В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • существо понятий, характеризующих цепь поставок и процесс управления цепями поставок;
  • взаимосвязи между стратегическим, тактическим и оперативным уровнями планирования цепей поставок;
  • технологию планирования цепей поставок;

уметь

  • применять знания для управления цепями поставок;
  • организовывать процесс планирования цепей поставок;

владеть

  • методами планирования цепей поставок;
  • представлением о роли и месте интегрированного планирования в контуре управления цепями поставок.

Управление цепями поставок и место интегрированного планирования в контуре управления

Цепь поставок – это сложная экономическая система, которая состоит из множества предприятий-изготовителей (продуцентов), поставщиков сырья и материалов, складских терминалов, дистрибуторов, 3Р- и 4РL-провайдеров, которые обладают определенными функциональными возможностями и взаимодействуют в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя. Основные элементы (участники) цепи поставок представлены на рис. 2.1.

Рис. 2.1.

– материальный поток; – информационный поток

Как правило, цепи поставок являются сложными стохастическими системами, обладающими рядом особенностей. К этим особенностям относят прежде всего:

  • множественность участников, причем юридически независимых;
  • сложный характер взаимодействия между участниками, которые зачастую конкурируют друг с другом;
  • наличие у каждого предприятия собственной целевой функции, противоречивость интересов предприятий;
  • постоянные и быстрые возникновение, поддержка и распад связей в цепях;
  • большое количество и разнообразие логистических операций и функций, выполняемых участниками цепи поставок;
  • кооперационные и координационные связи с внешними поставщиками и клиентами;
  • трудно формализуемый качественный характер взаимосвязей и критериев функционирования предприятий;
  • стохастический характер большинства факторов и процессов, затрудняющих функционирование предприятий и цепи поставок в целом.

Особенности цепи поставок диктуют необходимость формирования особой системы управления, которая обеспечивала бы эффективную координацию совместной деятельности предприятий цепи поставок и синхронизацию их бизнес-процессов. В начале 1980-х гг. американские компании i2 Technologies и Arthur Andersen ввели в экономическую практику термин "управление цепями поставок" (SCM). Управление цепями поставок понимается как новая стратегия бизнеса, направленная на разрушение препятствий, бюрократических барьеров и границ, встречающихся на пути движения материального, финансового, информационного потоков у различных участников цепи поставки. Важно, что точка зрения одного предприятия передается на всю цепь. В центре находится синергия сотрудничества, а границы предприятий становятся зыбкими, не ограничивающимися только самим предприятием. Постоянно изменяющаяся окружающая среда требует гибкого и быстрого согласования процессов, выходящих за рамки одного предприятия. Необходимая для этого гибкая лишь по содержанию, но жесткая во времени совместная работа может быть осуществлена за рамками локальной организации, но в рамках управления цепью поставок.

Для предприятий реализация данной стратегии означает ведение бизнеса на принципах стратегического взаимодействия с их внешними поставщиками и клиентами.

Управление цепями поставок подразумевает выполнение функций организации, контроля, координации и планирования цепи поставок (рис. 2.2).

Функция организации включает в себя формирование структуры цепи поставок, а также создание системы кооперационных связей в процессе доведения материального потока от источника его возникновения до конечного потребителя, которые обеспечивают конкурентоспособность цепи поставок. Однако эти связи формируются децентрализовано на каждом участке цепи поставок. Каждое предприятие самостоятельно управляет взаимодействиями со своими поставщиками и клиентами.

Характер связей и взаимодействий может быть различным, так как зависит от целей цепи поставок и от характеристик продукции, для создания и продвижения которой цепь формировалась.

В то же время организация – это процесс реализации планов, разработанных в процессе планирования.

Рис. 2.2.

Функция контроля заключается в объективной количественной и качественной оценке результатов работы цепи поставок для последующего адекватного корректирующего воздействия.

Контроль цепи поставок представляет собой систему наблюдения, обнаружения и разрешения возникающих проблем функционирования цепи поставок. Контроль осуществляется за сетью партнеров, ресурсами и процессами в цепи поставок для анализа и оценки их эффективности. Система контроля позволяет отслеживать каждый шаг на всех уровнях создания материальных ценностей и благ (от поставки сырья, материалов до сервисного обслуживания конечного потребителя).

Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Стандарты основываются на планах, разработанных в процессе планирования.

Координация – это функция управления, обеспечивающая бесперебойность и непрерывность логистических процессов в цепи поставок. Главная задача координации состоит в достижении согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных коммуникаций между ними.

Без соответствующей координации предприятия – участники цепи поставок могут сосредоточиться на обеспечении собственных интересов, а не на интересах цепи поставок в целом.

Формирование общих целей и единого направления усилий всех членов цепи поставок к достижению этих целей обеспечивает функция планирования. Планирование включено во все иные функции управления, выступает их необходимым компонентом, в силу чего принято говорить о его "вездесущности". Планирование в то же время соорганизует все другие функции, придавая им, а значит, – и всему управлению в целом, необходимую степень организованности. Планирование является основополагающей функцией управления.

Процесс интегрированного планирования позволяет более четко формулировать целевые установки цепи поставок и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, интегрированное планирование обеспечивает более четкую координацию совместной деятельности предприятий, синхронизацию всех бизнес-процессов предприятий и таким образом укрепляет взаимодействие всех участников цепи поставок. Планирование позволяет повысить степень удовлетворенности клиентов деятельностью цепи. А это значит, что планирование – это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности цепи поставок за счет выявленных возможностей, условий и факторов.

Термин SCM (Supply Chain Management) используется на Западе уже больше 15 лет, но до сегодняшнего дня среди экспертов по логистике и общему менеджменту нет одного мнения по поводу определения этого понятия. Большинство рассматривают SCM с операционной точки зрения, понимая под SCM материальные потоки. Другие считают, что SCM это концепция управления, и наконец, третьи подразумевают под SCM внедрение этой концепции на предприятии.

Наиболее часто встречающиеся определения SCM:

SCM- это комплекс подходов, помогающий эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов. SCM, учитывая сервисные требования клиентов, позволяет обеспечить наличие нужного продукта в нужное время в нужном месте с минимальными затратами.

SCM представляет собой процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса с помощью получения оперативной информации о перемещениях товара. С помощью SCM решаются задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров и услуг.

В цепочке поставок участвуют как сама организация, так и все поставщики, и потребители товаров. (Рис.1)

Рис. 1. Участники «Supply Chain Management»

Цепочка поставок представляет собой множество звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками. Цепочка поставок начинается с приобретения сырья у поставщиков и заканчивается продажей готовых товаров и услуг клиенту. Одни звенья могут полностью принадлежать одной организации, другие компаниям-контрагентам (клиентам, поставщикам и дистрибьюторам). Следовательно, в цепочку поставок всегда входят несколько организаций. (Рис.2)

Рис.2. Цикл «Supply Chain Management»

1.2. Управление цепочками поставок

Каждая компания ставит перед собой всё больше новых задач в связи с быстрым развитием рынка, ужесточением конкуренции, с требованием в улучшении качества сервиса клиентов. Чтобы усилить свои преимущества, сохранить конкурентоспособность, современному предприятию нужно оптимизировать все процессы создания стоимости - от поставки сырья до сервисного обслуживания конечного потребителя. Для решения этих задач руководство компаний и обращается к SCM решениям.

Управление цепочкой поставок (Supply Chain Management) включает в себя следующие этапы:

    Планирование (PLAN)

В этом процессе выясняются источники поставок, производится расстановка приоритетов в потребительском спросе и обобщение, планируются запасы, выделяются требования к системе дистрибуции, а также объемы производства, поставок сырья, материалов и готовой продукции.

Задача производить самостоятельно или покупать должна решаться на этом этапе. Решения, относящиеся ко всем видам планирования ресурсов и к управлению жизненным циклом товара, принимаются также на этом этапе. Эти процессы позволяют найти равенство между спросом и поставками для выработки направления действий, наилучшим образом соответствующих требованиям источнику, марке и доставке (Source, Make, Deliver).

    Закупки (SOURCE)

В данной категории выявляются главные элементы управления снабжением, производится проверка качества поставок, оценка и выбор поставщиков, заключение контрактов с поставщиками. Сюда же входят процессы, связанные с получением материалов: приобретение, получение, транспортировка, сходный контроль, постановка на hold (хранение). Важно отметить, что действия по управлению поставками товаров и услуг должны соответствовать планируемому или текущему спросу.

    Производство (MAKE)

К этому процессу относятся производство, выполнение и управление структурными элементами, управлением производственными мощностями (оборудованием, зданиями и т.д.), качеством производства, производственными циклами, графиком производственных смен и т.д. Также определяются специфические процедуры производства: контроль качества, собственно производственные процедуры и циклы, упаковка, хранение и выпуск продукции (внутризаводская логистика). Все составляющие процесса переработки исходного продукта в готовую продукцию должны соответствовать планируемому или текущему спросу.

    Доставка (DELIVER)

Данный процесс включает в себя управления заказами, складом и транспортировкой. Управление заказами включает создание и регистрацию заказов, выбор конфигурации товара, формирование стоимости, а также создание и ведение клиентской базы и управление дебиторами и кредиторами. Управление складом предполагает действия по подбору и комплектации, упаковке, созданию специальной упаковки, ярлыка для клиента и отгрузке товаров. Инфраструктура управления транспортировкой и доставкой определяется правилами управления каналами и заказами, регулированием товаропотоками для доставки и управлением качеством доставки.

Все эти процессы, управление запасами, транспортировкой и дистрибуцией должны быть приведены в соответствие с планируемым или текущим спросом.

    Возврат (RETURN)

В этом процессе определяются структурные элементы возвратов товара (дефектных, излишних, требующих ремонта) как от сделанного к источнику (make к source), так и от доставки (deliver): определение состояния продукта, его размещение, запрос на авторизацию возврата, составление графика возвратов, направление на уничтожение и переработку.

SCM процессы можно также распределить на две большие группы: Supply Chain Planning (SCP) и Supply Chain Execution (SCE). В SCP входит стратегическое планирование цепочки поставок или бизнес процессов в отдельных ее звеньях. SCE включает в себя реализацию планов и оперативное управление звеньями цепочки поставок, такими как транспорт или складское хозяйство.

Оптимизация управления цепочки поставок может решить следующие задачи:

    Сокращение цикла планирования и увеличение горизонта планирования благодаря получению надежной и своевременной информации;

    Оптимизация расходов за счет возможности определения стратегических контрагентов, оптимального выбора закупаемых изделий, а также их поставщиков, поддержки взаимодействия с ними в режиме реального времени;

    Снижение производственных издержек через оптимизацию потоков продукции и оперативную организацию обмена информацией между контрагентами. Коммуникация в режиме реального времени между различными участниками цепочки поставок позволяет предотвратить образование «узких мест» в производственном процессе;

    Снижение складских издержек за счет приведения объемов производства в соответствие со спросом. Эта задача отвечает концепции управления снабжением Just-In-Time («точно вовремя»);

    Повышение качества обслуживания потребителей достигается благодаря оперативности и гибкости процесса поставки.


На практике и в теории управление цепями поставок трактуется в самых различных аспектах - от простого согласования планов сбыта и поставок несколькими компаниями до всеобъемлющей концепции управления бизнесом в 21 веке. Подобное различие обусловлено, во-первых, недостаточной научной проработанностью теоретических и методологических основ управления цепями поставок, отсутствием классификаций и т.д., а во-вторых - чрезмерной абстрактностью имеющихся результатов вследствие недостаточного числа интегрированных формальных методов и моделей, учитывающих специфику сложных распределенных экономических систем.
Многие основополагающие понятия SCM не получили до сих пор однозначного определения и по-разному трактуются многими авторами, которые, как правило, ограничиваются интуитивным пониманием различных терминов. Это приводит к отсутствию должного смыслового единства при решении различных задач управления цепями поставок, логической некорректности, неоднозначности понимания результатов работ и сферы применения предлагаемых методик. В связи с этим возникает потребность в теоретическом осмыслении комплекса междисциплинарных проблем управления цепями поставок.
Цепь создания стоимости и управление цепями поставок
alt="" />
Принципиальным понятием в управлении цепями поставок является понятие цепи создания стоимости (Value-adding chain). SCM является основным методом повышения эффективности цепи создания стоимости, а, следовательно, и увеличения доходности бизнеса. Принципиальные организационная и функционально-информационная схемы цепи создания стоимости показаны на рисунках 1.8 и 1.9.

Для того чтобы точнее описать суть управления цепями поставок, рассмотрим цепь создания стоимости, характерную для большинства предприятий в 70-80-е гг. 20 в. (рис. 1.10).
Ступени цепи создания стоимости, предшествующие

Рис. 1.10. Цепь создания стоимости в 70-80-е гг. 20 в.

До развития концепции управления цепями поставок большинство бизнес-процессов и технологических процессов было сосредоточено в рамках одного крупного предприятия или производственного объединения. Кооперация существовала между цехами предприятия и с поставщиками исходного сырья. Зачастую предприятия осуществляли и сбыт своей продукции через собственную розничную сеть. Конечно же, никакой речи о создании обратной связи с клиентами и развитии горизонтально-интегрированных структур для системной координации собственной деятельности с планами поставщиков не шло.
Другой проблемой неэффективного формирования цепи создания стоимости в экономике СССР (а во многих отраслях экономики, к сожалению, и по сей день) является направление формирования цепи создания стоимости. Подобное неэффективное направление формирования цепи создания стоимости было объективно обусловлено вертикальноплановым характером экономики СССР с практическим отсутствием

рыночных отношении в горизонтальных экономических связях смотрим это на конкретном примере (см, рис. 1.11).
Начало
формирования

Рис. 1.11. Неэффективное формирование цепи создания стоимости
На рис. 1.11 показан пример неэффективного формирования цепи создания стоимости.
Данная ситуация очень типична для наукоемких отраслей промышленности, например, авиастроения. Ситуация выглядит примерно следующим образом: принимается решение о строительстве нового самолета, запускаются работы по проектированию изделия, далее определяются поставщики комплектующих, налаживается технология сборки и когда самолет уже готов, определяется его цена и начинается поиск клиентов. Весь этот цикл - от запуска конструкторских работ до готовности самолета к продаже - занимает несколько лет. За это время может устареть и модель самолета, могут измениться цены на рынке и т.д.
Рассмотрим современную структуру цепи создания стоимости (рис. 1.12).

Ступени цепи создания стоимости, предшествующие производству основного продукта или услуги

Поставщики 3 Поставщики 2 Поставщики 1
уровня уровня уровня
Рис. 1.12. Цепь создания стоимости в настоящее время

В последние годы резко возросла роль специализации, концентрации на ключевых компетенциях, индивидуализации продукции в условиях глобализации рынков и повышения значения информационных технологий. В таких условиях стало невозможным обеспечить эффективность бизнеса, сосредотачивая все ключевые компетенции внутри одного предприятия.
Все это привело к значительному сокращению глубины производства, развитию аутсорсинга и межорганизационной координации вдоль всей цепи создания стоимости. На первые роли стали выходить вопросы создания обратной связи с клиентами и системной координации собственной деятельности с планами других предприятий (см. рис. 1.13).

В связи со значительным увеличением количества участников и динамики цепи создания стоимости появились и новые проблемы, связанные с поставками от поставщиков исходного сырья до конечного потребителя.

А в 1982 появился и новый термин для этой новой концепции организации материальных потоков, в которой поставки осуществляются координировано и синхронизировано многими промышленными предприятиями, поставщиками логистических услуг, предприятиями оптовой и розничной торговли - цепь поставок . Определение и особенности цепи поставок
Единого общепринятого определения цепи поставок не существует. Цепь поставок определяется по-разному различными авторами, но суть при этом остается, как правило, одинаковой. Согласно принятому разделению цепей поставок на объектное и процессное понимание, мы предлагаем следующие определения цепи поставок:
Цепь поставок (процессное понимание) - это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.
Цепь поставок (объектное понимание) - это совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибуторов, 3PL и 4PL провайдеров, экспедиторов, оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя.
На рис. 1.14 представлены основные элементы цепей поставок.


Рис. 1.14. Основные элементы цепей поставок

Особенностями цепей поставок являются, прежде всего: юридическая независимость участников цепи и их конкуренция как друг с другом, так и с другими цепями поставок, наличие фокусной компании, т.е. производителя конечной продукции или услуги: предприятия, осуществляющего сборку конечной продукции (OEM - Original Equipment Manufacturer) в производстве, торговой сети в торговле или логистического провайдера, кооперационные и координационные связи с поставщиками и клиентами. />Эти особенности, наряду с целым рядом преимуществ относительно снижения затрат, повышения гибкости поставок и учета рыночных требований, вызвали и ряд новых проблем. К их числу, в первую очередь, следует отнести: принятие решений менеджерами различных независимых от фокусной компании организаций, что вызывает повышение рисков вследствие конкуренции между предприятиями, большого количества участников цепи поставок, связей между ними и с внешней средой, На рис. 1.15 представлена типичная проблемная ситуация в неоптимизированной ЦП, негативные последствия этой ситуации на деятельность предприятия и их негативное влияние в виде излишних затрат и недополученной прибыли.
Очень скоро стало понятным, что цепи поставок не могут быть эффективными, если их рассматривать с прежних позиций планирования и оперативного управления логистикой и производством, когда каждое
предприятие цепи изолированно планирует свои потребности и продажи. В этот момент и появился термин управление цепями поставок.
1.2.3. Определение управления цепями поставок
Единого общепринятого определения управления цепями поставок не существует. Управление цепями поставок определяется по-разному различными авторами, но суть при этом остается, как правило, одинаковой. Мы предлагаем следующие определения:
Управление цепями поставок как научная дисциплина изучает ресурсы промышленных, логистических и торговых предприятий, а также принимаемые людьми решения в отношении процессов межорганиза- ционного взаимодействия для преобразования, трансформации и использования этих ресурсов на всей протяженности цепи создания стоимости от источников исходного сырья до конечного потребителя.
Управление цепями поставок с практической точки зрения - это системный подход к интегрированному планированию и управлению всем потоком информации, материалов и услуг от конечного потребителя через предприятия и склады до поставщиков сырья.
Управление цепями поставок является целостной концепцией ведения бизнеса, объединяющей в себе передовые организационные принципы и возможности современных информационных технологий.
Оптимизированная цепь поставок (т.е. цепь поставок, управление которой осуществляется на основе системных принципов Supply Chain Management), представлена на рисунке 1.16.

На рис. 1.16 показана аналогичная рисунку 1.15 ситуация в цепи поставок, положительные последствия изменения этой ситуации за счет введения системы управления цепями поставок и их положительное влияние на деятельность предприятия в виде снижения затрат и повышения прибыли.
Управление цепями поставок - это не просто новое воплощение старых идей кооперации и специализации. Возможность значительного обогащения этих идей появилось с развитием информационных технологий для эффективной координации совместной деятельности предприятий и синхронизации межорганизационных кооперационных биз
нес-процессов. Именно кооперация и координация являются фундаментом управления цепями поставок.
На рис. 1.17 представлены организационная, функциональная и информационная структуры, а также структура затрат цепей поставок на уровне макро-процессов.


Важными понятиями в управлении цепями поставок являются Push (толкающая) и Pull (тянущая) стратегии (см. рис. 1.19).
заказ, сборка на заказ, делать на заказ и проектировать на заказ. Тенденцией в большинстве отраслей является максимально возможное приближение к полной Pull стратегии.
1.4.4. Кому необходимо управление цепями поставок
Управление цепями поставок является концепцией управления бизнесом для следующих основных рыночных агентов: промышленных предприятий; провайдеров логистических услуг; транспортных предприятий; торгово-распределительных сетей; управляющих компаний глобальными логистическими инфраструктурами.
В управлении цепями поставок происходит слияние сфер промышленности и логистики и объединяются стратегические цели производства и логистики.
Целью производства является повышение гибкости процессов, их эффективности и производительности. Целью логистики является обеспечение промышленного производства и торговли необходимыми материалами или конечной продукцией с оптимизацией запасов (по возможности, без складирования) с одновременным снижением логистических затрат и повышением уровня логистического сервиса. SCM делает возможным интег- рированное достижение этих целей.

гических), так и обеспечивающих (сервисных) бизнес-процессов своим партнерам по бизнесу на долговременной основе. Для многих российских промышленных предприятий пока еще в значительной мере характерно наличие замкнутого цикла производства. Это позволяет обеспечить выполнение собственных производственных программ, но экономически неэффективно в условиях работы на открытом рынке. В связи с этим, необходимо развивать компетенции, которые являются наиболее эффективными (ключевыми).
В странах с развитой рыночной экономикой производители конечной продукции получают от «смежников» до 75-80% комплектующих, имея возможность концентрировать свои усилия на дизайне, технологиях обработки и сборки, на создании новых изделий других ключевых компонентах. Это позволяет значительно повысить гибкость предприятия вследствие возрастающей многовариантности продукции, сократить целый ряд расходов, связанный с содержанием собственных процессов. Для предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) участие в цепях поставок является едва ли не ключевым фактором конкурентоспособности и выживания на рынке. Участие в цепи поставок позволяет предприятиям МСБ занять определенное звено цепи поставок (например, в цепи поставок крупного автомобильного концерна) и, специализируясь на определенной номенклатуре продукции или услуг, получить возможность для стабильной работы, получения дохода, сокращения значительной части затрат вследствие эффекта специализации и т.д.
Узкая специализация при постоянной загрузке обеспечивает предприятиям - субконтракторам интенсивное использование, быструю амортизацию и обновляемость их оборудования. В ряде случаев субконтракторы получают от контракторов оборудование, технологическую оснастку и приспособления, контрольно-измерительные приборы и аппаратуру, а также помощь в осуществлении стандартизации и контроля качества, необходимые для выполнения заказа. Тем самым обеспечивается необходимый трансфер технологий, ноу-хау и т.д., что способствует интенсивному развитию предприятий МСБ.
Применение современных форм кооперации позволяет сконцентрировать ресурсы и усилия на участках (ключевых компетенциях), определяющих конкурентоспособность продукции и всего предприятия в целом. Использование механизма управления цепями поставок стало одним из условий промышленного роста США, Японии, Германии, Италии, Франции, Турции, стран Юго-Восточной Азии.

1.1. Управление цепями поставок: экономическая сущность, значение и роль в современной экономике

Современная наука предлагает множество различных оп-

ределений понятия Supply Chain Management (SCM) – «Управ-

ление цепями поставок», при этом разброс мнений очень широк и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. На сегодняшний день не существует единого мнения относительно содержания понятия «управление цепями поставок», оно постоянно уточняется и изменяется. Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, может звучать следующим образом: «Цепь поставок – это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя» .

В настоящее время акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания

Supply Chain Management (SCM), приведенного в сборнике

«Стандартов по логистике и управлению цепями поставок».

Управление цепями поставок (Supply Chain Management (SCM)) – это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по за-

тратам. Логистика– это планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и/или товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением, в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей .

Можно привести множество примеров различного толкования термина «управление цепями поставок» и «логистика». Довольно сложно охватить весь спектр этих трактовок, состоящий из множества разнотипных, изменчивых терминов логистики и управления цепями поставок. Существует ряд причин, которые привели к такому положению дел:

1. Исторически небольшое время развития. И логистика и управление цепями поставок – достаточно молодые и бурно развивающиеся науки. Впервые термин Supply Chain Management был предложен в 80-ые годы XX столетия. Терминология и понятийный аппарат в этой области знаний постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.

2. Наличие различных национальных школ и течений в логистике и управлении цепями поставок. В настоящее время можно говорить о существовании американской школы (Д. Бау-

эрсокс, Дж. Клосс, Д. Уотерс, Дж. Сток, Д. Ламберт и др.),

серьезных исследованиях в различных европейских странах, в

том числе Великобритании (М. Кристофер, Дж. Менцер, К. Оливер, М. Вебери др.). Определенный интерес представляют исследования австралийских ученых, оказывающих существенное влияние на развитие азиатской логистической школы. В частности, труды Джона Гаторныпризнанного специалиста мирового уровня в области логистики и Supply Chain Management из Австралии переведены на японский и китайские языки и в настоящее время пользуются большим признанием в странах Азии.

3. Междисциплинарный характер логистики и управления цепями поставок и сочетание в них экономических и инженернотехнических дисциплин. Управление цепями поставок на протяжении нескольких последних десятилетий является одной из самых динамично развивающихся концепций, находящихся на стыке маркетинга, логистики, операционного менеджмента и стратегического управления.

4. Наличие большого количества терминов из различных областей знаний. Это также обусловлено тем, что ведущие специалисты в этой области знаний изначально являются специалистами в других областях: менеджмента, маркетинга, коммерции, различных инженерно-технических специальностей.

5. Отсутствие некоторых терминов логистики в различных языках, а также их неточное понимание в разных странах. Использование различной терминологии можно объяснить принадлежностью авторов к той или иной логистической школе, а также желанием сосредоточить внимание на отдельных аспектах логистического процесса. Например, термин «физическое распределение» использовался в США во второй половине XX столетия как синоним современного понятия логистики, а в на-

стоящее время он обозначает одну из функциональных областей логистики и является синонимом термина «дистрибьюция».

1.2. Эволюция концепции управления цепями поставок

Концепция управления цепями поставок является одним из самых динамично развивающихся направлений научной и практической деятельности на протяжении последних десятилетий.

Термин «Supply chain management – SCM» – «Управление цепями поставок» – был предложен системным интегратором – компанией «i2 Technologies» и консалтинговой компанией«Артур Андерсен» в начале 1980-х годов . Появление концепции управление цепями поставок также связывают со статьейК. Оли-

вера и М. Вебера «Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy», выпущенной ими в Лондоне в 1982 году.

В процессе эволюции понятийный аппарат концепции управление цепями поставок существенно изменился, т.к. ее терминология находится в постоянном развитии. В 80-х годах прошлого столетия в странах с развитой экономикой во многих отраслях сложилась ситуация, при которой себестоимость производства продукции снизилась настолько, насколько это оказалось практически возможным. Для поддержания конкурентоспособности появилась необходимость в новой концепции управления бизнесом. С возникновением понятия «управление цепями поставок» в 1980-е гг. появилась идея координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, связанных между собой технологической цепочкой. Поэтому для многих зарубежных компаний стало ясно, что эффективное управление цепями поставок – следующий шаг, который им необходим для повышения своей конкурентоспособности.

В процессе исследования теории и практики концепции управления цепями поставок, можно выделить четыре основных этапа в ее развитии (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Эволюция концепции управления цепями поставок

Характеристика

1 этап. Заро-

Возникает

необходимость

концепции

управления

бизнесом как идеи координа-

ции потоков материалов и го-

продукции

внутри одной фирмы, но и в

ряде фирм, связанных между

собой технологической цепоч-

кой. На этом этапе развития

понятие «управление

поставок» по своему содержа-

нию лишь незначительно от-

личалась

расширенного

толкования

интегрированной

логистики и почти полностью

была ей детерминирована

2 этап. Отде-

Первая поло-

Происходит

обособление

ление теории

вина 1990-х гг.

теории Supply Chain Manage-

ment от логистики, появляют-

ся самостоятельные

от логистики

дования управления

поставок как науки, а также

областей

использования

концепции

практической

деятельности.

Происходит

смещение и разделение меж-

ду логистикой и SCM поня-

отдельных терминов. Возни-

кает необходимость в систе-

матизации

применяемых

нятий и терминов логистики и

управления цепями поставок

Продолжение табл. 1.1

3 этап. Фор-

Четко обозначается различие

мирование

вина 1990-х –

между интегрированной логи-

классической

стикой и управлением цепями

концепции

поставок, функции контрол-

линга, координации и интегра-

ции при управлении товарным

потоком закрепляются за по-

«управление

поставок». Основные направ-

ления исследований сосредо-

тачиваются на процессах ин-

теграции и создания стратеги-

партнерских

ний, а также обеспечению

взаимосвязи и контроля то-

варных потоков и информаци-

онной координации по обес-

печению коммуникаций между

звеньями цепи. Общий накоп-

ленный опыт теоретических и

практических знаний

рует учебные курсы по новой

дисциплине

4 этап. Со-

Происходит еще более углуб-

временный

вина 2000-х гг.

исследование

этап развития

и практики управления цепями

поставок и их адаптация под

рынки. Современная

практика

управления

поставок

акцентируется на

внутрифирменном планирова-

оптимизации ресурсов

построении взаимоотно-

шений между фокусной ком-

панией и остальными членами

цепи поставок

1.3. Развитие концепции управления цепями поставок

в Российской Федерации

В настоящее время управление цепями поставок как концепция SCM является одним из эффективных способов увеличения прибыли и доли рынка и активно внедряется в экономике промышленно развитых стран. Многие крупные компании, в том числе и российские, внедряют принципы Supply chain management как новую идеологию бизнеса. Внедрению и развитию стратегических преимуществ логистики как за рубежом, так и в нашей стране способствуют общенациональные координирую-

щее органы, такие как Европейская логистическая ассоциация

(European Logistics Association – ELA) и Совет профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals – CSCMP). В Российской Федерации в роли таких координаторов в настоящее время выступают Нацио-

нальная логистическая ассоциация России (НЛА) и Национальный совет по цепям поставок. Необходимость в создании и функционировании этих организаций заключается в том, чтобы:

- разрабатывать предложения и дополнения в законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в части, касающейся логистики, так как настоящее время в нашей стране отсутствует законодательство в области логистики;

- устранять барьеры, имеющиеся в налоговом, таможенном, транспортном законодательстве России, которые препятствуют эффективному использованию стратегического потенциала логистики;

- формировать интегрированные логистические системы, охватывающие различные сферы предпринимательства, создавать межрегиональные и международные интегрированные логистические транспортные, торговые и информационные системы.

Национальный совет по цепям поставок – общественная некоммерческая организация в форме некоммерческого партнерства, открытого для всех участников рынка (промышленные предприятия, поставщики продукции и услуг, транспортные и логистические компании, финансовые и кредитные организации, страховые организации, некоммерческие ассоциации и центры, консалтинговые, учебные и государственные предприятия). Основная цель – распространение стандартов управления цепями поставок в практике реального бизнеса в РФ и странах СНГ. Миссия Совета по цепям поставок заключается в разработке,

развитии и распространении модели цепи поставок как основы общероссийского межотраслевого стандарта управления цепями поставок, объединяющего лучшие мировые и национальные практики. Модель цепи поставок определяет общую концепцию цепей поставок, стандартную терминологию, систему измерений и оценок логистической функции, обобщает лучшие практики, является процедурной моделью для внедрения логистического программного обеспечения, выполняет интегрирующую функцию при построении как внутрикорпоративных, так и межкорпоративных цепей поставок.

Национальная логистическая ассоциация России пред-

ставляет собой общественную организацию, учредителями которой являются Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Российская ассоциация бизнес-образование (РАБО) и Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга. Миссией НЛА является становление и развитие логистики в России как нового научного и практического направления, способствующего социально-экономическому развитию хозяйствующих субъектов, отраслей экономики и страны в целом, а также повышению благосостояния граждан. Среди основных задач организации можно выделить следующие:

- анализ зарубежных теоретических исследований и практического опыта в области логистики с целью их адаптации и внедрения в России;

- разработка предложений и дополнений в законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в части, касающейся логистики;

- координация деятельности предприятий, организаций и учреждений, занятых исследованиями в области проектирования, построения и обеспечения функционирования систем логистики; обмен передовым опытом применения логистических разработок

в РФ и за рубежом;

- организация и участие в процедуре сертификации специалистов по логистике в соответствии с российскими и международными требованиями и стандартами.

Растущая глобализация, взаимодействие с западными компаниями, а также отечественные исследования и публикации в области логистики и управления цепями поставок позволяют использовать мировой опыт на практике. Многие зарубежные компании, расширяя географию цепей поставок, включают территорию РФ в качестве рынков сбыта готовой продукции, а также с

целью размещения производственных мощностей для ее изготовления, в собственную цепь поставок, вовлекая, таким образом, российских партнеров в мировую интеграцию.

В качестве примера, можно рассмотреть деятельность компании Electrolux. Эта компания является одним из крупнейших игроков на рынке стиральных машин. По ежегодному рейтингу журнала Fortune концерн Electrolux входит в сотню крупнейших компаний мира. На российском рынке Electrolux работает с 2004 года. Для того чтобы как можно скорее завоевать позиции на новом быстро растущем рынке сбыта бытовой техники компания открыла собственную фабрику по производству стиральных машин Electrolux и Zanussi в Санкт-Петербурге. Важным показателем деятельности завода является степень локализации производства комплектующих. Под локализацией производства понимается практика размещения производственных мощностей компании в непосредственной близости от источников их потребления. С позиций логистики и таможенного дела целесообразность открытия в России фабрики для обеспечения потребностей растущего внутреннего рынка очевидна. При импорте готовых к эксплуатации стиральных машин необходимо уплачивать таможенные платежи по ставке ввозной таможенной пошлины 15% от таможенной стоимости изделия в евро или долларах США. С марта 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от № 125 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении комплектующих изделий для стиральных машин" была установлена нулевая ставка пошлины на части стиральных машин (код ТН ВЭД России 8450 90 000 0). Таким образом, часть комплектующих для производства стиральных машин стала импортироваться по нулевой ставке пошлины, что позволило заметно снизить издержки.

Еще одним примером вовлечения российского потенциала в мировую интеграцию может служить опыт автомобильного концерна Ford . В 2002 году состоялось официальное открытие завода Ford в городе Всеволожск, Ленинградской области. Функционирование завода предусматривало выполнение компанией обязательств об определенном уровне инвестиций в реализацию проекта и поэтапной локализации продукции. К настоящему моменту инвестиции Ford в российский проект составили около 230 миллионов долларов США. Уровень локализации продукции завода составляет более 40% от себестоимости автомобиля.

. Парадигмы логистики: функциональная, ресурсная, инновационная. 2. Содержание концепции "управление цепями поставок". 3. Концепции логистики: информационная, маркетинговая, интегральная. 4. Логистические концепции: логистика в реальном времени, логистика добавленной стоимости, электронная логистика, виртуальная логистика.

1 . В процессе эволюции парадигмы логистики проходили ряд этапов:

функциональная парадигма;

ресурсная;

инновационная.

На рисунке 1 представлена примерная продолжительность и последовательность данных этапов:

Рисунок 1 - Эволюция парадигм в логистике

Функциональная парадигма (период примерно с 1960 по 1985 г.) была связана с тем, что за логистикой закреплялись операционные виды деятельности (транспортировка, складирование, грузопереработка, таможенное оформление и страхование грузов и т.п.). Для осуществления такого рода деятельности на предприятиях создаются специальные функциональные подразделения, формируется необходимая инфраструктура либо указанные операции передаются на аутсорсинг (привлекают сторонних исполнителей).

Для образовавшихся подразделений целевой функцией деятельности становились затраты на своем участке (сокращение затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку и т.п.). При этом на каждом участке исполнители стремились локально снизить издержки логистических операций, не учитывая влияния на систему в целом, т.е. величину совокупных затрат. Так зачастую снижение затрат на транспортировку вызывает роста затрат на складирование, оптимизация складского хозяйства приводит к росту затрат на снабжение и содержание запасов и т.п. Поэтому возникает ресурсная парадигма , которая основывается на принципе "общих затрат" (Total cost of Ownership/Совокупные затраты владения). Согласно концепции ТСО ("общих затрат") затраты на логистику и связанные с ней виды деятельности необходимо суммировать в логистической системе (цепи поставок) и именно эта величина является показателем эффективности использования ресурсов.

В сумму общих затрат включаются:

операционные затраты на логистику;

административно-управленческие и трансакционные затраты;

затраты, связанные с иммобилизацией средств в запасах;

потерянную прибыль (упущенные продажи) - "фиктивные" затраты.

Операционные затраты - это расходы на все виды логистической деятельности (погрузку-разгрузку транспортных средств, перевозку, входной контроль получаемых товаров по количеству/качеству, складскую грузопереработку, хранение товаров, сортировку, маркировку, таможенное оформление, страхование грузов, ответственности перевозчика и т.п.).

Административно-управленческие и трансакционные затраты включают заработную плату управленческого персонала службы логистики, затраты на поиск и обработку информации о рынке логистических услуг, поиск контрагентов, накладные и прочие расходы и т.п.

Затраты, связанные с иммобилизацией средств в запасах (альтернативные издержки), учитывают замораживание оборотного капитала компании в товарных запасах, циркулирующих в подразделениях компании или в цепи поставок в целом.

Потерянная прибыль характеризует эффективность принятия тех или иных логистических решений с позиций клиента. Эти расходы отражают потенциальную потерю прибыли компании (или цепи поставок) от недостаточного уровня качества логистических услуг.

С появлением ресурсной парадигмы появляется понятие логистической координации . Разрозненные стремления отдельных подразделений компаний было необходимо объединить для достижения единой цели функционирования предприятия. Так отдел продаж стремится увеличить уровень запаса для того, чтобы повысить доступность продукции покупателям тем самым повысив объем продаж, при этом отдел финансов, напротив, стремится минимизировать объем средств, иммобилизованных в запасы. Такого рода конфликты призвана решать служба логистики, оптимизирующая взаимодействие структурных подразделений посредством межфункциональной логистической координации, выступая некой "третьей стороной" в рамках межфункциональных конфликтов.

Таким образом, ресурсная парадигма логистики была связана с качественно новым уровнем ее развития: переходом на более высокую ступень влияния в иерархии управления компанией - от операций к координации. Иными словами, если раньше логистика была призвана выполнять определенные логистические функции/операции, то теперь ее основной задачей становится увязка разноориентированных интересов подразделений с целями функционирования предприятия в целом.

С развитием информационных технологий и с повышением роли знаний и информации в бизнесе возникает инновационная парадигма, которая заключается в рассмотрении логистического процесса как единого целого в цепи поставок (логистической системе) для более эффективного достижения целей бизнеса. То есть все больше внимания уделяется проблеме интеграции - объединения как структурных подразделений внутри предприятия, так и с внешними партнерами.

Предпосылками инновационной парадигмы логистики явились:

    новое понимание интегрированной логистики и SCM как стратегических элементов в конкурентных возможностях отдельной компании и цепи поставок в целом;

    усиление интеграции между контрагентами цепей поставок, появление новых организационных отношений сотрудничества и кооперации;

    расширение технологических возможностей, в частности в области гибких производств и интегрированных информационно-компьютерных систем и технологий, радикально изменивших горизонты контроля и управления логистическими бизнес-процессами в цепях поставок.

На базе инновационной парадигмы рождается концепция SCM.

2. В современных условиях ведения бизнеса для достижения долгосрочного успеха уже недостаточно сосредотачивать внимание исключительно на высоких показателях деятельности собственного предприятия (кривая 1), так как в конечном счете достигнув своего предела темпы улучшения показателей начинают снижаться и возникает эффект снижения доходности. Поэтому многие руководители осознали необходимость интеграции с внешними партнерами (кривая 2), что приводит к возникновению дополнительных преимуществ, что в конечном счете выливается в рост различных показателей функционирования самого предприятия на 10-20%. Кривая 3 характеризует тенденцию обращения внимания бизнеса при управлении цепями поставок к современным информационным технологиям (рисунок 2).

В связи с этим применение современных инструментов и методов управления цепями поставок становится необходимым условием успеха бизнес-структур на рынке. Именно с этим связано активное распространение и внедрение концепции "управление цепями поставок" в практику бизнеса.

Рисунок 2 - Взаимозависимость показателей функционирования предприятий и базовых элементов управления цепями поставок

Термин "Supр1у Chain Маnagement" (Управление цепями поставок) был введен в оборот американскими консультантами в начале 1980-х гг. в связи с существенным расширением границ данного понятия относительно содержания категории "логистика". Вместе с тем до сих пор не существует однозначной трактовки содержания этого термина. Многие применяют этот термин как синоним понятия "логистика" или "интегрированная логистика". Однако сейчас акцент в содержательном толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания SCM как новой концепции бизнеса. Всемирная организация "Совет профессионалов в области управления цепями поставок" (США) определяет это понятие следующим образом:

"Управление цепями поставок - это интеграция ключевых бизнес-процессов (в основном логистических), начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц".

В новейшем терминологическом словаре ЕLА 2005 г. дано следующее определение:

Управление цепями поставок - это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам.

В словаре APICS приведено следующее определение цепи поставок:

Цепь поставок - это глобальная сеть, используемая для доставки продукции или услуг от источников сырья и материалов до конечного потребителя посредством потоков информации, физического распределения и денежных средств.

3. Логистическая концепция организаций бизнеса - это парадигма (руководящая идея), платформа поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.

Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией бизнеса в промышленно развитых странах.

Фундаментальными концепциями в логистике являются:

- информационная;

маркетинговая;

интегральная.

Информационная концепция логистики появилась в конце 1960-х годов и тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес-объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.

Теоретической основой информационной концепции является системный подход, который применяется как для моделирования самих объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные стратегические решения состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более сложных оптимизационных логистических задач.

Практическими примерами использования информационной концепции логистики являются широко распространенные системы/подсистемы и информационно-программные модули MRP I, MRP II, DRP, QR, CR и т.п.

В то же время логистические системы, первоначально построенные исключительно на принципах информационно-технологической концепции, не обладали необходимой гибкостью и интегрированностью, которые требуются на современном этапе развития рыночной экономики, например, для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции. Поэтому с начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных логистических систем часто применяется маркетинговая концепция, которая акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения (дистрибьюции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая система должна поддерживать стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения, определенной перестройки управления логистикой в компании.

В последние годы на Западе укоренилась и активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей называют интегральной или концепцией интегрированной логистики . Эта концепция по существу развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:

  • -новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;
  • -перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные (структурные) отношения;
  • -новые технологические возможности, в частности, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции.

Интегральная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в единый интегральный процесс управления основными и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения спроса в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса. Концепция интегрированной логистики, позволяет объединить усилия управляющего персонала фирмы, ее структурных подразделений и логистических партнеров ("три стороны" в логистике) для сквозного управления основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса: "проектирование - закупки - производство - распределение - продажи - сервис".

4. В процессе эволюции логистики в бизнесе возникли и получили интенсивное развитие такие логистические концепции/технологии, как

RP (Requirements/Resourse planning) - планирование потребностей/ре-сурсов;

JIT (Just-in-time) - точно в срок;

LP (Lean Production) - "плоское" производство.

Среди прочих логистических концепций можно указать следующие:

Supply chain management (SCM) - "управление цепью (цепями) поставок";

Time-based logistics - "логистика в реальном масштабе времени";

Value added logistics - "логистика добавленной стоимости";

E-logistics - "Электронная логистика";

Virtual logistics - "Виртуальная логистика".

Рассмотрим их подробнее.

Чтобы быть конкурентоспособной на рынке, фирме необходимы гибкость и динамичность, т.е. быстрая адаптация к изменяющимся условиям рыночной среды и спроса на продукцию. Таким образом, важнейшее значение приобретает фактор времени. Концепция Time-based logistics направлена на оптимизацию всех фаз жизненного цикла изделия по времени: научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, поставок сырья и материалов, производства, обработки заказа и доставки готовой продукции потребителям, выполнения послепродажного сервиса и т.д. Для сокращения продолжительности полного логистического цикла предусмотрена интеграция с логистическими посредниками в системах дистрибьюции.

Современные информационные технологии открыли эпоху конкуренции в режиме реального времени, создали возможность повышения оперативности и точности выполнения логистических операций и функций. С этих позиций логистичекая сеть должна строиться на основе современных информационных систем и технологий: КИС; новейших технологий управления и моделирования логистических бизнес-процессов: CALS и CASE; интернет-решений, мобильного и электронного бизнеса; электронного документооборота и EDI-технологий; WAP-протоколов беспроводной связи; систем сканирования штрих-кодов и автоматической идентификации грузов; спутниковых систем связи и навигации, позволяющих отслеживать товарно-транспортные потоки в реальном масштабе времени. Применение концепции "Логистика в реальном масштабе времени" позволяет ускорить выполнение логистических операций, уменьшить соответствующую потребность в финансовых ресурсах.

Концепция Value added logistics - "логистика добавленной стоимости" - основана на достаточно простой идее: любая логистическая операция добавляет стоимость продукту или услуге. Однако добавление стоимости еще не означает добавления ценности (полезности) с позиций потребителя. Концепция Value added logistics определяет логистический сервис как процесс создания существенных выгод, содержащих добавленную стоимость, в логистической цепи наиболее эффективным, с точки зрения потребителя, способом. Главное - определить (специфицировать) потребности клиента в логистических услугах и включить в логистический процесс только те операции/функции, которые действительно выполняются с минимальными затратами ресурсов. Ключевой вопрос: "действительно ли затраты, выделенные на оказание логистических услуг, являются обоснованными, и если да, то тем ли потребителям они адресованы?" или "как определить базовый уровень обслуживания для большинства потребителей?". Логистический сервис сверх базового уровня называют логистикой с добавленной стоимостью.

Контрольные вопросы

  • 1. Опишите последовательность парадигм в логистике?
  • 2. С чем связано активное развитие парадигм логистики в конце 20 века?

Охарактеризуйте особенности функциональной парадигмы логистики.

Чем обусловлено возникновение ресурсной парадигмы логистики?

В чем сущность концепции TCO?

Перечислите и охарактеризуйте элементы общих затрат.

В чем, на ваш взгляд, проблема определения общих затрат?

Что такое логистическая координация? Почему она возникает именно в период главенствования ресурсной парадигмы?

Перечислите предпосылки инновационной парадигмы.

С чем связано возникновение концепции SCM?

Что такое управление цепями поставок?

Что такое цепь поставок?

В чем сущность информационной концепции логистики? Какие Вам известные практические примеры ее реализации?

В чем преимущество маркетинговой концепции относительно информационной?

Какие новые условия бизнеса учитывает интегральная концепция логистики?

Охарактеризуйте сущность и преимущества реализации концепции логистика в реальном масштабе времени.

В чем специфика реализации концепции логистики с добавленной стоимостью?

Дополнительная литература

  • 1. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. - М.: Изд. ЗАО "ОЛИМП-БИЗНЕС", 2006. - С. 120-134.
  • 2. Логистика: Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / учебник: Полный курс МВА. Под ред. проф. В. И. Сергеева / В. В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова. - М.: Изд. "Эксмо", 2008. - С. 156-188.