(к 25-летию закрытия Крымской АЭС)

Я хорошо помню одну давнюю командировку в Николаевскую область. Красивые Бугские пороги, счастливые и беззаботные лица местных жителей. На минуту вдруг показалось, что здесь остановилось время. Буд-то бы на календаре не Украина середины нулевых, а начало 80-х. Чистые улицы, ухоженные дома, парк и городской пляж на реке. Приветливые и улыбающиеся люди, молодые мамочки гуляют с колясками и повсюду клумбы цветов. Таким я увидела Южно-Украинск. 80% местного населения работают на одном государственном предприятии – АЭС, которая в течение года генерирует 17-18 млрд кВт ч электрической энергии и на 96 % покрывает потребности в электроэнергии трех южных областей страны (Николаевской, Херсонской, Одесской)

Крупное промышленное предприятие обеспечивает работой, стабильной и относительно высокой заработной платой с полным соцпакетом не только жителей города спутника, но и близлежащих населенных пунктов. Через два месяца судьба меня забросила в Щелкино, город спутник бывшей Крымской АЭС. Однако там картина была уже полностью противоположной. Убитые улицы, пошарпанные фасады домов, отсутствие вечернего освещения и полностью разбитый местный Дом культуры «Арабат». Клумбы с цветами и работающие фонтаны так и не встретились мне за два дня пребывания в этом медленно умирающем городе. Зато часто встречались пьяные мужчины и сварливые женщины. В их глазах – полная безысходность, уныние и тревога за завтрашний день. Щелкино живет только два месяца в году – во время летнего сезона. Почти каждый второй-третий житель города считает за счастье купить гараж. И не важно, что у него нет автомобиля. Ведь летом можно и в гараже пожить, а в свою квартиру пустить курортников. Местными кулаками считаются не только те, кто удачно за сезон сдал жилье, но и те, у кого есть ….лодка. Ведь она настоящая кормилица, а в Азове зимой так много пеленгаса…Именно благодаря морю в голодные 90-е здесь выживали сотни семей.. У двух городов, как оказалось, разная судьба. А ведь история их основания начиналась одновременно со строительством местных АЭС и практически в одно время.

Строительство собственно Крымской атомной электростанции началось в 1981 году. Однако тремя годами ранее у подножья мыса Казантип был заложен рабочий посёлок строителей Крымской АЭС, который Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 11 мая 1982 года получил название Щелкино, увековечив тем самым имя выдающегося советского учёного, трижды Героя Социалистического Труда Кирилла Ивановича Щелкина. В 1979-м были сданы в эксплуатацию три первых жилых дома. А сама Крымская АЭС спустя год получила статус республиканской (украинской) комсомольской стройки, а на пороге перестройки – в 1984-м это уже была Всесоюзная ударная стройка.

К тому времени в городе уже насчитывалось 25 тысяч жителей. Однако в 1987 на стадии 80% готовности первого энергоблока и 18% второго - стройка станции была приостановлена. Основная причина - участок, на котором строили, был признан геологически нестабильным. К тому же сказывался страх перед повторением прошлогодней Чернобыльской трагедии. . Проектная мощность Щелкинской АЭС составляла 2 000 МВт, с последующим увеличением до 4 000 МВт (строительство двух дополнительных энергоблоков) на реакторах типа ВВЭР-1000/320.

Плановой датой запуска был обозначен 1989 год. Но по иронии судьбы, именно лето этого года вошло в историю, как время окончательной консервации стройки.
Если разобраться детальнее, то причин был несколько. Во-первых – печальный опыт Чернобыля. Во-вторых – мощное землетрясение в Армении в декабре 1988 года.

Тогда, крымским сейсмологам поступило срочное задание: выявить, каким может быть максимальным землетрясение на полуострове. Ученые в отчете написали «десятку», а проект строительства станции был рассчитан лишь на 8 баллов по шкале Рихтера. Ну и наконец – третья причина закрытия станции – деньги. Сложность финансирования уже всерьез ощущалась в 1987 году, когда по всему Союзу начали сворачиваться крупные стройки как в энергетике, так и в промышленности, транспорте, градостроительстве…

К тому же активно подключилась общественность. Во время выборов делегатов Съезда народных депутатов СССР весной 1989 года разразились настоящие баталии на крымских округах. В результате, в трех округах победили врачи и эколог, активно использовавшие в своих предвыборных компаниях анти-АЭСовские выступлениях.

Когда стало ясно, что денег на окончание строительства нет и не будет, были идеи создать на базе Крымской АЭС учебный центр по подготовке диспетчеров атомных станций МинАтомЭнерго СССР. Но этим идеям не суждено было осуществиться. Союз распался…
На строительство АЭС было затрачено 500 млн. советских рублей в ценах 1984 года. На складах оставалось материалов ориентировочно ещё на 250 миллионов. Станцию начали медленно растаскивать на чёрный и цветной металлолом. Хотя в середине 90-х Крымская АЭС на четыре года стала даже брэндом. С 1995 по 1999 годы в турбинном отделении станции проводились дискотеки фестиваля «Республика КаZантип» под слоганом – «Атомная вечеринка в реакторе».

И все таки, часть, затраченных денег на главную республиканскую стройку попытались вернуть. В сентябре 2003 Фонд имущества продал уникальный датский кран «Kroll» K-10000, установленный для монтажа ядерного реактора, за 310 тысяч гривен при первоначальной цене в 440 тысяч гривен. До его демонтажа высотный кран использовался для бейсджампинга. Прыжки экстремалы осуществляли с нижней (80 м) и верхней (120 м) стрел крана.

После этого должны были распродаваться оставшиеся части Крымской АЭС: реакторное отделение, блочная насосная станция, корпус мастерских, охладитель на Акташском водохранилище, плотина Акташского водохранилища, подводящий канал с водоприёмным резервуаром, масло-дизельное хозяйство станции, дизель-генераторная станция. Известно, что в начале 2005 года Представительство Фонда имущества Крыма реализовало реакторное отделение Крымской АЭС за 1,1 млн грн ($207,000) юридическому лицу, название которого не разглашается.
Существует свидетельство, что реактор ВВЭР-1000, так и не установленный в подготовленное для него помещение, был разрезан на лом в 2005 году.

Крымская АЭС сегодня (фото patteran)

Малоизвестный факт: у станции есть практически полный близнец - заброшенная недостроенная АЭС Штендаль в 100 км западнее Берлина в Германии, возводившаяся по этому же советскому проекту с 1982 по 1990-й годы. К моменту остановки строительства, готовность первого энергоблока составляла 85 %. Единственное её существенное отличие от Крымской АЭС - использование для охлаждения градирен, а не водохранилища. В настоящее время АЭС Штендаль почти полностью разобрана. На территории бывшей станции теперь работает целлюлозно-бумажная фабрика, градирни демонтированы в 1994 и 1999 годах. С помощью экскаваторов и тяжелой строительной техники завершается разбор реакторных цехов. Именно так к проблеме ненужного долгостроя подошли практичные и аккуратные немцы.

А что в Щелкино? Пустые коробки брошенных домов, полуразвалившиеся производственные помещения, ржавые остовы металлоконструкций. Сама АЭС несколько лет назад была продана на металлолом, и сейчас одна из украинских строительных компаний вывозит из нее оставшиеся железки. Внешне станция выглядит еще более разрушающейся. Сменяя друг друга, приходят к ней охотники за оборудованием, за цветным металлом, за различным строительным материалом… Регулярно наведываются фотографы, как местные, так и приезжие, как профессионалы, так и любители. В выходные приезжают целые группы любителей пейнт и страйк-болла. Разрушавшееся здание энергоблока - отличная площадка для игр по сценарию «Сталкера». А несколько лет назад здесь даже работала съемочная фильма «Обитаемый остров». Удивительно, но именно здесь, в развалинах станции Федор Бондарчук увидел картинку планеты Саракш.

А еще здесь частые гости – любители экстремального туризма, также мечтавшие побродить по зоне. Да и экскурсия по Крымской АЭС в отличие от Чернобыля практически безопасна. Ведь ядерное топливо на полуостров завезти так и не успели…
Местная станция теме временем успела попасть в книгу рекордов Гиннесса, как самый дорогой в мире энергоблок. Миллиарды рублей брошены на ветер: ни денег, ни так нужной в связи с обострившимся в последнее время в Крыму энергетическим кризисом электроэнергии. Замороженная полуразграбленная станция, как символ бесхозяйственности и недальновидности еще десятки лет будет стоять на земле Казантипа.

80 %, второго - 18 %).

Крымская АЭС
Страна СССР СССР →Россия /Украина
Местоположение Крым , Щёлкино
Статус недостроенная
Год начала строительства
Ввод в эксплуатацию планировалось в
Основные характеристики
Электрическая мощность, МВт 0 (проект - 4 000)
Характеристики оборудования
Основное топливо U 235
Количество энергоблоков 2 (строилось)
4 (планировалось)
Строится энергоблоков 0
Тип реакторов ВВЭР-1000
Эксплуатируемых реакторов 0
Закрытых реакторов 4
На карте
Медиафайлы на Викискладе

История строительства

Первые проектные изыскания были проведены в 1968 году. Строительство начато в 1975 году. Станция должна была обеспечить электроэнергией весь Крымский полуостров, а также создать задел для последующего развития промышленности региона - металлургической, машиностроительной, химической. Проектная мощность Крымской АЭС 2 ГВт (2 энергоблока по 1 ГВт) с возможностью последующего наращивания мощности до 4 ГВт, - типовой проект предусматривает размещение на площадке станции 4 энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000/320 .

В ноябре 1980 года строительство АЭС объявлено Республиканской ударной комсомольской стройкой, а 26 января 1984 года - Всесоюзной ударной стройкой . После строительства города-спутника Щёлкино , насыпи водохранилища и вспомогательных объектов с 1982 года началось возведение собственно АЭС. От керченской ветки железной дороги была проложена временная линия, и в разгар строительства по ней прибывали по два эшелона стройматериалов в сутки. В целом строительство шло без существенных отклонений от графика с запланированным пуском 1-го энергоблока в 1989 году.

В реакторное здание первого энергоблока уже был поставлен и установлен на проектное место уникальный полярный кран .

С помощью этого крана должны были выполняться дальнейшие подъёмно-транспортные и строительно-монтажные операции внутри реакторного отделения:

  • в период строительства АЭС: операции по перемещению и складированию оборудования (частей реактора , корпусов парогенераторов , компенсатора давления , главных циркуляционных трубопроводов и насосов и др.), а затем их установке на проектные места.
  • после пуска станции: выполнять транспортно-технологические и ремонтные работы по обслуживанию ядерного реактора .

По оценке директора концерна «Росэнергоатом», строительство новой АЭС на полуострове бесперспективно, а энергию можно вырабатывать ветряными, солнечными и неядерными теплоэлектростанциями. Из текущего состояния площадки Крымской АЭС восстановить её невозможно. Также в ней использовался проект 1960-х годов, тогда как сейчас строительство АЭС ведётся по проектам 2000-х годов. Построить полностью новую АЭС может быть экономически выгодней, чем восстанавливать старую, но архитектурных проектов для атомных электростанций малой и средней мощности в настоящее время нет. С другой стороны АЭС, особенно в условиях постоянно предпринимаемых украинскими властями попыток экономически блокировать Крым, надёжно обеспечила бы Крыму энергетическую автономность.

В феврале 2016 года было объявлено, что на месте строительства АЭС будет разбит новый индустриальный парк. Госсовет Республики Крым по имущественным и земельным отношениям дал согласие местному министерству имущества на списание с баланса недостроенной Крымской атомной электростанции «путём сноса». При этом полученные в результате демонтажа объекта стройматериалы планируется направить на строительство транспортного перехода через Керченский пролив.

  • Крымская АЭС была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой в мире атомный реактор [ ] . Это связано с тем, что, в отличие от остановленных в это же время однотипных ей Татарской АЭС и Башкирской АЭС , она на момент остановки строительства имела более высокую степень готовности.
  • В 1986 году рядом построена экспериментальная (первая в СССР) солнечная электростанция СЭС-5 . Возле неё на восточной части берега Акташского водохранилища расположены также экспериментальная ветряная электростанция Южэнерго и восемь старых неработающих экспериментальных ветряков, установленных ещё в советское время. Неподалёку от неё находится Восточно-Крымская ВЭС , состоящая из 15 ветроагрегатов мощностью по 100 кВт и двух мощностью 600 кВт каждая .
  • У АЭС есть практически полный «близнец» - заброшенная недостроенная АЭС Штендаль в 100 км западнее Берлина в Германии , возводившаяся по этому же советскому проекту с 1982 по 1990 год. К моменту остановки строительства готовность первого энергоблока АЭС Штендаль составляла 85 %. Единственное её существенное отличие от Крымской АЭС - использование для охлаждения градирен , а не водохранилища. К 2010 году АЭС Штендаль была почти полностью разобрана. На территории бывшей АЭС открыта целлюлозно-бумажная фабрика, градирни демонтированы в 1994 и 1999 годах. С помощью экскаваторов и тяжёлой строительной техники завершается разбор реакторных цехов.
  • АЭС снималась во множестве фильмов, из которых самым известным стал снимавшийся там в 2007 году «Обитаемый остров » Ф. Бондарчука (фото станции в кадре фильма (неопр.) (недоступная ссылка) . Архивировано 29 сентября 2015 года. ).

Информация об энергоблоках

Энергоблок Тип реакторов Мощность Начало
строительства
Подключение к сети Ввод в эксплуатацию Закрытие
Чистый Брутто
Крым-1 ВВЭР-1000/320 950 МВт 1000 МВт 01.12.1982
Крым-2 ВВЭР-1000/320 950 МВт 1000 МВт 1983 год Строительство остановлено 01.01.1989
Крым-3 ВВЭР-1000/320 950 МВт 1000 МВт Строительство не начиналось
Крым-4 ВВЭР-1000/320 950 МВт 1000 МВт Строительство не начиналось

См. также

Примечания

  1. Данный географический объект расположен на территории Крымского полуострова , бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией , контролирующей спорную территорию, и Украиной , в пределах признанных международным сообществом границ которой спорная территория находится. Согласно

[:RU]Свой рассказ про Крым я начну с недостроенной атомной электростанции, которая находится недалеко от города Керчь. Именно эта АЭС могла сыграть важную роль в жизни всего полуострова Крым и стать дешевым источником энергии для будущих производств, которые планировали разместить на полуострове. Увы, сейчас АЭС стала всего лишь неплохим источником металла, причем, скорее всего, уже для иностранных производителей.

Случайным образом я встретил человека принимавшего активное участие в строительстве станции. Я забыл спросить его имя, настолько был интересен его рассказ, но успел сделать его фотопортрет.

Крымская АЭС

«Как после войны, а такая красота была», - за время нашей беседы пожилой мужчина произнес эту фразу несколько раз. Крым планировали превратить в рай для туристов, а местных жителей обеспечить работой на новых производствах. От города Керчь планировали пустить троллейбусы аж до самого Севастополя (сейчас таких курсируют между Ялтой и ближайшими поселками). Для осуществления всех этих планов необходимо было достаточное количество электроэнергии. В 1975 году начали строить АЭС, предварительно подготовив город спутник Щёлкино.

Крымская АЭС

Кстати, строительство было завершено, успели завести даже реактор, а в здании установили полярный кран для монтажа тяжеловесного оборудования. Запуск станции запланировали на 1989 год, но… Катастрофа 1986 года на Чернобыльской АЭС оставила свой отпечаток. Только отпечаток этот наложился не столько на атомную энергетику, сколько на и так уже подорванную экономическую ситуацию в стране. Тут огромное «спасибо» надо сказать Михаилу Сергеевичу, который получил Нобелевскую премию за развал страны и сейчас припеваючи живет за кордоном.

Крымская АЭС

Далее история самой дорогой АЭС в мире пошла по наклонной. С 1995 года по 1999 на территории АЭС проходили фестиваль «Республика КаZантип». Затем Восточно-Крымская энергетическая компания начала распродавать оборудование электростанции. Непонятно только почему компания звалась «Энергетическая компания».

Назвались бы честно - «Компания по сбыту металла оставленного Советским союзом». Остатки АЭС переданы Совету министров Крыма и вроде бы должны распродаваться с целью вложения денег в город Щёлкино. Но таблички с надписью «частная собственность» заставляют задуматься, нужно ли частнику вкладывать деньги в город Щёлкино?

Также, при строительстве использовался и уникальный башенный кран, один из самых больших в мире, с грузоподъемностью 240 т. Простоял он до середины 2000-х, после чего продан на металлолом. На фото это самый высокий кран. Кстати, обратите внимание, машинный блок, пристроенный к реакторному блоку построен в конструкциях, однако в настоящее время он полностью уничтожен.

А это уже настоящий парогенератор: На крымской АЭС их не успели поставить, также как и реактор. Их привезли и положили на травку.

Так они там пролежал до 2005 года, когда пришли двое людей с автогеном и превратили реактор в металлолом за несколько дней.

В 2005-м году реактор был распилен автогеном, затем вывезен на чермет. Из залов управления все оборудование также вывозилось и сдавалось на чермет. Такое ощущение, что через пару лет от станции не останется вообще ничего.

У станции есть практически полный близнец - заброшенная недостроенная АЭС Штендаль в 100 км западнее Берлина в Германии, возводившаяся по этому же советскому проекту с 1982 по 1990-й годы. К моменту остановки строительства, готовность первого энергоблока составляла 85%. Единственное её существенное отличие от Крымской АЭС - использование для охлаждения градирен, а не водохранилища.
Место, куда должен был быть установлен реактор.

В настоящее время данный тип реакторов является самым распространённым в своей серии - 31 действующий реактор (из 54-х ВВЭР), что составляет 7,1% от общего количества эксплуатирующихся в мире энергетических реакторов всех типов.
Вход в гермозону - гермодвери уже давно нет.

Если туда кто-то соберется поехать, обязательно возьмите фонарик и смотрите под ноги, в полу очень много сквозных технических отверстий.

Технические отверстия для кабелей и коммуникаций. Ранее здесь стояло оборудование.

Для демонтажа используется кран, а ранее, для строительства, был установлен другой кран - полярный. Он был одним из самых высоких кранов в мире с грузоподъемностью 240т, по высоте он был практически в 2 раза выше крана на фото. Кран был разобран и продан для использования.

В начале 2005 года Представительство Фонда имущества Крыма реализовало реакторное отделение Крымской АЭС за 1,1 млн грн ($207,000) юридическому лицу, название которого не разглашается. Сейчас на станции непрерывно ведутся работы по демонтажу и вывозу частей блока на чермет.

Крымская АЭС была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый дорогой в мире атомный реактор.

C 1995 по 1999 год в турбинном отделении проводились дискотеки фестиваля «Республика KaZaнтип». Реклама гласила: «Атомная вечеринка в реакторе».

В качестве пруда-охладителя планировалось использовать Акташское водохранилище, на берегу которого и построена станция.

На станции должно было быть установлено 2 реактора ВВЭР-1000 с номинальной мощностью 1000 МВт каждый.

Железнодорожный шлюз, предназначеный в первую очередь для замены ядерного топлива на АЭС.

Смотрим наверх из шлюза. Виден большой кран, который когда-то умел двигаться по кругу и поднимать всё вплоть до самого реактора.

Место под реактор, который сюда так и не был завезен.

Некий мобильный трансформатор, судя по всему.

Яма реактора.

Вид наверх. Виден кран и стены из нержавейки

Один из нескольких котлов непонятного предназначения, скорее всего часть системы охлаждения реактора.

Опять же нержавейка

Брызгальные бассейны.

Крымская АЭС

Крымская АЭС

Крымская АЭС

Крымская АЭС

Крымская АЭС

Крымская АЭС

Крымская АЭС

Первые проектные изыскания были проведены в 1968 году. Строительство начато в 1975 году. Станция должна была обеспечить электроэнергией весь Крымский полуостров, а также создать задел для последующего развития промышленности региона - металлургической, машиностроительной, химической. Проектная мощность 2000 МВт (2 энергоблока) с возможностью последующего увеличения до 4000 МВт: типовой проект предусматривает размещение на площадке станции 4 энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000/320.

После строительства города-спутника , насыпи водохранилища и вспомогательных хозяйств, с 1982 года началось возведение непосредственно самой станции. От керченской ветки железной дороги была проложена временная линия, и в разгар строительства по ней прибывало по два эшелона стройматериалов в сутки. В целом стройка шла без существенных отклонений от графика с запланированным пуском первого реактора в 1989 году.

Неблагоприятная экономическая ситуация в стране и катастрофа на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года привели к тому, что к 1987 году строительство было сначала приостановлено, а в 1989 - принято окончательное решение отказаться от пуска станции. К этому моменту на строительство АЭС было затрачено 500 млн советских рублей в ценах 1984 года. На складах оставалось материалов ориентировочно еще на 250 млн. рублей. Станцию начали медленно растаскивать на черный и цветной металлолом.

Топливо не завозилось, радиационной опасности не представляет.

Перспективы использования площадки АЭС и развития города-спутника

В 2006 территория бывшей АЭС выбрана как одно из возможных мест создания пилотного проекта промышленного парка. В 2008 начаты подготовительные работы по реализации проекта промышленного парка «Щёлкинский индустриальный парк», городской совет передал в собственность «Щёлкинскому индустриальному парку» часть объектов, находящихся на данном земельном участке.

  • Крымская АЭС была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый дорогой в мире атомный реактор. Это связано с тем, что в отличие от остановленных в это же время однотипных ей Татарской АЭС и Башкирской АЭС, она на момент остановки строительства имела более высокую степень готовности.
  • Рядом была построена солнечная электростанция. Возле неё на восточной части берега Акташского водохранилища расположена также экспериментальная ветровая электростанция ЮжЭнерго, состоящая из 15 ветроагрегатов мощностью по 100 кВт каждая. Неподалеку от неё находятся 8 старых неработающих экспериментальных ветряков Восточно-Крымской Ветроэлектростанции, установленных еще в советское время.
  • Малоизвестный факт: у станции есть практически полный близнец - заброшенная недостроенная АЭС Штендаль(нем.) в 100 км западнее а в , возводившаяся по этому же советскому проекту с 1982 по 1990-й годы. К моменту остановки строительства, готовность первого энергоблока составляла 85%. Единственное её существенное отличие от Крымской АЭС - использование для охлаждения градирен, а не водохранилища. В настоящее время АЭС Штендаль(2009 год) уже почти полностью разобрана. На территории бывшей станции теперь работает целлюлозно-бумажная фабрика, градирни демонтированы в 1994 и 1999 годах. С помощью экскаваторов и тяжелой стротельной техники завершается разбор реакторных цехов.
  • Крымская АЭС упоминается в песне панк-рок группы «Тараканы!» «Кто же теперь будет спать со мной?»:

Южное солнце и мелкое море забрали ее у меня. Мертвый реактор и комната в доле забрали ее у меня. Портвейн и чувак из одной рок-группы забрали ее у меня. Тупые подружки и диджейские лупы забрали ее у меня.

В 1970-е годы в Советском Союзе была разработана масштабная программа строительства АЭС различного типа. Европейская часть территории страны уже к концу следующего десятилетия должна была покрыться новой густой атомной сетью. Трагедия, случившаяся 26 апреля 1986 года рядом с районным центром Чернобыль Киевской области, поставила на этих планах крест. Лишь около половины из начатых тогда грандиозных энергетических проектов были в том или ином виде закончены (к их числу относится, например, и Минская ТЭЦ-5, о которой мы месяц назад). Оставшиеся «ударные коммунистические стройки» оказались навсегда заброшены, став атмосферным памятником распаду СССР и его амбициям. «АЭС-призраки» Советского Союза (и не только) - в обзоре Onliner.by.

1970-е годы были удачным десятилетием для главной страны социалистического лагеря. Высокие цены на нефть и газ, период относительного потепления в отношениях с США и Западной Европой, получивший название «разрядки» и позволивший сократить расходы на оборонную промышленность, помогли Советскому Союзу реализовать множество амбициозных проектов в промышленности. Обратным эффектом бурного развития тяжелой и энергоемкой индустрии стала перспектива нехватки в стране электроэнергии. Электростанции, работающие на традиционных видах топлива, мощнейшие ГЭС 1950-1970-х, первое поколение АЭС уже не могли удовлетворить все более амбициозные планы советского руководства. Эта проблема должна была быть во многом решена с помощью новой сети атомных электростанций, строительство которых началось на рубеже 1970-1980-х годов с перспективой сдачи первых очередей в эксплуатацию спустя десятилетие.

Практически все АЭС должны были реализовываться по типовой схеме, предусматривавшей возведение станций с двумя, четырьмя или шестью энергоблоками с реакторами ВВЭР-1000, новейшей к тому времени разработкой советских атомщиков (кстати, на печально известной ЧАЭС взорвался реактор другого типа - РБМК). Первый ВВЭР-1000 был пущен в 1980 году на Нововоронежской АЭС, затем в течение следующей пятилетки были сданы в эксплуатацию еще около десятка подобных реакторов, в основном на территории Украинской ССР: заработали Калининская, Балаковская, Запорожская, Ровенская, Южно-Украинская АЭС.

Но главное было впереди. Планы предусматривали возведение атомных электростанций в Башкирии и Татарстане, в Крыму и под Костромой, на Южном Урале и в Черкасской области Украины. Атомные теплоэлектроцентрали (АТЭЦ) и атомные станции теплоснабжения (АСТ) должны были начать отапливать Минск и Одессу, Харьков и Горький. В той или иной степени работы начались по каждому из этих объектов, и все они (за исключением Минской АТЭЦ) стали жертвой чернобыльской катастрофы и последовавшего за ней системного кризиса советской экономики и развала СССР. Энергетические комплексы так и остались незаконченными, а города-спутники, строившиеся всегда первыми, оказались без своего градообразующего предприятия.

Крымская АЭС (Щелкино, Крым)

Несостоявшаяся электростанция в Крыму - вероятно, самая известная атомная «заброшка» бывшего СССР. Во-первых, степень готовности ее первого энергоблока на момент приостановки строительства составляла 80%, а это значит, что основные работы близились к завершению, комплекс приобретал законченный вид. Во-вторых, само расположение станции в курортной местности, рядом с Азовским морем, способствовало популярности объекта среди приезжих.

Сооружение Крымской АЭС началось в самом конце 1970-х. Как обычно, создание необходимой инфраструктуры сопровождалось возведением атомограда, в котором сначала размещались строители комплекса, позже сменявшиеся энергетиками. Так на карте полуострова появился город Щелкино, названный в честь советского физика-ядерщика Кирилла Щелкина. В 1981-м начались работы над двумя энергоблоками, первой очередью станции. В 1987-м после аварии на ЧАЭС их приостановили, а еще спустя два года от их завершения отказались вовсе. При этом готовность первого энергоблока составляла около 80%, второго - 18%. Даже в условиях тяжелой экономической ситуации в стране по крайней мере первый блок АЭС мог быть достаточно легко достроен, как это произошло, например, на Южно-Украинской или Запорожской АЭС, где строительство очередных ВВЭР-1000 завершали уже в самом конце 1980-х.

Вместо этого уже освоенные фантастические деньги оказались в буквальном смысле закопаны в землю. Прогрессивная общественность, делая упор на курортную сущность региона и наблюдающиеся там периодически землетрясения, добилась остановки строительства. Крым так и не получил энергетической независимости, а почти полностью готовый первый энергоблок стал разворовываться. Оборудование и сооружения комплекса продавались за бесценок или резались на металлолом.

Например, в 2003-м в неизвестном направлении отправился уникальный двухбашенный самоходный кран К-10000. Датская компания Kroll Kranes построила всего 15 таких инженерных шедевров грузоподъемностью в 240 тонн, и 13 из них были куплены Советским Союзом как раз для нового атомного проекта. Из всех них на территории бывшего СССР сейчас сохранились всего два К-10000: один в России и один в Украине. Остальные или работают на новых хозяев преимущественно в восточных странах, или бесследно исчезли.

Зато Крымская АЭС стала объектом для поклонения любителей заброшенной архитектуры и электронной музыки. В 1990-е прямо в машзале недостроенного первого энергоблока проводились дискотеки фестиваля «Республика КаZантип». Сейчас это здание продолжает медленно разрушаться - самостоятельно и с человеческой помощью. Ни о какой достройке станции речи уже, конечно, идти не может.

Татарская АЭС (Камские Поляны, Татарстан)

Остальные заброшенные атомные стройки бывшего Союза находятся в куда меньшей степени завершенности. В начале 1980-х в Татарстане началось строительство АЭС, которая должна была стать энергетическим донором крупных республиканских промышленных гигантов, введенных в эксплуатацию в предыдущем десятилетии. К апрелю 1990 года, когда работы на площадке прекратились, в 50 километрах от города Нижнекамска вырос поселок будущих энергетиков, получивший романтическое название Камские Поляны. Первые два (из четырех запланированных) блока с реакторами ВВЭР-1000 находилось на этапе сооружения машинных залов и реакторных отделений.

Были готовы ряд вспомогательных объектов станционной инфраструктуры и пускорезервная котельная, предназначенная для запуска первого реактора. Аналогичные объекты сооружались в первую очередь и присутствуют у многих «АЭС-призраков».

В отличие от АЭС на Казантипе, местные власти продолжают питать надежды по достройке станции. При этом очевидно, что практически все из уже построенного в 1980-е (кроме разве что котельной) при реанимации проекта бесполезно. Неизбежная деградация «недостроя» при отсутствии надлежащей консервации, его варварская эксплуатация с частичным демонтажом позволят при желании лишь использовать подготовленную площадку и изнывающих от сложных перипетий судьбы жителей Камских Полян.

Башкирская АЭС (Агидель, Башкортостан)

Всего в 400 километрах от ТатАЭС примерно в эти же годы шло строительство атомной электростанции в соседней Башкирии. За десятилетие на возводившуюся по аналогичному Крымской и Татарской АЭС проекту (2+2 энергоблока с реакторами ВВЭР-1000) потратили около $800 млн в современном эквиваленте. Но здесь успели сделать еще меньше, чем в Камских Полянах.

Лишь первый энергоблок находился на стадии сооружения реакторного зала и машинного отделения. Под остальную «атомную» часть комплекса были готовы лишь котлованы. Средства в основном ушли на инфраструктурную часть (строительная база, вспомогательные цеха, административные помещения, пускорезервная котельная) и поселок-спутник Агидель.

Костромская АЭС (Чистые Боры, Костромская область)

Примерно такая же степень готовности (городок энергетиков, получивший здесь название Чистые Боры, котельная, ряд объектов вспомогательной инфраструктуры и энергоблоки в начальной стадии строительства) сейчас и у Костромской АЭС, задачей которой было обеспечение электроэнергией Подмосковья и Костромской области.

Главной особенностью этой станции было то, что, в отличие от всех остальных новых АЭС 1980-х годов, здесь планировалось использовать не ВВЭР-1000, а РБМК-1500, следующее поколение серии, установленное, в частности, в Чернобыле. В конце 2000-х озвучивались планы продолжения строительства (уже с возвращением к более надежным ВВЭР), но экономическая ситуация в России и целый ряд уже начатых «Росэнергоатомом» новых проектов вновь сделали будущее станции под Костромой и ее поселка-спутника призрачным.

Чигиринская АЭС (Орбита, Украина)

Атомную электростанцию в Черкасской области Украины первоначально начинали сооружать как хотя и крупную, но вполне традиционную ГРЭС в начале 1970-х. Проект, впрочем, реализовывался трудно, с целым рядом изменений, последнее из которых было самым кардинальным. В 1982 году вместо ГРЭС на этой же площадке было решено возвести АЭС по типовой схеме с четырьмя энергоблоками. В данном случае работы замерли на самом первом этапе - при возведении городка-спутника и пускорезервной котельной.

До чернобыльской катастрофы строители успели закончить коробки первых общежитий, девятиэтажного жилого дома и ряда общественных зданий, например универмага. Как таковой энергетический комплекс начать не успели. В итоге в черкасских степях на берегу Днепра на радость бомжам, молодежи из соседнего города и заезжим «сталкерам» появился поселок-призрак с гордым названием Орбита, заселены в котором лишь две пятиэтажки. Живет там около 60 семей.

Харьковская АТЭЦ (Борки, Украина)

Кроме традиционных АЭС, в первую очередь предназначенных для выработки электроэнергии, та же энергетическая программа СССР 1970-х годов предусматривала строительство в европейской части страны атомных станций другого типа. В частности, было начато строительство АТЭЦ - атомных теплоэлектроцентралей, способных генерировать, помимо электрической, и тепловую энергию, которую можно было направлять на отопление соседнего крупного города. В поселке Борки под Харьковом успели построить лишь несколько жилых домов.

Одесская АТЭЦ (Теплодар, Украина)

Одесскому аналогу повезло (а может, и нет) чуть больше. Город-спутник Теплодар возвели в полной мере, успев закончить и все ту же вездесущую пускорезервную котельную. До сооружения энергоблоков дело так и не дошло, и в итоге котельная, необходимая для пуска первого реактора, занимается вовсе не тем, что было задумано инженерами-проектировщиками, - отапливает Теплодар.

На фоне своих украинских сестер судьба Минской АТЭЦ, перепрофилированной под обычную теплоэлектроцентраль и законченную в таком виде уже в годы независимости, выглядит еще более-менее завидной.

Воронежская и Горьковская АСТ (Воронеж и Нижний Новгород, Россия)

Третьим типом в этой программе наряду с АЭС и АТЭЦ стали атомные станции теплоснабжения, фактически «атомные котельные», генерировавшие только тепловую энергию все для того же снабжения крупных городов. В 1980-е успели практически полностью построить две такие станции: рядом с Воронежем и современным Нижним Новгородом, - но и здесь до окончания работ из-за экономического кризиса и протестов местного населения дело не дошло.