Цель : Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе сибирского фольклора.

Задачи:

Познание:

· Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями сибирского фольклора;

Социализация:

· Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;

Музыка:

· Развитие творческих способностей детей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров сибирского фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник «Сибирские посиделки»

Цель : Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе сибирского фольклора.

Задачи:

Познание:

  • Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями сибирского фольклора;

Социализация:

  • Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;

Музыка:

  • Развитие творческих способностей детей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров сибирского фольклора.

Звучит веселая музыка. Вбегает скоморох.

Скоморох: Здравствуйте гости дорогие, званые! Расскажу вам сказочку простую, незатейливую! А вы слушайте, да запоминайте!

В некотором царстве,

Беловском государстве,

Стоит терем-теремок,

Детский садик «Огонек»!

Все добротно в нем, красиво,

Так уютно и так мило!

Ребятишек целый рой

Не хотят идти домой!

Девицы там службу служат,

Верой, правдой детям служат.

А еще и вяжут, шьют,

Словом – рукодельем занимаются!

Песни звонкие поют

И фольклором увлекаются!

Скоморох убегает. Гаснет свет. Звучит русская народная музыка. Входит хозяйка, зажигает свечу, готовится к встрече гостей (раскладывает рукоделье, поправляет свой костюм). Входит хозяин, садится на скамью и плетет корзину. Зажигается свет.

Хозяйка:

На завалинках, в светелках иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели и водили хоровод.

А играли, как в Сибири! Ах, как игры хороши!

Словом эти посиделки были праздником души!

Звучит русская народная музыка. Входят 2 девочки

Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие! Проходите, будьте как дома!

1девочка: Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, а в гостях не стоим!

Хозяйка усаживает девочек на скамью. Девочки берут рукоделие. Входят еще 3 девочки.

Хозяин: Проходите красавицы! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

2 девочка : Гости - люди подневольные, где посадят, там и сядут!

Хозяин провожает девочек на скамью, те достают рукоделие. Входят еще 3 девочки.

Хозяйка: Проходите гости дорогие! Гостю - почет, хозяину – честь.

3 девочка: Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяин: Давно мы вас ждем – поджидаем, посиделок без вас не начинаем.

Хозяйка: Припасли мы для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, кому пляски.

Все поют песню «На горе-то калина».

На горе-то калина,
Под горою малина.
Ну что ж, кому дело, калина!
Ну, кому какое дело, малина!

Там девицы гуляли,
Там красные гуляли.
Ну что ж, кому дело, гуляли!
Ну, кому какое дело, гуляли!

Калинушку ломали,
Калинушку ломали,
Ну что ж, кому дело, ломали!
Ну, кому какое дело, ломали!

Во пучочки вязали,
Во пучочки вязали.
Ну что ж, кому дело, вязали!
Ну, кому какое дело, вязали!

На дорожку бросали,
На дорожку бросали,
Ну что ж, кому дело, бросали!
Ну, кому какое дело, бросали!

Хозяйка:

Уж в Сибири так идет, что талантливый народ,

Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.

И блоху он подкует, дом добротный возведет

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет!

Хозяин: Сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься! Кто хочет показать свое умение?

Игра «Кто быстрее смотает клубок?»

После игры звучит русская народная музыка. Входят 4 мальчика.

1 мальчик:

Эй, девчата выходите, хороводы заводите!

2 . Ведь сибирский наш народ ловко пляшет и поет!

3. Парни здесь мастера, ловко правят все дела!

4 . Да и девушки под стать, им не станут уступать!

Хоровод « А мы просо сеяли»

Хозяйка:

Небылицы в лицах сидят в теремах – светлицах,

Щелкают орешки, да творят посмешки

Ни короткие, ни длинные

А такие, что в самый раз, как от меня до вас!

Гости переговариваются небылицами

1 .Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

2 .На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.

3 .Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота:
«Караул, деревня, мужики горят!
Бабы сарафаном заливать хотят».

4. Тимошка в лукошке поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается.
Агафон на печи обувается.

5. Агафонова жена при дороге жила,
Калачи пекла.
Уж как эти калачи
Во весь день горячи.

Мальчик:

Мы по улице гуляем, хороводы выбираем.

Где веселый народ – тут и будет хоровод

Хоровод «Тетера»

(перепляс)

На правой руке парня лежит правая рука девушки. Левой рукой он обхватывает её талию, она держится за эту руку своей левой рукой. На первую фразу «ох, я!» парень кружит девку под своей правой рукой. На словах «я тетёрку нашла», когда девка обернулась лицом к парню, он левую руку подаёт девке слева от себя, она левую руку - парню слева от себя.
Дальше всё время на протяжении припева меняются партнёрами, хватаясь то правой, то левой рукой.
Я у батюшки жила,
Я тетёрочку пасла.
Ох, я, я тетёрку пасла,
Ох я, на зелёном лугу,
Ох я, не поймала тетевину,
Ох я, только вырвала перину.
Ох я, уж я с этой тетевины
Ох я, уж я сделаю дуду,
Ох я, уж ты, дудка моя,
Ох я, веселушка моя
Ох я, весели-ка меня
Ох я, на чужой стороне
Ох я, у большой у семье.
Ох я, а семья - три сына,
Ох я, один коней пасёт,
Ох я, другой лапти плетёт,
Ох я, третий сидит на камушке,
Ох я, держит козу на вязушке,
Ох я!
На последней фразе «на чужой стороне» с новой партнёршей становятся в первую позицию и идут по кругу до припева.

Хозяйка:

Посмотрите-ка в окно

Скоморохов там полно!

В дудочки играют,

Народ созывают!

Звучит веселая музыка. Входит скоморох с медведем.

Скоморох : Здравствуйте народ честной! Зовут меня скоморох Тимошка - шуток полное лукошко!

А это мой дружок лохматый.

Ну-ка, мишка, топни лапой!

Я на балалайке буду играть,

А мой мишенька будет плясать!

Скоморох играет. Медведь пляшет. Все хлопают.

Скоморох:

Мишка, Мишка! Не ленись, добрым людям поклонись.

Продолжаем играть и друг друга забавлять.

Мишка, покажи, как малые дети плачут!

А как смеются? Как солдаты шагают?

Как мышки от кота убегают?

Как Дуняша пляшет и платочком машет?

А, теперь мишенька покажи, как девицы в лес по грибы да по ягоды ходят.

Медведь показывает.

Скоморох: Вижу себя вы узнали! А в такую игру вы играли?

Подвижная игра «У медведя во бору»

Скоморох: Славно мы повеселились, пора и честь знать. Пойдем мишенька дальше, по деревням, по городам. Себя показывать, да на людей смотреть!

Скоморох и медведь кланяются и уходят.

Хозяйка: Молодец, Михаил, добрым людям угодил! Доброго тебе пути, к нам ещё приходи!

Хозяин:

Как известно всем подружки-

Мастерицы петь частушки

И вы парни не зевайте

А девчатам помогайте!

СИБИРСКИЕ ЧАСТУШКИ «ЕЛОЧКИ – СОСЕНОЧКИ»

1. У елочки – сосеночки

Тоненькие веточки,

Мы сибирские девчонки,

Все мы как конфеточки

2. Девушки – белянушки,

Садитеся на санушки.

На моей каурушке,

Прокатимся по улушке.

3. Я хотела пофорсить,

Длину юбку поносить.

Мой Мишутка косолапый

Наступил на юбку лапой.

4. Как сибирские девчонки

Не умеют танцевать.

Все посидки, те же речи –

«Смолки дайте пожевать».

5. Хорошо гармонь играет,

Раздается тут и там.

Мы сибирские девчонки,

Хорошо живется нам.

6. Вот в Белово я живу

Песни про Сибирь пою

А приеду на Алтай,

Не забуду родной край.

7.Ах, седая ты тайга,

Чем к себе ты приковала?

Кедрами над кручею,

Да силою могучею.

Кто-то пусть скороговорит.

Остальных прошу молчать!

Девочка:

Ну что ж, говори свою скороговорку.

Нам ее повторить,

Что комара словить!

Бой скороговорок между гостями и хозяевами.

Хозяйка: Вижу я, что вам поиграть захотелось. Есть у меня для вас сибирские игры.

Хороводная игра «ЗАИНЬКА» (выбор с поклоном)

Хоровод водят, взявшись за руки и высоко подняв над головой, образуют «окошки», в которые пытается выскочить «заинька». В той стороне хоровода, куда устремляется «зайка», резко опускают руки, мешая ему.

Заинька серенький,
Заинька беленький,
Некуда зайке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Есть города турецкие,
Есть замки немецкие.

Попытки обычно безуспешны, хоровод останавливается, все хлопают в ладоши:

Ну-ка, зайка, скоком-боком
Перед нашим хороводом,
Ну-ка, зайка, не ленись,
Кого любишь, поклонись.

Тот, кому кланяется «заинька», выходит в круг. Начинают сначала. Если же «зайка» выскочит в круг входят двое, кто выпустил.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу. Хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Мальчик:

Много танцев есть на свете

Мы их любим танцевать

И на этих посиделках

Мы б хотели вам сплясать!

Хоровод «Восьмера»

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного переходят из одного круга в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым. «Восьмерку» лучше всего исполнять простым или переменным шагом.

Хозяин: Играми, да плясками сыт не будешь! Славится наш сибирский народ гостеприимством, да угощением знатным!

Хозяйка:

Чай горячий – наша сила, украшение стола.

С чая лихо не бывает!» - так в народе говорят!

Чай - здоровье, всякий знает

Пей, хоть 5 часов подряд!

Хозяин: Мы вас к чаю приглашаем

И заданье назначаем

Угадайте-ка, гости дорогие

С чем мы чай вам наливаем!

Игра «Определи на вкус»

На подносе стоят заварочные чайники, в которых заварен травяной, ягодный чай.

Мальчик: Посидели, повеселились, пора и по домам!

Девочка: Спасибо хозяин и хозяюшка, за веселье и за угощенье!

Гости кланяются и уходят. Звучит русская колыбельная музыка. Хозяйка зажигает свечу. Гаснет свет.

Хозяйка: За окном вечер наступает,

На нас дрему напускает.

Хозяин: И то верно, посидели, повеселились, пора и на покой.

Хозяйка и хозяин дуют на свечу и уходят. Звучит веселая музыка. Входит скоморох.

Скоморох:

Вот и весь наш сказ! Мы порадовали вас?

Строго нас вы не судите,

И почаще на наш огонек заходите!

Скоморох кланяется и уходит.


Досуг «Русские посиделки»

Подготовительная группа

Цель:

Формировать умение организованно и интересно проводить досуг;

Вызвать интерес к русским традициям;

Оформление: убранство зала стилизовано под деревенскую избу: столы, лавки, печь, самовар, деревянная и глиняная посуда.

Ход досуга:

  1. Вступительная часть.

Ведущая.

Посиделки - это вечер отдыха, который можно приурочить к православным праздникам, к выходным дням. На посиделки сходятся для увеселений. Здесь поют и пляшут. Посиделки- это встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен. Посиделки необходимы и для поддержания и продолжения фольклорных традиций, для культуры общения.

Культуре праздничного общения надо учиться. Русские люди должны уметь отдыхать, используя традиции своих предков.

На посиделки собираются в установленное время. Помещение украшают предметами старины.

  1. Посиделки.

Под звуки баяна выходит Хозяйка посиделок.

Хозяйка.

Собрались сегодня мы,

Хвори - нет и не тоски.

Начинаем с хлеба-соли,

А букет наш - колоски.

Ставит букет - снопик из колосьев в глиняной вазе на стол. Выходят три девочки в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются.

1-ая девочка

Мы начинаем посиделки,

Несем вам хлеб и соль

На этой расписной тарелке.

2-ая девочка

Живы традиции на Руси,

Какого б не было пути,

От старины нельзя нам отступать,

Традиции нам надо соблюдать.

3-я девочка

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке,

Из наших рук вам хлеб и соль!

Ешь на здоровье, хочешь сколь!

Кланяются на четыре стороны и вручают хлеб самому старшему. Тарелку двигают по кругу, каждый участник отщипывает кусочек от каравая, макает в соль и съедает.

3. Программа «Пельмени».

Хозяйка.

Русские пельмени,

Пельмени-пельмешки.

Ешь - не хочу,

Сто штук проглочу!

Звучит русская народная музыка. Девочки вносят на тарелках горячие пельмени, ставят перед гостями на стол. Гости, отведав пельменей, слушают хозяйку.

Хозяйка . Бежали овечки по калинову мосту, увидели огонь, кинулись в воду. О чем идет речь?

Дети. О пельменях.

Хозяйка. Правильно! По-фински пельмени - «пельняни». На вогульском языке пельмени называют так: пель - ухо, нянь - хлеб. Получается - «ушки из хлеба».

Дети. Давайте поиграем.

Хозяйка. Хорошо! А в какую игру?

Мальчик . В ушки.

Хозяйка. Итак, игра «В ушки».

Двое играющих становятся друг против друга поднимают обе руки, согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням другого. В такт песне они ударяют в ладоши друг другу:

Мама била, била, била

И все папе доложила,

Папа бил, бил, бил

И все бабе доложил.

Баба била, била, била

И все деду доложила.

Дед бил, бил, бил

И все сестрам доложил.

Сестры били, били, били

И все братьям доложили.

Братья били, били, били

И в кадушку закатили.

А в кадушке две лягушки -

Закрывай скорее ушки!

Произнося последнюю строчку, играющие быстро прикрывают ладонями уши. Побеждает тот, кто сделает это первым.

Девочка. Если это ушки, то причем тут пельмешки?

Хозяйка. Потому что пельмешки похожи на детские ушки.

Дети обращают внимание на уши соседа и убеждаются, что пельмени напоминают форму детского уха.

  1. Игры, забавы.

Игра «Лень».

Один из играющих изображает лень. Он садится на землю. Дети его спрашивают:

Тепло ли тебе, Лень?

Холодно ли молодому?

Лень. Не тепло!

Дети (поют).

Не одеть ли нам его?

Не обуть ли нам его?

Как с молодца кафтан,

Со старушки сарафан,

С молодицы- то платок,

С красной девицы венок.

Дети изображают, как они одевают лень.

Дети . Что ты, лень, сидишь?

Лень. Пить, есть хочу!

Дети. Что тебе надобно?

Лень. Яства боярские, напитки государские!

Дети (поют хором под русскую народную мелодию).

Кто спину не гнет,

Тому ложка не в рот,

А где гнулась спина -

Там рожь густа,

Густа и колосиста,

Колосиста, ядриста:

С зерна-то пирог,

С колоска - весь мешок.

Поскачи-попляши лень,

Тогда дадим пить-есть!

Лень (встает)

Я работать буду,

Про лень позабуду.

А сейчас я попляшу,

Вас, друзья, повеселю!

Игра "Пугало» (под р.н.музыку «Во саду ли»).

Во саду ли, в огороде, Пугало стояло.

Оно старою метлою птичек разгоняло.

Во саду ли, в огороде фрукты наливались,

Но их птицы не клевали, Пугала боялись.

«Пугало» (взрослый) просит детей помочь ему охранять огород, сделать загородки - плетень. Дети встают в четыре шеренги вдоль стег зала, соединив руки в «плетень». Каждая шеренга получает «свой номер».

На слова «Во саду ли в огороде пугало стояло» идут навстречу друг другу 1 и 3 шеренги в конце фразы кланяются друг другу. На словах «Оно старою метлой птичек разгоняло» 1 и 3 шеренги отходят назад.

Под пение следующий двух строк то же самое делают дети из 2 и 4 шеренг. Далее под музыкальное сопровождение дети двигаются бегом врассыпную. По окончании музыки дети останавливаются в разных местах. «Пугало» дает сигнал (например, стучит метлой об пол), дети бегут на свои места и «заплетают плетень». Педагог отмечает победителей.

Игра «Челнок»

Выбирают двух ведущих. Один из них - челнок, другой - нитка. Остальные участники встают парами в круг, берут друг друга за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Челнок встает у одной пары, нить - у другой. Все поют:

Челнок бежит,

Земля дрожит,

Шьет-пошивает,

Дале посылает.

Со словами «дале посылает» челнок начинает бегать змейкой, пробегая через каждые ворота, а нить его догоняет. Если нить догоняет челнок прежде, чем он успеет обежать круг, то она становится челноком, а нитью выбирается новый игрок.

Хозяйка.

У кого хороший вкус,

Начинаем перекус.

Входят три девочки, выносят на тарелках жареный картофель с соленым огурчиком.

Девочки.

Русская картошка,

Каждому по плошке.

На масле поджаренная,

С мяском, да с кваском!

Всем по плошке - нет лучше картошки!

К картошке подают по кружке кваса.

Хозяйка.

Говорилки - прибаутки -

Это русские шутки.

Говорить - шутить мы будем,

Про веселье не забудем.

Выбегает Тит с ведром «смолы».

Дети. Куда, Тит, идешь со смолой?

Тит. Лодку смолить?

Дети. На что лодка?

Тит . Рыбу ловить?

Дети . На что рыба?

Тит . Ковалечка (кузнеца) кормить.

Дети . На что ковалечек?

Тит. Ковать топорочек.

Дети . На что топорочек?

Тит. Рубить лесочек.

Дети. Что в тот лесочке?

Тит. Дубовая бочка.

Дети. Что в той бочке?

Тит . Маковое зерно.

Дети. А где зерно?

Тит. Куры склевали, в поле побежали.

Дети. А где поле?

Тит. Цветами заросло?

Дети. А где цветы?

Тит . Дети пощипали.

Дети. А где дети?

Тит. На войну побежали.

Дети . А где война?

Тит . Посреди двора!

Хозяйка.

Кто шутку расскажет,

Тот свой ум покажет!

Мальчик.

Вот приехали два брата

Во деревню из села,

Одного зовут Ерема,

А другого звать Фома.

Вот Ерема купил лодку,

А Фома купил челнок.

У Еремы лодка с дыркой,

У Фомы челнок без дна.

Вот Ерема стал тонуть.

Фому за ноги тянуть,

Вот Фома пошел на дно,

А Ерема там давно.

Девочка.

Это, дети, да не чудо ли?

Бегала дубинка с мальчиком в руках,

А за ним тулупчик с бабой на плечах.

Кнут схватил собаку парить мужика,

А мужик со страху влез на ворота.

Деревня закричала: «Озеро горит!»

Сено со дровами тушить пожар спешит.

Дети водят хоровод.

Хозяйка.

Собирайся народ,

Становись в хоровод,

Будем бойко плясать,

Каблуки ломать!

Дети становятся в круг, поют и пляшут.

Уж топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне Ванюша,

Попляши-ка со мной!

Дроби бей, дроби бей,

Под ногой воробей!

Под другой - серый гусь,

Я плясать-то не боюсь!

Бабка Оля пляшет,

Платочком белым машет,

Песни новые поет,

В пляске спуска не дает!

Эх, топни нога,

Топни правенькая!

Я плясать пошла,

Хоть и маленькая!

Пойду плясать

По соломушке.

Раздайся народ

По сторонушке!

Встал наш В аня на носок,

А потом на пятку

Стал он русскую плясать,

А потом вприсядку!
Топ-топ топочок.

Приударь-ка, башмачок!

Так и этак,

Так и сяк!

Вот и этак!

Вот и так!

Ух, ух, во весь дух!

Попляши, Игнат,

За двух!

Мы частушек много знаем,

И хороших и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких!

  1. Заключительная часть.

Выходит хозяйка с девочками, которые обслуживали гостей, и со скоморохами.

Хозяйка.

До свиданья, посиделки,

Посиделкам каждый рад,

Делу - время, а потехе -

Удели счастливый час!

Девочки.

Посиделки, вечеринки,

Наши яркие картинки.

Это русские картинки,

Жизни нашей на Руси!

Скоморохи.

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светелке,

До свиданья, ждем еще,

Любим вас - и это все!

Посиделки окончены.

Сценарий праздника «Веселые посиделки» в детском саду.

Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.

· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

· Доставить детям радость.

Взрослые:

· Хозяйка

· Домовой Кузя

· Медведь

· Машенька

Атрибуты:

· Лисья рукавичка

· Корзинка с рыбой

· Платочек для игры, 8 платков для танца

· 2 ведра, коромысло, снежки

· 8 деревянных ложек

· Короб, пирожки

Анализ: На основе данного сценария был проведен фольклорный праздник с детьми подготовительной к школе группе детского сада «Колосок». Стоявшая изначально цель – воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены пословицы, поговорки, песни, которые, несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.

Ход мероприятия

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т. д..


/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /

Ведущая: На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

/ Под русскую народную мелодию «Завалинка» выходит Хозяйка и дети /

Танец по показу

Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

/ Хозяйка рассаживает детей /

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/ Дети по очереди говорят пословицы /

1) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить – не лукошко шить!

3) Домом жить – не развеся уши ходить!

4) Домом жить – обо всём не тужить!

5) Дом вести – не лапти плести.

6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.

Девочка: Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?

Хозяйка: С удовольствием.

Песня «Русская изба»

/ музыка и слова /

Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.

Ну, хватит песни распевать, пора и поиграть.

Русская народная игра «Тетера»

Игра «Ленточки»

Хозяйка: Играть-то Вы – мастера, а плясать-то умеете.

Девочка: Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

Танец по показу «Шел козел по лесу» с родителями

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)

Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.

Печь избу согревает, да освещает.

Хозяйка: Кто это из-за печи со мной разговаривает?


Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,

Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да!!!

Хозяйка: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят

Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая – ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя: Ну…так и быть – слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой –

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

Игра «Домовой»

Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)

Кузя: У меня для Вас подарочек есть. Вот, глядите! (выносит из-за печки решето)

Хозяйка: Кузя, да ведь это же обыкновенное решето.

Кузя: Моё решето – чистое волшебство, в нём песни, сказки, игры да пляски!

Хозяйка: Достань-ка нам, Кузя, еще какую-нибудь игру.

(Домовой сначала достает мешок, затем подушку)

Игра «Бег в мешках»

Хозяйка: А сейчас мы предлагаем вам игру –

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят,

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

Игра «Бой подушками»

Хозяйка: А какая там сказка? (заглядывает в решето и достаёт оттуда лисью рукавичку)

Да это ж лисья рукавичка! И что это значит, Кузя.

Кузя: А вот что. Решето, решето, свежим лыком обвито. Обвито-обвито, снегами умыто!

Хочу, чтоб сказка к нам явилась!

/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит девочка в костюме лисы, в руках у неё корзина с рыбой./


Лиса: Ох, устала я, устала –

Возле реченьки гуляла.

Мужичка перехитрила

И всю рыбу утащила!

Волк: (выбегает) Здравствуй, Лиса, рыжая краса!

Лиса: Как дела, зубастый?

Волк: Ничего идут дела, голова пока цела.

Лиса: Где был?

Волк: На рынке.

Лиса: Что купил?

Волк: Свининки.

Лиса: Сколько взяли?

Волк: Шерсти клок…

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке.

Лиса: Кто отгрыз?

Волк: Собаки! Ну, а ты-то где бродила?

Лиса: Рыбку в проруби ловила.

Только хвостик опустила,

Видишь, сколько наловила… (показывает корзину с рыбой)

Волк: Рыбки тоже я хочу (тянется к рыбе, но Лиса быстро прячет корзину за спину)

Лиса: Так поймай, я научу.

Ты ступай, дружок, к реке,

Сядь в укромном уголке.

Хвост свой в прорубь опускай

И всё время повторяй:

Ловись, рыбка, большая и маленькая.

Волк: Ну, спасибо, Лисавета!

Помогла ты мне советом.

Где тут прорубь? Покажи.

Лиса: (показывает, кричит вслед) Не забудь, слова скажи.

/ Волк и Лиса уходят из зала /

Хозяйка: И, правда, Кузя, твоё решето волшебное. А что там у тебя ещё есть (заглядывает в решето и достаёт красивый платочек). А для чего этот платок? (ответы детей)

Хозяйка: Ну-ка, девочки, скорее выходите,

По платочку каждая возьмите,

Танец свой красивый покажите.

Танец «Красный сарафан»

Кузя: А я Вам хочу загадки загадать.

1) Чудо, чудо сошлось с кругом:

Дыр много, а выскочить некуда. (Решето)

2) Под крышей четыре ножки, под крышей – суп, да ложки. (Стол)

3) Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (Лапша)

4) Веду я внучка по всем комнатам за ручку. (Веник)

5) Мать пузата, сын горяч, а внук кучеряв. Что это такое? (Дым)

Хозяйка: Наши детки тоже знают много загадок!

Кузя: Загадывайте свои загадки! Ваши родители мне помогут их отгадать!

Кузя: Какие у вас родители молодцы! Спасибо вам!

Хозяйка: Кузя, что-то мы давно в твое волшебное решето не заглядывали.

Кузя: Сейчас посмотрим

Игра «Кто у нас хороший»

Игра «Барин»

Хозяйка: Кузя, а что у тебя ещё есть в решете? (Кузя вытаскивает из решета щуку)

/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит мальчик в костюме Емели. В руках вёдра /

Емеля: Эге-гей. Кто меня звал, вызывал?

Только по воду пошёл,

Прорубь я в реке нашёл

Стал я вёдра опускать,

Только слышу, что тихонько

Стал меня вдруг кто-то звать.

Испугался я, ребята,

Вёдра задрожали,

Ноги сами в путь пустились,

И вот я перед Вами.

Чудеса со мною всякие случаются,

Но такое первый раз со мною приключается.

Хозяйка: А вёдра-то зачем! Что же сними делать?

/ Выходят мальчик и девочка на середину зала /

Мальчик: Обойди хоть всю планету,

Лучше русской пляски нету!

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Девочка: Раздайся, народ, меня пляска берёт,

Пойду попляшу, на людей погляжу.


Танец «Ай чу-чу»

Кузя: Вот ложка в решете почему оказалась, не пойму. Кашу что ли будем есть?

Хозяюшка: А вы, ребята, догадались? (ответы детей)

Ведущая: Велика РОССИЯ наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах

На весь мир молва идёт!

Ложкари играть начнут

Ноги сами в пляс пойдут!

От зари и до зари

Веселятся ложкари.

Ансамбль ложкарей

Кузя: Как известно всем, подружки – мастерицы петь частушки. И Вы, парни, не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Частушки

Хозяйка: Кузя, а в твоём решете ещё остались чудеса?(заглядывает в решето и достаёт пирожок)

Да это же пирожок!

/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит мальчик в костюме медведя с коробом за спиной. /

Медведь: (подойдя к пеньку) Сяду на пенёк, съем пирожок!

Неси ребяткам угощенье!

Медведь: Ишь, какая глазастая. Высоко сидит – далеко глядит.

Медведь: Сяду на пенёк, съем пирожок!

Машенька: Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси ребяткам угощенье!

Медведь: (подходит к хозяйке) Вам Машенька короб с пирожками прислала.

Хозяйка: Спасибо, Михайло Потапыч. Машеньке кланяйся от нас.

Хозяйка: Молодцы, задорно поиграли, удаль свою показали!

Вот так веселился народ в старину.

А мы к столу всех приглашаем

Пирогами угощаем!

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!

Хозяйка: Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много-много лет. А мы вас в гости будем ждать.

Воспитатели:

Игнатова Татьяна Александровна;

Клишкина Надежда Борисовна;

МА ДОУ детский сад №186 города Тюмени

Программные задачи:

Познавательное развитие: Знакомить детей с бытом и традициями русского народа; знакомить с предметами обихода (печью, самоваром).

Речевое развитие: Закреплять знание детьми пословиц о труде, частушек о быте, о доме.

Художественно-эстетическое развитие: Знакомить с дымковской игрушкой; учить украшать дымковскими узорами игрушки, вылепленные из глины; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту изделий народного промысла – дымковской игрушки.

Физическое развитие: Знакомить с народными играми.

Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.

Оборудование: макет русской печки, предметы обихода, утварь, помогающие воссоздать интерьер русской избы; образцы дымковских игрушек, проектор, две корзины, шишки, презентация «Обычаи и традиции русского народа», презентация «Дымковские игрушки».

Раздаточный материал: Дымковские игрушки, вылепленные из глины, окрашенные белой гуашью (заготовки); кисточки, гуашь разных цветов, салфетки, подставки, баночки с водой.

Место проведения мероприятия: групповая комната и музыкальный зал

Ход мероприятия:

Группа оформлена в народном стиле, в виде горницы русской избы. Расставлены предметы быта русского народа. Под русскую народную мелодию входят родители, хозяйки их встречают.

Хозяйка 1: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по-старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Хозяйка 2: Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – честь!

Хозяйка 1: Давно вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяйка 2:

На завалинках, в светёлке,

Иль на брёвнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Хозяйка 1:

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Дома сидеть – ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку)

Хозяйка 2: Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Хозяйка 1: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен.

Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Вот такой трудолюбивый русский народ! (показ слайда «Русская изба»)

Хозяйка 2: Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о труде? Сейчас мы все вместе их вспомним. Я начну, а вы закончите.

Пословицы и поговорки о труде.

  • Поскорей подрастай, да к работе… (поспевай).
  • Без труда не вынешь и рыбку… (из пруда).
  • Кто любит трудиться, тому без дела… (не сидится).
  • Долог день до вечера, коли делать … (нечего).
  • Что посеешь, то и … (пожнешь).
  • Была бы охота, будет и … (работа).
  • Мала пчела, да и та… (работает).
  • Терпенье и труд,… (все перетрут).
  • Труд человека кормит,… (а лень портит).
  • Землю красит солнце, а… (человека труд).
  • Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош,… (кто на дело гож).
  • Умелые руки… (не знают скуки).
  • Не всякий хлеб сеет, да всяк… (его ест).
  • Кончил дело,… (гуляй смело).
  • Любишь с горочки кататься,… (люби и саночки возить).
  • Дело мастера… (боится).

Хозяйка 1: А что за веселье без задорных частушек! Где частушка поётся, там весело живётся! А вы ребята, знаете частушки?

Эй, девчонки – хохотушки,

Не пора ли спеть частушки?

Хозяйка 2:

А мальчишки тоже встанут,

От девчонок не отстанут!

Дети исполняют частушки

Мальчики:

Дуйте ветры, дуйте,

Буйные кружитесь,

По деревне мы идём

Все остановитесь.

А вы кто такие, чьи?

Откуда появились?

У нас нет таких девчонок,

Чтобы в вас влюбились.

Мальчики: Ну!

Девочки: Да! Вот такие вот дела!

Мальчики:

Заиграй-ка, балалайка,

Начинай гулянье.

Пропоём мы вам частушки

Для всего собранья!

У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа

Косолапы женихи.

Мальчики: Ну!

Мальчики:

Запрягайте кошку в дрожки,

А котенка в тарантас.

Повезу свою подружку

Всем соседям на показ!

Я сижу на бочке,

Румяные щёчки.

Говорят, что навелась,

А я такая родилась!

Мальчики: Ну!

Девочки: Да? Вот такие вот дела!

Разрешите в этом доме,

Разрешите поплясать.

Я не буду сильно стукать,

Только буду припевать.

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть,

Неужели в этом доме

Половице лопнут.

Плясать пойду,

Отходите дале!

Неужели вы меня

Раньше не видали.

Ох, кончаю петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра

Коли делать нечего.

Хозяйка 2: В избе самое главное – печка (показ слайда «Русская печь в избе»). В ней и каша кипит, и хлебы пекутся-подрумяниваются, и тепло от неё, и поспать-подремать на ней можно, поэтому и песни о печи поются и хороводы пляшутся. Давайте и мы встанем в широкий хоровод.

Народная хороводная игра «Кто у нас хороший?» (музыкальное сопровождение).

Хозяйка 1: Повеселились от души, пора и стол накрывать. А кто знает, что самое главное на столе должно стоять? Самовар!

А вы знаете ребята, что раньше самовар разжигали сначала еловыми или сосновыми шишками, а потом уже дрова подкидывали. Давайте, ребята, и мы с вами попробуем самовар разжечь, но сначала нам нужно насобирать шишек.

Игра «Кто быстрее насобирает шишек».

Хозяйка 2: Пока самовар закипает, мы с вами за работу возьмемся. В старину на Руси и забавы разные были и игрушки необычные.

Презентация «Дымковские игрушки».

На берегу реки Вятки стоит село Дымковская слобода. С давних пор в этом селе умелые мастера делают яркие нарядные игрушки. Да игрушки не простые – они сделаны из глины. Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из нее фигурку. А глина мягкая, мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу в печь. От огня и жара фигурка высыхает и становится твёрдой, как камушек. Остынет игрушка после печи – мастер красит её всю в белый цвет. Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!.. Мастер берет яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами.

А игрушки выходят просто загляденье! (рассматривают игрушки на столе)

  • Олень – золотые рожки! На груди полосы и дорожки.
  • Дымковский индюк хорош – лучше в мире не найдешь!

Красный, синий, золотой, вот какой весь расписной!

  • Конь домчит до карусели! На коня вскочил Емеля.

Улыбнулся, засвистал, засвистал и поскакал!

  • По двору петух шагает. Курочек он охраняет.
  • Дымковская барышня ходит не спеша.

Ею все любуются: «Ах, как хороша!»

Вот какие яркие, весёлые игрушки делают дымковские мастера! И мы сегодня с вами тоже будем мастерами – будем расписывать дымковскими узорами вот эти замечательные игрушки (рассматривают заготовки).

Какие элементы росписи использовали мастера? (круги, полоски, точки). Вы знаете, что в этих элементах есть секрет? Круг – означает солнце; волнистые линии – воду, а ромбик (пересечение прямых линий) – землю.

А какие цвета использовали мастерицы для росписи игрушек? (малиновый, красный, жёлтый, зелёный и т.д.)

Выберите каждый себе игрушку и проходите в нашу мастерскую!

Роспись заготовок дымковских игрушек (продуктивная деятельность).

Хозяйка 1: А сейчас мы с вами отправимся на весёлую ярмарку! Удивим всех нашими игрушками и повеселимся!

Отправляемся на ярмарку. Демонстрируем свои расписанные игрушки, нахваливаем их.

(фотография 5,6)

1. Наши руки крендельком

Щеки будто яблоки

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

2. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

3. Петушок, петушок,

Через тёмный лесок.

Через лес, через реку

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

4. Мы игрушки знатные

Складные да ладные

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Хозяйка 2:

Ох, и расплясались! Ох, и разгулялись!

Молодо – зелено, погулять велено.

Хозяйка 1:

Молодёжь с вечера не укладёшь,

А с утра не поднимешь.

Хозяйка 2:

В небе, будто от побелки,

Засветился млечный путь.

Отшумели посиделки,

Где пришлось нам отдохнуть.

Хозяйка 1:

Прощаясь с вами, мы желаем

В мире жить, всем дружить,

Родным краем дорожить,

А на праздниках весёлых

Петь, плясать и не тужить!

Хозяйка 2:

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями

Все: ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

Список литературы:

1.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1991.- 176с.

2.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Учебно-методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011. – 207с.

3.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т.С. Комаровой – Москва: Мозаика-Синтез, 2014.- 359с.

4.Фотографии из архива воспитателей: Клишкиной Н.Б.Игнатовой Т.А.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»

Цель: Пробуждать интерес к народной культуре. Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, танцы.

Задачи:

  1. Знакомить с традициями русских посиделок.
  2. Расширять представление детей о различных формах русского фольклора (поговорки, загадки, пословицы, потешки).
  3. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, используемых в русском фольклоре.
  4. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения русского фольклора.

Оформление зала напоминает деревенскую избу: русская печка, стол с самоваром, лавки, на боковой стене полки с глиняной посудой.

Оборудование: Русские народные костюмы для детей и взрослых,), корзинка для Маши с платком, сапогами, рукавицами, карусель, сундучок с дымковскими игрушками: курочка с цыплятами, петушок, конь, козлик, подушки, серьги, бусы, павлопосадские платки, шкатулка со скороговорками, угощение для детей: пряники, конфеты, печенье, баранки.

Предварительная работа: разучивание потешек, пословиц, поговорок, загадок, песен, танцев, инсценировок, игр, работа с шумовым оркестром, изготовление народных костюмов, карусели.

Ход праздника

Дети в русских народных костюмах - гости из трёх деревень. В одежде каждой деревни есть своё отличие. Хозяйка встречает гостей на пороге. Звучит русская народная мелодия.

Хозяйка: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! Рада видеть вас у себя в гостях, в светлой горнице. Здесь для всех гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю по старинному Посиделками называется. Пожалуйте, гости дорогие, веселья вам да радости!

(Под р.н.м. в зал входят дети 1-ой группы)

Хозяйка: Здравствуйте, проходите, будьте, как дома!

Один из гостей: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

Хозяйка: Проходите, горница у меня большая, светлая, всем места хватит. У меня для каждого найдётся и местечко и словечко.

Один из гостей: Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

(Хозяйка усаживает гостей на лавку. Входит следующая группа детей)

Хозяйка. Проходите, гости, дорогие! Гостю почёт, хозяйке - честь!

Один из гостей: Туда голуби летают, где их привечают.

(Хозяйка усаживает гостей)

Хозяйка: Собралось у меня гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем лм слышно? Всем ли места хватило?

Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком. Откуда вы пришли, долог ли был ваш путь?

Гости из Веселухина:

Мы пришли из деревни Веселухино.
Где никогда не смолкает веселье.
Где песни и пляски круглый год.
А стоит наша деревня на перекрёстке двух дорог.
Кто не пройдёт - всяк рассмеётся,
Кто не проедет - всяк спляшет.

Гости из Загадкино:

А мы живём в деревне Загадкино.
У нас все избы полны загадками.
А отгадки так и скачут по улицам.
А живём мы и на горке, и под горкой,
И у речки, и у моря,
Чтобы не было никакого горя!

Гости из Потешкина:

А мы из Потешкина!
У нас всё задом наперёд!
Пойдёшь налево, придёшь направо.
Бросишь высоко, летит далеко.
А живём под горой, на берёзе на большой!

Хозяйка: Вот какие вы весёлые! А с чем вы пришли ко мне? Ведь Веселухино - весёлая деревня.

1 гость: А пришли мы с шуточной песней.

Скоморошина «Во зелёном, во бору»

2 гость: Во саду ли, в огороде,
Да при всём честном народе
Веселуху спляшем вам,
А вы хлопайте все нам!

Танец с ложками.

3 гость: Эй, весёлый народ, становись-ка в хоровод!
Будем в селезня играть, самых лучших выбирать!

Хороводная игра «Селезень и утица».

5 гость: Продолжаем мы веселье,
Все бегом на карусели!

Игра «Карусель».

Хозяйка: Спасибо вам, весёлая ваша деревня. А теперь послушаем гостей из Загадкино. С чем вы пришли?

Гости из Загадкино: С загадками!

1. Без рук, без ног, а рисовать умеет? (Мороз)

2. Бел, да не сахар, ног нет, а идёт? (Снег)

3. Снег на полях, лёд на реках, Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

4. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. (Заяц)

Хозяйка: Сразу видна деревня Загадкино. Что ни слово, то загадка. Молодцы! А чем нас порадуют гости из Потешкина?

Гости из Потешкина:

1. Пошла Маша на базар, принесла домой товар:
Маша: (Достаёт из корзины покупки)
Родной матушке - платок, посерёдочке цветок,
Братьям-соколам - по козловым сапогам.
Сестрицам-лебедицам - по тёплым рукавицам

2. Курочка-рябушечка, куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи!

Хозяйка: Для дорогих гостей приготовила я чудесный сундук.

Сундучок мой непростой,
В нём товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Весёлые зверюшки.
Вынимаем на показ и ведём про них рассказ.

(Хозяйка достаёт из сундучка игрушки, дети читают про них стихи-потешки).

Хозяйка: А песни потешные вы знаете?

Р.н.п. «Петушок».

Хозяйка: Где песня льётся, там легче живётся. Запевайте-ка песню шуточную-прибауточную.

Р.н.п. «Комара женить мы будем»

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

(Дети по очереди соревнуются. Хозяйка хвалит их)

Хозяйка (Родителям): И для этих гостей, званых да почётных, я приготовила скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Мою шкатулку открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.

(Желающие достают из шкатулки листки со скороговорками, по очереди проговаривают их)

  1. Летят три пичужки через три пустых избушки.
  2. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
  3. Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  4. Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

Хозяйка: Ай да молодцы! Славно у вас получается!

Мальчики (собираются в кружок, шепчутся, потом подходят к девочкам и говорят): Приглашаем танцевать!

Девочки (отворачиваются): Не хотим!

Мальчики (руки в боки): Почему?

Девочки (встают и протягивают руки): Подарки давайте!

Мальчики (смущённо отходят от девочек): Какие подарки?

1 мальчик: Ай, Тари, Тари, Тари!

Куплю Маше янтари! (показывает бусы)

2 мальчик: А останутся деньги?

1 мальчик: Куплю Маше серьги! (показывает серьги)

2 мальчик: А останутся пятаки?

1 мальчик: Куплю Маше башмаки! (показывает)

1 мальчик: А останутся грошики?

2 мальчик: Куплю Маше ложки! (Показывает ложки)

1 мальчик: А останутся полушки?

2 мальчик: Куплю Маше подушки! (Показывает подушки)

3 мальчик: А я сквое купил платок, посерёдочке цветок.

(Достаёт из-за спины платок)

Мальчики берут полушалки и приглашают девочек танцевать. Исполняется «Парный танец с платками» р.н.м.

Хозяйка: Всем известно, что подружки - мастерицы петь частушки. И вы, парни, не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Частушки под аккомпанемент шумовых инструментов.

Хозяйка: Ай да бубны, ай да ложки!

Поиграйте-ка ещё немножко.

В исполнении шумового оркестра звучат р.н.п. «Травушка-муравушка», «Подгорка»

Хозяйка: Спасибо вам, гости дорогие, что повеселили, потешили. Да играми и плясками сыт не будешь. Приготовила я для вас угощенье - пряники да печенье, баранки да конфетки. Угощайтесь, детки!

Хозяйка угощает детей.

1 гость: Посидели, повеселились, пода и честь знать.

2 гость: Спасибо, хозяюшка, за веселье, да за угощенье.

Хозяйка: Хороша песня ладом,
А сказка складом.
Посиделкам нашим - конец,
А кто слушал - молодец!

Пришло время расставанья. До свиданья!

Дети: До свиданья!

Под р.н.м. дети выходят из зала.