Правительство Российской Федерации постановляет:

Приложение № 1
к предоставления

части затрат на создание

производства приоритетных
электронных компонентов и
радиоэлектронной аппаратуры

Методика
определения рейтинга заявок, представленных российскими организациями на конкурс на право получения из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры

1. Настоящая методика определяет рейтинг заявок, представленных российскими организациями на конкурс на право получения из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры (далее соответственно - организации, конкурс, субсидия), на основании критериев, предусмотренных Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры, утвержденных Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. № 109 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры".

Удельный вес рейтинга, присуждаемого i-й заявке по критерию, касающемуся количества вновь создаваемых и модернизируемых высокотехнологичных рабочих мест в рамках реализации комплексного проекта, значимость которого составляет 10 процентов;

Удельный вес рейтинга, присуждаемого i-й заявке по критерию, касающемуся соотношения размера субсидии и размера заемных и (или) собственных средств, планируемых к привлечению для реализации комплексного проекта, значимость которого составляет 20 процентов;

,

Предложение i-го участника конкурса об объеме реализации импортозамещающей или инновационной продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта (млн. рублей);

Минимальный объем реализации импортозамещающей или инновационной продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта, установленного в конкурсной документации (млн. рублей);

Максимальный объем реализации импортозамещающей или инновационной продукции, которая будет создана в ходе реализации комплексного проекта, заявленного одним из участников конкурса (млн. рублей).

,

Предложение i-го участника конкурса по количеству создаваемых и модернизируемых высокотехнологичных рабочих мест (штук);

Минимальное количество создаваемых и модернизируемых высокотехнологичных рабочих мест, установленное в конкурсной документации (штук);

Максимальное количество создаваемых и модернизируемых высокотехнологичных рабочих мест, заявленное одним из участников конкурса (штук).

5. Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию, касающемуся соотношения размера субсидии и размера заемных и (или) собственных средств, планируемых к привлечению для реализации комплексного проекта (), определяется по формуле:

,

Предложение i-го участника конкурса по соотношению размера субсидии и размера заемных и (или) собственных средств, планируемых к привлечению для реализации комплексного проекта;

Начальный (максимальный) размер соотношения размера субсидии и размера заемных и (или) собственных средств, планируемых к привлечению для реализации комплексного проекта, установленный в конкурсной документации.

Предложение i-го участника конкурса по количеству полученных патентов и (или) секретов производства (ноу-хау) (штук);

Максимальное количество полученных патентов и (или) секретов производства (ноу-хау), заявленное одним из участников конкурса (штук).

,

Предложение i-го участника конкурса по сроку реализации комплексного проекта (месяцев);

Начальный (максимальный) срок реализации комплексного проекта, установленный в конкурсной документации (месяцев).

Предложение i-го участника конкурса по наличию опыта реализации аналогичного комплексного проекта (штук);

Наибольшее количество выполненных аналогичных работ, заявленное одним из участников конкурса (штук).

Предложение i-го участника конкурса по объему экспорта продукции (тыс. долларов США);

Наибольший объем экспорта продукции, заявленный одним из участников конкурса (тыс. долларов США).

Приложение № 2
к предоставления
из федерального бюджета субсидий
российским организациям на возмещение
части затрат на создание
научно-технического задела по
разработке базовых технологий
производства приоритетных
электронных компонентов и
радиоэлектронной аппаратуры

Расчет
размера штрафных санкций, применяемых к российским организациям, получившим из федерального бюджета субсидии на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры

1. Размер штрафных санкций (тыс. рублей) (A) определяется по формуле:

,

Достигнутое значение i-го показателя (индикатора) эффективности реализации комплексного проекта, указанного в договоре о предоставлении субсидии, на дату окончания срока реализации комплексного проекта;

Плановое значение i-го показателя (индикатора) эффективности реализации комплексного проекта, указанного в договоре о предоставлении субсидии;

Удельный вес рейтинга заявки, определенного в соответствии с к Правилам предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры, утвержденным Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. № 109 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры", по соответствующему i-му показателю;

V - объем средств федерального бюджета, использованный организацией в рамках реализации комплексного проекта на момент окончания срока реализации такого проекта (тыс. рублей).

2. Размер штрафных санкций пропорционален степени недостижения показателей (индикаторов) эффективности реализации комплексного проекта в рамках подпрограмм государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы", указанных в договоре о предоставлении субсидии.

Обзор документа

Российским организациям электронной и радиоэлектронной промышленности из федерального бюджета предоставляются субсидии на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектроаппаратуры. Речь идет о расходах на оплату работ по договорам на НИОКР в связи с реализацией комплексного проекта, на изготовление опытных образцов, макетов и стендов, производство опытной серии продукции и ее тестирование, сертификацию и (или) регистрацию и др.

Установлен порядок выделения средств.

Субсидии предоставляются в рамках подпрограмм госпрограммы России по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 гг. Средства выделяются организациям, прошедшим конкурсный отбор, по комплексным проектам, срок реализации которых не превышает 5 лет. При этом общая стоимость проекта и максимальный ежегодный размер субсидии по подпрограммам следующие. На телекоммуникационное оборудование - до 1,5 млрд руб. и не более 300 млн руб., на вычислительную технику - до 2,5 и не более 400, на специальное технологическое оборудование - до 2 и не более 300, на системы интеллектуального управления - до 1 млрд руб. и не более 200 млн руб.

Конкурсный отбор проектов проводится в 2 этапа. Первый - научно-техническая оценка проектов экспертным советом, создаваемым Минпромторгом России. Второй - оценка прошедших научно-техническую экспертизу проектов конкурсной комиссией Министерства по ряду критериев. Основными из них являются объем производства и реализации импортозамещающей или инновационной продукции, количество вновь создаваемых высокотехнологичных рабочих мест, число патентов и (или) секретов производства (ноу-хау), срок реализации комплексного проекта и объем экспорта созданной продукции.

В мае правительство утвердило федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы". Заказчиком программы выступает минобрнауки, на ее реализацию в течение семи лет из федерального бюджета планируется выделить более 200 млрд рублей. О целях и задачах программы, предпосылках ее появления, а также в целом об уровне исследований и разработок в стране "РБГ" рассказал генеральный директор Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Дирекция научно-технических программ" Минобрнауки России Андрей Петров.

В чем основное отличие новой программы от предыдущей, рассчитанной на 2007 - 2013 годы?

Андрей Петров: Основной задачей прошлой программы было продемонстрировать возможность осуществления полного бизнес-цикла от идеи до производства и выведения наукоемкого товара, продукта или услуги на рынок. Проект реализовывался так, чтобы он начинался с прикладного НИРа, а в итоге на рынке появлялся конкретный продукт. Главное отличие новой программы в том, что в связи с появлением в стране различных инструментов поддержки прикладных научных исследований и внутри минобрнауки, и внутри других ведомств на ФЦП "Исследования и разработки 2014 - 2020 гг." возложена задача формирования технического задела в докоммерческой стадии. В новой программе статьи "Коммерциализация разработок" нет. Хотя она по-прежнему ориентирована на все приоритетные области науки и техники - наука о жизни, индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, рациональное природопользование, энергоэффективность, энергосбережение и ядерная энергетика, транспорт.

Программа 2014 - 2020 направлена на создание научно-технического задела. От исполнителей не требуется впрямую, чтобы они создавали новые изделия или технологии. От них требуются полноценные результаты исследований, которые в дальнейшем, безусловно, могут и должны быть использованы при создании наукоемкой продукции. В первую очередь речь идет о повышении результативности и качества исследований.

Что понимается под научно-техническим заделом?

Андрей Петров: Для меня это три понятия: результаты конкретных проектов, наличие современной научной инфраструктуры и исследовательского оборудования, наличие профессиональных научно-исследовательских кадров. У нас еще в середине 90-х годов существовал достаточно большой научно-технический задел, оставшийся от наработок советской науки. Это видно по тому, как научные коллективы тогда участвовали в формировании тематики научно-технических программ. Была масса предложений от научных институтов и коллективов. Сейчас это количество значительно уменьшилось. А качественно предлагаемые наработки или устарели по подходам и по тематике, или просто повторяют то, что зачастую давно сделано другими. Двадцать лет назад большинства современных научных технологий вообще не существовало, а сейчас они появились, но не нашли отражения в российской научной среде. Многие исследователи продолжают заниматься разработками с использованием старых научных технологий, живут в старой парадигме, отличной от мирового научного сообщества, которое давно использует принципиально другие инструменты и подходы. Этот разрыв сегодня возникает во многих областях науки.

Его и надо преодолеть, создавая научно-технический задел, который должен быть сформирован в рамках новой программы. Инструментально через ФЦП "Исследования и разработки 2014 - 2020" государство пытается воссоздать то научное сообщество, которое владеет современными инструментами и технологиями. На первом этапе сообщество должно воспринимать результаты, полученные кем-то другим, следующий этап - воспроизводить эти результаты, и затем оно должно быть способно само производить конкурентоспособную наукоемкую продукцию и быть в этом лидером. Речь идет о создании активной научной среды, формировании квалифицированных коллективов и получении объема новых знаний.

Почему в новой программе решено было отказаться от коммерциализации?

Андрей Петров: По двум причинам. Во-первых, по тем, о которых я сказал выше. А во-вторых, потому, что во многих профильных ведомствах появились крупные ФЦП, где есть и исследовательская часть. Правительством было принято принципиальное решение: вопросы, связанные с коммерциализацией и внедрением, стали сферой ответственности профильных ведомств. Например, за коммерциализацию инноваций отвечает минэкономразвития. Поэтому из функционала минобрнауки это убрано, так решило правительство. Минобрнауки отвечает за научно-исследовательские работы на докоммерческой стадии, причем в большей мере межотраслевые, когда результаты работы ценны для нескольких сфер одновременно.

В тексте документа сказано, что новая программа предусматривает директивное формирование тематик для исследований, основанное на анализе потребностей в разработках отраслевых министерств и ведомств, компаний с госучастием, отраслевых объединений и представителей бизнеса. Как этот механизм будет реализован?

Андрей Петров: В прошлой программе формирование тематик происходило по заказу либо самого научного сообщества, либо бизнес-структур. В новой программе предполагается, что возникнут приоритетные проекты, которые государство совместно с наукой и бизнесом будет реализовывать для решения проблем, которые стоят перед обществом. Например, строительство какого-то исследовательского центра или разработка лекарственных препаратов для борьбы с заболеваниями, представляющими угрозу для общества, то есть что-то, что решает не локальные, а значимые для страны проблемы.

В минобрнауки есть соответствующий департамент, который занимается выработкой приоритетов, он будет согласовывать их с другими ведомствами (минтранспорт, минэнергетики, минприроды и др.), и на стыке уже будут вырабатываться директивные тематики. Это могут быть проекты, в которых заинтересованы несколько ведомств. А может быть, например, финансирование крупной исследовательской установки для решения большой государственный задачи, установки, которую ни один институт за счет своего бюджета позволить себе не сможет. И на государственном уровне будет принято решение такую установку институту обеспечить.

Минобрнауки также взаимодействует с региональными ведомствами, губернаторским корпусом, технологическими кластерами на предмет выявления существующих проблем и поиска путей их решения. На основе этого взаимодействия и будут формироваться проекты, которые будут реализовываться фактически по заказу государства и общества в целом.

А бизнес как-то к этому будет привлекаться?

Андрей Петров: Что касается директивных тематик, то нет. Это проекты для решения проблем, которые стоят перед государством непосредственно. Для взаимодействия с бизнесом сохраняется ряд других мероприятий, направленных на реализацию проектов, в которых может быть заинтересован бизнес. Степень его интереса может быть разной - от абсолютной до частичной. Однако я не исключаю участие бизнеса в единичных проектах, например, с теми же дорогостоящими установками, которые в Европе делаются "всем миром". Хорошо известно, что сугубо научные исследования физики элементарных частиц в ЦЕРНе привели к появлению Интернета. Так что, возможно, тот же коллайдер и полученные с его помощью результаты будут иметь огромное практическое значение и в них окажутся заинтересованы в том числе и крупные корпорации. Если что-то подобное будет создаваться у нас, ничто не мешает бизнесу принять участие в таком масштабном проекте.

А какие отрасли сегодня, на ваш взгляд, наиболее нуждаются в исследованиях?

Андрей Петров: Нуждаются все. Если государственные или частные компании хотят остаться и быть успешными на рынке, они должны заниматься исследованиями. Пока же и бизнес, и российские научные коллективы находятся в лучшем случае в роли догоняющих. И, к сожалению, по многим областям российские ученые работают, отставая на годы и занимаясь объектами, которые либо уже отработаны, либо малоинтересны.

Почему так происходит, с чем это связано?

Андрей Петров: Во-первых, страна переживала серьезные преобразования, которые нечасто идут на пользу науке. А во-вторых, в стране нет прямого заказа на науку. Наука всегда активно развивается там, где есть прямой заказ на результаты ее деятельности. Все фундаментальные исследования возникали как некий побочный эффект промышленного или военного заказа. У нас же в последние десятилетия российская экономика не проявляет интереса к научно-технической сфере. Даже когда говорится об инновациях, в основном приобретаются готовые, упакованные технологии, причем большая часть предыдущего поколения.

Не секрет, что большинство владельцев бизнеса воспринимают свой бизнес не как технологическое образование, а как финансовый актив, который должен быть максимально ликвидным, чтобы в нужный момент обменять его на еще более ликвидный. Если верить материалам СМИ и Интернету, они занимаются тем, что реструктурируют свои активы. Пока это происходит и внутри экономики не возникает реальная необходимость на заказ для науки, принципиально ничего не изменится.

Какие-то примеры успешных проектов полного цикла, реализованных в рамках прошлой программы, можете назвать?

Андрей Петров: Конечно. Например, разработка и производство хладостойких сталей для трубопроводов большого диаметра и строительства буровых платформ на шельфе. Этот проект прошел все стадии от лабораторной технологии производства нового сплава до выпуска партий, которые закупаются реальными компаниями для строительства северных газопроводов.

Если говорить о продукции, которую планировалось выпускать в рамках программы, кто заказчик этих инноваций, новых технологий - крупные госкомпании?

Андрей Петров: Если мы говорим про хладостойкие стали, то это, конечно, "Газпром" и нефтяные компании, которые планируют работать на шельфе. Другой крупный проект - туннельные микроскопы. Это новый класс оборудования, который появился в последнее десятилетие. Фактически в России параллельно с другими странами возникла и исследовательская среда, и производство этого оборудования. Компания выполняла этот проект в рамках программы и сегодня довольно существенную долю этого рынка закрепила за собой. Это хороший пример проекта полного цикла, в результате которого было создано оборудование, востребованное во всем мире.

Еще один проект связан с созданием новых видов синтетических каучуков, этот проект также от лабораторной технологии был доведен до крупнотоннажного производства. Это очень востребованные материалы - сегодня они используются практически во всем, от автомобилей до айпадов и т.д. - все, что приятно на ощупь. Этот материал очень перспективен с точки зрения экспорта.

В целом насколько успешной оказалась программа на 2007-2013 гг.? Всего ли удалось достичь?

Андрей Петров: Все формальные показатели, которые были поставлены, выполнены. Но всегда хочется достичь невозможного. Это, к сожалению, не всегда получается. На период реализации завершающейся программы пришелся финансовый кризис. В результате бюджет программы был сильно перекроен, в итоге все наши планы по запуску проектов были нарушены. В один из годов бюджет был сокращен фактически втрое. Государство давало деньги, как могло, но понятно, что если мы говорим о крупных, многостадийных проектах, скачки финансирования в разы от плановых не позволяют успешно реализовать их. Да, подавляющее число проектов выполнено, все показатели достигнуты, но из-за неравномерности финансирования некоторые планы, особенно связанные с реализацией крупных проектов, пришлось свернуть, потому что на них не было сначала ресурсов, а затем времени. Часть ресурсов впоследствии вообще была выведена из исследовательской части в инфраструктурную, то есть средства были направлены на строительство научных объектов.

По каким критериям планируется оценивать эффективность программы на 2014 - 2020 гг.?

Андрей Петров: Это прежде всего рост доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте, увеличение числа публикаций российских авторов в научных журналах и числа заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Что касается ожидаемого социально-экономического эффекта, основным критерием, как я уже сказал, будет создание научно-технологического задела по приоритетным направлениям и интеграция российского научно-технологического комплекса в мировую инновационную систему.

ГОСТ Р 57194.1-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ

Общие положения

Technologies transfer. General

ОКС 03.100.01

Дата введения 2017-05-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е.Жуковского" (ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского"), Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ") и АНО "Международный менеджмент, качество и сертификация" (АНО "ММКС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 октября 2016 г. N 1542-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные цели и задачи в области трансфера технологий как части инновационной деятельности организаций, его базовые принципы, а также общие положения в отношении практического применения трансфера технологий, в том числе устанавливает понятие трансфера технологий и другую терминологию, используемую в сфере трансфера технологий.

Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их вида, размера и поставляемой продукции оказываемых услуг.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288 Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем

ГОСТ Р 55386 Интеллектуальная собственность. Термины и определения

ГОСТ Р 56645.3 Системы дизайн-менеджмента. Руководство по управлению инновациями

ГОСТ Р 56645.5 Системы дизайн-менеджмента. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000 , ГОСТ Р 55386 , ГОСТ Р 56645.3 , ГОСТ Р 56645.5 , а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 инновационный научно-технический задел; НТЗ: Перспективная продукция интеллектуальной деятельности предприятий и организаций в сфере науки и техники, критических и прорывных технологий, освоение и реализация которой в промышленном производстве и изделиях приведет к повышению эффективности функционирования промышленности и поступлению в обращение технических систем, обладающих новыми свойствами и качествами.

Примечание - Включает в себя научный задел (НЗ), научно-технический задел (НТнЗ) и научно-технологический задел (НТлЗ).

3.2 научно-технический задел; НТнЗ: Перспективная продукция, ориентированная на создание целевой технической системы, которая может быть описана в виде иерархической структуры продукции и представляет собой взаимосогласованную сетевую иерархию технических подсистем и компонентов, интегрированных в целевую техническую систему с помощью технологий обеспечивающих систем.

3.3 научно-технологический задел; НТлЗ: Перспективная продукция, ориентированная на создание обеспечивающей системы, которая продвигает перспективную целевую техническую систему по ее жизненному циклу и представляет собой взаимосогласованную сетевую иерархию работ, реализуемых с помощью существующих или перспективных организационных, технических и технологических механизмов.

Примечание - Продвижение обеспечивающими системами целевой системы по ее жизненному циклу (ЖЦ) регламентировано ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 . Производители научно-технологической продукции - исследователи, системные инженеры, инженеры-проектировщики, инженеры-технологи.

3.4 научный задел; НЗ: Результат фундаментальных научных исследований (новые знания о явлениях, эффектах, законах, закономерностях и т.п.), напрямую не связанный с существующими или перспективными артефактами, техническими средствами и технологиями.

Примечание - Формы представления научного задела как товара - отчеты о НИР, статьи, монографии и другие источники информации в унифицированных представлениях, в том числе в архивах электронной документации, ориентированные на машинную обработку. Производители научной продукции и научного задела - исследователи.

3.5 паспорт технологии: Документ, который служит для накопления и хранения записей о текущем и ранее достигнутых целевой технической системой (ТС) уровнях готовности технологий (УГТ), подтвержденных результатами проведенных оценок УГТ.

Примечание - В том числе содержит результаты технологических аудитов (экспертиз), ссылки на отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), результаты интеллектуальной деятельности, акты верификации и валидации технических систем (ТС), описания конкретных реализаций систем, компонентов и т.д.

3.6 перспективная продукция: Продукция, ориентированная на прогнозируемые или предполагаемые потребности реальных или потенциальных потребителей.

3.7 продукция: Результат деятельности, ориентированный на имеющиеся (установленные) потребности реальных или потенциальных потребителей.

Примечание - Часто представляет собой комбинацию товаров и услуг.

3.8 техническая система; ТС: Целостная совокупность конечного числа взаимосвязанных материальных объектов, имеющая последовательно взаимодействующие сенсорную и исполнительную функциональные части, модель их предопределенного поведения в пространстве равновесных устойчивых состояний и способная при нахождении хотя бы в одном из них (целевом состоянии) самостоятельно в штатных условиях выполнять предусмотренные ее конструкцией потребительские функции.

Примечание - ТС и ее состояния всегда рассматриваются в рамках ее жизненного цикла.

3.9 технология: Выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в себя в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с действующим законодательством, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере.

Примечание - Включает в себя методы и технику производства товаров и услуг, а также их практическую реализацию в виде технологических процессов, организационных и технических систем.

3.10 технологический процесс: Взаимосогласованная сетевая иерархия работ, выполняемых валидированными механизмами обеспечивающей технической системы, для продвижения целевой системы по ее жизненному циклу.

3.11 техническая система (обеспечивающая технологический процесс): Сетевая иерархия верифицированных механизмов, обеспечивающих выполнение технологического процесса.

Примечание - На разных стадиях жизненного цикла могут представлять собой документацию, программное обеспечение, технологическое оборудование и пр.

3.12 товар: Вид продукции, который может быть отторгнут от производителя и выпуск и потребление которого потребителями может осуществляться не согласованно, а в различные моменты времени (асинхронно по времени), непосредственное взаимодействие производителя и потребителя не требуется.

Примечание - Обязательной характеристикой товара является абсолютное значение даты и/или времени (например, дата и время изготовления, дата реализации и т.д.).

3.13 трансфер технологии: Процесс передачи технологии и соответствующих прав на них от передающей стороны к принимающей в целях их последующего внедрения и использования.

Примечание - Обычно в результате той или иной формы трансфера технологий технология, существующая как продукция в виде услуги, которая может быть оказана передающей стороной принимающей стороне, преобразуется в товар, который сначала передается от передающей стороны принимающей и в дальнейшем может быть использован принимающей стороной самостоятельно.

3.14 услуга: Вид продукции, который не может быть отторгнут от производителя, ее выпуск и потребление потребителями могут осуществляться только согласованно, в один и тот же момент времени (синхронно по времени), требуется непосредственное взаимодействие производителя и потребителя.

Примечание - Обязательной характеристикой услуги является относительное время взаимодействия (например, длительность оказания услуги).

3.15 уровень готовности технологии; УГТ: Степень готовности НТЗ к промышленному производству и эксплуатации целевых технических систем, определенная по шкале УГТ, которая имеет девять качественных градаций от УГТ1 до УГТ9 (приложение А).

Примечание - Соответствие конкретной технологии, отвечающей требованиям НТЗ, конкретному УГТ определяют в ходе технологического аудита (экспертизы) с использованием специального опросника (счетчик УГТ).

4 Общие положения

4.1 Деятельность по разработке технологии в высокотехнологичных отраслях промышленности, ее научно-технологическое обеспечение и освоение в производстве принципиально новой продукции, созданной на основе разработанной технологии, предполагают следующие стадии:

- проведение фундаментальных исследований, формирующих НТЗ для создания образцов инновационной продукции;

- выявление потребностей в разработке новых технологий как основы для создания инновационной продукции;

- генерирование с использованием отмеченного задела идеи по созданию принципиально новых технологий для разработки указанной инновационной продукции;

- проведение прикладных исследований, направленных на проверку технической реализуемости предложенной идеи;

- проведение опытно-конструкторских работ, включающих в себя разработку технологии для инновационной продукции, а также создание опытного образца инновационной продукции;

- освоение образца, созданного на основе принципиально новой технологии в производстве.

4.2 Стадии указанной деятельности могут осуществляться как полностью внутри одной организации, так и несколькими организациями по отдельности, самостоятельно или в кооперации той или иной формы.

4.3 Разработка технологии несколькими различными организациями, а в крупных организациях - их отдельными структурными подразделениями, обязательно предполагает:

- осуществление трансфера технологий, в ходе которого происходит передача от одной организации (передающая сторона) к другой (принимающая сторона) результатов интеллектуальной деятельности, завершенных технологий (УГТ9, см. приложение А) и/или разрабатываемых совместно незавершенных технологий (УГТ1-УГТ8, см. приложение А), а также создание соответствующих обеспечивающих систем и механизмов (производственных систем с уровнем готовности производства УГП1-УГП9, см. приложение А);

- связанные с этим учет, контроль использования и защиту отмеченных результатов интеллектуальной деятельности (РИД);

- выявление уровня готовности технологии у передающей стороны, готовности принимающей стороны к использованию технологии, другие аспекты, возникающие при трансфере технологий (может осуществляться в ходе технологического аудита).

4.4 Общей целью трансфера технологии является экономически обоснованный перевод НТЗ производителя, который выступает в качестве передающей стороны, в промышленную технологию, работающую у потребителя, который выступает в качестве принимающей стороны, для последующего коммерческого или некоммерческого использования.

4.5 Создание сложных целевых ТС, таких как летательный аппарат, требует согласованного применения значительного количества технологий от различных производителей. На ранних стадиях создания перспективной ТС требуется определить не только весь перечень необходимых для конкретной ТС технологий, но и определить степень их совместимости между собой при продвижении ТС по ее ЖЦ. Степень совместимости пар технологий определяется шкалой уровня готовности к интеграции (УГИ), которая имеет девять качественных градаций (УГИ1-УГИ9, см. приложение А). Соответствие совместимости пар технологий из НТЗ конкретному УГИ определяют путем экспертной оценки.

4.6 Необходимость совместного использования двух и более технологий разных производителей с УГТ8 и менее (незавершенная технология) в одной ТС приводит к трансферу технологий (НТЗ) от одного производителя к другому. Трансфер технологий в этом случае реализуется в виде совместного проекта по переводу технологии с УГТ одного производителя в обеспечивающую систему производителя другой технологии с УГТ для испытаний на совместимость и последующей оценки экспертами УГИ с фиксацией подтверждающих артефактов.

4.7 В целях управления процессом продвижения обеспечивающими системами целевой ТС по ЖЦ вводится обобщенная характеристика готовности - уровень готовности системы (УГС). Уровень готовности системы представляет собой шкалу из пяти уровней, каждому из которых соответствует численный диапазон в интервале от 0 до 1. Для всех диапазонов значения УГС вычисляют по значениям УГТ и УГИ.

4.8 Выявленные для конкретной технологии уровни готовности заносят в паспорт технологии. На основании заполненных паспортов технологий в дальнейшем могут осуществляться их предварительный поиск и отбор для использования в целевой или обеспечивающей ТС.

5 Процесс трансфера технологий

5.1 Общие положения

5.1.1 Процесс трансфера технологий состоит из следующих этапов:

- идентификация потребности в технологии, с одной стороны, и объекта продаж с другой стороны;

- оценка затрат, связанных с приобретением технологий;

- информационный поиск;

- сравнительный анализ, оценка уровня готовности и выбор технологии;

- переговоры между продавцом и покупателем технологии;

- заключение договора и передача технологии (либо иного результата интеллектуальной деятельности);

- использование технологии и мониторинг результатов.

5.1.2 В целях проверки технологического состояния организации и/или выявления уровня готовности технологии проводят технологический аудит. Общая цель технологического аудита - оценка способности организации внедрять новые технологии, работать с технологическими партнерами, формировать направления развития предприятия для наиболее успешной интеграции или передачи новых технологий. Технологический аудит может быть инициирован на любом из этапов процесса трансфера технологий.

5.1.3 Непосредственно передача технологий может быть реализована посредством одного или нескольких каналов трансфера технологий, в качестве которых могут выступать:

- купля-продажа технологий, высокотехнологичных материалов, оборудования, технологий, систем;

- лицензионные соглашения, соглашения по передаче технологий, технологической документации;

- совместные исследования, разработки, производство, реализация высокотехнологичной продукции организациями и предприятиями; национальные научно-технические, производственные и прочие проекты и программы;

- передачи технологий в рамках транснациональных корпораций, национальных консорциумов, финансово-промышленных групп;

- исследования, разработки, производство в рамках совместных предприятий с партнерами, в том числе зарубежными;

- международные и национальные научно-технические, производственные и прочие проекты и программы;

- кооперационная деятельность организаций и предприятий с участием научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро, учебных заведений, ведущих исследования и разработки, их сотрудников;

- передача документации, образцов, устройств, материалов и веществ, компьютерных программ, ноу-хау, результатов НИОКР в рамках маркетинговых мероприятий и дилерских (дистрибьюторских) соглашений;

- аренда помещений и другие взаимоотношения, в связи с которыми сотрудники сторонних организаций могут получить потенциальную возможность доступа к технологиям;

- временное пребывание в лабораториях научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро, учебных заведений специалистов, в том числе командированных, стажеров, аспирантов, студентов.

5.2 Участники процесса трансфера технологий

5.2.1 Участниками процесса трансфера технологий являются субъекты, создающие технологии, или производители, т.е. передающая сторона, и субъекты, использующие готовые технологии, или потребители, т.е. принимающая сторона, а также, в ряде случаев, органы государственной власти Российской Федерации и других государств.

5.2.2 В качестве субъектов, создающих технологии, могут выступать:

- организации, заказывающие создание технологии (заказчики);

- инвесторы, участвующие в создании технологий;

- организации, создающие технологии (исполнители);

- авторы и соавторы (создатели, изобретатели и их группы) технологий;

- организации-конкуренты, создающие конкурентные технологии на основе собственных разработок (исполнители).

5.2.3 В качестве субъектов, использующих готовые технологии, могут выступать:

- организации - владельцы (совладельцы, правообладатели, в том числе лицензиары и учредители управления) технологий;

- инвесторы, участвующие в использовании технологий;

- организации - приобретатели (покупатели) технологий;

- организации - лицензиаты технологий;

- организации - пользователи технологий по договорам коммерческой концессии;

- организации - доверительные управляющие технологиями по договорам доверительного управления;

- кадры [персонал, работники, должностные лица (соискатели должностей, работающие, увольняющиеся, уволившиеся)] организаций, участвующих в использовании технологий;

- организации-конкуренты - владельцы (совладельцы, правообладатели, в том числе лицензиары и учредители управления) конкурентных технологий, созданных на основе собственных разработок.

5.2.4 Целями передачи полученных собственных технологий для передающей стороны обычно являются:

- извлечение прибыли от реализации созданных РИД, которые передающая сторона не может довести до более высокого УГТ вследствие того, что организация специализируется лишь на начальных стадиях работ по созданию технологии или не располагает и не может привлечь дополнительные ресурсы, необходимые для доведения полученных результатов интеллектуальной деятельности до более высокого УГТ;

- доведение указанных результатов до более высокого УГТ не соответствует профилю деятельности и стратегии развития передающей стороны;

- извлечение дополнительных доходов от реализации РИД, затраты на создание которых передающая сторона уже окупила и использование которых она предполагает прекратить в краткосрочной перспективе в связи с переходом на применение только что достигнутых РИД;

- извлечение дополнительных доходов от реализации организации - приобретателю технологий услуг и товаров, связанных с передаваемыми технологиями (в частности, доходы от реализации услуг по обучению персонала указанной организации, доходы от поставки оборудования для выпуска продукции, созданной на основе использования передаваемых технологий, и т.п.);

- минимизация риска незаконного использования другой организацией технологий, созданных передающей стороной;

- привлечение к работам по совершенствованию и развитию передаваемых технологий организации - приобретателя, располагающей научно-технологическими возможностями по их совершенствованию/развитию;

- обеспечение доступа к необходимым организации технологиям путем встречной передачи собственных технологий;

- преодоление барьеров доступа на зарубежный рынок готовой продукции, созданной на основе передаваемых технологий;

- получение в той или иной форме контроля над организацией - приобретателем РИД (начиная от контроля технических условий производства продукции, созданной на основе передаваемых результатов интеллектуальной деятельности, и контроля прибыли от реализации этой продукции посредством ставки роялти и заканчивая контролем деятельности организации - приобретателя РИД посредством получения в качестве оплаты за передаваемые РИД акций этой организации).

5.2.5 Целями приобретения сторонних технологий для принимающей стороны обычно являются:

- получение требуемых организацией готовых технологий и иных РИД высокого научно-технического уровня и избежание вследствие этого рисков получения РИД со значительно худшими характеристиками при самостоятельном проведении НИОКР, направленных на получение данных технологий;

- сокращение затрат времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения новых технологий;

- повышение уровня компетентности собственных исследователей/разработчиков в проведении стадий НИОКР, направленных на получение такого рода технологий;

- вывод на национальный рынок созданной на основе приобретенных технологий продукции, аналогичной импортной; использование для ее реализации высокой репутации организации, передавшей соответствующие РИД, и снижение объема импорта аналогичной продукции иностранного производства;

- вывод продукции, созданной на основе приобретенных технологий, на зарубежные рынки и извлечение доходов от ее экспорта.

5.2.6 Приобретение сторонних технологий для принимающей стороны связано с рисками:

- покупки устаревающей (устаревшей) технологии, не имеющей рыночных перспектив в будущем;

- попадания в технологическую зависимость от организации - поставщика технологий или иных РИД.

5.3 Функции участников процесса трансфера технологий в части учета, контроля и защиты технологий

5.3.1 К обязательным функциям передающей и принимающей сторон при осуществлении трансфера технологий относятся: учет переданных/полученных технологий, контроль использования переданных/полученных технологий, защита переданных/полученных технологий.

5.3.2 Учет переданных/полученных технологий должен обеспечивать уполномоченным должностным лицам организации, передающей/приобретающей технологии и иные РИД, оперативное предоставление достоверных актуализированных данных о передаче/приобретении технологий этой организацией, в том числе данных об общем количестве переданных/приобретенных технологий, распределении этого количества по годам передачи/приобретения и по другим интересующим их аспектам в целях:

- контроля и анализа соответствия фактического состояния и тенденций развития в области передачи/приобретения технологий и иных РИД целевым установкам организации в этой области;

- выявления по их результатам не отвечающих интересам организации явлений и тенденций в области передачи/приобретения технологий и иных РИД, а также недостаточно полно используемых возможностей в этой области;

- принятия обоснованных управленческих решений по повышению результативности и эффективности передачи/приобретения технологий и иных РИД.

5.3.3 Контроль использования переданных технологий должен позволять передающей стороне следить за соблюдением организацией - получателем технологий и иных РИД своих договорных обязательств по использованию предоставленных ей технологий, пресекать нарушение ею указанных обязательств и предотвращать нанесение ущерба передающей стороне соответственно от предоставления своих технологий принимающей стороне.

5.3.4 Контроль использования приобретенных технологий должен позволять принимающей стороне следить за эффективностью использования полученных технологий и принимать оперативные меры по устранению фактов низкоэффективного использования приобретенных технологий.

5.3.5 Защита передаваемых технологий должна обеспечивать предотвращение нанесения ущерба передающей стороне:

- преждевременного раскрытия существа таких технологий принимающей стороне и, соответственно, потери последней интереса к приобретению указанных технологий;

- незаконного раскрытия существа отмеченных технологий организациям, не задействованным в передаче/приобретении соответствующих технологий.

5.3.6 Защита приобретенных технологий должна обеспечивать соблюдение организацией - приобретателем технологий и иных РИД своих договорных обязательств по охране полученных ею технологий.

Приложение А (обязательное). Типовые шкалы, применяемые для оценки уровня готовности технологий

Приложение А
(обязательное)

Таблица А.1 - Типовые шкалы, применяемые для оценки уровня готовности технологий

Шкала уровней готовности технологий (УГТ)

Система показателей, определяющих уровни готовности технологий на различных этапах их разработки, включающая в себя следующие уровни:

УГТ2. Сформулированы технологическая концепция и/или возможные применения возможных концепций для перспективных объектов. Обоснованы необходимость и возможность создания новой технологии или технического решения, в которых используются физические эффекты и явления, подтвердившие уровень УГТ1. Подтверждена обоснованность концепции, технического решения, доказана эффективность использования идеи (технологии) в решении прикладных задач на базе предварительной проработки на уровне расчетных исследований и моделирования.

УГТ3. Даны аналитические и экспериментальные подтверждения по важнейшим функциональным возможностям и/или характеристикам выбранной концепции. Проведено расчетное и/или экспериментальное (лабораторное) обоснование эффективности технологий, продемонстрирована работоспособность концепции новой технологии в экспериментальной работе на мелкомасштабных моделях устройств. На этом этапе в проектах также предусматривается отбор работ для дальнейшей разработки технологий.

Критерием отбора выступает демонстрация работы технологии на мелкомасштабных моделях или с применением расчетных моделей, учитывающих ключевые особенности разрабатываемой технологии, или эффективность использования интегрированного комплекса новых технологий в решении прикладных задач на базе более детальной проработки концепции на уровне экспериментальных разработок по ключевым направлениям, детальных комплексных расчетных исследований и моделирования.

УГТ4. Компоненты и/или макеты проверены в лабораторных условиях. Продемонстрированы работоспособность и совместимость технологий на достаточно подробных макетах разрабатываемых устройств (объектов) в лабораторных условиях.

УГТ5. Компоненты и/или макеты подсистем верифицированы в условиях, близких к реальным. Основные технологические компоненты интегрированы с подходящими другими ("поддерживающими") элементами, и технология испытана в моделируемых условиях. Достигнут уровень промежуточных/полных масштабов разрабатываемых систем, которые могут быть исследованы на стендовом оборудовании и в условиях, приближенных к натурным условиям. Испытывают не прототипы, а только детализированные макеты разрабатываемых устройств.

УГТ6. Модель или прототип системы/подсистемы продемонстрированы в условиях, близких к реальным. Прототип системы/подсистемы содержит все детали разрабатываемых устройств. Доказаны реализуемость и эффективность технологий в натурных или близких к натурным условиях и возможность интеграции технологии в компоновку разрабатываемой конструкции, для которой данная технология должна продемонстрировать работоспособность. Возможна полномасштабная разработка системы с реализацией требуемых свойств и уровня характеристик.

УГТ7. Прототип системы прошел демонстрацию в эксплуатационных условиях. Прототип отражает планируемую штатную систему или близок к ней. На этой стадии решают вопрос о возможности применения целостной технологии на объекте и целесообразности запуска объекта в серийное производство.

УГТ8. Создана штатная система и освидетельствована (квалифицирована) посредством испытаний и демонстраций. Технология проверена на работоспособность в своей конечной форме и в ожидаемых условиях эксплуатации в составе технической системы (комплекса). В большинстве случаев данный УГТ соответствует окончанию разработки подлинной системы.

УГТ9. Продемонстрирована работа реальной системы в условиях реальной эксплуатации. Технология подготовлена к серийному производству

Шкала уровней готовности производства (УГП)

Модель оценки уровня готовности производственных технологий, в рамках которой выделяют следующие основные уровни:

УГП1. Сделаны выводы относительно основных производственных потребностей.

УГП2. Определена концепция производства.

УГП3. Подтверждена производственная концепция.

УГП4. Достигнута возможность изготовления технических средств в лабораторных условиях.

УГП5. Достигнута возможность изготовления прототипов компонентов систем в соответствующих производственных условиях.

УГП6. Достигнута возможность изготовления прототипов систем и подсистем при наличии готовых элементов основного производства (промышленное оборудование, квалифицированные кадры, инструментальная или технологическая оснастка, методы обработки, материалы и пр.).

УГП7. Достигнута возможность изготовления систем, подсистем или их компонентов в условиях, близких к реальным, и при завершенных конструкторских расчетах.

УГП8. Испытана пилотная производственная линия, достигнута готовность к началу мелкосерийного производства.

УГП9. Успешно продемонстрирована возможность мелкосерийного производства, подготовлена база для полномасштабного производства.

УГП 10. Налажено полномасштабное производство с участием субподрядчиков

Шкала уровня готовности интеграции (УГИ)

Модель целостной оценки УГТ с учетом интеграции технологий:

УГИ1. Установлено взаимодействие технологий на уровне УГТ1.

УГИ2. Определен интерфейс взаимодействия технологий на УГТ2. Проведено исследование вариантов технологий.

УГИ3. Определено эффективное взаимодействие технологий на УГТ3.

УГИ4. Осуществлена устойчивая интеграция технологий в лабораторных условиях на УГТ4.

УГИ5. Установлено управление и осуществлено завершение интеграции технологий на уровне УГТ5.

УГИ6. Возможность интеграции технологий подтверждена в реальных условиях.

УГИ7. Возможность интеграции системы проверена детально в реальных условиях.

УГИ8. Возможность интеграции технологий проверена испытаниями и демонстрацией.

УГИ9. Возможность интеграции проверена в применении

Шкала уровней готовности системы (УГС)

Модель целостной оценки УГС:

УГС1. Улучшена начальная концепция системы, разработана стратегия разработки системы/технологии.

УГС2. Снижены технологические риски и определен подходящий набор технологий для интеграции в полную систему.

УГС3. Разработана система или улучшены ее возможности, снижены риски интеграции и производства, реализованы механизмы операционной поддержки, оптимизирована логистика, реализован интерфейс с пользователем, спроектировано производство, обеспечены доступность и защита критической информации. Продемонстрированы интеграция системы, взаимодействие с ней, безопасность и полезность.

УГС4. Достигнуты рабочие параметры, удовлетворяющие потребности пользователей.

УГС5. Осуществляется поддержка системы в самой эффективной форме работы на протяжении всего ЖЦ

УДК 658.513.5:006.354

ОКС 03.100.01

Ключевые слова: трансфер технологий, технологический аудит, уровень готовности технологий, принимающая сторона, передающая сторона

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2016

Пока Павел Русланович не ответил, предлагаю соответствующую статью из "Моего систематического", на случай если вы её не читали:

наработка

Слово столь же модное (первоначально из бюрократически-технократического лексикона), сколь и туманное. Близко по смыслу к слову задел и часто употребляется в паре с ним (заделы и наработки ). Переводится почти всегда контекстуально:

1. Если бы молдаване и приднестровцы воспользовались наработками западных экспертов, они сумели бы продвинуться на шаг вперед («Независимая газета»). - If the Moldovans and Transdniestrians had acted on the suggestions/recommendations of Western experts, they could have made a step forward.

2. Россия обладает хорошей школой и наработками в сфере высоких технологий («Известия»). - Russia has good traditions and achievements in the area of high technology.

3. В Уральском округе [...] очень интересные наработки по контролю за использованием собственности, по борьбе с наркотиками, с коррупцией (интервью в газете «Век»). - Very interesting results have been achieved in the Urals district in establishing control of property use and in fighting drugs and corruption.

4. Часть этих дел - они были наработаны еще нами (интервью Ю.Скуратова на радио «Эхо Москвы»). - We did a lot of work on some of these cases.

5. Будет оказываться выборочная поддержка заделам в области высоких технологий и современных производств. - Selective/targeted financial support will be provided to successful ventures in the high technology and modern production sectors.

6. Если мы не создадим задел на будущее, стране придется тяжело (из интервью в «Комсомольской правде»). - If we don’t lay the groundwork now, the country would face a difficult future.

Кроме заделов и наработок есть еще слово разработка , не очень полно описываемое в словарях, в том числе толковых. Так, словарь Ожегова и Шведовой по существу ограничивается отсылкой к глаголу разработать . Но из глагольных значений не вытекает, например, известное многим значение учебный материал на какую-либо тему - кстати, «непереводимость» этого слова приводила к тому, что в инъязе 1960-х годов преподаватели говорили razrabotka . Наверное, можно сказать study aid или manual .

В данном случае меня интересует это слово в значении, иллюстрируемом следующим предложением, услышанным по телевидению: У российских космонавтов есть уникальные разработки, которые можно использовать при полете на другие планеты. («Время») Заявление с большим замахом, но несколько туманное. Что имеется в виду: опытные образцы? Вряд ли. Скорее, как обычно бывает при подобных утверждениях, какие-то бумаги, в которых перемешаны достоверные научные и технические факты, непроверенная информация и несбыточные мечты. Как здесь быть переводчику? Это ведь тот (нередкий) случай, когда за трудно переводимым словом нет большого содержания. Но если пытаться в переводе отразить всю содержащуюся здесь претензию, то надо, наверное, сказать The Russian cosmonauts have done some pioneering work, the results of which could be used during flights to other planets. Наверное, в некоторых случаях это слово можно перевести как pilot project (s ). Но ближе к «объективной истине», видимо, все-таки exploratory/preliminary work или studies . В ходе обсуждения на сайте www.lingvoda.ru предлагались и другие варианты, например:

They have considerable expertise/extensive background in... Конечно, это звучит хорошо и, вероятно, правильно по существу, но все же не передает претензию на наличие чего-то реального, что можно было бы непосредственно пустить в дело. Эту функцию, возможно выполняет вариант know-how .

Еще интересный пример наработок , почерпнутый на конференции по реформированию российских железных дорог: Российская гильдия экспедиторов имеет конкретные наработки по этим проблемам в Московском , Свердловском, Ростовском-на-Дону и других транспортных узлах. Подтверждается высказанная в «Несистематическом» мысль о том, что это слово переводится почти всегда контекстуально. Здесь я предложил бы: The Russian Freightforwarders Guild has developed specific practices in this reagard in the Moscow, Sverdlovsk and Rostov-on-Don transportation hubs. Иногда наработки близки к тому, что на Западе называется best practices (а это в свою очередь напоминает наш передовой опыт ).

Значение наработок, разработок и заделов довольно туманно. Для опытного переводчика это не ахти какая проблема, а для лексикографа - большая головная боль. Ведь словарная статья не может состоять из набора контекстуальных примеров.

Финансирование научных исследований в российских академических институтах и университетах осуществляется в основном за счет средств, распределяемых научными фондами или целевыми программами на конкурсной основе. К основным государственным научным фондам, финансирующим фундаментальные научные исследования в России, относятся Российский научный фонд (РНФ), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Совет по грантам Президента Российской Федерации и Совет по грантам Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований.

Чтобы получить грант на определенный научный проект, требуется подать заявку в фонд, оформленную в соответствии с условиями объявленного конкурса. Каждую заявку сначала оценивают эксперты, а затем экспертный совет фонда, который выносит решение о выделении финансирования или об отказе в поддержке. В настоящей статье приведены общие советы по подготовке заявок на конкурсы грантов российских научных фондов. Эти советы основаны во многом на собственном опыте и могут служить отправной точкой к знакомству с ключевыми источниками в области искусства получения финансирования на проведение научных исследований. Приведенные рекомендации могут быть полезны начинающему исследователю, которому необходимо самостоятельно готовить заявки на получение грантов научных фондов.

Выбор фонда

Начинать готовить и подавать заявки для участия в конкурсах грантов научных фондов на проведение исследований желательно уже в студенческие годы. Действительно, довольно сложно выиграть грант для поддержки исследований независимой научной группы без опыта руководства индивидуальными грантами. Участвуйте в конкурсах на финансирование исследований для студентов и аспирантов, проводимых в вашем университете, городе, регионе. Приобретаемый опыт постепенно позволит готовить качественные и успешные заявки.

Лучше начинать с заявок на гранты с относительно небольшим объемом финансирования. Как правило, в конкурсах с небольшим выделяемым объемом средств упрощена финансовая отчетность, поэтому меньше усилий потребуется затратить на менеджмент проекта. При подготовке заявок на конкурсы небольших грантов основное внимание можно будет уделить научной составляющей проекта.

Внимательно ознакомьтесь с условиями программ различных государственных и частных фондов и выберите наиболее подходящий для вашей работы конкурс грантов. Выбирайте надежные фонды с хорошей репутацией и экспертным советом, в состав которого входят ведущие ученые. Нужно четко представлять, какие проекты планируют поддержать организаторы конкурса: фундаментальные или прикладные, непродолжительные или долгосрочные, индивидуальные или коллективные. Не обязательно принимать участие во всех доступных конкурсах - это позволит правильно распределить время между научной работой и поиском финансирования. При этом важно помнить, что некорректно отправлять одну и ту же заявку в несколько фондов одновременно.

Желательно посмотреть списки поддержанных фондом проектов прошлых лет, что позволит получить представление о предпочтениях экспертного совета по тематике исследований и квалификации руководителей проектов. В последние годы многие фонды публикуют статистические сведения о доле отклоненных заявок, областях знаний и возрасте руководителей поддержанных проектов. Анализ этих сведений может быть полезен при принятии решения о том, подходит ли данный конкурс для финансирования вашего научного проекта.

Обязательно нужно внимательно изучить анкету эксперта и критерии, по которым будет оцениваться заявка на получение гранта. Помните, что эксперт, как правило, очень занятой человек и у него не будет возможности искать/запрашивать дополнительные сведения о проекте и его исполнителях. Вся информация, соответствующая критериям оценки проекта, должна быть отражена в заявке. Если какой-то критерий, например перспективы прикладного применения результатов, по объективным причинам не подходит для оценки вашего проекта, постарайтесь разъяснить это в тексте заявки.

Название и аннотация проекта

Аннотация - это краткое содержание заявки. Она должна отражать все составляющие проекта: актуальность исследования, цель работы, основные задачи исследования, используемые стратегию и подходы, новизну ожидаемых результатов, их значение для данной области науки и возможное практическое применение. Советы по каждому из разделов приведены ниже. При подготовке аннотации пользуйтесь общепринятой терминологией, избегайте использования аббревиатур и технического жаргона.

К частым ошибкам начинающих заявителей можно отнести отсутствие в аннотации формулировки решаемой научной проблемы. Определите, какой тип исследования вы планируете проводить: заполнение «брешей» в существующем массиве научных данных, разрешение сложившихся противоречий или прорывное исследование на фронте научного направления.

Полезны при подготовке аннотаций конкретные примеры, в которых можно найти удачные формулировки и выражения, но которые, конечно, нельзя полностью копировать. Примеры аннотаций поддержанных заявок для участия в конкурсах грантов на проведение исследований можно найти на сайтах некоторых крупных научных фондов, например Российского научного фонда: http://grant.rscf.ru/searchproj#

Ключевые слова должны соответствовать тематике исследования, так как зачастую используются для выбора экспертов, которые будут оценивать заявку, и секции экспертного совета, которая будет отбирать лучшие проекты.

Название проекта не должно быть излишне наукообразным и может быть даже оригинальным, подчеркивая актуальность ваших замыслов. В то же время название не должно быть чересчур широким и общим. При формулировке темы старайтесь не быть многословными. Для составления первого варианта названия можно порекомендовать использовать ключевые слова проекта.

Цели и задачи проекта

Научную цель проекта необходимо формулировать сразу и предельно четко. Безусловно, планируемое исследование должно быть очень высокого уровня. В то же время даже оригинальная и интересная научная идея не всегда находит поддержку у экспертов. Поэтому основная цель исследования в заявке на грант должна быть, с одной стороны, актуальной и, с другой стороны, достижимой. Иными словами, важно соблюдать баланс между значением исследования для данной области наук и риском невыполнения проекта.

После формулировки глобальной цели исследования отдельно приводятся задачи проекта, решение которых необходимо для достижения цели. Конкретные задачи должны быть направлены не просто на сбор и анализ новых данных, но на проверку гипотез, выяснение механизмов или создание новых теорий. Выдвинутые гипотезы должны быть проверяемыми и хорошо обоснованными. Формулировка цели и задач исследования в принципе сходны с их формулировкой в магистерской или кандидатской диссертации. Студентам и аспирантам можно порекомендовать предварительно ознакомиться с пособиями по подготовке диссертаций к защите.

План проведения исследований

План проведения исследований - это, пожалуй, наиболее важная часть заявки. Уделите достаточно времени на подготовку этого раздела. Тщательно продуманный план исследования в зависимости от требований конкурсной документации желательно разбить на этапы, каждый из которых должен включать конкретные шаги или действия. План выполнения проекта должен быть логично построен и четко структурирован и должен строго соответствовать поставленным задачам. Аргументируйте необходимость проведения каждой запланированной серии экспериментов. Разъясните, в чем преимущества предлагаемой вами схемы экспериментов или разрабатываемой модели. Планируемое исследование должно быть качественным, то есть предполагать использование всех необходимых контролей и адекватных методов анализа результатов. Важно отметить, что план проекта должен позволять оценить выполнимость отдельных стадий исследования.

Стоит предусмотреть дополнительные сценарии выполнения проекта. Например, указать возможные альтернативные подходы в том случае, если основной подход не удастся реализовать по объективным причинам. Желательно запланировать использование нескольких взаимодополняющих стратегий для решения поставленных задач. Кроме того, можно упомянуть, какие пути выполнения проекта будут реализованы в случае опровержения одной из проверяемых гипотез. Таким образом, вы сможете минимизировать уязвимые стороны заявки.

Если вы впервые подаете заявку на самостоятельный независимый проект в качестве руководителя научной группы, постарайтесь прояснить в тексте, каким образом ваш проект отличается от проектов научного руководителя группы, в которой вы ранее работали. В качестве одной из слабых сторон проектов начинающих исследователей эксперты иногда указывают, что «проект является продолжением работ большого коллектива ученых» или «трудно понять, будет ли заявленный руководитель проекта реальным его руководителем». Опыт исследователей разных стран показывает, что довольно трудно получить поддержку первого крупного проекта в том случае, если руководитель заявки не менял место своей работы после получения ученой степени.

Раздел «Методы и подходы» должен содержать информацию о стратегии и подходах к проведению исследования. Этот раздел желательно разбить на подпункты с отдельными подзаголовками. В заявке на грант не требуется приводить подробные протоколы и описание выбранных методик. Однако важно не просто перечислить методы, которые планируется использовать для реализации ваших замыслов, но и продемонстрировать их адекватность для решения поставленных задач. Постарайтесь уделить особое внимание обоснованию эффективности выбранных методов и подходов, привлекая данные литературы. Укажите новые разрабатываемые вами методы или подходы, которые нередко оцениваются экспертами отдельно. Если вы планируете проводить часть исследования в сотрудничестве с другими научными коллективами, желательно указать, какие именно эксперименты будут проведены совместно.

Обзор литературы

Раздел «Обзор литературы» должен знакомить эксперта с современным состоянием выбранной области исследований и одновременно демонстрировать полноту владения заявителем данными литературы по разрабатываемой тематике. Этот раздел часто составляется после подготовки основного плана исследования. В начале раздела желательно отразить взгляд на решаемую проблему со стороны всей области наук. Ясно изложите только основные сведения, позволяющие подвести читателя к необходимости решения указанной проблемы. Не углубляйтесь в частные детали, помните, что текст должен легко читаться. Покажите критическое отношение к данным литературы, изложите варианты интерпретации имеющихся сведений разными научными школами. В этом разделе можно привести список цитируемой литературы, включая источники в рецензируемых журналах с высоким рейтингом. В некоторых случаях приветствуются цитаты ведущих специалистов в данной области.

В заключении этого раздела необходимо кратко изложить главный вывод из анализа данных литературы, обосновывающий актуальность выбранного направления исследования (например, «заполнение брешей» или разрешение сложившихся противоречий) и его новизну.

Ожидаемые результаты

В разделе «Ожидаемые результаты» стоит перечислить как конкретные научные результаты, которые будут получены в ходе выполнения проекта, так и их возможное применение. Заранее продумайте, будут ли в ходе проведения исследования проверены какие-либо гипотезы, созданы новые теории и сделаны определенные выводы. Достижение ожидаемых результатов должно поддаваться проверке в случае поддержки проекта, поэтому желательно сформулировать их в виде отдельных утверждений. Самостоятельно сформулируйте ограничения в применимости и интерпретации предполагаемых результатов. Важно также кратко обсудить, какие долгосрочные перспективы откроет завершение запланированного вами исследования. В качестве практического применения результатов фундаментальных исследований можно указать их использование в образовательном процессе.

Многие фонды в одном из разделов заявки просят указать так называемые ожидаемые показатели результативности проекта (или отчетные индикаторы). Отнеситесь к заполнению этих таблиц внимательно. Не стоит завышать ожидаемые показатели, в особенности число защищенных диссертаций и число публикаций в журналах, индексируемых в наукометрических базах данных. Если проект будет поддержан, научный руководитель будет нести ответственность за выполнение этих показателей. В случае невыполнения указанных в заявке индикаторов фонд на любом из этапов может прекратить финансирование проекта и внести имя руководителя в так называемый «черный список», не позволяя ему в течение нескольких лет принимать участие в конкурсах фонда. Важно заслужить и сохранить репутацию надежного грантодержателя, выполняющего свои обязательства.

Имеющийся задел

В разделе «Имеющийся задел» заявки, помимо полученных предварительных результатов или разработанного инструментария, отдельно стоит указать сведения, свидетельствующие о достижимости ожидаемых результатов. Это могут быть сведения о квалификации руководителя и исполнителей, объеме выполненных ранее научной группой исследований, имеющихся публикациях по теме проекта, наличии созданных для выполнения проекта уникальных условий или установок, международном сотрудничестве.

Приложите копии имеющихся у вас наиболее значимых публикаций, относящихся к тематике исследования. Эксперт сможет ознакомиться с ними, что позволит убедить его в том, что квалификация исполнителей проекта достаточна для решения поставленных задач. Научная продуктивность руководителя проекта - основной критерий оценки его квалификации.

Воспользуйтесь возможностью добавить в текст заявки дополнительные сведения о научных достижениях руководителя и исполнителей проекта. Укажите для каждого из участников список премий, дипломов за научные доклады на конференциях, сертификатов об окончании курсов повышения квалификации, участии в научных школах, в том числе с персональной грантовой поддержкой, сведения о руководстве дипломными работами и успехах учеников.

Менеджмент проекта

В ряде конкурсов в качестве одного из существенных критериев оценки заявки обозначен «уровень менеджмента проекта». В этом случае уделите особое внимание планированию исследования. Перечислите этапы и сроки выполнения отдельных работ, составьте подробный график проекта, план закупок, сроки командировок и экспедиций. Укажите обязанности и занятость всех исполнителей проекта.

Составление сметы - важный этап подготовки заявки на конкурс грантов. Составьте список всех планируемых затрат, включая оплату труда исполнителей проекта, закупку оборудования и материалов, оплату расходов на проведение экспедиций и командировок с целью участия в конференциях, оплату услуг сторонних организаций, а также накладные расходы организации на техническое сопровождение проекта. При составлении сметы расходов следуйте инструкциям и рекомендациям фонда, указанным в конкурсной документации, и не завышайте запрашиваемый объем финансирования. По каждому из видов затрат представьте подробное обоснование, что позволит экспертам убедиться в том, что руководитель проекта знает, на что будут израсходованы средства гранта. Проверяйте стоимость оборудования и расходных материалов, а также то, какие закупки разрешает осуществлять фонд (например, некоторые фонды не позволяют расходовать средства гранта на приобретение оргтехники и компьютеров).

Подробно изложите, на какой площадке планируется проводить исследования. Стоит указать, что работа будет выполняться с использованием оборудования ресурсных центров университета или института. Желательно упомянуть, достаточно ли для выполнения проекта имеющейся в вашем распоряжении материально-технической базы.

Заключительный этап подготовки заявки

Проверьте, насколько актуальны и логично построены запланированные исследования.

Уделите большое внимание оформлению заявки. Четко формулируйте свои мысли, структурируйте текст заявки, разбейте его на подразделы, пункты и т. п. Проверьте оформление ссылок на цитируемую литературу.

Попросите ваших коллег, в том числе специалистов в другой области, прочитать содержательную часть проекта и высказать свои замечания (так называемое «внутреннее рецензирование»). Мнение коллег поможет вам выявить слабые стороны заявки до того, как она попадет в руки экспертов. Поэтому желательно таким образом планировать свое время, чтобы подготовить первую версию заявки заранее. Даже если сроки написания заявки очень сжатые, стоит отложить текст на несколько дней, чтобы затем посмотреть на него свежим взглядом.

Внимательно проверьте правильность оформления всех документов перед отправкой заявки в фонд (как в электронном, так и в бумажном варианте). Зачастую отсутствие одной подписи или справки может послужить поводом для отклонения заявки по техническим причинам. Некоторые фонды принимают заявки в онлайн-варианте; в этом случае необходимо уточнить, требуется ли приложить сканированный вариант подписанных документов.

Если проект не был поддержан

Доля поддержанных проектов зависит от исходных требований фонда к руководителю и коллективу исполнителей и от объема выделяемого финансирования. Ваш проект может оказаться в числе неподдержанных. Постарайтесь использовать эту возможность для совершенствования в области «грант-райтинга». Подготовленная заявка и тщательно спланированное исследование - важный результат вашей работы, который может быть использован в дальнейшем.

В случае отказа фонда в поддержке вашего проекта нужно обязательно запросить отзывы экспертов, а также результаты технической проверки. Объективное отношение к отзывам экспертов - прекрасная возможность улучшить как ваши навыки в подготовке заявок, так и план проведения исследования. После внимательного изучения отзывов экспертов нужно принять решение, стоит ли совершенствовать заявку, чтобы подать ее на конкурс повторно. Желательно запросить отзывы экспертов и в том случае, если ваш проект был поддержан. Как правило, в экспертном заключении отражены сильные и слабые стороны проекта, поэтому знакомство с ним позволит вам скорректировать план проведения исследования.

В некоторых случаях экспертные заключения на один и тот же проект могут быть прямо противоположными. Если вы считаете, что отзыв эксперта составлен непрофессионально или с нарушением этических норм, стоит через определенное время обратиться в фонд с возражениями против выводов эксперта. Это не повлияет на результаты завершенного конкурса по отношению к поданной вами заявке, но позволит повысить качество экспертизы в фонде в дальнейшем. В ответе на экспертные заключения подробно приведите обнаруженные противоречия и «аргументы против», но ни в коем случае не обсуждайте личность и профессионализм эксперта.

А если ваш проект был поддержан и вы выиграли грант, то вас можно поздравить! Помните, что вам нужно будет выделить время на заключение договора или соглашения о финансировании научных исследований.

McInnes R., Andrews B., Rachubinski R. Guidebook For New Principal Investigators. Advice on Applying for a Grant, Writing Papers, Setting up a Research Team and Managing Your Time. 2005: