидность социального менеджмента, форма выражения социального управления.

С третьей стороны, социальные технологии - вид операционального социального самосознания. Этакая операционально-прагматическая социальная рефлексия. Она выражается в осмыслении тех технологических законов, которые позволяют обществу найти внутреннее социальное измерение оптимальности метаморфоз. Можно сказать, что социальные технологии - это социальный институт инноваций и социального творчества, организации и самоорганизации, диагностики, тактики и стратегии развития.

Социальные технологии выступают как интеллектуальный наукоемкий ресурс, использование которого позволяет не только изучить и предсказать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь с помощью регулирования заработной платы, повышения мотивации труда, а также получать эффективный прогнозируемый социальный результат.

Понятия «социальная технология». Сущность и типы социальных технологий.

Социальная технология . Понятие ʼʼсоциальная технологияʼʼ в России появилось в 70 – 80-е годы XX века в связи с крайне важно ­стью разработки качественно новых подходов к решению про­блем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.

В данный период возрос интерес к зарубежным исследованиям, в которых рассматривались различные аспекты разработки и при­менения социальных технологий. Так, болгарский исследователь Н.Г. Стефанов подчеркивал ʼʼКакими бы сложными ни были социальные процессы, каждый из них поддается технологизации. Реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделатьʼʼ. Далее он писал: ʼʼЧем больше усложняются виды человеческой деятель­ности, тем больше обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. Чтобы деятельность получила право называться технологией, крайне важно, чтобы она была со­знательно и планомерно расчленена на элементы, реализующие­ся в определœенной последовательности. Ни этапы и операции, ни порядок и последовательность этих операций не бывают установлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционированияʼʼ.

В это же время появились и первые отечественные исследова­ния по данной проблеме. В частности, большое внимание ей уде­ляли Н. С. Данакин, Л. Я. Дятченко, А. К. Зайцев, Л. Г. Ионин и др.
Размещено на реф.рф
Уже на начальном этапе подходы специалистов к пониманию сущ­ности социальной технологии и ее места в общественной жизни были различными. Так, В.С. Дудченко, анализируя работы разных авторов, выделяет следующие трактовки данного понятия:

· социальная технология - ϶ᴛᴏ определœенный способ осуще­ствления человеческой деятельности по достижению обществен­но значимых целœей. Сущность социальной технологии состоит по сути в том, что она состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процес­са) на процедуры и операции;

· социальная технология состоит по сути в том, что расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно;

· социальная технология состоит по сути в том, что расчленение производится на базе и с использованием научных знаний и передового опыта;

· социальная технология состоит по сути в том, что расчленение строится с учетом специфики области, в которой осуществляется деятельность (процесс);

· социальная технология выступает в двух формах: как про­грамма, содержащая процедуры и операции, направленные на преобразование способов и средств деятельности, и как сама дея­тельность, построенная в соответствии с этой программой, ᴛ.ᴇ. как ʼʼживаяʼʼ (живущая) технология;

· социальная технология отражает специфику программы, состоящую в ее существенном влиянии на характер и содержание технологизируемой деятельности;

· социальная технология является элементом (формой трансля­ции) человеческой культуры. Она ʼʼвырастаетʼʼ в культуре эволюционно или строится по ее законам как искусственное образование.

Вместе с тем, под социальными технологиями принято понимать так­же развитые алгоритмы действий, оформленный вид методики, опыт успешного решения какого-либо рода задач или некоторая специально построенная (ʼʼвыращеннаяʼʼ) и реально действующая социальная система, созданная с определœенными целями, напри­мер система контроля исполнения принятых управленческих ре­шений. То есть социальная технология - ϶ᴛᴏ откристаллизованная человеческая деятельность или ее фрагмент. А по определœе­нию Ю.М. Резника, социальная технология - ϶ᴛᴏ ʼʼспециально созданная и эмпирически обоснованная система средств, приемов и способов, направленных на решение стандартных, типовых задач в рамках деятельности по управлению социальными объекта­ми (их диагностике, проектированию и регуляции)ʼʼ.

М.В. Шакурова определяет социальные технологии следующим образом: ʼʼСистема знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессовʼʼ. Специалистами в области социальных технологий определœены следующие условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

‣‣‣ объект воздействия должен иметь признаки социальной системы;

‣‣‣ должны быть выделœены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структуры) и функционирования;

‣‣‣ должна быть обеспечена возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определœенных операций, процедур, показателœей;

‣‣‣ должна быть обеспечена возможность воспроизводства и повторяемости операций, процедур или показателœей в новых условиях.

Р.В. Овчарова под социальной технологией понимает ʼʼсовокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населœенияʼʼ. По е мнению признаками социальной технологии являются:

– наличие стратегической программы, в рамках которой решается конкретная социальная проблема;

– алгоритм последовательности операций для достижения конкретного результата;

– наличие критериев оценки успешной деятельности специалиста;

– непрерывность контакта с клиентом социальной работы;

– динамизм содержания, форм и методов социальной работы.

Систематизация различных подходов к пониманию социальной технологии позволяет выделить среди них наиболее существенные:

– социальная технология - ϶ᴛᴏ определœенная программа деятельности по решению (управлению решением) социальной проблемы;

– социальная технология - ϶ᴛᴏ определœенная, специально подготовленная и последовательно реализуемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы;

– социальная технология т это специально разработанная про­грамма исследования социальной проблемы.

Социальные технологии разделяются на различные типы исходя из оснований, в числе которых бывают сферы применения, виды деятельности, объекты и т.д. Рассмотрим это с помощью таблицы.

Типы социальных технологий

Основания выделœения типов Типы социальных технологий
1. Сферы применения 2. Объекты 3. Характер решаемых задач 4. Область заимствования методов 5. Направления социальной работы 1. Глобальные Универсальные Региональные 2. Групповые Общинные Индивидуальные 3. Организационные Обучающие (информационные) Инновационные (поисковые) Социальное моделирование Социальное прогнозирование 4. Социально-медицинские Социально-психологические Социально-педагогические 5. Собственно социально работы: – социальная диагностика (экспертиза); – социальная профилактика; – социальный контроль (надзор); – социальная реабилитация; – социальная адаптация; – социальный патронаж (опека); – социальное обеспечение; – социальная терапия; – социальное консультирование

Как видно из таблицы, разновидностью социальных технологий выступают социально-педагогические технологии.

Понятия «социальная технология». Сущность и типы социальных технологий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятия «социальная технология». Сущность и типы социальных технологий." 2017, 2018.

Для каждого вида социальной деятельности создается особая технология. Социальные технологии для различных областей социальной сферы -- медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, социального страхования, системы образования и социального обслуживания -- обладают своей спецификой.

Любая социальная технология, будучи конкретно направленной, на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.

Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.

В процессе осуществления социальных технологий может изменяться объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых технологий.

Для решения даже одной и той же социальной проблемы не только возможно, но и необходимо разрабатывать и внедрять «набор» социальных технологий.

Следующим фактором, обусловливающим многообразие социальных технологий, является различный уровень квалификации, профессионализма, опыта и многих других качеств, которыми должны обладать специалисты разработки и исполнения социальных технологий.

Итак, многообразие социальных технологий обусловлено:

· обширностью социальных отношений и видов социального действия;

· системным, сложным характером объектов социальных технологий;

· разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;

· различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классификации и типизации.

Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

· степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, "трудовой коллектив);

· масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);

· сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

· степень зрелости социальных объектов; инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

· область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

· уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно- прикладной);

· цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

По нашему мнению, технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами. Таким образом, возникновение ряда глобальных проблем современного общества требует разработки новых технологий их решения с привлечением все более многочисленных групп специалистов.

Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства со всей остротой поставила вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления.

Понятие «технология» (от греч. tekhne -- искусство, мастерство, умение) включает «совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки; систему знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Что касается понятия «социальное», анализу которого посвящена огромная по объему литература, то данное понятие, с одной стороны, широко употребляется в значении «общественное», «отличающееся, противостоящее природному». С другой стороны, используются различные контексты «узкого» понимания социального (социально-бытового, микросоциального, т.е. того, что окружает индивида, обеспечивая воспроизводство его жизнедеятельности, а также коллективного, совместного бытия людей и др.). Все это, разумеется, специфически окрашивает, определяет содержание и объем понятия «социальные технологии», которое все более устойчиво характеризуется как совокупность методов решения той или иной социальной проблемы.

В этой связи можно говорить о различных основаниях дифференциации, группировки социальных технологий. Существует дифференциация социальных технологий по сферам: специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых отношений.

Довольно широко распространена дифференциация социальных технологий по предмету и объекту, получаемому результату: технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др.

По характеру новизны или традиционности различают инновационные и традиционные социальные технологии. Не менее характерно и полезно осмысление различий социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества.

Особенно важной и ценной, на наш взгляд, является дифференциация социальных технологий по основным задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу при этом вся практика социальной помощи дифференцируется по особым моделям социальной работы, предусматривающим различные способы оказания помощи нуждающимся.

Наконец, можно говорить о дифференциации социальных технологий, сформированных под влиянием различных теорий социальной работы, прежде всего психолого- и социологоориентированных, а также комплексных. Такая группировка концепций социальной работы стимулирует развитие социальных технологий различного типа.

Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует технологического подхода к управлению социальной деятельностью, ибо масштаб происходящих изменений, вовлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной трате сил и средств.

Технологизация социальных процессов подразумевает:

· разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

· поэтапную координацию действий, направленных на достижение искомого результата;

· однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.

Технологизация как разработка и использование определенной совокупности приемов и способов воздействия на объект (процесс) базируется на технологиях, социальная технологизация -- на социальных технологиях.

Социальные технологии обычно можно трактовать с учетом двух точек зрения:

· Как способ применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки, прежде всего решают практические задачи, связанные с функционированием и совершенствованием социальных объектов (в данном случае под социальными объектами понимаются не только группы, слои отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы);

· Как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем. Это более конкретная характеристика социальных технологий, связанная, естественно, с первой точкой зрения.

Сам термин «социальные технологии» является в отечественном обществоведении сравнительно новым. Однако это не означает, что социальными технологиями в стране вообще не занимались. Технологические выводы общественных наук применялись в решении широкого круга социальных проблем, использовались (и сейчас используются) апробированные приемы, методы и воздействия для достижения целей социального развития общества. Иными словами, социальными технологиями, так же как и социальной работой (профессиональной и непрофессиональной), занимались, но они обозначались другими терминами.

На наш взгляд, необходимо также обратить внимание на особую значимость в понимании и реализации социальных технологий социологического знания, разработки программ социологического исследования социальной проблематики, и в том числе социальной работы. Напомним, что методологическая часть программы фактически является трактовкой способов применения теоретических выводов в решении социальных проблем. Методическая же (процедурная) часть -- это не что иное, как совокупность, во-первых, приемов и методов получения искомой информации, во-вторых, нацеленность на выработку таких выводов, рекомендаций и предложений, которые способствовали бы решению социальных проблем, в том числе проблем социальной работы с различными группами населения.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Классификация социальных технологий базируется на дифференциации, как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий -- это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых -- решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны.

Инновационные социальные технологии -- это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий -- инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой -- активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д..

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических. В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем: позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво; демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса; компромисс, взаимные уступки; односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.); ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Таким образом, социальные технологии можно классифицировать в зависимости от понимания социальной работы в широком и узком смысле. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы с уязвимыми слоями населения, то в первом -- о технологиях социальной зашиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые способствовали бы снижению доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, которые помогали бы населению самостоятельно решать свои проблемы. Иначе говоря, технологии применительно к социальной работе, понимаемой в широком смысле, должны носить опережающий, упреждающий характер. Которые способствуют не только лечению «социальных болезней», но и их предотвращению.