Как известно, непросто завести новые отношения, которые станут по-настоящему счастливыми и гармоничными. Но порой проблема заключается не только в том, что тяжело найти подходящую пару. Ведь бывает, что человек попросту не готов к подобным переменам в своей жизни. В этом случае свидания даже с интересными людьми могут оказаться просто тратой сил и времени. Предлагаем сегодня выяснить, какие 8 признаков указывают на вашу неготовность вступить в новые отношения.

Вы просто не хотите этого

Порой мы отлично чувствуем себя и в одиночестве. Поэтому если вы хорошо себя знаете и понимаете, что сейчас вам не очень-то нужны отношения, то не стоит идти против своих инстинктов. Даже если в вашем окружении есть тот, кто вам нравится, но вы понимаете, что не сможете отдаться этим отношениям на 100 %, лучше повременить с романом. Это будет честно и правильно по отношению как к вам, так и к потенциальному партнеру.

Вы планируете сосредоточиться на других аспектах вашей жизни

Возможно, у вас сейчас много сложностей на работе или же учеба отнимает массу времени. В этом случае, вполне вероятно, у вас может не остаться достаточно сил, чтобы сосредоточиться на отношениях. Порой люди игнорируют такие моменты и все равно заводят новый роман. Однако в результате они отдают приоритет другим аспектам жизни, отчего серьезно страдают отношения.

Вы недовольны собой

В каждом из нас есть то, что мы хотели бы изменить. Однако как вы сможете полюбить кого-то, если не способны полюбить себя? Уровень самооценки способен серьезно повлиять на отношения. Конечно, никто не идеален. Но если вы считаете, что вам стоит поработать над собой, то сделайте это приоритетом. Ведь в противном случае вы можете привнести в новые отношения груз старых проблем, переживаний и страхов, а это вряд ли сделает ваш роман успешным.

Вы не знаете, как эффективно общаться

Порой отношения сопряжены с таким количеством эмоций, что людям становится трудно понять и почувствовать, были ли они услышаны партнером. Одним из самых распространенных вариантов неправильного поведения в коммуникации пары является негативная реакция на обратную связь вместо открытости. И если вы понимаете, что не готовы идти на компромиссы с потенциальным партнером, то, вероятно, пока вам не стоит погружаться с головой в новые отношения. Ведь в этом случае вы рискуете снова наступить на те же грабли и все испортить. Вместо этого лучше сосредоточьтесь на личностном росте. Это поможет вам более эффективно общаться с новым партнером и выстроить гармоничные и счастливые отношения в будущем.

Вы еще не пережили последний разрыв

Переход к новым отношениям требует времени. Порой людям сложно прийти в себя после разрыва, особенно если он произошел не по их инициативе. Однако в любом случае это должно стать для вас ценным жизненным уроком. Разумеется, на восстановление требуется время и силы, однако это важный период, которым не стоит пренебрегать. В конце концов вы сами почувствуете, что прошлое больше не тяготит вас и вы готовы к новым отношениям.

Вы не уверены, что ваш новый партнер - тот, кто вам действительно нужен

Порой бывает так, что вам хорошо, весело и интересно с человеком, и эти чувства вы принимаете за любовь. Однако в глубине души вы можете понимать, что здесь что-то не так. Поэтому если вы на 100 % не уверены в своем выборе, то не стоит спешить. Ведь если на данном этапе вы понимаете, что что-то вас смущает, то дальше будет только хуже. Не переживайте! Встретив действительно «своего» человека, вы поймете это!

Вы не хотите брать на себя обязательства

Если сейчас вы приходите в ужас от мысли, что кто-то назовет вас своей девушкой, то это вполне нормально. Просто не стоит игнорировать данный факт. Ведь он указывает на то, что вы пока не готовы к полноценным отношениям, которые предполагают ряд обязательств. Просто возьмите паузу и дождитесь того момента, когда вы почувствуете желание посвятить себя другому человеку.

Вы испытываете давление

Очень часто бывает, что друзья и родственники буквально не дают нам прохода, спрашивая, когда же мы вступим в новые отношения. И порой люди действительно завязывают новый роман под давлением окружающих. Однако такой подход редко приводит к положительному результату. Поэтому если вы чувствуете, что еще не готовы к серьезным отношениям, то не идите ни у кого на поводу, а слушайте только свой внутренний голос.

Конечно, тяжело и больно расставаться с когда-то очень близким человеком, с которым вы строили совместные планы, но жизнь не должна останавливаться только потому, что ваши отношения закончились. Вы вскоре оправитесь от сердечной боли и будете готовы к новым знакомствам. Как определить, что это время уже пришло?

1. Вы уже не беспокоитесь о том, как выглядите

Все суровые критические замечания, которые вы слышали раньше, больше вас не беспокоят. Если кто-то и видел недостатки в вашей внешности, то это уже только их проблемы. Теперь вы спокойны внутренне, а ваш внешний вид вас вполне устраивает и даже очень нравится.

2. Вы избавились от эмоционального багажа

У вас нет никаких негативных эмоций по отношению к людям, причинившим вам боль в прошлом. Вы можете ходить на вечеринки и не волноваться, что ненароком столкнетесь с бывшими. Вы уже готовы встретить достойного человека, а ваше видение отношений стало более глубоким и зрелым, чем раньше.

3. Вы больше узнали себя

Вы знаете, что вы хотите, и чего следует избегать любой ценой. Вы стали более осторожными в выборе человека. А еще вы осознали, что хотеть завести отношения и быть в отношениях – это две разные вещи. Вам больше не нужно быть хоть с кем-то, но только не в одиночестве.

4. У вас теперь есть время на социальную жизнь

Вы больше обращаете внимания на свою социальную жизнь, потому что вы научились устанавливать границы. Теперь у вас больше времени, и вы можете снова отправиться в мир знакомств и взаимодействия с разными людьми. Ваша собственная жизнь отныне в списке ваших топ-приоритетов.

5. Вы рады новым встречам и знакомствам

Вы даже не отказываетесь от свиданий вслепую, поскольку это очень волнительно. Возможно, прошло очень много времени с тех пор, как вы в последний раз знакомились с новым человеком, но перспектива расширения своего круга интересных знакомых вас очень радует и вдохновляет.

6. Вы даже готовы пойти на компромисс со своими убеждениями

Отношения – это два уникальных человека, которые любят друг друга, несмотря на их различия. Новые отношения – это шанс доказать себе, что вы стали более уважительны и терпимы к взглядам вашего партнера, и вы готовы принять их. Для вас это взможность увидеть в человеке хорошие качества, а не зацикливаться на ваших с ним различиях.

7. Вам не нравится выносить оценочные суждения о других людях

На этом этапе своей жизни вы искренне принимаете то, что люди будут расстраивать и разочаровывать вас. Вы не ожидаете, что все вокруг станут делать всё правильно, а признаете их право на ошибки. Теперь вы знаете, что не можете осуждать их за какие-либо недостатки, потому что они есть и у вас.

8. Вы распознаете «предупредительные сигналы» во время первых свиданий

Одно из главных правил первых свиданий – всегда слушать свою интуицию. Вы больше не закрываете глаза, когда замечаете что-то не то в человеке. Если вы чувствуете, что отношения не будут плодотворными и эффективными, вы прекратите тратить свое время и скажете об этом.

9. Вы чувствуете себе цельной личностью

Вы не ищете отношений, чтобы кто-то мог заполнить недостающую часть вас. Вы уже цельный человек, даже когда вы одиноки. Отношения – это радость и счастье, но это не единственный фактор, который делает вашу жизнь полноценной.

10. Вы готовы снова полюбить

Вы готовы рассказывать свои истории, делиться своей болью и связывать свои надежды на будущее с новым партнером. Вы снова эмоционально доступны, вы готовы почувствовать магию, улыбаться и позволять себе испытывать потрясающие чувства и ощущения.

Встретить идеального партнера, пожалуй, мечтает каждый, но далеко не все осознают, что прежде чем окунуться в серьезные отношения, необходимо поработать над собой и своим ощущением себя. , не дающие покоя, прошлые ошибки, неуверенность в себе, страх будущих обязательств, а также неумение разобраться в себе, могут опустошить вас так, что никакие, даже самые романтичные приключения, не смогут вас наполнить. Прежде чем найти новую любовь, необходимо сделать несколько важных вещей по отношению к себе. В этом мы и решили разобраться, составив список из девяти обязательных пунктов, на которые стоит обратить внимание.

1. Сфокусироваться на себе

Первое, что необходимо сделать, чтобы подготовить себя к будущим отношениям, - это сконцентрироваться на себе и своих интересах. Такой здоровый эгоизм помогает восстановить баланс в сферах жизни, не касающихся романтики. Если вы осознаете, что в эмоциональном плане вы не готовы делить свою жизнь с другим человеком, то необходимо заполнить такую брешь, занимаясь тем, что важно только для вас, и ставя свои желания в приоритет над романтическими отношениями.

Если вы недовольны своим финансовым положением или ваша работа перестала приносить удовольствие, разберитесь с этими проблемами, прежде чем окунуться в любовный эскапизм. Внимание к себе также относится и ко внешности, характеру и нереализованным возможностям - всё это требует вашего участия. Только после того, как вы почувствуете полное согласие с собой, вы сможете дать что-то потенциальному партнеру, в противном случае неудовлетворенности и упреки неизбежны.

2. Понять, что вам нужно от отношений

Быть романтичной и спонтанной очень важно для того, чтобы наслаждаться этой жизнью и человеком рядом с вами, но если вы не знаете, чего ждете от отношений, то в будущем вы можете столкнуться с рядом проблем: кризисом развития, недопониманием и низкой самооценкой.

Чтобы избежать этих неприятностей, необходимо определить, какие основополагающие качества должны отличать вашего партнера, каковы его финансовые приоритеты, взгляды на брак, детей и развод, и прочие вещи, связанные с обязательствами.

Далее определитесь с тем, насколько глубоким должно быть эмоциональное наполнение вас вашим партнером, какими основными интересами он должен обладать. По мере развития новых отношений, определите, какие свои личные качества вы бы хотели развить, связав жизнь с новым человеком.

3. Брать пример с хороших отношений

Разумеется, все отношения индивидуальны, и каждая пара по-своему справляется с трудностями. Но есть очевидный плюс в том, чтобы ориентироваться на отношения, которые вы считаете успешными. Это может помочь вам определиться с тем, чего бы вам хотелось от партнера, каких ситуаций лучше избежать, а также как каждый из вас должен себя вести, чтобы отношения сработали.

Возьмите за пример пары, брак которых продлился очень долго, понаблюдайте за тем, как счастливые люди относятся друг к другу и бытовым ситуациям, как они переживают трудности и радуются успехам.

4. Учиться на ошибках прошлого

Несмотря на то, что вспоминать былые отношения - это не всегда приятно, гораздо более мудрый поступок - вынести из неудачи ценный урок. Многие люди не обращают внимание на то, что не сработало в прошлый раз, игнорируют свои потребности и потребности своих партнеров, списывая все на драму. Но среди идей, чаще всего становящихся причиной конфликта, есть не только ошибки прошлого, но и уроки, которые необходимо запомнить:

Каждый из партнеров нуждается в личном пространстве, какими бы сильными ни были чувства.
- Никто не сможет наполнить вас лучше, чем вы сами.
- Вы не сможете никого изменить.
- Страсть проходит, но любовь только усиливается.
- Отношения очень часто отражают личные обстоятельства.

5. Забыть отношения, которые не удались

Сожаления бесполезны! Отношения прекращаются по причине, она есть всегда, независимо от того, хотите ли вы признавать ее или нет. Может быть, вы или ваш партнер давали этим отношениям недостаточно для их развития, или же время для них было неподходящее. Так или иначе, ваш бывший партнер больше не с вами, а всё то время, которое вы провели, сожалея, вы могли бы использовать, чтобы подготовиться к новым отношениям, возможно «тем самым». Но тем не менее, забыть неудачные отношения, особенно те, что закончились совсем недавно, может быть очень тяжело, но это очень важно для тех, кто хочет жить настоящим и двигаться вперед при любых обстоятельствах.

6. Всегда быть собой

Одно из основополагающих чувств в отношениях - это ощущение комфорта в своем собственном «я», будь это тело или сознание. При этом необходимо осознавать, что партнеру также комфортно в его «я». Такой подход ведет к благодарности партнеров за качества друг друга и повышает ценность отношений. Вы учитесь принимать себя и своего возлюбленного, и это является фундаментом для будущей любви. Никто не заслуживает того, чтобы насильно менять себя. Не говоря уже о том, что «настоящее я» всегда найдет способ проявить себя, это лишь вопрос времени.

7. Контролировать свое беспокойство

Совершенно естественно ощущать бабочки в животе каждый раз, когда вы встречаете кого-то нового. Это чувство может продлиться долго, а может быстро исчезнуть, но это вовсе не значит, что ваши отношения закончились. Беспокойство мешает людям чувствовать себя комфортно в текущих отношениях, так как сознание все еще помнит печальный опыт прошлого и боится будущих проблем. Стоит понимать, что страсть, возбуждение и внутренний трепет - это эмоции, которые будут приходить и уходить, и их можно подпитывать. А настоящие чувства - это то, что уходит вглубь вас и может протекать более спокойно, чем первая влюбленность.

8. Научиться быть честным и открытым в общении

То, как вы общаетесь с кем-то, не должно быть вопросом ситуации. Научитесь быть честной и искренней с кем бы вы не говорили, особенно если вы хотите узнать этого человека получше. Чтобы отношения развивались, необходимо делать усилие над собой и говорить то, что вы на самом деле думаете, смело показывать свои намерения.

Не стоит отрицать свои мысли и чувства, не говоря о них, ведь это может привести к глубокой неудовлетворенности и повторению ошибок прошлого.

Если то, что важно для вас, не нравится человеку, который находится рядом, у него есть право не согласиться с вами или даже оставить вас. Несмотря на то, что такой исход далеко не все видят как положительный, гораздо хуже лгать себе, желая кого-то удержать.

9. Не форсировать события

Вряд ли найдется кто-то, кто не хотел бы встретить человека, с которым хотелось бы разделить жизнь. Каждый хочет ощутить любовь, понимание и оказаться совершенно особенным для другого. Когда одни отношения заканчиваются, необходимо сразу заполнить пустоту, именно поэтому люди начинают форсировать события вместо того, чтобы морально подготовить себя к следующему шагу.

Выполняя советы, перечисленные выше, вы сможете научиться пускать жизнь на самотек в хорошем смысле этого слова, наслаждаться моментом и уметь проводить время наедине с собой. И когда наступит правильное время, возникнет не просто симпатия, но и настоящая страсть. Всё произойдет само собой, а вы будете гораздо более цельным человеком, чем вы были до этого.

Ведущий: Сегодня 28 июля 2017 года. Я, Софоос. Я приветствую Учителя Пантелеймона и хотел определить тему «Идеология и построение концепции по отношению к человеку». Я хотел сразу задать вопросы, которые необходимы для прояснения некоторых моментов.

Силы: Я приветствую тебя и рад снова определять эту значимую тему, задавай вопросы.

В: Я бы хотел понять вначале погружения в идеологии нового, в каких пропорциях, в каких совместимых величинах находится Учительская система , цивилизации, Главный Определитель и собственно Души , которые так или иначе выражают свою точку зрения по отношению к некоторым аспектам восприятия действительности?

С: Это действительно важный вопрос. Начнём с самого сложного, с Душ. Сами по себе Души определяют свои состояния исходя из того опыта, который они сами себе запланировали, который они хотят получить в этой действительности, в этой системе взаимодействия сознания, Монады , их чувственных полей и сценарного плана , который по сути является некой платформой выражения человеком самого себя по отношению к некой окружающей действительности. Это выражение, как вам уже доносилось, сплетается и формируется с помощью привнесённых значений, с помощью воспитания в детстве, информационной системы, информационного пространства, с помощью обучения родителей, сообщества, социума, государства и т.д.

Эти привнесённые значения так или иначе направляют человека и создают его реакцию, которая определяется как плохое и хорошее, терпимость и нетерпимость, равнодушие, отторжение, отвращение, получение удовольствия, счастье и т.д. Эти входящие значения являются тем самым тестом, сформированным значением, на которые человек так или иначе реагирует, исходя из собственных побуждений.

Если человек после долгой и напряжённой работы в мегаполисе оказывается на отдыхе, на море, он естественно обретает расслабление, благость, гармонию . Точно также есть состояние человека, который определяет себя в состоянии некого поиска, направленного на состояние выхода из создавшейся ситуации, из комплексов, из тех обстоятельств, которые стесняют, вынуждают человека быть в замкнутом пространстве, быть в состоянии привязок, быть в состоянии зависимостей. Это и есть те самые эксперименты, те самые позывы Души, который она определяет как собственный опыт. Но как уже доносилось, у каждой Души существуют свои параметры взаимодействия с пространством восприятия, которые выстраиваются не только на отрицательных эмоциях, но и на положительных, конструктивных эмоциях по отношению к пространству четвёртой мерности – это эмоции счастья , радости , гармонии, свободы , любви , творчества и т.д.

Эти чувства, чувственные конструкции естественным образом очень слабо поддерживаются существующими цивилизациями, поскольку, вам также доносилось, что существующие цивилизации не только не хотят, да и по сути и не могут поддерживать эти состояния в необходимом эквиваленте. Поэтому родилась единственная совмещённая концепция выхода определённого количества наблюдателей, которые будут определять пространство уже в новых коэффициентах, в новых совместимых понятиях. Поэтому Души, которые остаются в этом правом пространстве и будут определять опыт естественным образом, ратуют за максимальное количество конструктивных значений, эмоционально-чувственных каркасов , которые будут накладываться на события, предоставляемые сценаристами, в том числе Учительской системы.

Как ты знаешь, Учительская система в ближайшие 2-3 года должна занять по сути одну из главных ролей в системе построения сценария. Этот процент будет более 50%, и занимать со временем всё большую и большую роль в жизни человека. Следовательно, Учительская система будет стоять на страже интересов Душ. Сами по себе Души не то что бы преследуют радость, гармонию человека. Они хотят получить эквивалент роста, развития, эквивалент некого соотношения наблюдателя с более высокими полями.

Но, как ты понимаешь, соотношение творчества и высоковибрационных полей практически невозможно в той системе, в которой вы сейчас находитесь, это пространство третьей мерности. Так или иначе это пространство поддерживается и будет поддерживаться далее теми цивилизациями, которые уже обслуживают его, которые стоят на страже его интересов, по сути защищая, реагируя и подавляя те самые состояния, чувства, которые Души пытаются определить в процессе становления наблюдателя на пути развития. Этот процесс становления естественным образом интересуют Души, поскольку в этом процессе раскрываются новые качества, состояния, новые взаимодействия с различными полями высоких мерностей, с эфирными полями, астральными и т.д. Это всё очень интересно и переплетается в состоянии опыта Душ, которые естественным образом поддерживают этот опыт.

Поэтому ответ на вопрос, насколько Души заинтересованы в новом сценарии, они заинтересованы в том сценарии, который максимальным образом будет раскрывать те качества человека, которые приближают его к четвёртой мерности. Это естественное их состояние, хотя есть Души, которые в этом же пространстве будут вибрировать, будут поднимать и опускать своих наблюдателей с точки зрения деструктивного и конструктивного опыта, как бы изучая что получается, как реагирует человек, какие поля возможностей открываются вновь и вновь, за каждой попыткой, за каждым спуском или подъёмом.

Эти состояния будут преследовать более 30% Душ, поскольку их значения, их опыт был определён как деструктивный. Эти Души, как вам уже доносилось, будут выводить своих наблюдателей за пределы правого лепестка назад. Этот процент Душ на сегодняшний момент постоянно нарастает. Поскольку сами по себе, первые наблюдатели, вышедшие в правый лепесток, в пространство нового типа, так или иначе определялись в состоянии конструктивного опыта, в состоянии тех возможностей, которые определяла им система как некое состояние развития, некое состояние нового состояния, взаимодействия с другими людьми.

Эта часть людей будет дополняться и дополняться теми, кто будет испытывать синусоидный опыт. Рано или поздно их станет уже не 30%, а 50%, потом 60% и даже 70%. Таким образом к концу раздела пространства, в пространстве будет 70% наблюдателей, которые будут идти в обратную сторону – в левый лепесток сценария, и 30% наблюдателей будут идти в правую часть и останутся там до его полного взаимодействия с пространством четвёртой мерности.

На самом деле это не будет очень заметно, но будет очень чувствительно с точки зрения выхода пространства в полную изоляцию. Поэтому Души, изучая сценарный план, определяют его в формате более жёстком, более конструктивном с точки зрения деструктивных взаимодействий, деструктивных энергий. Они стоят по сути в самой крайней позиции по отношению к сценарию, по отношению к его взаимоотношению с наблюдателем.

Вторая позиция – это позиция Учительской системы, которая понимает, что крайнюю правую позицию занимать очень невыгодно с точки зрения реальности тех взаимодействий, которые должны получиться, поскольку человек зависит и от цивилизации, и от директивных мыслеформ , и от многих состояний, которые приносит сейчас пространство. Следовательно, это пространство будет создаваться не только под усилением чувственных полей Душ, но и под влиянием тех систем, которые сейчас заходят и организуют новые поля возможностей у каждого человека. Эти поля возможностей раскрываются по-разному. Кого-то начинает растождествлять, выбрасывать из пространства оставляя без денег, без средств к существованию, как бы выводя его на другие возможности, на другие поля взаимодействия, чувственные поля, эмоциональные каркасы. У других этот процесс идёт в виде активизации творчества, свободных мыслеформ , тех платформ, которые ранее были практически не проявлены у человека и считались для него малозначимыми, малоприемлемыми с точки зрения той действительности, в которой он находился.

Поэтому Учительская система в большей части выступает за компромисс, за реальный компромисс с максимально возможным движением в сторону правого сценария, в сторону конструктивного взаимодействия.

Есть мнение Главного Определителя, который высказывает своё суждение. Это перевод сценария с точки зрения техногенных конструкций в более мягкий, более облегчённый сценарий, который, так или иначе, создаёт у человека некое приятное восприятие и техногенных конструкций городов, и тех самых событий, которые определяются человеком как некая зависимость, банковские кредиты и т.д. По мнению Учительской системы, это утопичная позиция, которая так или иначе ничего не даст с точки зрения продвижения сценария в правую сторону.

Ещё более жёсткие позиции определяют некоторые из сценарных новых цивилизаций, которые так же поддерживают Главного Определителя с точки зрения своего взаимодействия, только 2-3 цивилизации идут в противовес Главному Определителю, понимая, что противоположным сценарием, тормозящим сценарием ничего не достигнуть, а следовательно и не появятся те самые плоды, те самые необходимые взаимодействия, которые рождаются только при соединении с вектором Душ, с вектором опыта их направленности и т.д. Это прекрасно известно и Главному Определителю, поскольку Главный Определитель как никто нуждается в совместимости опыта Душ и его построений, его опыта. Эта вечная проблема, которая существовала и будет существовать в этой Вселенной .

Поэтому её нельзя назвать противоречием, её можно назвать естественным состоянием опыта, который так или иначе выстраивается в таких пропорциях, в таких схемах. Это всё равно, что у человека нет руки или ноги, либо он заболел, либо у него есть определённые поражения. Точно также и здесь, есть определённое зафиксированное состояние поведения цивилизации, Главного Определителя, который так или иначе ведёт себя в определённой фазе очень одинаково, очень постоянно, по сути предсказуемо, с точки зрения собственных изысканий, собственных проявлений.

Даже если это пространство является некой жертвой, неким состоянием уступки Главного Определителя в сторону Душ, он всё равно будет так или иначе пытаться взаимодействовать с техногенным пространством, с дальнейшим понятием человека-наблюдателя, с дальнейшим его мировоззрением. Это естественное состояние. Я ответил на твой вопрос с точки зрения взаимодействия видения идеологии. Эта идеология будет выстраиваться с точки зрения каждой системы, цивилизация будет выстраивать идеологию в сторону техногенный конструкций, увеличение присутствия этих техногенных конструкций, но с точки зрения конструктивного типа, как бы помощника, как бы замещающих определённые ситуации.

Это замена бензина на солнечную энергию, это замена многих состояний потребления человеком природных ресурсов на заменители, которые уменьшают эти потребления природных ресурсов в разы. Это более экологические различные способы добычи ископаемых и т.д. Но, как ты понимаешь, само по себе пространство правого сценария на сегодняшний день будет очень и очень ограниченным с точки зрения количества людей. В нём выстроить большую систему промышленных состояний будет достаточно проблематично, поскольку придётся применять большое количество фантомов, а это запрещено законом иллюзии. Следовательно пространства людей, которые будут входить в правый сценарий, будут уплотнятся, соединяться в определённые построения, в определённые поселения. Как это будет выглядеть до сих пор ещё не ясно, поскольку решение на самом верху ещё не принято. Задавай следующий вопрос.

В: Спасибо. Вопрос тогда такой. Есть ли какие-то конкретные договорённости по отношению к новой идеологии, либо это несколько моделей?

С: Это будут две основных модели. Одна модель будет выводить человека их существующих техногенных состояний третьей мерности, из тех зависимостей 3D, и выводить его в более облегчённые, более новые, более модернизированные состояния, которые ассоциируются с представлениями о пространстве 4D деструктивного типа. Это есть параллельная модель поведения, которая будет присутствовать в этом пространстве.

  • Учитель Пантелеймон: Термин из глоссария
  • Софоос: Пользователь
  • Осипова Светлана: Кастомный термин
  • Варганов Константин: Кастомный термин
  • Лариса Боханко: Кастомный термин
Тэги: Главный Определитель, Ченнелинг, Высшие цивилизации, Учительская система, Четвертая мерность, Развитие человека, Задачи Души, Сценарный план, Хроники перехода, Софоос
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 199

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КОНФЛИКТА МЕЖДУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ И НОВЫМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ.

1. Характерные особенности религиозных исканий вне официального православия до начала XX века.

2. Новые религиозные движения в современной России как выражение основных тенденций религиозных исканий.

3. Внецерковные религиозные поиски как объективно-закономерный процесс

4. Специфика отношения Русской Православной Церкви к внецерковному религиозному поиску.

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРАВОСЛАВНОЙ БОГОСЛОВСКОЙ МЫСЛЬЮ УЧЕНИЙ И ПРАКТИКИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ

1. Сущность и характер богословской критики новых религиозных движений

2. Социальная деятельность новых религиозных движений в оценке представителей православия.

3. Вероучительные положения Русской Православной Церкви и новых религиозных движений: концептуальные расхождения.

4. Противоречия в понимании религиозной практики между последователями православного вероучения и новыми религиозными движениями.

Рекомендованный список диссертаций

  • Западно-христианские вероисповедания и общество в России XVIII в. 2011 год, доктор исторических наук Андреев, Александр Николаевич

  • Православие в духовной жизни российского общества: Социально-философский анализ 2003 год, доктор философских наук Тришин, Алексей Федорович

  • Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в современной России: этноконфессиональная составляющая проблемы 2007 год, доктор исторических наук Казьмина, Ольга Евгеньевна

  • Русская православная церковь в Западной Европе в 20 - 30-е гг. XX в.: Религиоведческий анализ 2006 год, кандидат философских наук Пантелеева, Екатерина Валерьевна

  • Философский анализ социальной доктрины Русской православной церкви в 20 веке 2005 год, кандидат философских наук Гаврилова, Валерия Васильевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Позиции в Русской Православной Церкви по отношению к новым религиозным движениям: история развития и современное состояние»

Актуальность темы исследования. Перешагнув рубеж XXI века, Россия продолжает оставаться в плену множества сложных нерешенных проблем. Круто изменив ход истории в 1991 году, страна вышла на новый уровень своего развития. Однако резкий разрыв с прошлым привел к серьезным кризисным явлениям как в сфере политики и экономики, так и в сфере духа. Отказавшись от идеологического наследия прежней эпохи, общество оказалось перед проблемой поиска новой духовной парадигмы. Отход от господства атеистической идеологии с неизбежностью привел к возрождению и закономерному усилению религиозной составляющей в ментальности общества.

В религиозном возрождении России 90-х годах XX столетия прослеживаются две важные тенденции - с одной стороны, это обращение к традиционным для России религиям, и прежде всего православию, а с другой - рост нетрадиционной религиозности, выразившейся в быстром распространении большого числа новых религиозных движений. Соответственно, кардинально изменилась и ситуация на религиозном ландшафте нашей страны. Если в конце 1970-х гг. существовало немногим более двадцати религиозных направлений, то сегодня их более семидесяти. Влияние новых религий на умонастроение россиян стало столь заметным, что создало существенные неудобства и проблемы для традиционных конфессий, которые вынуждены предпринимать активные шаги для укрепления своих позиций в религиозном сознании общества.

Вступление страны на путь построения демократического общества с рыночной экономикой и подлинной гарантией свободы совести и вероисповеданий, а также длительный период господства атеизма создали предпосылки для определения людьми своей религиозной позиции на основе осознанного выбора. В связи с этим сложившуюся ситуацию исследователи рассматривают как конкурентную борьбу религиозных организаций и идеологий за умы и души людей.

При этом нельзя не видеть, что среди новых религиозных движений появилось достаточно много опасных для общества и граждан организаций. Эти, прикрывающиеся религиозной терминологией, движения наносят, порой, непоправимый вред людям, попавшим в их сети.

Русская Православная Церковь обоснованно обратила внимание общества на опасность, подстерегающую людей, вступивших на путь духовных исканий. В то же время недостаточное внимание со стороны государственных структур к проблеме деструктивных религиозных организаций во многом способствовало активизации собственных усилий Православной церкви в противодействии распространению этих организаций на территории России.

Вместе с тем, Русская Православная Церковь воспринимает себя единственным гарантом религиозной безопасности граждан России, что часто приводит к активным нападкам ее сторонников на все неправославные религиозные движения под лозунгом борьбы с тоталитарными религиозными организациями. Подобная ситуация в условиях многоконфессионального устройства нашего общества в значительной степени влияет на устойчивость и стабильность российского государства. Усиление религиозной конфронтации на фоне имеющихся межэтнических и межнациональных проблем не способствует консолидации общества для решения животрепещущих экономических и политических задач. Значимость позиции Православной церкви по тому или иному вопросу для многих людей требует более пристального знакомства с различными выступлениями от ее лица.

В связи с этим актуальной становится проблема объективного философ-ско-религиоведческого анализа, наметившегося открытого религиозного противостояния между Русской Православной Церковью и новыми религиозными движениями. Данная работа может рассматриваться как шаг на пути научного осмысления сложившихся в России в конце XX века отношений между Православной церковью и религиозными новообразованиями.

Рассмотрение данной проблемы имеет жизненно важное значение с точки зрения выявления действительной опасности, которую несут новые религиозные движения. Столь же важным является поиск возможных путей к преодолению непримиримого противостояния между религиозными организациями. Несомненно, значимым на современном этапе становится осмысление происходящих процессов с точки зрения определения их места в истории и, соответственно, влияния на ход дальнейшего развития. В данном случае речь идет о перспективе развития религиозной составляющей общества.

В истории России можно выделить период, имеющий схожие с современной ситуацией черты. Это конец XIX - начало XX века, когда резко возросло количество сект, религиозно-мистических течений. Сложившаяся в начале XX века общественно-политическая ситуация вынудила самодержавие после длительного периода поддержки государственной религии объявить свободу вероисповедания. Дальнейшие, во многом трагические, события, связанные с победой Октябрьской революции, привели к крушению мощи Русской Православной Церкви. В определенной степени это объясняется и той позицией, которую занимала Церковь на протяжении столетий. Таким образом, на современном этапе государственного строительства важно оценить степень и характер влияния Русской Православной Церкви на общественно-политические процессы.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования новых религиозных движений в отечественном и западном религиоведении весьма многочисленны. Есть отдельные работы, рассматривающие те или иные аспекты деятельности Русской Православной Церкви в 90-х годах XX века. Однако нет целенаправленных комплексных исследований взаимоотношений Русской Православной Церкви и новых религиозных движений, систематизации идейных расхождений, осмысления истоков и причин сложившихся отношений и существующих противоречий.

В работах известных ученых Л.Н. Митрохина, П.С. Гуревича, Е.Г. Бала-гушкина, И.Р. Григулевича, К. Привалова и других исследователей достаточно подробно рассматривается феномен новых религиозных движений. Специфика религиозных новообразований раскрыта в учебнике "Общее религиоведение" под редакцией И.Н. Яблокова и в авторском учебном курсе И.Я. Кантерова, положения которого нашли отражение в учебнике "История религии". Т.2. М., 2002. При этом заметно распространен анализ отдельных религий, а их классификация строится по критерию происхождения от той или иной религиозной традиции. Можно отметить исследования, в которых предпринята систематизация идейной направленности религиозных новообразований. Попытки подобного подхода можно встретить в современных диссертационных исследованиях Григорьевой Л.И. "Нетрадиционные религии в современной России: Социальная природа и тенденции эволюции". М., 1994, Голубевой Е.И. "Идеология и практика современных межконфессиональных молодежных движений". СПб, 1996. Более полно раскрыта вероучительная специфика так называемых религий "Нового века" или движения "New Age" в монографии Григорьевой Л.И. "Религии "Нового века" и современное государство". Красноярск: СибГТУ, 2002.

Значительное число современных научных исследований посвящено изучению отдельных новых религиозных движений. Можно отметить следующие диссертационные работы: Мартыненко A.B. "Бахаизм: философско-исторический анализ". Саранск, 1996; Карасев Н. А. "Теософия как форма оккультизма в условиях трансформации общественного сознания". М., 1998; Бакланова Г.Ю. "Православная церковь Божией Матери "Державная" как социально-религиозный феномен". М., 1999; Жеребятьев М.А. "Современные общины христианских конфессий в России: (Сравнит.-социол. анализ)" М., 1994; Жуков А. В. "Церковь Объединения: Вероучение, идеология и практика". СПб., 1995. Многие, хотя и не все новые религиозные движения описаны в словаре "Религии народов современной России" (1999) под ред. М.П. Мчедлова.

Отдельные аспекты социальной деятельности Русской Православной Церкви в последнем десятилетии XX века, а так же процессы, протекающие в православном богословии, проанализированы в диссертациях Анфиногеновой

A.П. "Социальная активность Русской Православной Церкви". М. 1993; Бойко

B.В. "Социально-культурная деятельность Русской Православной Церкви в современном российском обществе (1988-1997 гг.)". М., 1997; Сметаниной Т.А. "Эволюция экзегетики Русской Православной Церкви XIX-XX вв". СПб., 1997.

К изучению проблемы межконфессиональных отношений можно отнести исследования Медведко С. В. "Межконфессиональные отношения как диалог культур". М., 1997 и Рагузина В. Н. "Этноконфессиональные отношения в современной России: состояние, проблемы, противоречия. (Социально-философский анализ)". М., 1999.

Однако в целом проблема взаимоотношений Русской Православной Церкви и новых религиозных движений во всей своей полноте и глубине остается недостаточно исследованной.

Объект и предмет исследования

Объектом данного исследования являются взаимоотношения Русской Православной Церкви и новых религиозных движений на рубеже ХХ-ХХ1 веков. В работе рассматривается как история развития их взаимоотношений так и современное состояние. Именно через призму исторического развития становятся понятными современные позиции в Русской Православной Церкви по отношению к новым религиозным движениям.

Предметом анализа выступают сложившиеся в Русской Православной Церкви позиции по отношению к новым религиозным движениям, которые отражаются в постановлениях Архиерейских соборов, решениях Священного Синода, выступлениях Патриарха, мнении отдельных клириков и православных мирян.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы рассмотреть причины, особенности и характер отношения Русской Православной Церкви к новым религиозным движениям, показать историческое становление этих отношений и их состояние в конце XX - начале XXI столетий.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Выявить исторические предпосылки противостояния между Русской Православной Церковью и новыми религиозными движениями;

Раскрыть динамику, особенности и характер отношения Русской Православной Церкви к религиозному поиску вне официальной церкви;

Осуществить философский анализ наиболее распространенных аргументов, используемых защитниками православного вероучения в идейной полемике с новыми религиозными движениями;

Раскрыть методологию и особенности критики представителями Русской Православной Церкви учения и практики религиозных новообразований.

Методологической основой диссертационного исследования является диалектический подход к проблеме, включающий в себя принцип историзма, системности и комплексности, объективности и преемственности в развитии. В диссертации широко применялся метод обобщающей индукции, основанный на отборе основных аргументов православных авторов, а также метод историко-философской компаративистики, основанный на сопоставлении идейных контекстов и морфологических особенностей разнородных философских и религиозных систем. В истолковании ряда вопросов автор следовал за известными отечественными исследователями русского сектантства (А.И. Клибановым, А.Ф. Замалеевым и др.)

Новизна диссертационного исследования определяется комплексно-историческим подходом к рассмотрению разносторонних аспектов взаимоотношений Русской Православной Церкви и новых религиозных движений на современном этапе истории российского государства, их исторической обусловленности.

Отдельные элементы новизны диссертационной работы заключаются в следующем:

Осуществлен анализ истоков и причин сложившегося противостояния Русской Православной Церкви новым религиозным движениям через выявление специфических особенностей и места идейных положений современных религиозных новообразований в контексте внецерковных религиозных исканий в истории России;

Показано влияния противоречий внутренней жизни Русской Православной Церкви на религиозные поиски вне официального православия;

Проведена систематизация идейных расхождений и рассмотрена степень убедительности православной аргументации, призванной обосновать опасность всех неправославных религиозных движений и кардинальной несовместимости их с учением православной церкви.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

  • Русская Православная Церковь в общественной жизни Санкт-Петербурга: 1907-1914 гг. 2011 год, кандидат исторических наук Зарембо, Наталья Геннадьевна

  • Социально-философские аспекты мировоззрения Русской Православной Церкви в постсоветской России 2010 год, кандидат философских наук Сидоров, Игорь Николаевич

  • Взаимовлияние религиозных представлений о церкви и государстве: Восточнохристиан. традиция и соврем. рус. православие 1998 год, кандидат философских наук Безлепкин, Александр Сергеевич

  • Религиозная жизнь населения Приенисейского региона на переломе эпох: 1905-1929 гг. 2007 год, кандидат исторических наук Доброновская, Анна Павловна

  • Обновленческое движение в Русской православной церкви в 1905 - 1925 гг. 2002 год, кандидат исторических наук Головушкин, Дмитрий Александрович

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Вовченко, Виталий Анатольевич

Заключение

Проведенное исследование показывает историческую, объективную закономерную обусловленность противостояния Русской Православной Церкви новым религиозным движениям. С самого начала христианизации Руси Православная церковь стремилась активно противодействовать религиозному поиску вне официальной церкви. Среди наиболее значимых черт внецерковных религиозных исканий были выделены следующие.

1. По всей видимости, обусловленные влиянием славянского язычества:

Отрицание божественности Христа и обожествление человека; сближение Бога и мира в пантеистическом духе; хилиазм, как искание правды и справедливости в этом мире; стремление к нравственному совершенству; аскетизм.

2. В определенной степени близкие религиозному реформаторству Запада:

Утверждение идеалов первоначального христианства; отрицание внешней обрядности и значения таинств; становление индивидуализма; склонность к мистицизму; стремление к рационализму.

3. Вероятно, вызванные сложившимся религиозным двоеверием:

Поддержка религиозной веротерпимости; стремление к универсализму; стремление к практической реализации нравственных принципов в жизни.

Выделенные черты в значительной степени определили характер русского религиозного сознания, специфическая особенность которого обусловлена сочетанием славянского язычества и православного христианского аскетизма. Сделано предположение о наличии определенных параллелей между выделенными чертами и исихастским православным типом религиозности, не имевшем с XVI века заметной поддержки со стороны официальной церкви.

Исследование феномена новых религиозных движений в условиях Российской действительности показало, что особенности идейных положений группы религиозных новообразований, относимых исследователями к категории религий "Нового века", в значительной степени соответствуют специфическим чертам и идейному содержанию религиозного поиска вне Русской Православной Церкви. В связи с этим представляется оправданным говорить о логическом продолжении основных идейных исканий вне официального православия в религиях "Нового века", которые, по мнению специалистов, в полной мере отражают специфику именно новой религиозности. Такое положение, по всей видимости, сказывается на особо жестком неприятии этих движений со стороны Русской Православной Церкви.

Особо подчеркнуто, что специфика современного этапа деятельности религиозных организаций связана с заметным проявлением деструктивных элементов в их деятельности, что следует рассматривать, как следствие стремления использовать религию для получения власти над людьми в условиях свободного демократического общества. Данное обстоятельство, несомненно, объясняет желание Православной церкви всеми силами противостоять разрушительной активности новых религиозных движений, но и создает условия для перегибов, вследствие недостаточного знакомства с огромным количеством религиозных новообразований, а также соблазна под лозунгом борьбы с тоталитарными сектами избавиться от идейных конкурентов в лице всех новых религиозных движений.

Проведенное исследование показывает, что быстрое распространение в России большого числа новых религиозных движений явилось следствием не только ряда объективных причин, но наличием серьезных проблем и противоречий во внутренней жизни Русской Православной Церкви, что, в свою очередь, сказывается на ее активном внешнем противодействии деятельности религиозных новообразований. Низкий духовно-нравственный уровень клира (мздоимство, сребролюбие, невежество и грубость), внутренние богословские разногласия, оторванность духовенства от нужд народа, неподготовленность к живой проповеди словом и делом, а также тесный союз с государством - все это в большей степени, чем заморские проповедники способствовало поиску людьми веры и правды вне Православной церкви и приводило к распространению ересей и сект на всем историческом пути России. Данное обстоятельство позволяет говорить о внецерковной религиозности как закономерном явлении российской действительности, вызванном нереализацией идеалов правды и справедливости в официальном православии.

В конце XX века все перечисленные проблемы в Русской Православной Церкви не только сохранились, но и в ряде случаев усилились благодаря особенностям современного этапа развития российского общества. Можно говорить об усилении противоречий между различными течениями внутри Русской Православной Церкви. Ослабляют авторитет Церкви и скандалы, связанные с ее экономической деятельностью, в ряде случаев имеющей криминальный оттенок. Достаточно противоречиво оценивается в обществе и стремление Православной церкви установить тесные контакты с государственными институтами, и попытки предложить собственную идеологию в качестве государственной. Наличие множества нерешенных внутренних проблем вполне может подталкивать Русскую Православную Церковь к поиску внешних врагов, в том числе и среди новых религиозных движений.

Достаточно жесткое противодействие распространению внецерковной религиозности было характерно для Православной церкви с момента обретения ею статуса государственной. В своей борьбе с идейными противниками Церковь активно пользовалась репрессивным аппаратом государства вплоть до начала XX века. Однако уже с середины XIX века Церковь акцентирует внимание на методе убеждения вероотступников, для чего создает миссионерскую службу. Тем не менее, за несколько десятилетий до социалистической революции, кардинально изменившей общественное устройство, поставленные перед миссией задачи не были выполнены. В связи с этим возвращение к религиозной свободе в конце XX века поставило Православную церковь во многом перед теми же проблемами, которые стояли перед ней и в начале столетия. Распространение огромного числа неправославных религиозных организаций, неподготовленность Церкви к деятельности в условиях религиозного плюрализма, отсутствие статуса государственной религии, безусловно, подталкивает ее к поиску способов защиты от конкурентов в лице как традиционных, так и новых религиозных движений. В такой ситуации создание негативного образа оппонентов является одним из наиболее привлекательных методов конкурентной борьбы. Кроме публикаций в СМИ и специальной литературе сведений о разрушительной деятельности новых религиозных движений, к антисектантской деятельности можно отнести проведение ежегодных конференций и семинаров по проблеме тоталитарных сект, создание реабилитационных центров для жертв религиозных организаций.

Следует отметить, что хотя Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1994 года констатировал отпадение последователей новых религиозных движений от Православной церкви, не все представители православного духовенства однозначно отрицательно воспринимают новые религиозные движения. Можно отметить, что есть клирики, склонные подходить более взвешенно к оценке новых религиозных движений и отделять явно деструктивные от всех остальных. Такая позиция характерна для иерархов, некоторых других православных церквей, например, Антиохийской, которые призывают искать семена истины и вне православия.

В то же время в современной православной апологетической литературе доминирует установка на жесткое неприятия неправославной религиозности. При этом проявления сатанизма видятся не только в новых религиозных движениях, но и в традиционных религиях, даже в католицизме и иудаизме. Однако наибольшее отторжение у защитников православия вызывают религии движения Нью Эйдж или "Нового века", демонстрирующие явную связь с традиционными религиями Востока. Соответственно, критика православных авторов направлена и против традиционных восточных религий - индуизма и буддизма.

Проведенное исследование показывает, что всю православную критику религий "Нового века" можно условно разделить на три направления: критика их социальной активности, вероучительных доктрин и духовных практик. В целом критика направлена на доказательство абсолютной опасности всех религиозных новообразований для личности и общества, а также кардинальной несовместимости их вероучительных доктрин с учением православной церкви.

Однако можно констатировать, что уже сам характер богословской критики позволяет усомниться в обоснованности выдвигаемых против новых религиозных движений обвинений. В православной критике широко распространены обвинения, которые могут быть направлены против самой Православной церкви; противоречия как в собственных рассуждениях, так и между позициями разных авторов; чисто богословские аргументы, неубедительные для инакомыслящих или неверующих; бездоказательные утверждения, необоснованные выводы; оценочные, пренебрежительные характеристики идей и последователей новых религиозных движений; критические замечания, направленные на внешнюю форму, образы, символы, а не внутреннее содержание того или иного учения; поверхностные обвинения, основанные на связи того или иного учения с другим, опасность которого не является очевидной; некорректные сравнения целей и средств, актуального и потенциального состояний, разных уровней духовного развития; необоснованное предпочтение одного из возможных выводов; подмена понятий из-за их недостаточной определенности; непонимание тех или иных аспектов критикуемого учения.

Сущностный философский анализ обвинений новых религиозных движений православными авторами в деструктивной антисоциальной деятельности показывает, что значительное число предложенных критериев деструктивной религиозной организации не являются функциональными и могут быть отнесены и к традиционным религиозным организациям. Такие особенности деятельности новых религиозных движений, как стремление к власти, обогащению, проникновение в систему образования, поддержка свободы совести и других либеральных ценностей, апокалиптизм и антихристианская направленность не представляются опасными, если не выходят за рамки, определенные законом. В то же время в деятельности самой Православной церкви можно обнаружить многие из перечисленных черт. Тем не менее не вызывает сомнения, что в деятельности ряда религиозных организаций присутствуют деструктивные элементы.

Серьезную опасность, на наш взгляд, представляет возможность скрытого воздействия на сознание человека, что может привести к потере человеком способности к самостоятельному мышлению, критическому восприятию действительности. В социальном плане определенную опасность может представлять разрыв человеком общественных связей, замыкание в рамках общины, возникновение финансовой зависимости от организации. В ментальной сфере можно выделить опасность установки на приоритет целей организации над личными, утверждение представления о собственной исключительности и нетерпимость к инакомыслящим.

Анализ идейного противостояния на уровне вероучительных доктрин показывает, что разногласия между Православной церковью и религиями "Нового века" можно выделить в области гносеологии, онтологии, антропологии и этики.

Идейные расхождения, отнесенные нами в группу гносеологической аргументации, связаны с проблемами соотношения веры и знания, методов познания, относительности или единственности истины, возможности создания всемирной религии. Проведенное исследование показывает неубедительность многих аргументов, призванных доказать, что истина присутствует только в учении Православной церкви, а всемирная религия может быть только религией антихриста.

Рассмотрение в рамках онтологических проблем критики защитниками православия пантеистических идей: единства бога и мира, тождества человека и Бога, безличности Абсолюта - позволяет сделать вывод, о распространенности аргументов, которые не убеждают в первенстве теистической концепции над пантеистической. При этом предложены варианты диалектического разрешения существующих противоречий.

Анализ идейных положений, отнесенных к разделу антропологических: идеи о переселении душ, о законе кармы, о современном состоянии человека -подводит к выводу, что идея переселения душ не более противоречива, чем идея воскрешения, а учение кармы столь же сильный стимул для нравственной жизни, как и Суд Божий. В свою очередь представления о современном состоянии человека в сопоставляемых учениях достаточно близки, поскольку это состояние признается несовершенным, и предлагаются пути к его изменению.

Критическая аргументация православных авторов, включенная в этический раздел, связана с проблемами борьбы добра и зла, покаяния, гордыни, эгоизма и любви. Выявлено, что многие фиксируемые, при первом приближении противоречия исчезают при сущностном глубинном анализе. Все проблемы в конечном счете сводятся к проблеме гордыни или эгоизма, преодоление которых является главным делом не только согласно православному вероучению, но и доктрин многих религий "Нового века".

В рамках анализа расхождений в понимании религиозной практики между Русской Православной Церковью и новыми религиозными движениями рассмотрены основные аргументы, выдвигаемые православными авторами с целью доказать исключительную опасность неправославных оккультно-магических и медитативных духовных практик. Сделан вывод о недостаточной убедительности рассмотренной аргументации. Выявлены общие черты в православных и восточных духовных практиках, что позволяет говорить о существовании опасности для психического здоровья человека во всех практиках, в том числе и православной. Наибольшее опасение вызывают спиритические, магические, биоэнергетические практики, в которых у человека отсутствует сознательный контроль над происходящим процессом. Можно заметить, что постижение с помощью различных эзотерических, оккультных и мистических методов тонких уровней мироздания вызывает со стороны православной церкви столь же мощную критику, как и развитие науки в средние века. Однако основной опасностью, как и в случае с классической наукой, является отставание нравственного развития человека от уровня полученных возможностей воздействия на окружающий мир.

В целом проведенное исследование идейного противостояния Русской Православной Церкви и религий "Нового века" показывает, что многие отличия, существующие на внешнем формальном уровне, исчезают на глубинном сущностном уровне. Учения новых религиозных движений, относимых православными авторами к интуитивистской мистике, представляются вполне согласующимися с требования выдвигаемыми православными авторами к истинным религиозным организациям. В связи с этим, можно предположить определенную близость восточной неомистики и православного, прежде всего исихастского типа религиозности.

Отсюда напрашивается предположение, что за большим количеством достаточно спорных аргументов, выдвигаемых православными апологетами скорее проявляется желание вытеснить конкурентов, чем стремление оградить людей от реальной опасности. Огульное обвинение всех неправославных религиозных движений и практик приводит к напряжению в обществе и дезоориентации людей, замечающих и положительные проявления нетрадиционных религий.

Наиболее плодотворный на сегодняшний день подход в межконфессиональных отношениях, на наш взгляд, должен быть основан не на отрицании формы того или иного движения, а тех негативных тенденций, которые оно несет, что требует кропотливой, вдумчивой работы мысли по проникновению в суть явления. Намного легче полностью отрицать любое явление, внешне не вписывающееся в устоявшиеся представления. Однако метод отрицания в современных условиях представляется не эффективным и даже опасным.

Новый подход, на наш взгляд, должен быть основан на принципе дополнительности и опытного переживания истины. В современном мире все более актуальной становится смена парадигмы "или - или" на "и - и". Наиболее значимое противоречие, как нам представляется, лежит не между тем или иным описанием высшей реальности, а между теми, кто с ней соприкоснулся, и теми, кто не пережил этого опыта.

Русская Православная Церковь видит основную опасность для духовного здоровья российского общества в распространении новых религиозных движений. Однако, на наш взгляд, серьезная опасность лежит в "материализации" сознания, вызванной становлением потребительского общества, то есть в превалировании материальных интересов над духовными, поскольку большинство новых религий все-таки ориентируют людей на духовные ценности.

Еще одна из наиболее значимых, но наименее осознанных, по нашему мнению, проблем состоит в "идологизации" сознания, когда идея, представление или форма становятся таким же идолом, как и какой-либо материальный предмет. Это можно назвать метафизическим или "монофизитским" уровнем сознания, когда отвергается одна из противоположностей, а оставшаяся абсолютизируется. В связи с этим, выход из сложившегося межрелигиозного противостояния видится прежде всего в переносе внимания с догматических расхождений, на близость нравственно-этических норм и в объединении усилий, направленных на достижение человечеством более высокого нравственного уровня.

Соответственно, близость религиозных учений скорее должна определяться не формальным совпадением догматов, а степенью нравственного совершенства, достигаемого последователями того или иного учения.

Таким образом, наиболее актуальной на сегодняшний день становится задача выработки общепланетарного нравственно-этического императива, о чем настойчиво говорят российские ученые. С другой стороны, важным является поиск научных методов анализа и сопоставления религиозных феноменов.

В ходе исследования была отмечена основная религиоведческая проблема - проблема интерпретации религиозного опыта. Признание универсальности духовного опыта для всех людей и возможности передачи его различными способами обуславливает необходимость выработки некого общего языка, механизма перевода описания одного мистического опыта на другой. Подобная попытка была предпринята Дэнилом Голменом в его книге "Многообразие медитативного опыта", когда матрицей послужила йогическое учение. В работе предложен вариант такой матрицы на основе сущностных требований, выдвигаемых православными авторами к истинной и, соответственно, безопасной религии.

Сделанные предположения о причинах идейного противостояния и предложенные варианты разрешения существующих разногласий требуют дальнейшего глубокого анализа. Однако рассмотрение проблемы отношения Русской Православной Церкви к новым религиозным движениям уже в первом приближении показывает важность и актуальность исследований по выделенным в работе направлениям.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Вовченко, Виталий Анатольевич, 2003 год

1. Авдеев В.Б. Преодоление христианства. - М.: КАПЬ, 1994. - 241 с.х) Аверкий архиепископ. Истинное православие и его враги в современном мире. М.: Новая книга, 1996. - 18 с.

2. Акимов А. Физика признает Сверхразум // Чудеса и приключения. 1996. №5. - С.91-95.

3. Александр (Милеант) архимандрит. Семиглавый дракон. Индийско-оккультные учения в свете христианства. // Библиотека православной литературы. http://www.librarium.orthodoxy.ru/sects/am4.htm.

4. Александр епископ (Семенов Тян-Шанский). Православный Катихизис. -М.: Московская Патриархия, 1990. - 148 с.

5. Александр Милеант. На пороге жизни и смерти. Православная точка зрения на свидетельства людей, переживших клиническую смерть. СПб.: САТИСЬ, 1997 - 39 с.

6. Алексеевский А. Женщины в белых саванах // Миссионерское обозрение. -1998. №1. С.15-18.

7. Алексеевский А., Кузьменко И. О необходимости восстановления понятия "традиционная религия" в России // Миссионерское обозрение. 1998. №6. - С.5-10.

8. Анатолий (Берестов) иеромонах, Печерская А. "Православные колдуны" -кто они? М.: Сретенский монастырь, Новая книга, Ковчег, 1998. - 144 с.

9. Антоний (Блум) митрополит Сурожский. Православное свидетельство в инославном мире // Церковь и время. 1998. №3. - С.44-62.

10. Анфиногентова А.П. Социальная активность Русской Православной Церк1.ви: Автореф.дис.канд.филос.наук: 09.00.06 / М., 1993. 24 с.

11. Апология Саровского торжества 19 июля под пером светского писателя-рационалиста. // Миссионерское обозрение. 1903. № 15 октябрь.

12. Архиепископ Костромской и Галичский. Церковь и молодежь в России на пороге XXI века. // Миссионерское обозрение. 1999. №12. - С.12-15.

13. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи. // Вопросы философии. 1996. №12. - С.84-102.

14. Базарянинов В. миссионер. Крайности миссионерской полемики // Миссионерское обозрение. 1903. Июль-дек. - С.213-218.

15. Барбара Свен. Межконфессиональный диалог как метод обеспечения свободы религии и вероисповедания // От политики государственного атеизма к свободе совести. Материалы семинара-совещания. М., 2000. С.71-78.

16. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб.: Русский Христианскийьгуманитарный институт, 1997. -281 с.

17. Бердяев Н. Учение о перевоплощении и проблема человека // Наука и религия. 1991. №9. - С.24-26.

18. Беседы в ограждение чад православной Церкви от сектантского (хлыстовского) заблуждения // Миссионерское обозрение. 1897. Июль-август, кн.2. - С.463-466.

19. Битва мира и антимира // Наука и религия. 1999.№10. - С.5-6.

20. Блаватская Е.П. Практический оккультизм // Наука и религия. 1991. №9. -С.27-29.

21. Блаватская Е.П. Ключ к теософии. М.: Из-во "Сфера" Российского Теософского Общества, 1996. - 416 с.

22. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.1. Кн.1 М.: КМП "Сиринь", 1993. -369 с.

23. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.З. М.: КМП "Сиринь", 1993. - 571 с.

24. Болдырева Д., Сотина Н. Магия и квантовая механика // Наука и религия. -1990.№5. С. 18-20.

25. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в РПЦ. М.: По29

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.