Базовый тральщик проекта 1265 «Яхонт» явился, по сути, дальнейшим развитием базового тральщика проекта 257ДМ. Потребность в новом проекте базового тральщика была обусловлена так же тем, что тральщики проекта 1252 с стеклопластиковыми корпусами, планируемые к серийной постройки после серии тральщиков проекта 257ДМ, проектировались на базе устаревшего к середине 60-х годов оборудования и их крупносерийное производство не было оправданным. В результате этого в 1965 г. ВМФ выдал Западному ПКБ (п/я А - 1277) ТТЗ на разработку нового проекта базового тральщика проекта 1265 в двух вариантах: со стеклопластиковым корпусом (пр. 1265П), считавшийся основным, и с деревянным корпусом (1265Д, рассматриваемый как резервный. Первоначально разработкой проекта руководил главный конструктор Д.И. Рудаков, затем его сменил В.И. Немудров. Главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И.М. Шелевахо, затем его сменил полковник А.Т. Ильичёв. Технический проект был выполнен и утверждён в обоих вариантах по материалу корпуса. К строительству же был утверждён проект с деревянным корпусом, для повышения долговечности древесины и достижения лучшей герметичности оклеиваемый стеклопластиковым покрытием. Это было обусловлено тем, что в это время хотя стеклопластик и являлся более предпочтительным материалом, так как имел сравнительно небольшую удельную массу, являлся диэлектриком, не коррозировал и не подвергался гниению и разрушению древоточцами, но всё же был ещё не достаточно освоен промышленностью. Кроме того полученные в результате проектирования основные размерения затрудняли его постройку на Средне-Невском ССЗ, где в то время был единственный цех стеклопластикового судостроения, и не возможно было организовать строительство крупной серии, так как это потребовало бы строительства дополнительных цехов, освоения технологии и т.д. на Владивостокском ССЗ и ССЗ «Авангард». Не готова была и химическая промышленность к поставке необходимого количества компонентов для изготовления корпусов. Забегая вперёд, следует отметить, что применяемая для изготовления стеклопластика смола была токсична, поэтому требовалось выполнить достаточно большое количество мероприятий, обеспечивающих на корабле нормальных условий обитаемости экипажей, в частности такие, как усиление вентиляции и обеспечение её непрерывной работы, создания герметичных хранилищ для пищевых продуктов и т.д. В процессе эксплуатации уже построенных кораблей с корпусами из стеклопластика были выявлены недостатки, затрудняющие эксплуатацию технических средств, ремонтопригодность и т.п. Так что с точки зрения обитаемости и сохранения здоровья экипажа, эксплуатации деревянный корпус был предпочтительнее.
В 1969 г. был принят и утверждён десятилетний План военного судостроения на 1971 - 1980 г.г., которым предусматривалось строительство серии кораблей проекта 1265.

В результате стремления к улучшению тактико-технических характеристик при проектировании водоизмещение и главные размерения корабля по сравнению с бтщ проекта 257ДМ существенно выросли. Полное водоизмещение корабля достигло 460 тонн, длина - 49 метров. Таким образом, корабль оказался на 100 тонн меньше по водоизмещению, короче по длине на 3,1 метра, чем морской тральщик проекта 266. Тем не менее, по классификации того времени корабль относился к кораблям 4 ранга. Забегая вперёд, следует отметить, что в начале 90-х годов в соответствии с новой классификацией, введённой приказом ГК ВМФ, корабли проекта 1265 были отнесены к кораблям 3 ранга.
По своему архитектурному типу корабль напоминал проект 257ДМ. Имел такой же удлинённый полубак, упрощенные обводы, и примерно такое же отношение длины к ширине. При этом внешний вид корабля с изменением линий надстройки, установкой фальштрубы для газохода котлоагрегата, по сравнению с бтщ проекта 257ДМ, стал более привлекательным и эстетичным. Для корпуса использовалась также древесина из сосны. На корабле были созданы исключительные условия обитаемости для экипажа. Они были практически не сравнимы даже с мтщ проекта 266М, не говоря уже о бтщ проекта 257ДМ. Высота подволока в офицерских каютах просто поражала. В составе вспомогательных механизмов были установлены две холодильные машины МХМ-15С и применена система круглогодичного кондиционирования воздуха жилых, служебных помещений и боевых постов установкой в системе вентиляции воздухоохладителей и воздухонагревателей, на последние подавался пар от вспомогательного котлоагрегата,
На корабле проекта удалось достичь дальнейшего снижения уровней магнитного, электрического и электромагнитного полей. Как и у проектов 266, 266М, 257ДМ использовались в формировании корпуса маломагнитная сталь Ю3, а также лёгкие алюминиево-магниевые сплавы (АМГ). Было применено усовершенствованное размагничивающее устройство. Для снижения акустического поля корабля было применено кроме уже обычных к тому времени мероприятий, как: звукоизоляция с помощью амортизаторов, звукоизолирующие гибкие вставки в трубопроводах, системах и местах присоединения к механизмам (в частности валопровода к фланцу отбора мощности главного двигателя), - ещё и установка винтов в насадки, к которым подводился воздух.
На корабле предусматривались новые виды противоминного вооружения, которые обеспечивали поиск, обнаружение и уничтожение мин и миноподобных предметов по курсу корабля. Такое техническое средство получило название комплексного искателя-уничтожителя донных мин (КИУ). Помимо КИУ на корабле предусматривалось четыре разновремённых варианта использования противоминного вооружения: контактный трал ГКТ2, сетевой трал ТС-1, неконтактные электромагнитный трал ПЭМТ-4 (или соленоидный СТ-2) и акустический трал АТ-5, а также шнуровые заряды. Корабль оснащался гидроакустическими станциями поиска якорных (МГ - 69 «Лань») и донных мин (МГ - 79 «Мезень»). Средства самообороны по сравнению с проектом 257ДМ были усилены установкой дополнительно к одному спаренному 30 мм автомату АК-230М в маломагнитном исполнении, управляемому от ПУС «Колонка» одного спаренных 25 мм автомата 2М-3М. На корабле устанавливались комплекты имеющегося в то время штурманского, радиолокационного вооружения и средств связи. При этом была использована возможность размещения дополнительных средств связи по сравнению с проектом 257ДМ. Следует отметить, что строительство серии продолжалось на протяжении практически 22 лет, поэтому в это период вносились изменения в проект и устанавливались новые образцы штурманского, радиолокационного, радиотехнического вооружения и другого вооружения с целью повышения боевой эффективности корабля. В частности устанавливался переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3», на последних по постройке кораблях артустановка АК - 306 (3 х 30 мм), новый тип искателя-уничтожителя мин, более эффективные гидроакустические станции поиска якорных и донных мин, новый авторулевой «Аист», система ГГС «Лиственница» и т.д.
Тральные и палубные механизмы имели также как и на предыдущем проекте бтщ гидравлические приводы. Вместе с тем устанавливались более мощные по тяговому усилию и грузоподъёмности, более совершенные механизмы, как лебёдка ЛВГ-5, складывающаяся кран-балка КБГ-5, якорно-швартовный шпиль ШЭГ- ?). При этом вьюшка из состава тральных механизмов была исключена. Система гидравлики была также усовершенствована. Обеспечение работы тральных и палубных механизмов потребовало более мощных гидравлических насосов. Устанавливалось три наоса типа IIД10, приводимых во вращение от валов отбора мощности двух дизельгенераторов ДГ-100 (7Д6), расположенных в дизельгенераторном отделении, и специального дизельгенератора (К266), расположенного в машинном отделении. Рулевая машина также переведена на гидравлический привод. Устанавливалась рулевая машина РГС-1 с системой управления «Альбатрос 21-11», предусматривающей простой, следящий и автоматический режимы управления. Устанавливались два пера руля.
Главная энергетическая установка по своему составу и расположению от предыдущего проекта отличалась незначительно. Вместе с тем была внедрена высокая степень автоматизации работы электроэнергетической системы корабля, вспомогательных механизмов и систем. ГЭУ двухвальная с расположением главных двигателей в одном машинном отделении. Главные двигатели - дизель-редукторные агрегаты ДРА - 210Б (дизель М412) мощностью 1000 л.с. Главные двигатели работали на винты регулируемого шага ВР 1265, расположенные в насадках. Следует отметить, что при водоизмещении на 200 тонн больше и больших главных размерениях чем у проекта 257ДМ скорость полного хода осталась практически неизменной - 14 узлов. Изменение шага винта производилось гидравлической системой, подачу масла в которую осуществляли насосные агрегаты, приводимые во вращение от валопровода через клиноременную передачу, что обеспечивало работу ВРШ и управление ими с местного поста в дизельгенераторном отделении даже при обестачивании корабля. Система была идентичной исполненной на проекте 257ДМ. Устанавливалась электропневматическая система дистанционно-автоматического управления ГДГД и ВРШ «Пассат», обеспечивающая дистанционное раздельное управление ГД и ВРШ из поста энергетики и живучести, машинного отделения (только управление ГДГД) и главного командного пункта. Электроэнергетическая система корабля (ЭЭСК) включала три дизельгенератора (~ 380V, 50 Гц) общей мощностью 300 кВт (3х100 кВт с дизелями 7Д6). Один ДГ располагался в МО, два других в ДГО. Устанавливалась система автоматического и дистанционного управления ЭЭСК «Березина». Дизельгенераторы также имели дистанционно-автоматическое управление. Устанавливалась также и система дистанционного управления вспомогательными механизмами и системами «Эльтон». Количество вспомогательных механизмов было по сравнению с проектом 257ДМ несколько увеличено. Так устанавливалось большое количество пожарных насосов (три вместо двух), компрессоров (три вместо двух) и т.д. Устанавливались автоматизированные компрессоры. Впервые на корабле предусматривалась система сбора льяльных и загрязнённых вод.
Были увеличены запасы топлива и воды по сравнению с бтщ проекта 257ДМ. Автономность по продовольствию возросла до 15 суток.

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 10 водонепроницаемых отсеков.

Продольный разрез

1 отсек с 0 - 5 шпангоут - форпик, цепной ящик, шкиперская и малярная кладовая;
2 отсек с 5 - 12 шпангоут - тамбур № 1, 2, 3, помещение рефрижераторной машины и рефкамера, кладовая мокрой провизии, электромеханическая кладовая;
3 отсек с 12 - 28 шпангоут - тамбур № 2, 4, гидроакустический отсек, шахта ПОУ, коридор № 1, каюты офицеров и главстаршин, кают-компания, гальюн и душевая офицерского состава, тамбур;
4 отсек с 28 - 38 шпангоут - коридор № 2, кубрик личного состава на 20 человек, гиропост, цистерна пресной воды, рубка гидроакустика, радиорубка, каюта гластаршин;
5 отсек с 38 - 52 шпангоут - коридор № 3, машинное отделение, камбуз, столовая команды, секретная канцелярия, вентиляционнаявыгородка;
6 отсек с 52 - 64 шпангоут - коридор № 4, тамбуры № 6,7, дизельгенераторное отделение, пост энергетики и
живучести, помещение УСВЗ, раздевалка, баня, прачечная, гальюн и умывальник
команды, пост дегазации и дезактивации, вентиляционная выгородка;
7 отсек с 64 - 72 шпангоут - кубрик № 2 на 22 человека;
8 отсек с 72 - 80 шпангоут - топливный отсек;
9 отсек с 80 - 86 шпангоут - помещение трального боезапаса и тральная кладовая;
10 отсек с 86 - 94 шпангоут - румпельное отделение;

Основные проектные тактико-технические элементы


Водоизмещение: стандартное - 427 тонн, полное - 460 тонн.

Главные размерения: длина наибольшая-49,0 м, ширина наибольшая-9,2 м, осадка средняя
при полном водоизмещении - 2,45 м..

Тип и мощность ГЭУ: двухвальная, дизельная, 2 х ДРА-210Б (М412), 1 000 л.с. каждый,

Номинальная частота вращения ГД -1 550 об/мин, валопровода-374 об/мин,

Винты регулируемого шага ВР-1265.

Электроэнергетическая система:

3хДГ (7Д6),100 кВт, суммарная мощность 300 кВт. Для обеспечения работы
электромагнитного трала специальный дизель- генератор (дизель К266) с

Генератором постоянного тока (50кВт).

Скорость: полного свободного хода - 14 узлов; с тралами - ? узлов;
боевая экономическая - 10 узлов.

Дальность плавания: 1700 миль при скорости хода 10 узлов.

Запасы: топливо - ? тонны;
масло моторное - 2,0 тонны;
вода питьевая - ? тонны;
вода котельная - ? тонны.

Автономность: 15 суток.


Вооружение.
Штурманское: Гирокомпас «?», магнитные компасы «УКП - М1» и «УКП - М3», лаг
МГЛ - ?, эхолот НЭЛ - ?, радиопеленгатор АРП - 50Р.


Артиллерийское: 1х2 30мм спаренная автоматизированная артиллерийская установка АК-230

С дистанционными управлением от ПУС «Колонка», 1х2 25мм спаренная

Турельная артиллерийская установка 2М-3М с ручным управлением.


Ракетное ПВО: 2х4 ПУ переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3»(устанавливался

На кораблях более поздней постройки, а также на кораблях в период ремонтов

И модернизаций).


Противоминное: контактный трал ГКТ-2, сетевой трал ТС-1, электромагнитный трал ПЭМТ-4,
акустический трал АТ-5(АТ-6), искатели-уничтожители мин КИУ-1(КИУ-2-2М),
шнуровые заряды.


Средства связи: Коротковолновый передатчик, приёмник Р - 657К, станция УКВ Р - 619,
аппаратура ЗАС, всеволновый приёмник «Волна - 2К», ГГС «Каштан»
(«Лиственница»).


Радиотехническое: РЛС навигации «Дон» («Вайгач») аппаратура системы опознавания

«Нихром» инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель»,

Электрооптическая аппаратура ночного видения МЭ5 («Тромбон»).


Гидроакустическое: ГАС МГ-69 «Лань», МГ-79 «Мезень» (МГ-89).

Химическое вооружение: прибор химической разведки ВПХР
приборы дозиметрического контроля ДП-62.
для аварийной партий противогазы ИП-46
химкомплекты КЗИ-2
ранцевые приборы дезактивации
порошок СФ-4 - 6 кг
фильтрующие противогазы для л/с - 110%
дымовые шашки ДШМ-60 - 4шт.

Экипаж: 45 человека (в том числе по проекту 5 офицеров, на самом деле практически

Всегда было 4 офицера, и небольшой период 80-х годов вводился в штат зам.

Командира по политической части).

Директивный срок службы кораблей проекта 1265 - 15 лет;
Межремонтный срок корабля (текущий / средний) - 3 года / 6,5 лет;
Междоковый срок - 1 год.

Боевая эффективность тральщика по сравнению с предыдущими проектами существенно возросла и по праву вывела его в число лучших представителей кораблей этого подкласса во всём мире. В 70-х годах ВМФ дважды выдавалось Западному ПКБ ТТЗ на проектирование нового базового тральщика (проект 1265П модернизированный и проект 12651 с стеклопластиковыми корусами). В обоих случая разработка проекта велась под руководством главного конструктора В.И. Немудрова. Опять же в обоих случаях дело заканчивалось разработкой, а затем корректировкой технических проектов с последующим решением продолжения постройки бтщ проекта 1265 из-за неготовности базы стеклопластикового судостроения и нового противоминного вооружения, хотя строительство проекта предусматривалось утверждённым в 1980 г. десятилетним Планом военного судостроения на 1981 - 1990 г.г.
Строительство базовых тральщиков проекта 1265 «Яхонт» было развёрнуто на двух судостроительных заводах: ССЗ «Авангард» (г. Петрозаводск), корабли после постройки на котором поступали на Северный, Балтийский, Черноморский флоты и Каспийскую флотилию, и Владивостокском судостроительном заводе, корабли после постройки на котором поступали только на Тихоокеанский флот. Головной тральщик был построен на ССЗ «Авангард» и сдан ВМФ 31 декабря 1972 г. Первым тральщиком проекта, построенным для ТОФ на Владивостокском судостроительном заводе, стал «БТ - 347», заводской № 901, сданный флоту в 1973 г.. Всего по проекту до 1994 г. было построено около 70 единиц кораблей. Из них на на Владивостокском ССЗ - 22 единицы. Строительство кораблей проекта на ВСЗ в интересах ТОФ было прекращено в 1991 г. .). Владивостокским ССЗ было построено 31 % кораблей пр. 1265.
Базовый тральщик проекта 1265 «Яхонт» стал самым многочисленным типом базовых тральщиков послевоенной постройки.
Для ТОФ ВСЗ в период с 1973 по 1991 г построены и сданы по проекту 1265:
«БТ-347», заводской № 901 (1973 г.), «БТ-325», заводской № 902 (1974 г.), «БТ-327», заводской № 903 (1975 г.), «БТ-266», заводской № 904 (1976 г.), «БТ-267», заводской № 905 (1978 г.), «БТ-734», заводской № 906 (1977 г.), «БТ-438», заводской № 907 (1978 г.), «БТ-470», заводской № 908 (1978 г.), «БТ -78», заводской № 909 (1979 г.), «БТ- 121», заводской № 910 (1979 г.), «БТ-132», заводской № 911 (1981 г.), БТ «Сахалинский комсомолец (с 1992 г. «БТ- 38»), заводской № 912 (1982 г.), «БТ-56», заводской № 913 (1983 г.), «БТ-96», заводской № 914 (1983 г.), «БТ-100», заводской № 915 (1985 г.), БТ «Бурятский комсомолец» (с 1992 г. «БТ-325»), заводской № 916 (1986 г.), «БТ-51», заводской № 917 (1986 г.), «БТ-114», заводской № 918 (1987 г.), «БТ-232», заводской № 919 (1989 г.), «БТ-245», заводской № 920 (1990 г.), «БТ-256», заводской № 921 (1990 г.), «БТ-215», заводской № 922 (1991 г.).
Практически Владивостокский ССЗ сдавал флоту по 1 единице кораблей проекта в год, в отдельные периоды по 2 единицы в год.
ССЗ «Авангард» для ВМС иностранных государств (Болгария, Вьетнам, Куба, Сирия) было построено 13 единиц кораблей в экспортной модификации по проекту 1265Э.
Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал около двух лет.
Первые бтщ проекта 1265 ТОФ входили в состав 81 днтщ ВМБ Стрелок (позже 81 днтщ 7 бртщ). В дальнейшем корабли проекта зачислялись в состав 142 днтщ 114 брковр (г. Петропавловск - Камчатский, б. Завойко), 13 днтщ 33 брковр (п. Корсаков, о. Сахалин), 646 днтщ 45 брковр (п. Тимофеевка, залив Владимира), 196 брнк, позже в 38 однковр (Советская Гавань, б. Северная). После расформирования в 1990 г. 7 бртщ, бтщ проекта 1265 "Яхонт" были зачислены в состав 187 днтщ. Позже, в 1994 г. в состав 81 днтщ 47 брковр. Бтщ проекта после расформирования 45 брковр в 1990 г. были зачислены в 169 днковр, после его расформирования в 1994 г. также вошли в состав 81 днтщ 47 брковр.
Ряд бтщ проекта 1265 Тихоокеанского флота привлекались к выполнению задач боевой службы в составе 17 опэск в районах Южно - Китайского моря (17 опэск, п. Камрань, Вьетнам).
«БТ-325» приказом ГК ВМФ исключен из боевого состава Тихоокеанского флота в 1989 г., БТ-327, - 266 - приказом ГК ВМФ - в 1993 г., «БТ-734» - приказом ГК ВМФ в 1994 г., БТ-347, -438 - приказом ГК ВМФ - в 1995 г., «БТ-267» - приказом ГК ВМФ - в 1996 г., БТ-56, - 470, - 121 - приказом ГК ВМФ - в 1997 г., «БТ-38» - приказом ГК ВМФ - в 1998 г., «БТ-96» - приказом ГК ВМФ - в 2000 г., «БТ-78» - приказом ГК ВМФ - в 2001 г., «БТ-132» - приказом ГК ВМФ - в 200? г., «БТ-51» - приказом ГК ВМФ - в 200? г..
Бтщ проекта 1265, входящие в состав ТОФ, полностью выслужили свои директивные сроки службы (15 лет). 7 единиц кораблей проекта, входящих в состав ТОФ, до настоящего времени находятся в строю и продолжают нести службу. В составе 11днковр 165 брнк (Владивосток, б. Улисс) находятся БТ - 100, - 114, - 232, в составе 117 днковр 114 брковр (Петропавловск - Камчатский, б. Завойко) - «БТ-325», в составе 38 однковр (Советская Гавань, б. Северная) - БТ-215, - 245, - 256.
Большая часть кораблей прослужили 20 лет и более. Наибольший срок службы на настоящее время, 24 года, у «БТ-100», наименьший, 15 лет, был у «БТ-325». Современная тенденция такова, что замена на флоте бтщ проекта нет, и вполне возможно, что срок службы оставшихся в строю кораблей достигнет 30 лет и более. Это лишний раз свидетельствует о высоком потенциале, заложенном в корабли при проектировании, качестве постройки на отечественных судостроительных заводах советского периода. Следует заметить, что единственный корабль проекта из состава ТОФ, прослуживший всего 15, был исключен из боевого состава в результате полученных повреждений в результате пожара, устранение которых было признано не целесообразным.

В процессе своей службы корабли проекта продемонстрировали высокие эксплуатационные и мореходные качества. Корабли отличались исключительными условиями обитаемости экипажей по сравнению с тральщиками других проектов, в том числе и кораблями других классов. Вместе с тем корабли проекта не избежали аварий, приведших к их из боевого состава флота, и даже гибели. На Тихоокеанском флоте имели место быть следующие аварийные случаи с кораблями проекта:

29.06.1984 г. На бтщ - 325 81 днтщ, 7 бртщ, Приморской флотилии разнородных сил, находящегося в море на ходу, в машинном отделении возник пожар. Борьба за живучесть организована должным образом не была. Время тушения пожара было упущено. Станция объёмного химического тушения была ошибочно включена на топливный отсек вместо машинного отделения. Фреон, таким образом, был израсходован полностью. Корабль был обесточен и потерял возможность использовать другие средства тушения. Пожар получил дальнейшее развитие. Пожар был потушен только с привлечением аварийно-спасательных служб флотилии. Корабль в результате пожара получил значительные повреждения, машинное отделение выгорело полностью. Восстановление корабля было признано нецелесообразным, и он после нескольких лет отстоя в 1989 г. был исключён из состава флота. В 1989 г. его корпус был сожжён в бухте Парис.

10-11 октября 2003 г. На бтщ - 51 (11 днковр, 165 брнк Приморской флотилии разнородных сил), стоящего на якоре и швартовах в б. Улисс, 10.10. после 23.00 в районе душевой офицерского состава возник пожар. Причиной пожара явилось не выключение после использование нагревательных элементов сауны, сделанной личным составом самостоятельно. Проектом сауна не предусмотрена. Вследствие низкой организации службы борьба за живучесть должным образом организована не была. Время тушения пожара было упущено. Пожар получил дальнейшее развитие. Прибывшие для тушения силы поисково-спасательной службы Флота и пожарных частей г. Владивостока предпринять что-либо не смогли, так как пожар распространился на подбашенное отделение носовой артустановки и начал рваться боезапас. В дальнейшем тушение пожара производилось обильной подачи воды. Корабль принял порядка 200т воды, крен на левый борт достиг почти 20 градусов, дифферент на нос - 2 метров. Корабль был отбуксирован на отмель кормой к берегу, где просто «догорел» и дальнейшему восстановлению не подлежал.

Литература:

Буров В.Н., «Отечественное кораблестроение в 3-м столетии своей истории», 1995 г., СПб,
«Судостроение»;
- Кузин В.П., Никольский В.И., «Военно-морской флот СССР 1945-1991», 1996 г., СПб,
Историческое морское общество;
- «История отечественного судостроения», том 5 «Судостроение в послевоенный период 1946-
1991 г.г.», 1996 г., СПб, «Судостроение»

Подборку материала провел капитан 1 ранга запаса Янгаев М.Ш.

Дополнил капитан 2 ранга запаса Камардин А. И.

BASIC TRAWLER PROJECT 1265 «YAHONT»

26.12.2007
СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «АВАНГАРД» В 2007 ГОДУ ПОЛНОСТЬЮ ВЫПОЛНИЛ ГОСОБОРОНЗАКАЗ

30-го ноября судостроительный завод «Авангард» сдал заказ ВМС России – базовый минный тральщик «Полярный» Северного флота проекта 12650 типа «Яхонт», предназначенный для обеспечения развёртывания стратегических сил ядерного сдерживания морского базирования, сообщили в пресс-службе предприятия.
На тральщике производилась обвязка дизель-генератора, погрузка-разгрузка дизелей, ремонт водно-отливной системы, пожарной системы, гидравлики палубных механизмов и ремонт корпуса корабля.
28-го ноября корабль успешно прошёл ходовые испытания. Приёмная комиссия Северного флота во главе с председателем капитаном 3-го ранга Зубковым С. В. высоко оценила работу, проделанную коллективом «Авангарда».
Ранее, 14 ноября, заводом был сдан тральщик «Алексей Лебедев». Приёмной комиссией Балтийского флота работы по ремонту данного корабля были оценены положительно, как соответствующие техническим характеристикам.
«Подводя итоги года, можно смело сказать, что завод полностью выполнил программу 2007 г. по выполнению Гособоронзаказа перед Минобороны РФ: сдача в срок двух тральщиков Северному и Балтийскому флотам – яркое тому подтверждение», — комментирует руководитель ОАО «Авангард», председатель Совета директоров Александр Костюнин.
Портал машиностроения

11.09.2008
«АВАНГАРД» СТАЛ ЕДИНСТВЕННЫМ В РОССИИ ИСПОЛНИТЕЛЕМ ЗАКАЗОВ ПО РЕМОНТУ БАЗОВЫХ ТРАЛЬЩИКОВ

Министерство обороны РФ, на основании заключений ЦНИИ ТС и Федерального агентства по промышленности, приняло решение назначить ОАО «Судостроительный завод «Авангард» единственным в стране исполнителем заказов по ремонту кораблей проекта 12650 (базовый тральщик).
ОАО «Авангард» с 1971г. строит, а в последние время ремонтирует базовые тральщики проекта 12650.
Как сообщили КАРЕЛИНФОРМ в пресс-службе ОАО «Авангард», решение было принято после срыва в 2007г. Гособоронзаказа по ремонту тральщиков. Тогда конкурс на выполнение работ выиграл не «Авангард», а другое предприятие, предложившее цену в 2 раза ниже расчётной, но не имеющее опыта подобных работ.
Данный случай послужил предметом разбирательства на федеральном уровне, как следствие, Правительством Российской Федерации было принято решение «О ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники».
Karelinform.ru

25.12.2017


Приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом адмирала Виктора Королева базовому тральщику БТ-212 проекта 12650Э Балтийского флота присвоено наименование города Новочебоксарск Чувашской Республики и приказано именовать базовым тральщиком «Новочебоксарск».
В торжественной церемонии приняли участие представители командования Балтийским флотом, Государственного Совета Чувашской Республики, Новочебоксарского городского Собрания депутатов и администрации города Новочебоксарск, командование и личный состав бригады кораблей ОВР, родственники моряков-балтийцев.
Договорённость о переименовании достигнута между командованием Балтийского флота и администрацией Чувашской Республики в рамках соглашения о шефских связях республики и соединения кораблей охраны водного района Балтийской военно-морской базы. Присвоение именного названия послужит дальнейшему развитию шефских связей, повышению уровня военно-патриотического воспитания среди допризывной молодежи, сохранению и приумножению флотских традиций военных моряков. По старой традиции команду для подшефного корабля станут формировать из матросов, призванных из этой республики.
В настоящее время на Балтийском флоте, помимо базового тральщика «Новочебоксарск», есть более 10 боевых кораблей, носящих название городов и республик Российской Федерации.
Пресс-служба Западного военного округа


БАЗОВЫЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 1265 «ЯХОНТ»



Необходимость создания нового БТЩ была обусловлена тем, что корабли проекта 1252 проектировались на базе устаревшего к 1970-м годам оборудования и их крупносерийное строительство было бы нецелесообразным. ТТЗ на проектирование нового корабля (проект 1265 «Яхонт») было выдано Западному ПКБ (гл. конструктор Д.И.Рудаков, затем В.И.Немудров) в 1965 году. Выполненные проектные проработки показали, что выполнение всех требований ТТЗ привело к увеличению водоизмещения корабля до величины, затрудняющей постройку корабля в имеющемся цехе стеклопластикового судостроения, что вынудило к решению о «временном строительстве кораблей с деревянными корпусами». Головной корабль был сдан на СЗ «Авангард» в 1972 году, после чего на нем и на Владивостокском СЗ началось серийное строительство кораблей по этому проекту.

ТТЗ на проектироание нового БТЩ со стеклопластиковым корпусом выдавалось в 70-е годы Западному ПКБ дважды (проекты 12155 и 12651) и в обоих случаях заканчивалось разработкой технического проекта, его корректировкой ввиду неготовности новой базы стеклопластиков и решением о временном строительстве кораблей по проекту 1265Д и, ввиду неготовности базы стеклопластикового судостроения и нового противоминного оружия, принятием решения о продолжении строительства БТЩ с деревянными корпусами по проекту 1265.
ТТЗ на проектирование нового БТЩ со стеклопластиковым корпусом выдавалось в 1970-е годы Западному ПКБ дважды (проекты 1265П и 12651 «Яхонт-1», гл. конструктор В.И.Немудров) и в обоих случаях заканчивалось разработкой технического проекта, его корректировкой ввиду неготовности новой базы стеклопластиков и решением о временном строительстве кораблей по проекту 1265 и, ввиду неготовности базы стеклопластикового судостроения и нового противоминного оружия, принятием решения о продолжении строительства БТЩ с деревянными корпусами по проекту 1265. В ходе их серийного строительства в проект вносились изменения, так что последние корабли существенно отличались от первых.
В ходе их серийного строитеьства в проект вносились изменения, так что последние корабли существенно отличались от первых. В 1972-1994 годах на СЗ «Авангард» и на Владивостокском СЗ было построено около 70 кораблей по этому проекту, а в 1979-1990 годах 13 экспортных кораблей (проект 1265Э).
Кроме кораблей для отечественного ВМФ в 1979-1991 годах на СЗ «Авангард» было построено 13 кораблей по экспортной модификации проекта (пр 1265Э, главный конструктор В.И.Немудров, затем А.А.Форст); по четыре единицы передано Болгарии, Кубе и Вьетнаму и одна — Сирии. С середины 80-х годов корабли планомерно выводятся из состав ВМФ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние имеется 46 кораблей
Проектант Западное ПКБ
Гл.конструктор Д.И.Рудаков
(затем В.И.Немудров)
Завод-строитель СЗ «Авангард», Владивостокский СЗ
Годы сдачи 1972-1995
Число кораблей в серии 69

Общекорабельные данные
Водоизмещение, т:
— стандартное 427
— нормальное 444
— полное 460
Главные размерения, м:
— длина наибольш. (по КВЛ) 49,0 (46,0)
— ширина наибольш.(по КВЛ) 8,8 (8,35)
— осадка при полн.водоизм. 2,45
Главная энергетическая установка:
— тип дизельная ДР4-210Б
— число х мощность (л.с.) двигателей: 2 х 1000
(работают на ВРШ в насадках)
Электроэнергетическая установка:
— тип диз.-генер. ДГРА100/1500ММ и ДГР50/1500ПМ
— число и мощность (кВт) дизель- генераторов 3 х 100 + 1 х 50
Скорость хода, уз:
— полная 14
— экономическая 10
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.) 1500 (10)
Автономность по зап. провиз., сут.
Экипаж (в т. ч.офицеры), чел.: 45 (5)
Материал корпуса дерево

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетно-артиллерийское:
— число и тип
артустановок 1 х 2 30 мм АК-230М
1 х 2 25 мм 2М-3М-Б
— ПЗРК «Стрела-3»
Противоминное:
— контактный трал ГКТ-2, сетевой
трал ТС-1, акустический трал АТ-6, электромагнитный трал ПЭМТ-4, буксируемый искатель-уничтожиель КИУ—2М. Предусмотрена возможность буксировки соленоидного трала СТ-2 или шнуровых зарядов (2 х200 м)
Минное:
— до 6 мин (в перегузку)
Радиолокационное:
— РЛС МР-212/201
Гидроакустическое:
— МГ-89, МГ-35

Тральщики проекта 1265
Тральщики проекта 1265 «Яхонт» / Sonya class minesweeper

Базовый тральщик проекта 1265 «Герман Угрюмов» на Каспии (июль 2015 года).

Проект
Страна
Изготовители
  • Западное ПКБ
Операторы
Годы постройки
Годы в строю - н.в.
Построено 81
Строится 2
В строю 21
В резерве 1
Отменено 3
Отправлено на слом 59
Основные характеристики
Водоизмещение 427 т (стандартное)
460 т (полное)
Длина 49 м
Ширина 8,8 м
Осадка 2,45 м
Двигатели 2 дизеля ДРА-210А (или ДРА-210Б), 3 дизельных генератора ДГРА-100/1500, дизельный генератор ДГРА-50/1500
Мощность 2000-2200 л.с. (дизели) и 350 кВт (генераторы)
Скорость хода 14 узлов
Дальность плавания 1500 миль (при 10 узлах)
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 45 человек (5 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение
  • НРЛС «Миус», «Дон-2» (или МР-212/201 «Вайгач-У»)
  • ГАС миноискания МГ-69 «Лань», МГ-79 «Мезень» и МГ-7
  • ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста»
Артиллерия сдвоенные артустановки 30-мм АК-230 М и 25-мм 2М-3 М, 2 x 6 30-мм артустановки АК-306
Зенитная артиллерия 2 × 4 ЗРК 9К34 «Стрела-3 » (ракета 9М36)
Минно-торпедное вооружение 6 мин
Противоминное вооружение:

Глубоководный контактный трал ГКТ-2
Акустический трал АТ-6
или петлевой электромагнитный трал ПЭМТ-4
или соленоидный электромагнитный трал СТ-2
или поверхностный сетевой трал ТС-1
или искатель-уничтожитель КИУ-1

Или шнуровые заряды 2 × 200 м

Изображения на Викискладе

Тральщики проекта 1265 шифр «Яхонт» (по классификации НАТО - Sonya class minesweeper ) - советские тральщики, строившиеся активно в 1970-е годы, состоящие на вооружении некоторых постсоветских стран и стран «третьего мира». Дальнейшее развитие тральщиков проекта 257-ДМ.

Разработка

Тральщики проекта 1252 со стеклопластиковыми корпусами, которые должны были строиться после серии проекта 257ДМ, проектировались на базе устаревшего к середине 1960-х оборудования, вследствие чего серийное производство было бесполезным. В результате этого в 1968 году ВМФ выдал Западному ПКБ (п/я А-1227) тактико-техническое задание на разработку нового проекта базового тральщика под номером 1265. Предполагались варианты 1265П (стеклопластиковый корпус) и 1265Д (деревянный корпус). Изначально разработкой занимались главный конструктор Д. И. Рудаков и главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И. М. Шелевахо, но затем их сменили соответственно конструктор В. И. Немудров и полковник А. Т. Ильичёв. Технический проект был выполнен и утверждён в обоих вариантах по материалу корпуса.

В итоге к строительству утвердили проект с деревянным корпусом, поскольку стеклопластик не был освоен промышленностью достаточно хорошо: на заводах не хватало цехов, химическая промышленность не готова была поставлять компоненты, используемая для стеклопластика смола была недостаточно гигиенична и слишком токсична, к тому же на кораблях со стеклопластиковыми корпусами были выявлены существенные недостатки. Таким образом, у деревянного корпуса были некоторые преимущества. Для повышения долговечности древесины и достижения лучшей герметичности всё-таки был задействован стеклопластик (из него сделали защитное покрытие). План военного судостроения на 1971-1980 годы был утверждён в 1969 году, и согласно этому плану началось строительство кораблей.

Боевая эффективность тральщика по сравнению с предыдущими проектами существенно возросла и по праву вывела его в число лучших представителей кораблей этого подкласса во всём мире. В 1970-х годах ВМФ дважды выдавалось Западному ПКБ задание на проектирование нового базового тральщика (проект 1265П модернизированный и проект 12651 с стеклопластиковыми корпусами). Однако в обоих случаях разработка проекта, которой руководил главный конструктор В. И. Немудров, останавливалась, поскольку база стеклопластикового судостроения и нового противоминного вооружения не была готова. Строительство проекта всё же началось в 1980 году согласно десятилетнему Плану военного судостроения на 1981-1990 годы.

Характеристики

Размеры, внешний и внутренний вид

Полное водоизмещение корабля составило 460 т, а длина - 49 метров. По сравнению с тральщиками проекта 266 водоизмещение снизилось на 100 т, а длина на 3,1 м (проект 257ДМ предполагал гораздо меньшие размеры исходного корабля). Тем не менее, по классификации корабль относился к судам 4 ранга (в начале 1990-х, однако, его переквалифицировали в корабли 3 ранга). По своему архитектурному типу корабль напоминал проект 257ДМ: имел такой же удлинённый полубак, упрощенные обводы и такое же отношение длины к ширине, но внешний вид корабля с изменением линий надстройки,и установкой фальштрубы для газохода котлоагрегата стал гораздо привлекательнее. Для корпуса использовалась сосновая древесина.

На корабле были созданы исключительные условия обитаемости для экипажа, которые были не сравнимы с любыми другими тральщиками. В составе вспомогательных механизмов были установлены две холодильные машины МХМ-15С и применена система круглогодичного кондиционирования воздуха жилых, служебных помещений и боевых постов установкой в системе вентиляции воздухоохладителей и воздухонагревателей (на последние подавался пар от вспомогательного котлоагрегата).

Защита от мин

На корабле удалось достичь дальнейшего снижения уровней магнитного, электрического и электромагнитного полей. Как и у проектов 266 , 266М и 257ДМ, для защиты от магнитных мин корпус изготавливался из маломагнитной стали Ю3 и лёгких алюминиево-магниевых сплавов (АМГ), а также устанавливалось усовершенствованное размагничивающее устройство. Для снижения акустического поля корабля проводилась звукоизоляция с помощью амортизаторов, ставились звукоизолирующие гибкие вставки в трубопроводах, системах и местах присоединения к механизмам, а также винты в те насадки, к которым подводился воздух.

Вооружение

На корабле предусматривались новые виды противоминного вооружения, которые позволяли бороться с минами прямо по курсу корабля. Техническое средство, обеспечивавшее поиск, обнаружение и уничтожение мин, получило название комплексного искателя-уничтожителя донных мин (КИУ). Туда ставились четыре разнообразных варианта использования противоминного вооружения: контактный трал ГКТ2, сетевой трал ТС-1, неконтактные электромагнитный трал ПЭМТ-4 (или соленоидный СТ-2) и акустический трал АТ-5, а также шнуровые заряды. Корабль оснащался гидроакустическими станциями поиска якорных (МГ–69 «Лань») и донных мин (МГ–79 «Мезень»). Позднее ставились новые типы КИУ и более эффективные гидроакустические станции поиска якорных и донных мин - такие, как МГ-89.

Основные орудия по сравнению с проектом 257ДМ были также усилены: 30мм автомат АК-230М в маломагнитном исполнении, управлявшийся от ПУС «Колонка», был усилен дополнительным 25мм спаренным автоматом 2М-3М. Помимо этого, предполагалась установка ПЗРК «Стрела-3» и тройной 30мм АУ АК-306. На корабле дополнительно размещались комплекты имеющегося в то время штурманского, радиолокационного вооружения и средств связи. Строительство серии продолжалось на протяжении практически 22 лет, поэтому в это период вносились изменения в проект и устанавливались новые образцы штурманского, радиолокационного, радиотехнического и другого вооружения с целью повышения боевой эффективности корабля.

Двигатели

Тральные и палубные механизмы имели гидравлические приводы ещё от старых тральщиков, однако вместе с тем устанавливались более мощные по тяговому усилию и грузоподъёмности механизмы - например, лебёдка ЛВГ-5, складывающаяся кран-балка КБГ-5, якорно-швартовный шпиль ШЭГ (вьюшка из состава тральных механизмов была исключена). Система гидравлики была также усовершенствована: три новых насоса типа IIД10 обеспечивали эффективную работу тральных и палубных механизмов. Эти насосы приводились во вращение от валов отбора мощности двух дизельгенераторов ДГ-100 7Д6, расположенных в дизельгенераторном отделении, и особого дизельгенератора К266, расположенного в машинном отделении. Новая рулевая машина РГС-1 с системой управления «Альбатрос 21-11» предусматривала простой, следящий и автоматический режим управления (два пера руля), также была переведена на гидравлический привод.

Главная энергетическая установка по своему составу и расположению также отличалась незначительно, однако автоматизация работы электроэнергетической системы корабля, вспомогательных механизмов и систем была повышены. ГЭУ классифицировалась как двухвальная с расположением главных двигателей в одном машинном отделении. Главными двигатели являлись дизель-редукторные агрегаты ДРА–210Б (дизель М412) мощностью 1000 л.с каждый, которые работали на ВРШ (винты регулируемого шага) типа ВР 1265, расположенные в насадках. При водоизмещении на 200 тонн больше и больших главных размерениях скорость полного хода осталась практически неизменной (14 узлов). Изменение шага винта производилось гидравлической системой, куда осуществляли подачу масла насосные агрегаты, приводимые во вращение от валопровода через клиноременную передачу. Это обеспечивало работу винтов регулируемого шана ВРШ и управление ими с местного поста в дизельгенераторном отделении даже при обестачивании корабля (аналогично было на проекте 257ДМ).

Помимо этого, устанавливалась электропневматическая система дистанционно-автоматического управления ГДГД и ВРШ «Пассат», обеспечивающая дистанционное раздельное управление ГД и ВРШ из поста энергетики и живучести, машинного отделения (только управление ГДГД) и главного командного пункта. Электроэнергетическая система корабля (ЭЭСК) включала три дизельгенератора с напряжением 380V, частотой 50 Гц каждый и общей мощностью 300 кВт. Один генератор располагался в МО, два других в ДГО (у них было дистанционно-автоматическое управление). Устанавливались системы автоматического и дистанционного управления ЭЭСК «Березина» и дистанционного управления вспомогательными механизмами и системами «Эльтон». Количество вспомогательных механизмов было по сравнению с проектом 257ДМ несколько увеличено: большое количество пожарных насосов (три вместо двух), автоматизированных компрессоров (три вместо двух) и так далее. Впервые на корабле предусматривалась система сбора льяльных и загрязнённых вод. Запасы топлива и воды выросли, автономность по продовольствию возросла до 15 суток.

Структура корабля

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 10 водонепроницаемых отсеков.

  • В 1 отсек с 0 по 5 шпангоут входили форпик, цепной ящик, шкиперская и малярная кладовая.
  • Во 2 отсек с 5 по 12 шпангоут входили тамбуры №№ 1-3, помещение рефрижераторной машины и рефкамера, кладовая мокрой провизии и электромеханическая кладовая.
  • В 3 отсек с 12 по 28 шпангоут входили тамбуры № 2 и 4, гидроакустический отсек, шахта ПОУ,кладовая сухой провизии, коридор № 1, каюты офицеров и главстаршин, кают-компания, гальюн и душевая офицерского состава, а также тамбур.
  • В 4 отсек с 28 по 38 шпангоут входили коридор № 2, кубрик личного состава на 20 человек, гиропост, цистерна пресной воды, рубка гидроакустика, радиорубка и каюта главстаршин.
  • В 5 отсек с 38 по 52 шпангоут входили коридор № 3, машинное отделение, камбуз, столовая команды, секретная канцелярия и вентиляционная выгородка.
  • В 6 отсек с 52 по 64 шпангоут входили коридор № 4, тамбуры № 6 и 7, дизельгенераторное отделение, пост энергетики и живучести, помещение УСВЗ, раздевалка, баня, прачечная, гальюн и умывальник команды, пост дегазации и дезактивации, а также вентиляционная выгородка.
  • В 7 отсеке с 64 по 72 шпангоут располагался кубрик № 2 на 22 человека.
  • В 8 отсеке с 72 по 80 шпангоут располагался топливный отсек.
  • В 9 отсек с 80 по 86 шпангоут входили помещение трального боезапаса и тральная кладовая.
  • В 10 отсеке с 86 по 94 шпангоут располагалось румпельное отделение.

Основные ТТХ

  • Водоизмещение: стандартное – 427 т, полное – 460 т.
  • Главные размерения: длина наибольшая – 49 м, ширина наибольшая – 9,2 м, осадка средняя при полном водоизмещении – 2,45 м.
  • Тип и мощность ГЭУ: двухвальная, дизельная, 2 х ДРА-210Б (М412) (мощность 2 тысячи л.с.), номинальная частота вращения ГД – 1550 об/мин, валопровода – 374 об/мин, винты регулируемого шага ВР-1265.
  • Электроэнергетическая система: 3 дизельных генератора (7Д6) мощностью 300 кВт. Для обеспечения работы электромагнитного трала специальный дизель – генератор (дизель К266) с генератором постоянного тока (50кВт).
  • Скорость: полного свободного хода – 14 узлов; боевая экономическая – 10 узлов.
  • Дальность плавания: 1700 миль при скорости хода 10 узлов.
  • Запасы топлива: масло моторное – 2 т.
  • Автономность: 15 суток.
  • Вооружение:
    • Штурманское: гирокомпас, магнитные компасы «УКП – М1» и «УКП – М3», лаг МГЛ, эхолот НЭЛ, радиопеленгатор АРП – 50Р.
    • Артиллерийское: 30-мм спаренная автоматизированная артиллерийская установка АК-230 с дистанционными управлением от ПУС «Колонка», 25-мм спаренная турельная артиллерийская установка 2М-3М с ручным управлением.
    • Ракетное ПВО: 2х4 ПУ переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3»
    • Противоминное: контактный трал ГКТ-2, сетевой трал ТС-1, электромагнитный трал ПЭМТ-4, акустический трал АТ-5(АТ-6), искатели-уничтожители мин КИУ-1 (КИУ-2-2М), шнуровые заряды.
    • Химическое: прибор химической разведки ВПХР, приборы дозиметрического контроля ДП-62, противогазы ИП-46, химкомплекты КЗИ-2, ранцевые приборы дезактивации, 6 кг порошка СФ-4, фильтрующие противогазы для л/с (110%), 4 дымовые шашки ДШМ-60.
  • Средства связи:
    • Радиостанции: коротковолновый передатчик "Окунь", приёмник Р–657К, станция УКВ Р–619, аппаратура ЗАС, всеволновый приёмник «Волна – 2К», ГГС «Каштан» («Лиственница»).
    • Аппаратура: РЛС навигации «Дон» («Вайгач») аппаратура системы опознавания «Нихром», инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель», электрооптическая аппаратура ночного видения МЭ5 («Тромбон»).
    • Гидроакустические: ГАС МГ-69 «Лань», МГ-79 «Мезень» (МГ-89).
  • Экипаж: 45 человек (в том числе 6 офицеров)
  • Директивный срок службы кораблей – 15 лет.
  • Межремонтный срок корабля – 3 года (текущий) и 6,5 лет (средний).
  • Междоковый срок – 1 год.
Отечественные противоминные корабли (1910-1990) Скороход Юрий Всеволодович

Базовый тральщик пр. 1265 (шифр "Яхонт")

Проектант Западное ПКБ

Главный конструктор Д. И Рудаков. В. И. Немудров

Главный наблюдающий ВМФ И М. Шелевахо

Заводи-строители "Авангард"

и Владивостокский СЗ

Годы сдачи 1972-1997

Число кораблей в серии, сл. 69

Водоизмещение, т.

стандартное 427

нормальное 444

полное 460

Главные размерения, м:

длина наибольшая 49.0 (по КВЛ – 46.0)

ширина наибольшая 8.8 (по КВЛ – 8.35)

осадка при Dn 2.45

Главная энергетическая установка:

тип дизельная (дизели ДРА-21()Ь)

число и мощность дизелей, л.с 2x1000 (работают на ВРШ в насадке)

Электроэнергетическая установка:

тип дизель-генераторов ДГРА 100/1500 мм и ДГРА 50/1500 мм

число и мощность дизель-генераторов, кВт 3x100+1x50

Скорость хода, уз:

экономическая 10

Дальность плавания при 10 уз. мили 1500

Автономность по запасам провизии, сут 10

Экипаж (в т.ч. офицеров), чел 45 (5)

Материал корпуса дерево

Вооружение:

артиллерийское АК-230М (1х2-30-мм) и 2М-ЗМ-Б (1х2-25-мм) и ЗКБР "Стрела-З"

противоминное тралы ГКТ-2, ГС-1, АТ-6 и ПЭМТ-4, буксируемый КИУ-2-2М; предусмотрена возможность буксировки СТ-2 или буксировщиков ШЗ (2x200 м)

минное (в перегрузку) до 6 мин

радиолокационное РЛС МР-212/201

гидроакустическое МГ-89 и МГ-35

Проектируемый корабль являлся дальнейшим развитием БТЩ пр. 1252. Однако согласно ТТЗ он должен был проектироваться не по катерным нормам (как корабль пр. 1252), а по новым нормам кораблей базовой зоны. Кроме того, на нем оговаривалась установка новых образцов вооружения и оборудования, реализация дополнительных мероприятий по снижению физических полей и дальнейшее увеличение объема автоматики и дистанционного управления. Все это привело к настолько существенному увеличению водоизмещения нового БТЩ, что сделано невозможным строительство его на нрежних стапельных местах и привело к необходимости постройки первых новых БТЩ с деревянными корпусами. Так как это решение рассматривалось как временное, то при постройке новых деревянных БТЩ не были приняты специальные меры по защите их корпусов, срок службы которых без таких мер ограничивался 10-15 годами. Головной корабль был построен и сдан в 1972 году на СЗ "Авангард", в течение 1972-1995 годов на этом заводе и на Владивостокском СЗ по этому проекту было построено около 70 кораблей. Кроме того, по экспортной модификации (пр. 1265Э) было построено еще 13 кораблей (по четыре передано Болгарии, Кубе и Вьетнаму и один – Сирии).

Рис. 56. Базовый тральщик пр. 1265:

а – вид сбоку; б – продольный разрез; в – план палубы

Из книги Шифры советской разведки автора Синельников Андрей Владимирович

Шифр Рамзая Рихарду Зорге в истории нашей Родины суждено было занять особое место. Волею судьбы и благодаря своим исключительным человеческим качествам он поднялся на самую вершину Олимпа, под названием Советская разведка. Десятки книг, сотни статей, документальные и

Из книги Репортаж из XXI века автора Васильев Михаил Васильевич

Химический шифр наследственности Если вам когда-нибудь скажут, что у кошки вместо котят родились щенята, а у лошади - слоненок, вы улыбнетесь и, конечно, не поверите такому чуду. И будете правы. Жизнь приучила нас к тому, что орел - от орла, а не от страуса. Ио не часто мы

Из книги Отечественные противоминные корабли (1910-1990) автора Скороход Юрий Всеволодович

Быстроходный базовый тральщик пр. 263 Проектант ЦКБ-17Главный конструктор А.И.МасловГлавный наблюдающий ВМФ И.С.СавицкийЗавод-строитель намечался № 370Годы проектирования 1942-1944Водоизмещение, т:стандартное 620нормальное 675полное 730Главные размерения, м:длина наибольшая 66,7

Из книги автора

Из книги автора

Базовый тральщик типа MMS-126 (126-футовик) 3* Проектант и строитель английские судоверфиГод постройки 1942Водоизмещение, т:полное 260Главные размерения, м:длина наибольшая 38,4 (по КВЛ – 36,2)ширина по KBЛ 6,7осадка при Dn (2,15Главная энергетическая установка:тип дизельнаямощность

Из книги автора

Базовый тральщик типа МMS-136 (136-футовик) 4* Проектант и строитель английские судоверфиГод постройки 1942Водоизмещение, т:полное около 400Главные размерения, м:длина 44.5ширина 7,5осадка 2.5Главная энергетическая установка:тип дизельнаямощность дизелей, л.с 2x300Скорость хода,

Из книги автора

Базовый тральщик типа AM ("Адмирэбл") Проектант американская фирма "Вестингаус"Годы постройки 1942-1945Число кораблей в серии, ел около 240. СССР в 1943-1945 гг. передано 34Водоизмещение, т:стандартное 725нормальное 835полное 945Главные размерения. м:длина наибольшая 56.1ширина наибольшая

Из книги автора

Трофейные и репарационные корабли Базовый тральшик типа М-35 Заводы-строители в Штеттине, Гамбурге, Ростоке, Любеке (Германия)Годы строительства 1937-1942Гол получения ВМФ 1946Число кораблей в серии, ед получено 14Водоизмещение, т:стандартное 716полное 890Главные размерения.

Из книги автора

Базовый тральщик типа М-40 Заводы-строители германские (Бремен, Росток, Штеттин, Любек, Эльбинг, Бремерхавен и Кениксберг), нидерландские (Роттердам, Амстердам, Схидам, Флиссинген, Сиккервеер, Болнес) и литовский (Клайпеда)годы строительства 1941-1945Год поступления в ВМФ

Из книги автора

Базовый тральщик пр. 266 Проектант ЦКБ-363Главный конструктор Н.П.ПеговГлавный наблюдающий ВМФ В.Т.КузьминЗаводы-строители Средне-Невский СЗ и Хабаровский СЗГоды сдачи 1963- 1971Число кораблей в серии, ел 41Водоизмещение, т:стандартное 519нормальное 540полное 560Главные размерения,

Из книги автора

Базовый тральщик пр. 1252 (шифр "Изумруд") Проектант Западное ПКБГлавный конструктор В.П.ВилунасГлавный наблюдающий ВМФ А.П.МуратовЗавод-строитель Средне-Невский СЗГоды сдач и 1966- 1969Число кораблей в серии, сд 3Водоизмещение, т:стандартное 300нормальное 310полное 320Главные

Из книги автора

Из книги автора

Прорыватели минных заграждений пр. 322, 1254 (шифр "Базальт") и 1267 (шифр "Диабаз") Из перечисленных до стадии технического проекта доведен только пр.322. ТТХ которого приведены ниже.Проектант ЦК Б-363Главный конструктор А. Г. СоколовГлавный наблюдающий ВМФ И. М. Хохлов, А. И.

Из книги автора

Тралыцик-шнуроукладчик пр. 1253 (шифр " Алмаз"), 1253А * (шифр "Алмаз-А") и 1253.1 (шифр "Алмаз-1") * TTX приведены для пр 1253А.Проектант пр. 1253 – ЦКБ-19, 1253А, 1253.1 – Западное ПКБГлавный конструктор пр. 1253 – В. В. Сидоров, пр. 1253A – В. И. Блинов, пр. 1253.1 – В. И. НемудройЗавод-строитель СЗ "Авангард",

Из книги автора

Корабль-водитель тралыдиков-шнуроукладчиков пр. 1253В (шифр "Аметист") Проектант Западное ПКБГлавный конструктор В. И. НемудровГлавный наблюдающий ВМФ Л. Т. ИльичевЗавод-строитель СЗ "Авангард", г.ПетрозаводскГоды сдачи 1971 – 1972Число кораблей в серии, ед 2Водоизмещение,

Из книги автора

Морской тральщик-вертолетоносец пр. 923 (шифр "Гранат") Проектант ЦКБ-363Главный конструктор Н.П.Пегов и В.П.МишинГлавный наблюдающий ВМФ. И.М.Шелевахо, Н.А.Андреев, М.М.ДымыкинЗавод-строитель планировался СЗ "Янтарь"Годы проектирования 1972-1979Водоизмещение, т:стандартное

Тральщики проекта 1265

Тральщики проекта 1265
Тральщики проекта 1265 «Яхонт» / Sonya class minesweeper
Проект
Страна
Изготовители Западное ПКБ
Операторы Военно-морской флот СССР
Годы постройки (первый)
В строю некоторые корабли в строю
Основные характеристики
Водоизмещение 427 т (стандартное)
460 т (полное)
Длина 49 м
Ширина 8,8 м
Осадка 2,45 м
Двигатели 2 дизеля ДРА-210А (или ДРА-210Б), 3 дизельных генератора ДГРА-100/1500, дизельный генератор ДГРА-50/1500
Мощность 2000-2200 л.с. (дизели) и 350 кВт (генераторы)
Скорость хода 14 узлов
Дальность плавания 1500 миль (при 10 узлах)
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 45 человек (5 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение
  • НРЛС «Миус», «Дон-2» (или МР-212/201 «Вайгач-У»)
  • ГАС миноискания МГ-69 «Лань», МГ-79 «Мезень» и МГ-7
  • ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста»
Артиллерия сдвоенные артустановки 30-мм АК-230 М и 25-мм 2М-3М, 2 x 6 30-мм артустановки АК-306
Ракетное вооружение 2 x 4 ЗРК 9К34 «Стрела-3 » (ракета 9М36)
Минно-торпедное вооружение 6 мин
Противоминное вооружение:
  • Глубоководный контактный трал ГКТ-2
  • Акустический трал АТ-6
  • или петлевой электромагнитный трал ПЭМТ-4
  • или соленоидный электромагнитный трал СТ-2
  • или поверхностный сетевой трал ТС-1
  • или искатель-уничтожитель КИУ-1
  • или шнуровые заряды 2х200 м

Разработка

Служба

В настоящее время в состав ВМФ России входит не менее 25 базовых тральщиков проекта 1265 . Всего же на ССЗ «Авангард» для ВМС иностранных государств (Болгария, Вьетнам, Куба, Сирия) было построено 13 единиц кораблей в экспортной модификации по проекту 1265Э. Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал около двух лет. Так, сейчас в составе ВМС Украины службу несут тральщики «U330 Мелитополь» (бывший БТ-79) и «U331 Мариуполь» (бывший БТ-126); в ВМС Азербайджана служат три тральщика БТ-116 (ныне «Магомед Гаджиев»), БТ-55 и БТ-103; в болгарском флоте таких тральщиков четыре; ещё четыре тральщика во флотах Вьетнама и Кубы, два во флоте Сирии. Один тральщик служил в Эфиопии и был списан в 1996 году. В итоге большая часть кораблей прослужила не менее 20 лет: дольше всего (24 года) отслужил тральщик «БТ-100», а меньше всего (15 лет) - тральщик «БТ-325». Замены на флоте этим тральщикам пока не предполагается, и срок службы оставшихся кораблей может скоро превысить 30 лет, что говорит о высоком потенциале кораблей и высоком классе проекта.

Происшествия с кораблями

Хотя корабли проекта демонстрировали высокие эксплуатационные и мореходные качества, а также отличались исключительными условиями обитаемости экипажей по сравнению с тральщиками других проектов и вообще кораблями других классов, несколько из этих тральщиков серьёзно пострадали или вышли из строя в ходе некоторых происшествий. Причиной таких происшествий часто являлась обычная халатность членов экипажа.

Литература

  • Буров В.Н. «Отечественное кораблестроение в 3-м столетии своей истории». СПб, «Судостроение», 1995 г.
  • Кузин В.П., Никольский В.И. «Военно-морской флот СССР 1945-1991». СПб, Историческое морское общество, 1996 г.
  • «История отечественного судостроения», том 5 «Судостроение в послевоенный период 1946-1991 гг.» СПб, «Судостроение», 1996 г.