А были времена, когда человечество без этого прекрасно обходилось , продавая и покупая скот, продукты питания и одежду на ярмарках и базарах без всяких объявлений!

  1. минеральных вод
  2. шоколада – все это нам сегодня кажется обычным явлением.

Но еще три столетия тому никто не подозревал, что таким образом можно предлагать свой товар покупателям.

Первая реклама такого содержания появилась в издании «Публичный рекламист» в Англии, полностью посвященном объявлениям. Занимался созданием и редактурой рекламных статей даже Эдгар По – знаменитый автор детективных романов. В 1844 году он трудился в издании под названием «Сазерн Мессенджер» и вел именно рубрику рекламы.

От слов к фото- и радиопубликациям


Первая радиореклама

Произошло это событие в США и с того времени этот маркетинговый ход получил небывалую популярность.

Годы с 1921 по 1940 считаются пиком популярности рекламных радиороликов, именно в этот период почти в каждой американской и европейской семье появляется радиоприемник.

Начиная с 60-х годов двадцатого века небольшие рекламные фирмы, работающие на местном уровне, более 60% всей своей рекламы отдают на радио.

Огромной популярностью в эти годы пользуются радиосериалы, перерывы между которыми заполняют рекламой. Объем радиорекламы с каждым годом увеличивается , а связано это с большим количеством , которые за рулем слушают различные радиостанции.

От прошлого к настоящему

Реклама на ТВ

На фоне стилизованной американской карты были продемонстрированы часы Bulova. Ради этого показа прервали трансляцию бейсбольного матча и длился ролик всего двадцать секунд.


Первая ТВ-реклама

Видеозапись изобрели в 1956 году – с этого момента и начинается эпоха телерекламы. Конечно, до того момента, как реклама начнет выходить в привычном современным телезрителям виде, еще далеко. Но первые шаги навстречу будущему уже сделаны.

Первая российская реклама


Одна из первых реклам в России

Именно тогда жители бывшего СССР узнают из уст героев рекламы, что:

  • они не товарищи, а «господа»
  • что у всех есть кариес
  • перхоть
  • возможность вложить свои деньги в финансовую пирамиду, если деньги, конечно, есть.

Компания «Премьер SV» была первой фирмой, которая занималась созданием и продюсированием ТВ-рекламы. Даже известный ныне режиссер Тимур Бекмамбетов начинал в роли рекламщика.

Узнав о том, как создавалась самая первая печатная, фото-, радио- и ТВ-реклама, хочется верить, что прогресс не стоит на месте и рекламщики еще смогут нас удивить необычным решением!

Реклама в России начала своё развитие после изменений в политической и экономической жизни страны. В 60-е годы, после увеличения экономического потенциала СССР, возросло индивидуальное потребление населения, увеличился спрос на качественные продукты, это потребовало изменить отношение к рекламе.

До этого телевидение было встроено в систему управления страной, в систему партийного управления и выполняло важные идеологические функции. Это было основное назначение телевидения.

Самая первая реклама в СССР вышла в 1964 году. Это была реклама кукурузы. Её ролик больше напоминал малометражное кино с элементами "мюзикла". В те времена все товары выпускались одного вида, и эта банка кукурузы тоже не была никак маркирирована.

Развитие рекламы можно считать с момента Первого всесоюзного сморта-конкурса рекламных роликов. Он прошел в 1984 году, а уже в 1987 году состоялся второй смотр - конкурс. После них страна смогла «поднять планку» советских профессиональных рекламистов. Вследствие 1985 года, когда провозгласили политическую гласность в СССР, в СМИ произошли преображения, в том числе и на телевидении. Оно становится не только основным средством информации, но и средством рекламы.

Первые советские рекламные ролики были направлены на продвижение исключительно отечественных товаров, таких как автомобиль «Волга», московский вентиляторный завод «Мовен» и т.д. В таких роликах, как правило, отсутствовала идея рекламы. Так, например, телевизионная реклама вентиляторного завода заключалась в песне и танцах актеров на улице, а уже из текста можно было определить, что поют они о вентиляторах.

Для телезрителей того времени реклама была своего рода небольшим развлекательным роликом и не воспринималась, как навязчивая. Даже в первое время транслирования рекламы по телевидению в газете в рубрике программы передач печаталось время той или иной рекламы. Длительность рекламного ролика порой доходило до 10 минут.

В 1991 году наша телереклама на 99 процентов была обращена к оптовикам. Заключая между собой торговые сделки, "новые русские" переговаривались друг с другом через телеэкран, выказывая таким образом откровенное пренебрежение к интересам подавляющего большинства телезрителей, сидевших у того же экрана. В 1992 году стала понемногу появляться отечественная реклама так называемых "товаров народного потребления", но и она была демонстративно обращена к "своим".

В начале своего существования наша телереклама не только не выполняла функцию социального стабилизатора, которая отведена ей, а наоборот. Грубо нарушая две священные заповеди рекламодателя - "информатор должен идентифицировать свои интересы с интересами "простых людей" и "рекламное сообщение не должно быть агрессивным", - она вносила дополнительную дестабилизацию в общество. Только после перестройки лицо рекламы в нашей стране начало приобретать более четкие черты, однако безыдейные ролики продолжали существовать на телевидении.

Второй этап развития телевизионной рекламы - это реклама как искусство. Этот этап приходится на период с 1992 по 2000 года, когда режиссеры стремятся не продать товар, а показать зрителю красивую рекламу. При этом они стараются «идти в ногу» с известными тогда рекламщиками запада.

Примером являются серии рекламных роликов банка. Известные актеры, шикарные костюмы, фразы, которые впоследствии разошлись на цитаты - все это есть в рекламе банка. Однако в рекламном ролике полностью отсутствует какая-либо информация о самом банке, а также он никак не ассоциируется со своим видом деятельности. Зрителям она запоминалась за счет ярких образов актеров. Они любили ее за сюжетную законченность отдельных частей, за характерный для анекдота игровой поворот, а также за «ударные реплики» актеров.

В конце девяностых российские телезрители увидели, возможно, первую, настоящую социальную рекламу, которая представляла собой не просто плакат с призывом, а создавала ощущение просмотра целого фильма. Ролики социальной рекламы занимали от 2 до 3 минут, в них были задействованы любимые актеры и незатейливые жанровые сценки, которые, поистине, доходили до сердца зрителей.

Третий этап становления телевизионной рекламы в нашей стране - реклама как двигатель торговли. В начале 21 века происходят кардинальные изменения в развитии телевизионной рекламы. Все чаще на экранах телевизора появляются ролики, предлагаемые товар, а не показывающие исключительно мастерство режиссера. Используются более яркие и оригинальные идеи рекламы, которые создавали и поддерживали образ рекламируемых товаров. Теперь в российской рекламе товар представлен под определенной маркой, тем самым выделяя себя из множества своим названием и не только. Все это создается ради того, чтобы товар покупали. Впервые начинают использовать графику в ролике, в рекламе появляются рисованные герои и символы товара.

В 2001 году выпускается серия рекламных роликов «Рондо», слоган которого «Свежее дыхание освежает понимание». Ролик отражал идею товара, был представлен в юмористической форме, что было для российской телеаудитории в новинку, и сразу привлек внимание потребителей. Также нужно отметить хороший слоган, который полностью подходил под позиционирование товара как жевательной конфеты для приятного запаха изо рта, и к тому же он легко запоминался, что обеспечило товару завершение создания своего образа.

Наряду с рекламой «Рондо» в 2002 году выпускается серия роликов чая «Беседа». Впервые в российской рекламе появляется рисованный персонаж, символ товара, с которым и до сих пор ассоциируют этот чай. Режиссер сумел передать всю теплоту, получаемую при пользовании товаром, а, следовательно, и создать свой отличительный образ товара. Дом, уют, семья вот какие ассоциации возникали у зрителя при просмотре этого ролика. Одновременно с «Беседой» на телевидении крутятся ролики чая «Принцесса Нури», «Майский чай» и прочее, но все они проходят мимо телезрителя, так как их реклама ничем примечательным не выделяется. Из года в год, российская реклама постепенно вытесняет с каналов иностранные ролики. Наша отечественная реклама становится куда лучше, продуманнее по своей сути, чем те, что были в конце 90-х годов, начале 21 века. Можно сказать, что развитие телевизионной рекламы в нашей стране не замедляется. Увеличивается число креативных, талантливых рекламщиков, способных посоревноваться с иностранными коллегами в области создания рекламы.

В русской культуре начала 20 века складывается, по выражению М. Маяцкого, «Визуальная парадигма» , которая представлена в идеях В.Соловьева и Л. Шестова о противопоставленности рационального познания и откровения как преображенного видения, в онтологической интерпретации визуальности С.Франком, в учении об обратной перспективе «соборном зрении» П.Флоренского. Это связано в первую очередь с доминирующим положением зрения в «иерархии» чувств, так как поступающая через зрение, информация не сводится к цвету и свету, даже к формам, чувству расстояния, плотности. В нее включены процедуры узнавания, классификации, интерпретации. .Зрительное восприятие наиболее восприимчиво человеком.

История развития отечественного и мирового телевидения

Замечание 1

Телевидение – величайшее изобретение XX века. Но предпосылки его развития исходят из предыдущего столетия.

В 1887 году немецкий физик Генрих Герц обнаружил явление фотоэффекта. Это освобождение электронов веществом под действием электромагнитного излучения. Через год русский ученый Александр Столетов наглядно показал это явление, проведя ряд экспериментов.

В 1907 году русский физик Борис Розинг теоретически обосновал возможность получить изображение с помощью электронно-лучевой трубки. Картинка было в виде единственной стационарной точки.

Телевидение до 40-х годов 20 века было механическим, затем оно было вытеснено электронными устройствами. На территории СССР механические телесистемы продержались несколько дольше.

Опыты с использованием электронных лучей для передачи и приема изображения на определенные расстояния с начала 20-х гг. ХХ века проводили различные страны: США, Япония, СССР. Только в 1933 году американский инженер российского происхождения Владимир Зворыкин изобрел катодную трубку, которая до сих пор является основной частью большинства телевизоров.

В 1936 году американская научно-исследовательская лаборатория В. Зворыкина разработала первый электронный телевизор. Позже в 1939 году телевизоры стали выпускать в массовом порядке. Это модель под названием RCS TT-5 представляла собой огромный деревянный ящик с экраном в 5 дюймов с радиолампой. Первый телевизор на основе полупроводников был выпущен компанией Sony в 1960 году. После стали появляться модели на основе микросхем.

В настоящее время качество вещания сильно возросло и стало цифровым. Появились плоские LCD и плазменные телевизоры. К началу ХХI века методы и принципы телевещания значительно изменились. Широко распространилось кабельное и спутниковое телевидение.

Этапы развития телерекламы в России

  • реклама периода СССР;
  • реклама как искусство 1992-2000 гг.;
  • реклама – двигатель торговли 2000 г и до наших дней.

Первая телевизионная реклама в СССР появилась в 1964 году. Это была реклама кукурузы, и она была похоже больше на короткометражный фильм с элементами «мюзикла». Реклама не носила коммерческий характер, а из-за отсутствия какой-либо конкуренции, быстро сошла с экранов телевизоров. Постоянно реклама на телевидении стала транслироваться лишь в конце 80-х годов.

В 1984 году произошел «Первый всесоюзный смотр-конкурс рекламных фильмов», который оказал значительное влияние на рост телерекламы. В 1987 году советские рекламисты проводят второй конкурс. Эти конкурсы позволяли проанализировать ситуацию в стране и повысить уровень советских специалистов по рекламе. С этого момента реклама на телевидении становится не просто основным средством информации, а инструментом продвижения товаров и услуг.

Реклама на телевидении была исключительно отечественных товаров (автомобиль Волга и др.). Ролики представляли собой небольшой интересный и иногда юмористический клип. Длительность ролика доходила до 10 минут. В газетах на страницах программой передач даже публиковали время транслирования той или иной рекламы.

На втором этапе уже после перестройки реклама становится искусством. Производители стремились продвигать свой товар, создавая яркую, красочную рекламу. Это был не просто ролик, а целое режиссерское решение (серия рекламных роликов банка «Империал»). В рекламе снимались знаменитые актеры, а их фразы становились крылатыми.

В конце 90- годов появляется первая социальная реклама. Это были ролики «Русского проекта» длительностью 2-3 минуты. Тематика была разной: любовь и забота о стране, родителях, вера в себя и др. В рекламе также были задействованы известные артисты.

Третий этап развития рекламы определил ее двигателем торговли. Реклама в России стала ориентироваться на создание запоминающихся образов в сознании потребителей. В рекламе участвовали в основном марочные товары, чтобы выделиться среди других. Рекламные ролики содержали графику, рисованных героев и символы товара. Со временем реклама на телевидении становится более качественной, и привлекали внимание потребителей (реклама жвачки «Рондо», чай «Принцесса Нури», «Майский чай» и др.).

История телевизионной рекламы в США

Замечание 2

К 1951 году в США появилась возможность общенационального вещания. В 1960-х годах телевизор был почти у 90% американских семей. Реклама транслировалась в рамках телепередач, которые сами рекламодатели и снимали. Телеканал предоставлял только студию и эфирное время. Формат телепередач со временем забылся и перерос в знаменитые «мыльные оперы».

В 1980-е годы появляются домашние видеомагнитофоны, которые могут записывать шоу и передачи по расписанию и автоматически пропускать рекламу. Это отрицательно отразилось на рекламе. Люди не смотрели больше рекламные ролики, просто поматывая их в записи.

В конце 90-х годов на рынке стали продаваться цифровые записывающие устройства (DVR) с функцией проматывания рекламы. Это очень злило рекламодателей и владельцев телевизионных каналов, которые подавали в суд на производителей DVR устройств.

Это объясняет причину распространения продакт плейсмент (скрытая реклама) в кино и телепередачах. Создатели рекламы вынуждены были использовать этот способ продвижения товаров или услуг.

О телевидении, как о средстве массовой информации, можно говорить, начиная с 30-х годов XX века. Регулярное телевещание началось в 40-е годы.

Экспериментальная телевизионная бесплатная реклама появилась в США летом 1939 г. Первые рекламные объявления на телевидении представляли собой дикторские сообщения. 1 июля 1941 г. в американском эфире появилось первое коммерческое телеобъявление о рекламе часов. В 1954-м телевидение в США занимает первое место как средство национальной рекламы.

В 1963-м в США телевидение обгоняет прессу уже и как источник информации. В 1977-м общие доходы от телерекламы превышают 7,5 млрд долларов - 20% всей рекламы в США.

Во-первых, давать потребителям необходимую информацию о товаре. Одна из основных функций. Хорошая реклама способствует тому, что потребитель начинает автоматически ассоциировать определенные потребности с предлагаемым товаром, с тем, что именно этот продукт или изделие оптимально отвечает его потребностям. Поэтому необходимо постоянно информировать потребителей обо всех изменениях и нововведениях в товаре.

Во - вторых, обеспечивать сбыт, поддерживать и расширять достигнутый объем сбыта.

Еще одна важная функция: формирование престижа предприятия

Покупатель готов заплатить высокую цену за товар в том случае, если фирма ему известна и пользуется хорошей репутацией. Потребитель хочет сопоставлять себя с престижной фирмой и ее продукцией. За известный бренд потребитель готов отдать денег больше, чем за товар фирмы, совершенной не известной или которая пользуется не самой благоприятной репутацией.

А как уже было выявлено выше, телевизионная реклама имеет эффект солидности.

Особенности: Реклама на телевидении - очень эффективный способ воздействия на человека. Благодаря изображению, цвету и звуку телевидение позволяет показать наглядно потенциальному потребителю все качества и преимущества товара, а так же дает возможность лучше запомнить товар. Поэтому телевидение является более эффективным способом донесения информации до покупателей.

Кроме того телевидение охватывает разные сегменты всего населения. Телевидение ежедневно собирает большую аудиторию. Люди проводят много времени перед телевизором и могут несколько раз вступить в контакт с одним и тем же рекламным обращением, что во много раз увеличивает привлечение внимания к товару.

При создании рекламного ролика необходимо учитывать то, что зрителей обязательно надо заинтересовать в первые несколько секунд. Если реклама сразу же не привлечет внимание, то потребитель не будет ее смотреть и дальше. Человек в первую очередь обращает внимание на изображение и только уже потом на звук, поэтому необходимо, что бы зрительно всё выглядело чётко, ясно и красиво. Реклама должна легко восприниматься зрителями, чем сложнее, тем быстрее падает интерес у потребителя. Здесь необходимо аппелировать на эмоциональное сознание человека.

Телереклама может показать, как хорошо обладать тем или иным товаром, наглядно продемонстрировать, какого успеха можно достигнуть с помощью рекламируемой услуги. Специалисты советуют не перегружать телевизионную рекламу словами, эффективнее создать неповторимые положительные образы. Причем желательно строить сюжет вокруг самого человека, а не рекламируемого товара.

Телевизионная реклама очень полезна тем фирмам, которые хотят стать более известными и сделать их продукт более популярным. Сам факт появления ролика на телевидении говорит о том, что фирма уже более или менее состоятельна, это вызывает уважение и серьезное отношение к организации. А после несколько выходов рекламного ролика в эфир можно рассчитывать уже на рост репутации и появление все новых и новых потребителей.

Страны из четырех знакомых с детства букв не существует уже более четверти века. Люди, рожденные в СССР и воспитанные в духе культурных традиций, которые создавались почти семь десятилетий, по-прежнему вспоминают ее с ностальгией.

А вот премьера первого советского ролика для широкой публики, показанного перед началом киносеанса, состоялась только в 1972. Им стала реклама «Шоколад», снятая в Ленинграде на Киностудии нехудожественных фильмов. Сценарий для 60-секундного рекламного фильма написал Никита Михалков. Через год там же был снят единственный известный советский эротический рекламный ролик под названием «Женское белье». На этот раз оператором и режиссером стал Виктор Петров.

В реклама впервые становится частью художественного фильма. Таким примером может послужить фильм «Эффект Ромашкина». Интересная и познавательная комедия, повествующая о четырех товарищах, которым пришла в голову идея рекламировать кефир. В 1974 году поставили музыкальное представление на сцене «Звезда экрана» с элементами рекламы «Аэрофлота». А в известном фильме прошлых лет «Карьера Димы Горина» присутствует короткий рассказ с рекламой сберкассы.

Такие всеми любимые актеры как Михаил Боярский или Олег Басилашвили также становились героями рекламных роликов. Даже Владимира Высоцкого реклама так вдохновила, что он в 1975 году написал, а затем исполнил песню под названием «Знаки зодиака», которую исполнил в рекламном ролике с таким же названием.

Основной целью рекламы в СССР было показать телезрителю, как правильно использовать товары народного потребления и завоевать доверие граждан этой великой страны. Ролики подчеркивали высокое качество продукции советского производства. Советская реклама, в отличие от современной, не развлекала телезрителей, а направляла советских граждан на правильный с точки зрения государства стиль жизни.