Удаленная работа мечта каждого человека. Но без особых навыков доход будет слишком мал для того, чтобы не искать дополнительных источников заработка.
Существует много видов заработка и для людей, которые имеют навыки, талант и способности. Людей со способностями, которые работают удаленно, называют фрилансерами.
Многих людей, которые имеют художественное образование или даже те, кто довел свои навыки до уровня профессиональных без университета, хотят реализовать себя. Сейчас наблюдается ситуация, когда предложение превышает спрос, в результате найти хорошее место работы специалистам искусства сложно, поэтому за реализацией они отправляются в интернет.

К сожалению, даже в интернете сейчас наблюдается печальная ситуация – заказчиков мало, а исполнителей хоть отбавляй. Но это вовсе не значит, что нельзя пробиться и занять почетное место в этой профессии для этого необходимо следовать нескольким советам:

  1. Наработайте портофолио. Это самый главный пункт, так называемая отправная точка, без которой ваше дальнейшее развитие и доход от любимого дела не будут расти. Просто поставьте себя на место заказчика, вам нужны интересные иллюстрации для статьи о психологии или рекламе, чтобы сайт привлекал больше пользователей, вы видите много исполнителей, которые обещают выполнить работу быстро и в срок с высоким качеством. Но как вы можете верить тому или иному исполнителю, если он не предоставил ни единой работы, может он вовсе школьник, который хочет вас обмануть. В общем, запомните портфолио – ваше лицо.
  2. Не делайте слишком дорогой прайс в начале своей карьеры, низкая цена позволит вам выделиться в конкурентной среде и привлечь заказчиков, благодаря чему вы наработаете огромный багаж опыта и завоюете отличную репутацию. Ну, а когда вы будете твердо стоять на ногах, вы сможете ставить свои расценки, только не переусердствуйте.
  3. Старайтесь быть более гибким исполнителем, не ждите, пока вас найдут, пробуйте активно предлагать свои услуги широкой массе заказчиков, кто знает, возможно, один из них окажется вашим клиентом.
  4. На начальном этапе старайтесь браться за любые заказы, даже если они не в вашем вкусе. Благодаря такому стремлению, вы сможете гордиться собой, потому что вам под силу любая творческая работа, и так быстрее вы заработаете репутацию.
  5. Если вы собираетесь работать через сайт фрилансеров, постарайтесь, как можно более детально расписать анкету, спектр ваших работ и навыков, добавить фотографию, такие мелочи увеличат доверие к вам со стороны заказчиков.

Работайте, работайте и еще раз работайте. Только самые усидчивые, терпеливые, коммуникабельные люди, которые не стоят на месте и развиваются, смотрят на свои ошибки и исправляют их, смогут сделать отличную карьеру в этой сфере.
Помимо сайта фрилансеров, талантливые иллюстраторы могут на первых порах заливать свои творения на микростоки, конечно, доход не велик. В среднем от 0.5 центов=38 рублей до 1 доллара=76 рублей, но это хорошая стартовая площадка, к тому же там можно реализовать тем иллюстрации, которые не понравились заказчикам или не нашли своего применение. Микростоков у нас в России практический нет, поэтому выкладывать работы приходится на зарубежные, но с одной стороны это и хорошо, там публика более широкая. Если вам удастся получить хорошую репутацию, вы сможете продавать свои творения по 10, 20 долларов, а согласитесь, что 1600 руб за одну иллюстрацию более менее нормальная цена.

Веб-комиксы, как способ заработать

Но таланты художественного профиля могут рисовать не только иллюстрации, но и веб-комиксы. Поэтому актуальным на сегодняшний день вопросом является: «Возможно, ли зарабатывать достаточно на веб-комиксах в России?» Прежде чем разбирать все детально стоит сказать, что в России комикс как жанр очень медленно развивается, к нему как к искусству у нас практический не относятся, в отличие от Франции, Германии или Японии, где это признано высочайшим предметом искусства.
Первая идея автора веб-комикса, который хочет заработать на нем, основывается на том, чтобы создать платную подписку. Эта идея действует следующим образом, пользователь переходит на ваш сайт, ему даются в доступ либо первые несколько страниц, либо страницы с заманчивыми событиями, и потом чтобы дочитать это творение он должен оформить подписку или купить электронный комикс. В идеале эта идея просто превосходна, но в реальности она может не сработать, так как с авторским правом у нас в стране по-прежнему все плохо, и если один человек все-таки и заплатит вам деньги, то не существует гарантии, что он не выложит его в широкий доступ. Такая идея более эффективно будет работать зарубежом, нежели в России.
К примеру, есть одни американский сайт с мангой и комиксами, который нашел очень интересный способ, который помог ему держать читателя в напряжении. Он публикует новые комиксы, а старые по пришествию определенного времени удаляет. И читатель спешит на этот сайт, чтобы не пропустить очередной выпуск с любимыми героями.
Самый реальной способ заработка на комиксах, которые вы создаете по своему усмотрению, это заработок на том сайте, где вы будете выкладывать комикс или группе в соц. Сети, где вы будете публиковать.

  1. Заработать на сайте с веб-комиксом, можно только в том случае, если у вас есть хотя бы 1000 уникальных посетителей в месяц и ваш сайте не размещен на бесплатной платформе, наподобие Ucoz.
  2. Реклама. Основной заработок на сайте вертится вокруг рекламы, чем больше у вас посетителей и поклонников, тем больше рекламодатели буду предлагать вам за рекламу.
  3. Скрытая реклама. Вы можете предлагать рекламодателем скрытую рекламу, то есть за определенную сумму вы будете в своем комиксе изображать ту или иную торговую марку.
  4. Продажа сувениров. Если у вас будет много поклонников, то возможно многие из них хотели бы обладать кружкой или подушкой с изображением любимых героев и цитат.

Москвичи Василий Шевченко и Иван Чернявский на заемные 30 тыс. руб. в 2011 году открыли лавку комиксов. Сейчас две точки приносят им около 0,5 млн руб. прибыли ежемесячно

Совладельцы магазина комиксов «Чук и Гик» Василий Шевченко (слева) и Иван Чернявский

​Выпускники РГГУ Васи​лий Шевченко и Иван Чернявский никогда не были фанатами комиксов, но читать любили. В 2010 году Шевченко, четыре года проработавший редактором в издательском доме «Комикс», решил сменить вид деятельности. «Мне просто надоело, так же, как Ваня, устал от работы в record label (музыкальной студии) «Снегири», — вспоминает в интервью РБК Шевченко. Во время совместного путешествия по Индии у ребят оформилась идея открыть свою книжную лавку. «Некоторые в 18 лет мечтают открыть бар, а вот мы мечтали о собственной книжной лавке», — поясняет Шевченко.

Два стеллажа на старте​

Подготовка к открытию заняла два месяца. У бывшего работодателя Шевченко удалось получить существенную скидку на партию комиксов, которые были приобретены на занятые у друзей 30 тыс. руб. Саму лавку решили открыть на территории галереи «Новодел» в Большом Палашевском переулке. «Это очень старая галерея подарков, которая давно чувствовала, что занимает чуть больше места, чем хочет, — объясняет выбор Шевченко. — До нас здесь торговал иностранными книгами магазин «Панглосс». Так что в этом месте всегда с симпатией относились к живым книжным проектам». Для начала галерея предложила начинающим предпринимателям два стеллажа и три бесплатные недели аренды: с момента открытия 8 декабря 2010 года и до нового года.

Бессмысленное название лавки «Чук и Гик», признается Шевченко, родилось в общении с друзьями: «Оно вызвало больше всего эмоций и споров». На открытие лавки пришли друзья друзей, которые узнали о магазине из соцсетей. Крошечная заметка о новом книжном появилась в Time Out и на некоторых профильных сайтах. Шевченко признает, что на старте проекта партнеры вовсю использовали свои знакомства.

Цифры «Чук и Гик»

30 тыс. руб. — стартовые инвестиции в первую лавку

1,5 тыс. комиксов представлено в магазинах сети

От 100 страниц — объем современного комикса

3,5 млн руб. в месяц — выручка двух лавок «Чук и Гик»

800-900 руб. — средний чек

Около 5 тыс. покупок в месяц совершается в двух лавках

Источник: данные компании

Уже в декабре продажи составили 60 тыс. руб., что позволило вернуть долг, взятый на старт. В январе у «Чук и Гик» было уже три стеллажа, в марте — четыре, а к лету она заняла отдельное помещение в 20 кв. м, к которому сейчас добавился склад на 50 кв. м. «Комиксами тогда торговали в основном книжные магазины, делавшие фантастические наценки, и нам при нормальной скидке и отсутствии безумной жадности удавалось выставлять цены сильно ниже книжных», — объясняет быстрый рост продаж Шевченко. Первые три месяца ребята сами стояли за прилавком, но потом наняли продавца. «Я до сих пор помню, как весной 2011 года получил символическую зарплату в 5 тыс. руб. в своей лавке, — вспоминает Шевченко. — Все заработанное мы вкладывали в расширение ассортимента, живя на то, что зарабатывали фрилансом как журналисты. Меня спасало то, что я люблю три вещи: кефир, гречку и морскую капусту».


Экономика лавки комиксов

Возросший интерес столичной публики к комиксам подвигнул Шевченко и Чернявского к открытию второй точки. «Открытие первой лавки по соседству с галереей позволило нам избежать многих ошибок, которые мы совершили, создавая новый «Чук и Гик», — рассказывает Шевченко. Поиском помещения для новой лавки занимался новый партнер «Чук и Гик» Максим Андрианов. «Требования были простые: расположение в центре, площадь побольше, адекватная аренда», — вспоминает Шевченко. Помещение площадью 80 кв. м нашлось в Климентовском переулке в районе метро «Новокузнецкая».

Инвестиции в запуск второй точки составили около 1,2 млн руб., из которых 300 тыс. руб. ушли на ремонт, 350 тыс. — на закупку мебели и торгового оборудования, а 550 тыс. — на арендные платежи до открытия. «Нам предлагали книжные шкафы от 350 тыс. до 2 млн руб., — рассказывает Шевченко. — Разницу я так и не понял, зато мы узнали, что деньги в проект можно вкладывать бесконечно». Около 1,1 млн руб. потребовались на закупку первой партии товара. Уже на третий месяц работы новая точка вышла на безубыточность. Во многом это связано с тем, что на большой площади второго «Чук и Гик» продаются не только комиксы, но и обычные книги в жанре фантастики, фэнтези, детские книжки, сопутствующие товары, например конструкторы и брелоки.

Сейчас обе лавки приносят около 3,5 млн руб. выручки в месяц. Средний чек в магазине в галерее «Новодел» — 900 руб., на Новокузнецкой — 800 руб. Общее количество чеков составляет около 5 тыс. в месяц, из которых 15% дает интернет-магазин, открытый в 2012 году. Костяк аудитории «Чук и Гик» — молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет (60%). «Мальчиков чуть больше, чем девочек, — говорит Шевченко. — Бывают суперстранные персонажи, но классные — однажды пришли два здоровых бородатых мужика в костюмах кенгуру».


Совладельцы магазина комиксов «Чук и Гик» Василий Шевченко (сверху) и Иван Чернявский. (Фото: Влад Шатило для РБК)

У «Чук и Гик» много постоянных посетителей, которых Шевченко знает в лицо и по имени. «Я всегда восхищался семейным бизнесом в Европе, где покупатель знаком с продавцом. Да, мы мелкие лавочники, но я этого не стесняюсь», — улыбается Шевченко. Хорошие личные отношения с покупателем и внутри коллектива, по его словам, больше помогают бизнесу, чем реклама и различные мотивационные программы.

«Чук и Гик» — старейший магазин комиксов в Москве и самый гостеприимный, — говорит РБК Артем Габрелянов, совладелец и главный редактор издательства Bubble — крупнейшего производителя оригинальных российских комиксов. — У них очень часто можно увидеть ситуацию, когда владельцы пекут пирог для своих постоянных покупателей или же угощают горячим кофе в зимнюю стужу. «Чук и Гик» больше, чем просто магазин. Для многих любителей комиксов он стал вторым домом».

Средняя наценка в «Чук и Гик» составляет 50% против 100% в обычных книжных, рассказывает Шевченко: «Теперь мы закупаем комиксы напрямую у издательств, которые просят нас не демпинговать. Мы можем поставить цену 880 руб., но издатель просит 920 руб.». Бизнес работает как ИП Ивана Чернявского и платит налог по упрощенной системе налогообложения (15% с разницы доходов и расходов).

На закупки товаров уходит в среднем 2,2 млн руб. в месяц. Комиксы в магазин покупаются каждую неделю, минимум раз в месяц производится крупная поставка. В отличие от книжного рынка, где оплата идет по факту продаж, издательства комиксов просят предоплату в 100%. «Мы обычно стараемся иметь про запас 500 тыс. руб., чтобы иметь возможность купить что-то внезапно», — рассказывает Шевченко. На аренду уходит около 320 тыс. руб. в месяц, на оплату труда четырех продавцов, бухгалтера — 200 тыс. руб. На рекламу тратится около 30 тыс. руб. Налоги и торговый сбор — до 90 тыс. руб. в месяц. Из средней прибыли 500 тыс. руб. в месяц Шевченко и Чернявский половину оставляют себе, а вторую вкладывают в развитие бизнеса.


Интерьер ​магазина комиксов «Чук и Гик». (Фото: Влад Шатило для РБК)

Не только продажи

Еще в 2014 году до 35% ассортимента «Чук и Гик» составляли комиксы на иностранных языках. Но в связи с девальвацией цена на них выросла более чем вдвое, поэтому сейчас ассортимент почти на 100% состоит из отечественной продукции (в том числе переводной). В конце 2015 года совладельцы «Чук и Гик» стали партнерами и инвесторами нового издательства комиксов Jellyfish Jam, которое организовала бывшая сотрудница «Чук и Гик» Беата Коташевская. «Пока в нем работают всего три человека: я и Беата в качестве редакторов и переводчиков и технический директор», — рассказывает Шевченко. Главным преимуществом нового издательства является партнерство с Marvel. «Мы успели отхватить несколько хороших лицензий», — хвастается Шевченко, не раскрывая того, как ему это удалось. По его словам, в 2015 году Jellyfish Jam выпустило несколько комиксов — «Человек-муравей», «Стражи галактики» — общим тиражом в 50 тыс. экземпляров, из которых 30 тыс. уже продано. Инвестиции в запуск проекта Шевченко оценивает в 1,5 млн руб.

«Тандем магазина и издательства дает большую независимость и стабильность: иногда издательство кормит магазин, иногда магазин кормит издательство, — рассказывает РБК Михаил Богданов, директор питерского издательства комиксов «Комильфо» и магазина «Двадцать восьмой». — Некоторые проекты издания комиксов требуют столько вложений, что приходится брать кредиты, пока проект не будет реализован — магазин становится единственным источником прибыли, который помогает компании продержаться на плаву».

Если вы коллекционируете комиксы, то, наверняка, у вас есть те из них, которые вы хотели бы продать, чтобы купить на их место что-то новенькое или чтобы просто освободить немного места на полках. Поэтому мы рады предоставить вам наш магазин в качестве площадки для продажи ваших товаров. Чтобы продать комиксы через магазин «Comic Street», вам нужно просто принести то, что вы хотите продать, в наш магазин в ЦДМ и передать нашему сотруднику. Дальше мы всё сделаем сами: выставим ваши товары в специальный шкаф с Б/У комиксами, добавим на сайт сайт в раздел «Комиксы б/у» и постараемся как можно скорее найти для ваших комиксов новый дом.

ПРИЯТНЫЙ БОНУС! При сдаче комиксов в магазин, мы подарим вам единоразовую скидку 10% на весь ассортимент!

ВНИМАНИЕ! Мы не выкупаем ваши комиксы, а берем на реализацию. Это значит, мы переведем вам деньги, когда комикс будет продан.

— Каков порядок действий?

Принесите ваши комиксы в магазин «Comic Street» в ЦДМ (Театральный проезд 5/1, 4 этаж) и передайте сотруднику. Как только ваши комиксы продадутся, мы переведем вам деньги на банковскую карту.

— Сколько денег я получу за комикс?

40% от его стоимости в «Comic Street». Налоговые сборы и комиссии за транзакции мы берем на себя.

— Когда я получу деньги за свои комиксы?

Когда ваши комиксы будут проданы, мы переведем вам деньги на банковскую карту. Выплаты за проданные комиксы осуществляются с 1 по 10 число каждого месяца.

— Как быстро продадутся мои комиксы?

Зависит от самого комикса и его состояния.

— Где будут продаваться мои комиксы?

Ваши комиксы будут продаваться в нашем магазине в ЦДМ в разделе с Б/У комиксами, а также будут доступны для заказа онлайн на сайте сайт

— Можно ли дать вам на реализацию что-то кроме комиксов, например, фигурки?

В данный момент, нет. Пока мы готовы взять на реализацию только комиксы на русском и других языках.

— Вы принимаете любые комиксы?

Да, любые, кроме синглов BUBBLE.

Напишите нам, если у вас остались вопросы:

Ещё в двадцатом веке комиксы имели большую популярность как среди молодёжи, так и среди взрослого населения. На сегодняшний день существует бесчисленное множество разнообразных комиксов, среди которых немаловажное место занимают так называемые веб-комиксы.

Чем они отличаются от обычных бумажных вариантов? Но ещё более важный вопрос с финансовой составляющей. Как обогатиться за счёт своих собственных авторских комиксов?

Ответы на все эти вопросы будут рассмотрены достаточно детально в данной статье.

С чего начать?

Система довольно простая для понимания:

  • В любом понравившемся графическом редакторе (либо на бумаге, которую можно отсканировать) создаются первые страницы будущего веб-комикса. Совсем не имеет значение то, профессиональный художник рисует комикс или простой любитель. Веб-комикс и отличается от обыкновенного традиционного тем, что выпускается в сети интернет, рисовка может быть более упрощённой, а сюжет – не нести большой смысловой нагрузки либо отсутствовать совсем.
  • Следующий шаг – опубликовать готовые страницы на любом сайте, где другие умельцы публикуют своё творчество.
  • Начиная с этого момента, перед вами появляется несколько путей заработка денег на своём собственном комиксе. Тут вы уже выбираете наиболее подходящий вариант для извлечения максимальной прибыли. Но обо всём по порядку.

Способы заработать на веб-комиксе

Теперь непосредственно о том, как можно монетизировать данную деятельность. Ведь вы же не можете просто впустую тратить своё время, важно найти пути, идя по которым, вы начнёте зарабатывать хорошие деньги.

Продавать комикс по страницам/главам/аркам/томам в электронном виде

Когда первые страницы успешно опубликованы на сайте, а читателей становится всё больше, последующие главы веб-комикса можно предоставлять за оплату. Как правило, часть читателей после этого теряется. Но это нормальное явление. Часть заинтересованных всё же остаётся, и они приносят вам долгожданную прибыль.

Довольно часто случается, что какой-либо персонаж нравится читателю больше других, но он либо пропал из сюжета, либо редко появляется. В таком случае можно сделать отдельный небольшой веб-комикс, в котором выбранному персонажу будет отдана главная роль и предлагать его исключительно платно. На потерю публики данный вариант не влияет, а воодушевлённый фанат, готовый купить копию, найдётся всегда.

Продавать арты с персонажами комикса в электронном виде

Нарисовать портрет главной героини, отважного рыцаря в устрашающей позе и многое другое, а затем предложить читателям купить. Также можно рисовать на заказ.

Все три предыдущих пункта можно реализовать в печатном виде. В исполнении этот вариант сложнее, но, как правило, выручка больше. С одним условием – продавать стоит только готовый вариант (арку или том). Нужно заранее посчитать количество желающих приобрести экземпляр комикса, взять плату и идти в типографию, после чего готовые напечатанные комиксы разослать почтой по адресам.

Предложить купить поклонникам комикса плакаты/значки с изображением персонажей

Несколько штук нужно изготовить заранее, чтобы показать публике. Последующие – по желанию покупателей.

ComiXology — Сервис, который позволит продать вам комиксы, графические романы и мангу. Сервис американский, поэтому большая часть робот, которые здесь продаются, американские и на английском языке.

Но попробовать заработать здесь сможет любой, вы всего лишь отправляете свою работу и, если качество её высокое, она после проверки сразу же начнет продаваться.

Правда рассматривать вашу работу могут несколько месяцев, но скорее всего это связано с высокой загрузкой сервиса. Кроме того, авторские права останутся у вас и, начав продавать свою работу здесь, вы сможете разместить её еще и на других сайтах.

Tapas — Сервис, созданный для публикации веб-комиксов и веб-романов, нечто похожее на мангу, но авторства американских художников, здесь тоже есть.

Сайт был создан как для людей, которых хотят привлечь к своей работы внимание, так и для тех, кто хочет на ней заработать.

Большая часть работ, размещенных здесь, на английском языке, но администрация не имеет ничего против других языков. Так что можете совершено спокойно размещать комикс на любом языке.

Альтернативные варианты для заработка

Также можно продавать фотографии веб-комиксов на различных площадках. Нельзя гарантировать хорошую отдачу, но какой-то шанс получить прибыль всё же имеется:

Работа с веб-комиксом-возможные трудности

Нужны стальные нервы и огромное стремление, чтобы завершить работу до конца. Если бросить комикс на середине пути, ничего полезного не выйдет. Если берётесь за какую-то идею, установите для себя изначально сроки и распределите весь объём работ.

Например, представьте, что вы выпустили первую часть и она всем понравилась. Теперь люди ждут вторую часть. Если вы ничего не скажете своим читателям, они просто уйдут. Поэтому, вы должны обозначить точные сроки релиза новой части.

Подумайте над всем очень тщательно, чтобы потом не было неприятностей. Лучше укажите срок на 1-2 недели больше того, который вам необходим. Так вы обезопасите себя от непредвиденных обстоятельств. Вдруг вы заболеете и из-за плохой концентрации не сможете ничего создать. Всё это нужно предусмотреть, иначе, опять же, вы разочаруете аудиторию и потеряете потенциальную прибыль.

Очень важно не копировать идеи других людей – авторское право никто не отменял. Работайте над тем, чтобы создавать только . Если вы не сконцентрируетесь на этом, можете быть уверены в том, что хорошего результата вам не достичь.

Только уникальный продукт способен завоевать сердца аудитории. Других вариантов нет. Когда люди видят украденную идею, они очень негативно высказываются в адрес автора. Задумайтесь над этим.

Возможно, самое сложное, с чем придётся столкнуться, это работа с типографией. Как минимум, могут понадобиться некоторые вложения для тех же значков и плакатов. Если партии большие, потребуется всё нести до дома/почты по частям либо брать машину. Конечно, все эти детали легко решаемы, но предусмотреть их предельно важно.

Заключение

Подобный вариант заработка в интернете на веб-комиксах подойдёт тем, кто действительно получает большое удовольствие от своей работы. Ведь можно, не выходя из дома, заниматься любимым делом, рисовать и создавать увлекательные истории, при всём при этом получая поощрения в виде денег. Хобби может быть полезным и приносить доход, а это действительно очень здорово.

Помните, что здесь нельзя лениться. Если хотите стать успешными в данном деле, готовьтесь к тому, чтобы постоянно работать, создавая новые и новые материалы. Сначала вы работаете для аудитории, а потом она вас достойно вознаграждает, но не наоборот.

Александр Архангелов более четырех лет назад открыл первый в городе магазин комиксов Time to be a Hero. С тех пор у него появились, пропали и снова появились конкуренты, а сам бизнесмен увеличил ассортимент в сорок раз. Сейчас у него три магазина, работающих по 363 дня в году.

Формула «прочитаю и продам» не сработала

Началось все очень спонтанно. Я сам любил комиксы, читал много, заказывал за границей. Столкнулся с тем, что к нам перестали завозить русскоязычные комиксы от одного издательства. Появилась острая потребность в новых, и я подумал, что надо открыть свой магазин. Вложил две с половиной тысячи долларов, открыл небольшую точечку. Начинал с продажи оригинальных англоязычных комиксов, но постепенно методом проб и ошибок понял, что надо продавать на русском языке. Завез первую партию, и комиксы стали продаваться лучше, больше людей приходило. Но все же это было очень медленно, потому что для Беларуси в диковинку. Никто в упор не хотел читать комиксы, в основном заходила кучка людей, которые до этого общались между собой на форуме SpiderMedia.

Мы начинали примерно с 80 наименований, и все они были в единственном экземпляре: один комикс про Бэтмена, один про Дэдпула и так далее. Я тогда себе это очень странно представлял и ориентировался строго на свой вкус: мол, привезу, прочитаю, потом продам - кто-то еще прочитает. Но оказалось, что этот бизнес так не работает.

Сейчас у нас около трех тысяч наименований, некоторых популярных книжек может быть по двадцать копий. Примерно про половину из них могу свободно поддерживать разговор. Если не читал целиком, то хотя бы ознакомился, аннотацию обязательно читаю.

У нас работают пять человек. Выходные - только 1 и 2 января, во все остальные дни мы открыты с 10 до 20 часов. В Минске у нас два магазина, еще один - в Гомеле. К сожалению, опыт показал, что рано еще открывать филиалы в регионах, - возможно, придется гомельский закрыть.

Конкуренция у нас небольшая. Мы открыли свой первый магазин Time to be a Hero в начале 2013–го в подвальном боксе торгового центра «Силуэт». Через три года прямо напротив нас очень наглые ребята открыли магазин Comics Point: думали, что тактика сработает. Мы ввозим комиксы из России, приходится уплачивать НДС, поэтому наценка была чуть повыше. А ребята из «Комикс пойнт» сделали стоимость почти такую же, как в России в интернет-магазинах. Они начали с очень серьезного демпинга, и это сильно расшатало весь комикс-бизнес в стране. Но теперь их точка закрылась: они ввязались в комикс-конвент Unicon, залезли в долги и вроде бы до сих пор не расплатились. А как появилась «Комiкс крама»? Бывшие продавцы из «Комикс пойнта» решили заниматься тем же, чем и раньше, нашли инвестора и вот открыли новую точку. Мы приветствуем конкуренцию, это стимул расти и развиваться. Лояльность в нашем бизнесе нельзя назвать высокой, но все-таки есть покупатели, которые по каким-то морально-этическим принципам приходят именно к нам, первооснователям.

Фотографии

александр обухович

Это не смешно

Почему люди покупают комиксы? На этот вопрос легко ответить, если взять комикс в руки, прочитать его. Если это действительно хорошая история - вы сами все поймете. В книге воображение работает на 100 %; в кинофильме, наоборот, вам навязывают точку зрения режиссера и оператора, - тут ничего не изменишь. А комикс - это нечто промежуточное: ты видишь, как выглядят персонажи, понимаешь, что ими движет. История, в принципе, рассказана, но между кадрами остается пустое пространство, неохваченные промежутки времени, где включается воображение и читатель начинает думать: а вот тот персонаж - он умер или не умер? Что там такое произошло?

Комиксы давно уже ушли от своих истоков: если в позапрошлом веке это были действительно комичные истории, то уже лет восемьдесят их жанр коренным образом изменился. В конце тридцатых-сороковых появляются рисованные супергерои, и сейчас до 90 % всех комиксов - это именно супергероика. Но до сих пор жив такой стереотип: мол, все эти ваши комиксы - детское чтиво, смешные побасенки. Его очень легко разрушить, дав скептику пару наших книжек.

Однажды к нам зашла женщина: просто увидела вывеску и решила заглянуть, посмотреть что-нибудь сыну. Увидела комикс «Фотограф» - это история о поездке миссии Красного Креста в Афганистан. Комикс представляет собой смесь документальной фотосъемки с кадрами, дорисованными от руки. У этой женщины отец служил в Афгане, она ему и подарила эту книгу. Потом вернулась поблагодарить, говорила, что отец читал со слезами на глазах. Эта история говорит о том, что комиксы - универсальный жанр.

Наш средний покупатель - это студент последних курсов или только начавший работать выпускник примерно 22–25 лет. То есть это люди, способные заработать на удовлетворение своего интереса. Все-таки комиксы - это хобби, индустрия, и цены тут сравнимы с ценами на поход в кино. Хочешь посмотреть фильм - платишь деньги, хочешь узнать продолжение рисованной истории - платишь деньги. Многие наши покупатели - коллекционеры, другие, наоборот, прочтут книжку и тут же продают ее на барахолке или меняют.

Большую часть денег магазин получает от продажи русскоязычных комиксов: на них приходится 90–93 % прибыли. Мы продаем и англоязычные комиксы, но последние два года они почти не пользуются спросом, ну, мы их и завозить перестали. Фигурки, статуи, бюсты сейчас также продаются все реже. Еще несколько лет назад на русские комиксы приходилось около 65 % прибыли, а 35 % - на все остальное.

Основные набеги покупателей у нас - в выходные и дни, когда приходят новинки. В хороший день до пятидесяти человек уходят с покупкой. А в какой-нибудь дождливый день зайдут пару человек и ничего не купят. Средний чек, скорее всего, равен стоимости одного комикса (смеется) : многие за раз берут одну книжку. Но есть и коллекционеры, которые скупают почти все, что выходит. Хотя, конечно, при таком обилии приходится как-то умерять свои аппетиты. На этой неделе к нам приехало сорок новинок - и это только те, что вышли за последние три недели. Покупателю приходится быть более избирательным. Покупателей-девушек у нас около 40 %.

От Тинтина до однополой любви

Цена среднего марвеловского комикса в мягком переплете - 12 рублей; книжки от DC Comics на русском языке выходят только в издательстве «Азбука» и только в твердой обложке. Но «синглы» - короткие законченные истории - печатают и в мягкой, у нас они стоят 4 рубля. А самые дешевые комиксы - синглы от издательства Bubble - у нас стоят 2 рубля, их там около шести серий, и выходят они каждый месяц. Самый большой комикс у нас в продаже - это «Малыш Немо», переиздание комикса 1896 года. Он и самый большой (примерно метр на метр и сотня страниц), и самый дорогой - 170 рублей. Таких на всю Беларусь около десятка экземпляров. Самые толстые комиксы - это сборники типа омнибаса, где под одной обложкой собрана вся история от начала до конца. У нас они есть в продаже на русском языке: формат А4, твердая обложка, до 500 страниц - и всего 50–54 рубля. На английском языке выходят омнибасы до 1 400 страниц.

Сейчас стандартный тираж - пять тысяч, а если это очень популярная серия – Бэтмен, Дэдпул, Человек-паук - то может доходить до десяти тысяч. Редкие авторские комиксы печатают тиражом в триста-семьсот штук. Начинающему автору можно посоветовать обратиться в питерское издательство «КомФедерация»: оно как раз печатает мелкие серии комиксов, за последние полгода у них вышла уйма книжек, и нам их уже некуда ставить.

Классические комиксы в Беларуси пользуются намного меньшей популярностью, чем в России. Например, на русском языке вышло 22 тома комикса про Тинтина, и я себе собрал коллекцию. Сейчас готовится к выходу полное собрание комиксов про Астерикса, уже вышло две книги. В России прямо толпы поклонников жанра. Есть и у нас прослойка читателей, которая бы хотела видеть такие культовые издания в продаже.

Изредка спрашивают рисованные адаптации произведений классики. Это совсем непопулярные выпуски - они как маленькое зернышки, которые сажают в благодатную почву. У нас в продаже были «Медный всадник» Пушкина, манга-адаптация «Братьев Карамазовых», тысячестраничный «Ибикус» Толстого.

Все самые популярные на сегодня серии продолжают обновляться. Про того же Спайдермена вышло более семисот номеров. Глобальное событие - выход комиксов с героями из разных серий и даже из разных издательств, такие книжки пользуются большой популярностью. В серии про Сорвиголову можно встретить Карателя и Человека-паука, в «Людях-Икс» можно встретить Мстителей, и наоборот. В кино все эти встречи ограничены правообладателями, а на страницах комиксов такие серии - «кроссоверы» - выходят довольно часто.

У нас есть несколько эротических сборников, они все в непрозрачной пленке, имеют маркировку «18+», и даже просто посмотреть, что там внутри, до покупки нельзя. Это, например, «Клик» Мило Манара - издательство выпустило все серии под одной обложкой. А женскую аудиторию больше привлекает такой жанр манги, как яой - когда друг друга любят люди одного пола. Некоторые томики у нас имеются, но в них лучше ориентируются сами читательницы.

Беларусы без мата

Беларуских комиксов у нас пока не наблюдалось. В начале 2014–го полоцкая студия выпустила комикс DreadCore: Anamnesis, но это был какой-то оверхайп. Вроде беларуский комикс, но с командой-солянкой из России и Канады. Сделали один выпуск - пропали на год, сделали второй - пропали совсем. Я бы не сказал, что это беларуский комикс, - скорее, просто раздули ситуацию. Но в конце лета должен состояться запуск одного интересного проекта, и если у ребят все получится, то они громко заявят о себе. Создавать свой собственный комикс я не пытался: у нас нет художников, нет авторов, никому это не интересно. Вся надежда - на этот тайный проект. Мы хотим на базе нашего второго магазина на Интернациональной открыть кофейню, оформленную под мир Гарри Поттера. Там можно будет купить любимый комикс и прочитать его под кофе.

В Беларуси есть по крайней мере два издательства, которые печатают комиксы. Одно из них - Smart Owl, которое с 2013-го выпускает итальянские комиксы. Вышло уже 17 выпусков серии Dylan Dog, одной из самых массовых и популярных в мире. Второе - Alden Comics - появилось как результат сотрудничества Smart Owl и нашего магазина. Выпустили тиражом в две тысячи экземпляров книгу «Дьяволик. Сам себе хозяин» и потерпели полное фиаско: смогли продать примерно 450 штук. Сейчас «Алден комикс» издает комиксы Marvel: покупаем лицензию, локализуем, переводим и пытаемся распространять. Пока выпустили мало: три тома «Карателя», два тома «Железного кулака» и «Фьюри». Никто, кроме нас, не имеет права их печатать на русском языке. Наши комиксы в России высоко ценят, потому что у нас нет ошибок и нет матов. Мы хоть и ставим пометку «18+», однако маты заменяем на грубые, но допустимые слова. Это тоже приветствуется, потому что в законе с этим все строго. В отличие от других издательств, мы печатаем комиксы с матовой обложкой.

В России популярны комиксы издательств «Азбука», «Комильфо», Bubble. Хорошо известна серия «Майор Гром», которая закончилась на 50-м выпуске; теперь печатается продолжение - «Игорь Гром», его пишет наш земляк и мой хороший друг Алексей Замский. Вообще российские издательства более приближены к реальности: у них редко встречаются потусторонние миры, зато есть шпионские серии, детективы. Сегодня у нас знаменательный день: приехали комиксы последнего издательства, которое печатает комиксы и которое ранее у нас еще не было представлено, - это «Манн, Иванов и Фербер». Всего мы сотрудничаем примерно с 25–30 издательствами из России, Беларуси и Казахстана. Казахи печатают «Маску», «Фантастическую четверку», «Дуп».

На торрентах можно скачать огромное число комиксов. Но тут примерно так же, как с обычными книгами. Какие бы электронные технологии и форматы ни придумывались, все же шелест страниц и тактильные ощущения, запах типографской краски ничем не заменить. В комиксах, как и в любом другом бизнесе, процветает пиратство. Некоторые украинские псевдоиздательства скачивают из интернета комиксы манга, распечатывают большим тиражом и продают. Это поступает и в Россию, и в Беларусь. Многие издательства пытаются с этим бороться: если в магазине замечена пиратская продукция, то издательство перестает сотрудничать с таким магазином.

Комикс как золотой слиток

Одно время мы пытались развивать комикс-буккроссинг: пришел к нам, взял с особой полки почитать комикс, потом вернул или оставил взамен другой выпуск. Но в итоге это свелось к тому, что комиксы растащили, а взамен ничего не принесли. Создавать букинистический отдел не планируем.

На интернет-барахолках можно встретить немало комиксов как в мягкой, так и в твердой обложке. Я считаю, что бэушный комикс должен терять минимум 50 % стоимости, но порой цена на барахолках такая же, как в магазине, или даже выше. Непонятно: то ли по незнанию так продают, то ли по другим причинам.

В принципе, комиксы можно рассматривать как средство накопления. Не знаю, произойдет ли такое когда-нибудь с русскоязычными комиксами, но что касается англоязычных, то тут все серьезно. Существует такая оценочная компания CGC, которая оценивает состояние комиксов по шкале от 1 до 10, присваивает рейтинг, запечатывает в пластиковый кейс. Такие комиксы не просто дорожают в цене, думаю, это лучшее вложение денег. «Сиджисишки» можно найти на eBay за пятьдесят долларов и дороже. Если какая-то серия выстрелит, то через какое-то время она может стоить уже триста пятьдесят.

Справка The Village Беларусь

Издание первого выпуска Action Comics 1938 года про Супермена, который CGC оценила на 8,5 балла, продали в 2010 году за 1,5 миллиона долларов. Другой экземпляр этого же выпуска, оцененный на 9,0 балла, продали летом 2014-го за 3 207 852 доллара.

На беларуских интернет-барахолках самый дорогой англоязычный комикс The digedags and the Indians (1982) продают за 450 рублей.

Сапожник с сапогами

Все, наверное, считают, что если ты работаешь в магазине комиксов, то читаешь их сутки напролет. Но это не совсем так: времени настолько мало, что иногда после работы хочется прийти домой и просто спать. Если лет пять назад я читал по пять-десять выпусков в день, и это было очень интересно, то сейчас я могу себе позволить прочесть два-три выпуска перед сном, причем именно тех серий, которые меня живо интересуют. Плюс, конечно, то, что приходится делать по работе: в нашем издательстве очень строгая вычитка, этим занимаются три человека, поэтому приходится один и тот же комикс перечитывать постоянно.

Если бы кто-то увидел мою личную коллекцию, то меня бы засмеяли: я храню ее на антресолях. Там, может, сборников двести того, что когда-то читал и потом туда сложил. Из ценного, пожалуй, лишь редкие русскоязычные обложки. Я коллекционер другого плана: собираю статуи персонажей «Звездных войн», у меня их более четырехсот. Самая дорогая из них стоит около полутора тысяч долларов. А в продаже самая дорогая - 750 рублей, не считая вон того огромного бюста Халка за две с половиной тысячи. Впрочем, его никто и не пытался купить.

Что в будущем? Не могу сказать, что у меня будет сеть с сотней филиалов. Нет, я вижу в будущем два своих филиала, но у каждого будет какая-то изюминка. Вот кофейня откроется. Еще собираюсь развивать свою линию футболок, сотрудничаю с беларускими дизайнерами. Мечтаю открыть аналог кантины из четвертого эпизода «Звездных войн». Есть что показать, надеюсь, когда-нибудь это все выстрелит.